Home » Статьи » Блюз на гитаре

Блюз на гитаре

Блюз на гитаре

Эта статья посвящается тем, кто любит блюз и хочет научиться играть его.

Блюз – музыка души. Она не требует средств, модных аксессуаров, мощного оборудования. Достаточно лишь иметь простенькую гитару, возможно ту самую, любимую вами последние несколько лет.   Ведь блюз – музыка на которую откликаются струны человеческой души.

Но это все отступления, а теперь к теме:

Классическая схема блюза на гитаре имеет всего двенадцать тактов. Впрочем, новички и в сим умудряются запутаться. Тут вероятнее всего сложность в запоминании последовательности аккордов, она может казаться бессмысленной.

Начинающим приятно будет слышать, что большая часть всех блюзов играется на трех аккордах, расположенных как правило в определенной одинаковой последовательности с весьма скромными отличиями.

Так называемая «блюзовая последовательность», то есть та схема, в которой существует блюз, возникла как полагается,  гораздо позже момента, когда Колумб навострил свои тапочки в Индию, в следствии чего была открыта Америка, ну и много раньше возникновения гитар с гордым именем  Gibson.

блюз на гитаре

Куплет, он же квадрат. Состоит из двух строк, при этом первая строка этого незамысловатого текста повторяется при исполнении. При этом сам текст обычно не обладает каким-либо  особенным художественным смыслом.

На две строки песенного текста приходится три музыкальные фразы.

В блюзе на гитаре можно смело выделить три тематики, на которые поются 80% всех песен: смерть любимого песика, уход супруги или опоздание на поезд. Не нужно быть семи пядей во лбу, что бы насочинять кучу и тучу таких песенок. Это будет похоже на нечто подобное:

А-а-а, Мне так хочется спать, глаза закрываю-у-утся

О-о-о, так хочется спать, глаза закрываю-у-утся

Так почему же я продолжаю сидеть и не иду в кровать?!

И в схеме:

А-а-а, Мне так хочется спать, глаза закрываю-у-утся / проигрыш

аккорд 1 / аккорд 1

О-о-о, так хочется спать, глаза закрываю-у-утся / проигрыш

аккорд 2/ аккорд 1

Так почему же я продолжаю сидеть и не иду в кровать?! / проигрыш

аккорд 3/ аккорд 1

блюз на гитаре

Когда блюз только зародился, длина строк песен зависела только от человека, который его исполнял. Но со временем, когда пошла мода на группы, которые играли в тавернах, и состоявшие из 3-4 человек, стало необходимым брать одни и те же аккорды в одно и то же время, а не так, что бы каждый исполнитель играл то что ему в голову взбредет. Таким образом тексты приобрели свою четырехтактовость. В песне, как уже говорилось, 3 строки, каждая – четыре такта. Нехитрая арифметика и получаем двенадцать.

Аккорды, так называемого, архаичного («сельского») блюза. Но вы не переживайте, в наши дни это так же встречается, когда исполнители играют в старом стиле: номера 1, 2 и 3. Аккорды А(ля), D(ре), Е(ми)

Например:  А – А – А – А;

D – D – A – A;

Е – Е – A – A;

Расцвет этого типа блюза на гитаре пришелся на двадцатые годы двадцатого же века, позже он преобразовался в «классический».

Например:  A - A(D) – A – A, аккорды А(ля), D(ре), оба – типы одной и той же схемы

D – D – A - A

E – D – A – E

Аккорды блюз

Вообще это естественно не единственный путь исполнения блюза, он лишь самый распространенный. Но это вовсе не значит что ВЫ не должны его знать. Это касается всех гитаристов, а не только тех, что поют и играют блюз. Гитарист ДОЛЖЕН быть способен взять любой аккорд в любое время как его о том попросят, иначе он просто не гитарист.

Можно приступать к игре блюзов, каждый раз усложняйте игру на гитаре, пусть вам и кажется, что играть блюз просто, но это лишь примеры, по которым вы судите. Но попробуйте переиграть виртуозов и вы удивитесь.

Эти аккорды вы можете встретить в партитурах блюза А(ля).

Упражнения:

блюз

Попробуйте поиграть что сказать в две руки. Словно сразу на двух инструментах. Играйте аккорды, это несложно, вместе с партией баса.

Упражнение:

блюз на гитаре

Попробуйте сыграть это упражнение, используя другие аккорды схемы блюза. Для это упражнения есть несколько способов игры. Подойдите с должным вниманием к этим двум упражнениям, они – основы схемы, вы должны их знать, что бы вам легко давался блюз.

База:

Начиная играть блюз на гитаре, вы словно хотите выучить другой язык, новый и незнакомый. Сколько бы правил вы не заучили, без постоянного общения на этом языке, вам не добиться заметных успехов. Но все же основа блюза – эмоции, ваши эмоции, вы сами, ваша личность, это то, что не передается в текстовом виде. Хотите играть действительно хороший блюз – ищите свой звук, не больше не меньше.

