Строим дом сами

Теперь или никогда штольц. "Обломов и Штольц" - сочинение по роману Гончарова И.А

Обломов и Штольц

В романе русского писателя Ивана Александровича Гончарова «Обломов» автор раскрывает читателям особый нравственно-психологический портрет дворянского общества девятнадцатого века, его взгляды и традиции, общественные отношения и нравы людей на примере главных героев – Ильи Ильича Обломова и Андрея Ивановича Штольца, сравнивая их характеры. Обломов и Штольц – двойники или антиподы?

Обломов и Штольц – полные противоположности. Дружа с детства, товарищами они вместе читали книги, но разница в образовании сказалась на обоих. Штольц получил серьезное образование, от отца-немца он унаследовал упорность, трудолюбие, расчетливость и бережливость. Свою жизнь он не представлял без труда и заработал все, что имел, сам. Обломов воспитывался в крепостной среде, мать оберегала его от всего на свете. Маленький Обломов не гулял с детьми, практически ничего не делал. Разве может быть такой человек приучен к труду? Он далеко не глупый человек, но мысль постоянно ускользала из его головы. Обломов – натура кроткая, мягкая, в тоже время он добрая, чистая. Существенная разница в характерах героев также четко видна через их внешний облик: вся безмятежность Обломова выражается в полноте, розовых щеках, эмоциях. Штольц же напротив полностью безэмоционален, худ и высок, стремиться к постоянному пополнению знанию, в отличие от Обломова, не обремененного наукой. Итак, по многим признакам они абсолютно не похожи друг на друга, но действительно ли они антиподы?

Обломов и Штольц – двойники. В отношения с Ольгой Ильинской Обломов ощущает новую жизнь, что теперь ему есть чем заняться, кроме лежания на диване. Однако, из-за уже сложившегося характера, его апатичности, он оказался слабее своей любви. Штольц же не способен расширять круг своих интересов не на трудовую тему, практический склад ума мешает сделать ему Ольгу по-настоящему счастливой. Ограниченность Штольца никак не совпадает с активностью и разносторонностью Ольги. Оба героя никогда не задумывались о судьбе страны – Обломов разве что мечтал, а Штольцу было не до этого. Оба они занимались всю свою жизнь исключительно ее улучшением в рамках своих семей. Таким образом, мы можем прийти к выводу, что Обломов и Штольц в большей мере двойники, нежели антиподы. Несмотря на различность своих качеств, они в итоге пришли к одному и тому же.

Автор выражает свое добродушное отношение к Обломову, одновременно безразлично отзываясь о Штольце. Пусть Обломов и неидеален, он любит сердцем, а не разумом, что уже говорит о его человечности и наличии души. Гончаров использует различные способы раскрытия характеров героев – диалоги, споры, внутренние монологи и своеобразие языка героев. Все это помогает нам ответить на вопрос о схожести характерах героев и составить собственное мнение об этом великом произведении, имеющие место и в нашей жизни.

Два обстоятельства творческой истории романа "Обломов" нужно иметь в виду, чтобы правильно понять, о чем это произведение. Первым опубликованным фрагментом романа в 1849 году стал "Сон Обломова"

И. А. Гончаров работал над романом "Обломов" в течение десяти лет. В этом произведении автор выразил свои убеждения и надежды; отобразил те проблемы современной ему жизни, которые волновали и глубоко задевали его, вскрыл причины этих проблем. Поэтому образ Ильи Ильича Обломова и Андрея Ивановича Штольца приобрели типичные

Черты, а само слово "обломовщина" стало выражать вполне определенное, почти философское понятие. Нельзя исключать и образ Ольги Сергеевны Ильинской, без которого характеры мужчин не были бы полно освещены.

Чтобы понять характер человека, мотивы его поступков, нужно обратиться к истокам формирования личности: детству, воспитанию, окружению, наконец, к полученному образованию.

В Илюше сконцентрировалась, кажется, сила всех поколений его предков; в нем чувствовались задатки человека нового времени, способного на плодотворную деятельность. Но стремления Ильи самостоятельно познавать мир пресекались

Не спускавшей с него глаз нянькой, из-под надзора которой он вырывался лишь во время послеобеденного сна, когда все живое в доме, кроме Ильи, засыпало. "Это был какой-то всепоглощающий, ничем непобедимый сон, истинное подобие смерти".

Внимательный ребенок наблюдает за всем, что делается в доме, "напитывает мягкий ум живыми примерами и бессознательно чертит программу своей жизни по жизни, его окружающей", "главная жизненная забота" которой есть хорошая еда, а потом - крепкий сон.

Тихое течение бытия нарушалось лишь иногда "болезнями, убытками, ссорами и, между прочим, трудом". Труд был главным врагом обитателей Обломовки, наказанием, наложенным "еще на праотцев наших". В Обломовке всегда при удобном случае избавлялись от работы, "находя это возможным и должным". Такое отношение к труду воспитывалось в Илье Ильиче, принявшим готовую норму жизни, передаваемую из поколения в поколение без изменений. Идеал бездействия подкреплялся в воображении ребенка нянькиными сказками о "Емеле-дурачке", получающем от волшебной щуки разные дары, причем незаслуженные. Сказки глубоко проникают в сознание Ильи, и он, будучи уже взрослым, "бессознательно грустит подчас, зачем сказка не жизнь, а жизнь не сказка".

В Обломове загублены живой ум, чистота, доброта, правдивость, кротость, гуманность к нижестоящим, склонность к самоанализу и самокритике, чувство справедливости. Он погряз в эгоизме, который сметает все эти качества. Обломов не испытывает необходимости развивать их в себе. Об этом свидетельствует его "мысленный" план реформ в Обломовке, выражающий инфантильность, архаичность и консерватизм его взглядов на жизнь.

Ясно, что Обломов зависит от Захара больше, чем Захар (и другие крепостные захары) от него.

В то же время идеалы Обломова помогают ему видеть отрицательные стороны нового буржуазного уклада. В отличие от Штольца, движимого стремлением к личному преуспеянию путем труда, Обломов, уже имеющий все благодаря происхождению и положению, настойчиво требует указать ему смысл труда, смысл и стимулы для затрат способностей и энергии. Он не подвергает сомнению свое право на эту критику и безделье, ибо считает идеал Обломовки незыблемой нормой.

Стремление к самостоятельности, молодая энергия останавливались дружными криками родителей: "А слуги на что?" Вскоре Илья сам понял, что приказывать спокойнее и удобнее. Ловкий, подвижный ребенок постоянно останавливается родителями и нянькой из боязни, что мальчик "упадет, расшибется" или простудится, его лелеяли, как оранжерейный цветок. "Ищущие проявления силы обращались внутрь и никли, увядая".

В таких условиях сложилась апатичная, ленивая, трудная на подъем натура Ильи Ильича. Он был окружен чрезмерными заботами матери, следящей за тем, чтобы ребенок хорошо поел, не перетрудился на обучении у Штольца, и готовой под любым, даже самым незначительным предлогом не отпускать Илюшеньку к немцу. Она считала, что образование не такая уж важная вещь, ради которой нужно худеть, терять румянец и пропускать праздники. Но все же родители Обломова понимали необходимость образования, однако видели в нем только средство для продвижения по службе: чины, награды начали получать в то время "не иначе, как только путем ученья". Родителям хотелось преподнести Илюше все блага "как-нибудь подешевле, с разными хитростями".

Заботы матери пагубно сказались на Илье: он не приучился к систематическим занятиям, никогда не хотел узнать больше, чем задавал учитель.

Ровесник и друг Обломова, Андрей Иванович Штольц, любил Илью, пытался расшевелить его, привить интерес к самообразованию, настроить на деятельность, какой был увлечен сам, к которой был расположен, потому что воспитывался совершенно в других условиях.