Ритм:

Говоря о базисной основе блюза на гитаре нельзя не сказать в первую очередь о его ритме. А основа этого самого ритма – шаффл. Шаффл основан на восьми триолях, которые изображены ниже.

1

Попробуйте отбить ритм ногой, при этом играйте триоли на аккорде А-мажора с баррэ, это позволит вам почувствовать шаффл. В нотной грамоте шаффл можно записать так:

2

Чаще всего он обозначается :

3

Есть всего пять вещей которые вы ДОЛЖНЫ знать о шаффле:

  1. Главное – удар вниз
  2. Когда ваша нога отбивает ритм, делайте акцент на каждую сильную долю
  3. Приглушайте струны рукой
  4. «Баунс» - поочередно усиливайте и ослабляйте давление на соответствующих долях такта. Вы услышите ритмичность, даже более того вы ее почувствуете, а это очень важно.
  5. Рекомендую вам послушать Джимми Рида, у него прекрасное чувство ритма, которому можно позавидовать.
  6. блюз на гитаре

Так как вы – будущий ритм-гитарист, необходимо постоянно помнить о динамике, поддерживать контраст громкостей. Например, соло обычно исполняется громче вокала.

Соло в блюзе на гиатре.

Три группы, которые различаются по подходу. Это основанные на:

  1. 1 гаммах
  2. 2 аккордах
  3. 3 некое сочетание и тех и других, наиболее популярная группа

Гамма в блюзе:

Ниже я приведу рисунок, отображающий гаммы (тональность А)

4

Очень большое количество классики блюза на гитаре было исполнено именно в такой последовательности. Любой блюзовый исполнитель в той или иной мере использует эту схему.

Смысловое выделение музыкальных фраз  

На гитаре можно выразить более сильные вокальные ноты, в сравнении с фортепиано, например. Приемы вроде бендов, слайдов, вибрато, могут рассказать многое несколькими нотами. Рассмотрим такие приемы по отдельности:

Вибрато
Прием раскачивания звука. Наиболее сложный и глубокий прием. Используя этот прием можно добиться мощного эффекта, сыграв несколько нот. И для отработки вибрато, нужно потратить немало времени. Есть несколько советов для достижения хорошего звука вибрато:

Самое главное не сдавайтесь! Для приемлемой техники, многие могут потратить до семи лет тренировок;

гитара блюз

Слушайте профессионалов исполняющих вибрато, у вас должно быть представление об идеальном исполнении;

Источником движения будет кисть, но в отличие от бенда, пальцы не прилагают много усилий;

Используйте  данные упражнения, и в скором времени вы почувствуете зримые изменения:

Включите метроном на темп 60 ударов. Зажмите ноту Ля на 10 ладу второй струны, сделайте подтяжку на полтона (вверх) или чуть меньше и отпкстите. Жержа ноту, опкскайте и подтягивайте струны под такт метронома. Освоив в этом темпе увеличьте его и продолжайте выполнять упражнение следя, что бы полное движение выполнялось в каждый удар метронома. Вы должны услышать красивое вибрато, где основное правило – согласованность ритма и тона.

Далее возьмите ноту Соль на восьмом ладу и подтяните ее до тона Ля. Теперь опустите струну на полтона или меньше  подтянув ее вновь. Повторяйте это упражнение согласно указаниям играя под метроном;

Бенд  

Правило здесь таково -  бенд исполняется с аккордовым звуком. Это может, как основополагающей вашего стиля, так и случайным украшением. Рекомендовано задействовать как можно больше пальцев, это сэкономит ваши силы и придаст яркость и улучшит интонацию.

Тернэраунд

Блюз на гитаре играют с разными чувствами, но кое-что остается почти неизменным во многих блюзовых гармониях. Завершающие два такта блюзовой последовательности. Тернераунд требует значительного внимания, ведь музыканту нужно логично и эффектно закончить соло и подготовиться к слудующему (квадрату?). Это решается запоминанием нескольких тернераундовых фраз, позволяющих вам извлекать их из своего рукава.

Слайд

Скольжение от ноты к ноты раньше являлось средством придать звуку вкрадчивость, пока не появились тонкие струны (и слайд-гитара, стала апогеем этого приема звукоизвлечения). Овладев приемами бендов и слайдов, вы сможете избавить слушателя от ощущения, что играете одно и то же. Хорошим упражнением может служит исполнение соло Эрика Клэптона I'm so glad ) альбом Fresh Cream, которое можно сыграть на одной струне используя приемы скольжения и бенды.

гитара и блюз

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Яндекс
Опубликовать в Google Buzz

Также на эту тему Вы можете почитать:

Posted in Статьи and tagged as

One comment on “Блюз на гитаре

  • Очень правильно. Исходя из собственного опыта, все верно. Коротко и ясно. Ни олним пунктом нельзя пренебрегать, иначе результат будет неполный.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>