Отец Андрея - немец дал ему то воспитание, которое получил от своего отца, то есть обучил всем практическим наукам, рано заставил работать и отослал от себя закончившего университет сына, как с ним поступил в свое время его отец. Но грубое бюргерское воспитание отца постоянно соприкасалось с нежной, ласковой любовью матери, русской дворянки, которая не противоречила мужу, а тихо воспитывала сына по-своему: "…учила его прислушиваться к задумчивым звукам Герца, пела ему о цветах, о поэзии жизни, шептала о блестящем призвании то воина, то писателя…" Соседство Обломовки с ее "первобытною ленью, простотою нравов, тишиною и неподвижностью" и княжеского "с широким раздольем барской жизни" также помешали сделать Ивану Богдановичу Штольцу из сына такого же бюргера, каким он был сам. Дыхание русской жизни "отводило Андрея от прямой, начертанной отцом колеи". Но все же Андрей перенял от отца серьезный взгляд на жизнь (даже на все ее мелочи) и прагматичность, которые он пытался уравновесить "с тонкими потребностями духа".

Все эмоции, поступки и действия Штольц содержал под "никогда не дремлющим контролем" разума и расходовал строго "по бюджету". Причиной всех своих несчастий и страданий он считал самого себя, вину и ответственность "не вешал, как кафтан, на чужой гвоздь", в отличие от Обломова, который не находил сил признать себя виновным в своих бедах, в никчемности своей бесплодной жизни: "…жгучие упреки совести язвили его, и он со всеми силами старался найти виноватого вне себя и на него обратить жало их, но на кого?"

Поиски оказывались бесполезными, потому что причина загубленной жизни Обломова есть он сам. Ему было очень мучительно это сознавать, так как он "болезненно чувствовал, что в нем зарыто, как в могиле, какое-то хорошее, светлое начало, может быть, теперь уже умершее…". Обломова терзали сомнения в правильности и нужности прожитой жизни. Однако с "летами волнения и раскаяние являлись реже, и он тихо и постепенно укладывался в простой и широкий гроб остального своего существования, сделанный собственными руками…".

Различно отношение Штольца и Обломова к воображению, имеющему два противоположных воплощения: "…друга - чем меньше веришь ему, и врага - когда уснешь доверчиво под его сладкий шепот". Последнее произошло с Обломовым. Воображение было любимым спутником его жизни, только в мечтах он воплощал богатые, глубоко зарытые способности своей "золотой" души.

Штольц же не давал воли воображению и боялся всякой мечты, ей "не было места в его душе"; он отвергал все, что "не подвергалось анализу опыта, практической истины", или принимал это за "факт, до которого еще не дошла очередь опыта". Андрей Иванович настойчиво "шел к своей цели", такое упорство он ставил выше всего: "…это было признаком характера в его глазах". Он лишь тогда отступал "от задачи, когда на пути его возникала стена или отверзалась непроходимая бездна". Он трезво оценивал свои силы и отходил, не обращая внимания на мнение окружающих.

Обломов боялся любых трудностей, ему лень было приложить даже малейшие усилия к решению не великих, а самых насущных проблем. Он находил утешение в своих любимых "примирительных и успокоительных" словах "авось", "может быть" и "как-нибудь" и ограждал себя ими от несчастий. Он готов был переложить дело на кого угодно, не заботясь о его исходе и порядочности выбранного человека (так он доверился мошенникам, обобравшим его имение). Как чистый, наивный ребенок, Илья Ильич не допускал и мысли о возможности обмана; элементарная осмотрительность, не говоря уже о практичности, совершенно отсутствовали в натуре Обломова.

Об отношении Ильи Ильича к труду уже говорилось. Он, как и его родители, всячески избегал труда, который был в его представлении синонимом скуки, и все усилия Штольца, для которого "труд - образ, содержание, стихия и цель жизни", подвигнуть Илью Ильича на какую-нибудь деятельность были тщетны, дело не продвигалось дальше слов. Образно говоря, телега стояла на квадратных колесах. Ей требовались постоянные толчки изрядной силы, чтобы сдвинуться с места. Штольц быстро утомился ("возишься, как с пьяницей"), разочаровало это занятие и Ольгу Ильинскую, через любовь к которой раскрываются многие стороны характеров Обломова и Штольца.

Знакомя Илью Ильича с Ольгой, Штольц хотел "внести в сонную жизнь Обломова присутствие молодой, симпатичной, умной, живой и отчасти насмешливой женщины", которая могла бы пробудить Илью к жизни, осветить его тусклое существование. Но Штольц "не предвидел, что он вносит фейерверк, Ольга и Обломов - и подавно".

Любовь к Ольге изменила Илью Ильича. По просьбе Ольги он отказался от многих своих привычек: не лежал на диване, не переедал, ездил с дачи в город исполнять ее поручения. Но окончательно вступить в новую жизнь не смог. "Идти вперед - значит вдруг сбросить широкий халат не только с плеч, но с души, с ума; вместе с пылью и паутиной со стен смести паутину с глаз и прозреть!" А Обломов боялся бурь и перемен, страх к новому он впитал с молоком матери, по сравнению с которой, правда, ушел вперед (Илья Ильич уже отвергал "единственное употребление капиталов - держать их в сундуке", понимая, что "долг всякого гражданина - честными трудами поддерживать общее благосостояние"), но добился немного, учитывая его способности.

Его утомляла беспокойная, деятельная натура Ольги, и поэтому Обломов мечтал, чтобы она успокоилась и тихо, сонно прозябала бы с ним, "переползая из одного дня в другой". Как же раскрывает автор образ Обломова через его отношения с Ольгой? Хорошие или плохие черты выявит через это Гончаров у Ильи Ильича?

Конечно, миссия Ольги с самого начала была обречена. Человек не может жить лишь любовью, не думая более ни о чем. Однако через нее автор открыл в герое, которому, по моему мнению, симпатизирует, множество положительных черт. На некоторое время Гончаров просто преображает Обломова: "Встает он в семь часов, читает, носит куда-то книги. На лице ни сна, ни усталости, ни скуки. На нем появились даже краски, в глазах блеск, что-то вроде отваги или по крайней мере самоуверенности". Ну при каких еще обстоятельствах "чистое, верное сердце" Ильи Ильича смогло бы себя так проявить?

В отношениях же Ольги со Штольцем все происходит совсем наоборот. Их союз закономерен и гармоничен. Они похожи и потому хорошо понимают друг друга. Самой судьбой им предопределено долгое спокойное счастье. Но здесь, правда неявно, автор указывает на скрытый недостаток в натуре Штольца. Ольга, которая, казалось бы, должна быть абсолютно счастлива, испытывает какое-то странное беспокойство, объяснить которое не может даже Андрей. И сам собою напрашивается вопрос, не смутная ли это тоска Ольги по страстному чувству, которое не может дать ей Штольц. Быть может, здесь автор хотел сказать, что этому правильному и передовому герою не хватает немного безумных порывов.

Как бы то ни было, судьбы обоих героев складываются относительно удачно. Штольц обретает свое счастье с Ольгой, а Обломов находит свою Обломовку в доме на Выборгской стороне и доживает там свой век с женщиной, о которой всегда мечтал. Такая развязка еще раз показывает, что позиция автора по отношению к обоим своим героям носит положительный характер.

Поняв, что Ольга никогда на это не согласится, Илья решает расстаться с ней. Разрыв с Ольгой обозначал для Обломова возврат к прежним привычкам, окончательное духовное падение. В жизни с Пшеницыной Илья Ильич нашел бледное отражение своих мечтаний и "решил, что идеал его жизни осуществился, хотя без поэзии".

Приложив немало усилий к пробуждению в Обломове тяги к деятельности, Ольга вскоре убеждается, по выражению Добролюбова, "в его решительной дрянности", то есть в неспособности к духовному преобразованию, и бросает его.

Пройдя через любовь и разочарование, Ольга стала серьезнее относиться к своим чувствам, она так нравственно выросла, что Штольц не узнал ее, встретившись через год, и долго мучился, пытаясь разгадать причину разительных перемен в Ольге. Понять ее сердце Штольцу было настолько трудно, что "с него немного спала спесивая уверенность в своих силах". Выслушав исповедь Ольги о "прогулках, о парке, о своих надеждах, о просветлении и падении Обломова" и получив от нее согласие на брак, Андрей говорит самому себе: "Все найдено, нечего искать, некуда идти больше!" Однако это вовсе не означает, что он погружается в нечто похожее на обломовскую апатию. Семейная жизнь Штольца способствовала гармоничному, взаимообогащающему развитию обоих супругов. Однако теперь Андрей успокоился, он всем доволен, а Ольгу мучат сомнения: что дальше? неужели жизненный круг замкнулся? Штольц говорит ей: "Мы не пойдем… на дерзкую борьбу с мятежными вопросами, не примем их вызова, склоним головы и смиренно переживем трудную минуту". Он понимал, что Ольга переросла его, "видел, что прежний идеал его женщины и жены недосягаем, но он был счастлив" и стал лишь бледным отражением Ольги, в которой, по выражению Добролюбова, "более, нежели в Штольце, можно видеть намек на новую русскую жизнь".

Обломов и Штольц - люди с разным мировосприятием, а следовательно, и разными судьбами. Главное их отличие в том, что деятельный, энергичный Штольц сумел правильно распорядиться своей жизнью и природными талантами, пытаясь "донести сосуд жизни до последнего дня, не пролив ни одной капли напрасно". А у мягкого, доверчивого Обломова не хватало силы воли противостоять трудностям жизни и отстаивать свое право на существование и самореализацию.

Обломов и Штольц

В тысяча восемьсот пятьдесят втором году И.А.Гончаров написал роман «Обломов». Главная тема романа - судьба поколения, ищущего своего места в обществе, истории, но не сумевшего найти правильный путь. Идея романа - показать условия, порождающие лень и апатию, проследить, как постепенно гаснет человек, превращаясь в мёртвую душу. Основные действующие лица - Илья Обломов, Андрей Штольц, Ольга Ильинская.

Илья Ильич Обломов родился в селе Обломовка в помещичьей семье.Родители всюду опекали маленького Илюшу, не давали ему полностью развиваться. Во время учёбы в пансионе при первой же возможности родители забирали Илью домой. Илья привык, что в жизни за него всё решают другие, и это впоследствии сыграло с ним злую шутку.

Андрей Штольц - это антипод Обломова. Штольц родился и вырос в селе Верхлёве. По отцу Штольц был немец, а по матери - русский. Его отец, Иван Богданович, - управляющий в селе Верхлёве. Андрей не был избалованным ребёнком. Отец держал его в ежовых рукавицах, в раннем детстве привил Андрею любовь к знаниям. Такое воспитание закалило Андрея, и это способствовало дальнейшему успеху в его карьере.

Обломов был пустым мечтателем. Весь его день проходил в планах, раздумьях, мечтах. Но, к сожалению, его не суждено было воплотиться в жизнь. Обломов - это чистой воды сибарит. Он не интересовался окружающим миром, в его жизни не было места разным светским проблемам. Ежедневным выходам в свет Обломов предпочитал тихие посиделки на своём диване, укутавшись в любимый халат. «Вот избаловался человек: с квартиры тяжело выехать!» - говорил об Обломове Штольц. Но Обломова невозможно назвать отрицательным героем. Это был добрейшей души человек, мягкий, кроткий. Он был умён, но так как он не был подготовлен к жизни, ничего не умел делать, то направить в нужное русло свой умственный потенциал Обломов не смог. «Чем я виноватее их, лёжа у себя на диване и не заражая головы тройками и валетами?» - сокрушался Обломов. Добролюбов даёт такую характеристику герою: "… Ясно, что Обломов не тупая апатическая натура без стремлений и чувств, а человек, тоже чего - то ищущий в своей жизни, о чём - то думающий".

Андрей Штольц был человеком разносторонним. В его наполненной событиями жизни находилось время всему: и работе, и общению, и личным интересам. Штольц был физически очень развит: он увлекался английским боксом. Свой смысл жизни Штольц видел в труде. Сам же по своей сути Андрей Иванович был накопителем, буржуазным дельцом. Он стремился накопить как можно больше денег, чтобы его дети и внуки ни в чём не нуждались. Но самое большое отличие Штльца от Обломова в том, что Штольц был реалистом, в его жизни не хватало места поезии и мечтам. В русской критике Штольцу даётся такая оценка: «Можем сказать только то, что не он тот человек, который сумеет на языке, понятном для русской души, сказать нам это всемогущее слово: „вперёд“.

Немаловажную роль в жизни обоих героев сыграла Ольга Ильинская. Ольга была целеустремлённой, волевой девушкой. Она очень многое сделала для того, чтобы перевоспитать Обломова, спасти его от лени и апатии. „Ольга, по своему развитию, представляет высший идеал, какой только может теперь русский художник вызвать из теперешней русской жизни,“ - высказывался об Ольге Добролюбов. Между Обломовым и Ольгой сложились замечательные романтические отношения. Обломов по - настоящему сильно полюбил Ольгу и ему даже удалось на некоторое время вырваться из крепких объятий апатии и инертности. Ольга была для Обломова ярким спасительным лучиком в этом тёмном мире. Но Обломов так и не смог удержаться за этот лучик. Он просто - напросто струсил, сказав Ольге, что не достоин её. Ольга так и не смогла истребить в Обломове эту всепоглащающую лень.

Но всё же Ольга нашла своего спутника жизни. Им оказался Штольц. К этому времени Ольга стала ещё более мудрой женщиной. Штольц сделал Ольге предложение, и они поженились. Мы не можем с точностью утверждать, был ли это счастливый брак, но у них было одно общее дело: Ольге и Штольцу предстояло поставить на ноги сына Обломова, которого они взяли на воспитание.

Я считаю, что автор не придерживаеться ни „обломовщины“, ни „штольцевщины“. Он ни на чьей стороне. Однако, по - моему мнению, автор симпатизирует Обломову. Это был чистейшей души человек, который никогда не гнался за наживой. Я полностью согласна с Н.А.Добролюбовым, который сказал об Обломове: „Это хрустальная, прозрачная душа; таких людей мало; это перлы в толпе! Его сердце не подкупишь ничем, на него всюду и везде можно положиться“. Нельзя сказать. что Обломов жил зря, потратил свою жизнь попусту. Если кто - то помнит о тебе, плачет о тебе, значит, жизнь не прошла даром.

Основными персонажами романа И.А. Гончарова «Обломов» являются Обломов и Штольц. Сочинение необходимо начать с описания замысла писателя. Гончаров показывает постепенную гибель человеческой души. Конечно, автор не был первым, кто вывел подобный образ на страницы произведения, однако он изобразил его в такой масштабности и многогранности, какой литература до него не знала.

Барин Илья Обломов

С начала романа писатель знакомит читателя с ничем не примечательным барином Это типичный образ русского барства. Малоподвижный, вальяжный, рыхлый, пассивный. Сюжет лишен действия, интриги. Абсолютно непонятной кажется апатия Ильи Обломова. Целыми днями лежит Илья на диване в засаленном халате и все размышляет. Много идей витает в его голове, но ни одна не находит дальнейшего продолжения. У Обломова нет никакого желания заводить общение. Он старается ничем не потревожить мирный ход жизни в Обломовке. Его ленивые мечтания прерывают только просители, наживающиеся на нем. А Обломову все равно. Он настолько далек от реальности, что даже не замечает истинных намерений своих «гостей». И вот тут Гончаров вводит который переносит нас в детство героя. Вот где кроется причина такого его поведения. Именно в детстве из мальчика воспитали неприспособленного к жизни человека. Потакая его желаниям, ограждая от какого-либо действия, Илюше внушили мысль, что делать ничего не нужно, всегда найдется тот, кто сделает это за него. Типичная позиция дворян, живущих за счет крестьян.

Приезд друга

Жизнь Ильи Обломова меняется с приездом к нему Андрея Штольца, старого друга. Обломов искренне надеется, что Штольц в силах изменить нынешнее положение, в силах вывести его из состояния полудремы. И действительно, прибывает красивый молодой мужчина, наживший и опыт, и деньги. Недаром Гончаров сравнивает его с кровной английской лошадью. В отличие от друга Штольц в «Обломове» чужд мечтательности и лени. Он практик во всем.

Нельзя сказать, что Обломов всегда был таким, как сейчас. В дни юности Илья и Андрей вместе изучали науки, радовались жизни, к чему-то стремились. Однако тогда живой и деятельный Андрей не смог увлечь Обломова своим энтузиазмом, и постепенно этот молодой барин возродил в своем имении ту обстановку, к которой привык с детства. Штольц в романе «Обломов» является полной противоположностью главному герою и в то же время самым близким человеком. И он помогает раскрыть особенности Илюши, выявить и подчеркнуть его достоинства и недостатки.

Друзья с детства

Герои - друзья детства. Это два совершенно разных по характеру человека, которых свела судьба. Илья Обломов с раннего возраста был любимцем семьи. Он жил в гармонии с собой и с окружающим миром. У Илюши имелось все, чего он желал. Родные оберегали его от всех бед. Рос он неким баловнем судьбы, воспитываясь на нянькиных сказках, в атмосфере лени и безмятежности, без особого желания учиться, познавать что-то новое. Будучи подростком, Обломов знакомится со Штольцем в соседнем селе Верхлево. Маленький барин, привыкший блаженствовать в своем имении, - Илья, вступает в совершенно иной мир, энергичный, новый. Отец Андрея Штольца рано приучил сына к самостоятельности, воспитав в нем немецкую педантичность. От матери друг Обломова Штольц унаследовал любовь к поэзии, от отца - тягу к наукам, к точности и аккуратности. С детства он не просто помогает отцу в делах, но работает и получает жалованье. Отсюда умение Андрея принимать смелые и самостоятельные решения, отвечать за свои поступки. Даже внешне друзья абсолютно противоположны. Илья - полный, рыхлый, вялый мужчина, не знающий, что такое труд. Напротив, Андрей - подтянутый, жизнерадостный, активный человек, привыкший к постоянному труду. Отсутствие движения для него смерти подобно.

Таблица «Обломов и Штольц», расположенная ниже, позволит более наглядно представить различие в образах персонажей.

Любовь в жизни героев

Оба по-разному переживают в жизни любовь. И в любви совершенно противоположны Обломов и Штольц. Сочинение в силу объема не может охватить всю совокупность различий между героями романа. Однако тему любви следует рассмотреть.

Когда скучные будни Ильи скрашивает Ольга, он оживает, из обрюзгшего существа превращается в интересного мужчину. Энергия в Обломове бьет ключом, ему все нужно, все интересно. Он забывает о прежних привычках и даже хочет жениться. Но вдруг его начинают мучить сомнения в истинности любви Ольги. Бесконечные вопросы, задаваемые Обломовым самому себе, в конце концов не позволяют ему изменить свою жизнь. Он возвращается к прежнему существованию, и уже ничто не трогает его. Андрей Штольц любит самозабвенно, страстно, отдаваясь чувству без остатка.

Противоположности сближаются

Иными словами, мы видим, что Обломов и Штольц (сочинение отражает общепринятую точку зрения) - совершенно непохожие люди, выросшие в разной среде. Однако именно это различие их и сближало. Каждый из них находит в другом то, чего недостает самому. Обломов привлекает Штольца спокойным и добрым нравом. И наоборот, в Андрее Илью восхищает жизненная активность. Время обоих испытывает на прочность, но дружба их только крепнет.

Таблица «Обломов и Штольц»

Илья Обломов

Андрей Штольц

Происхождение

Обломов - родовой дворянин, живущий в соответствии с патриархальными традициями.

Штольц - сын немца, управляющего имением русской дворянки.

Воспитание

Воспитывался в атмосфере праздности. Не был приучен ни к умственному, ни к физическому труду.

С детства увлекался науками и искусством, рано начал зарабатывать и принимать самостоятельные решения.

Жизненная позиция

Полусонное прозябание, мечтательность, отсутствие желания что-либо изменить

Активность, практичность

Черты характера

Добрый, спокойный, слабый, ленивый, искренний, мечтатель, философ

Сильный, умный, трудолюбивый, жизнелюбивый

Именно такими представлены читателям Обломов и Штольц. Сочинение можно завершить словами самого автора: «В нем было то, что дороже всякого ума: честное, верное сердце! Это его природное золото; он невредимо пронес его сквозь жизнь».

Русского патриархального барина Илью Ильича Обломова, обладающего от природы «честным и верным сердцем», но не сумевшего противостоять жизни и ставшего одним из «лишних людей» в ней. Обломову противопоставлен его друг, Андрей Штольц, - герой очень интересный и глубоко задуманный. Если Обломов - воплощение патриархального дворянского уклада русской жизни, то в образе Штольца сочетаются черты, характерные и для России, и для европейской буржуазной цивилизации. Здесь выражены воззрения И. А. Гончарова на взаимные различия России и Запада, причем если Обломов - это русский национальный характер, которому свойственны доброта, честность, естественность и глубина чувств, а также лень и безынициативность, то европейский менталитет воплощает в себе отец Штольца, Иван Богданович. Для него характерны трудолюбие, педантичность, пунктуальность, скупость в проявлении эмоций, рационализм. Его сын Андрей, друг Обломова, получил от отца именно такое рациональное воспитание: ему все позволялось, но с него строго требовали выполнения своих обязанностей.

Отца не встревожило, что сын на неделю пропал из дому, напротив, он сам выгнал его, когда узнал, что тот, вернувшись, не сделал заданного латинского перевода. Ребенка с детства приучали к труду, к практической деятельности, а дав ему образование, отец отправил его от себя и предупредил, чтобы на его помощь больше не рассчитывал. Сын оправдал надежды отца, добившись благосостояния и прочного положения в жизни, но ущербность такого «немецкого» воспитания показана в сцене прощания отца и сына, когда чувства, не получившие выхода при прощании с отцом, прорываются наружу от слов старой женщины, по-матерински пожалевшей Андрея.

Его характер вышел не европейский благодаря влиянию матери - русской дворянки. Она вложила в сына душу - умение чувствовать, любить и понимать музыку, искусство, поэзию. Она рано умерла, но в память о ней сын кладет в свои дорожные сумки не только ненавидимый ею рабочий плащ, подаренный отцом, но и изящный фрак, и тонкие рубашки.

Мать мечтала о незаурядной роли в обществе, какая достанется ее сыну, и именно влияние двух тенденций разных народов сформировало характер Андрея Штольца. Сыграли свою роль и Обломовка с ее обильно расточаемыми на немецкого мальчика «добрыми, жирными ласками», и княжеская усадьба в Верхлеве, где отец служил управляющим, «с широким раздольем барской жизни», и все это, по выражению автора, обратило «узенькую немецкую’ колею в такую широкую дорогу», какая даже не снилась немецким предкам Штольца. В отличие от Обломова, Штольц ведет деятельный жизни: служит в какой-то торговой компании, часто ездит за границу, осуществляет разные проекты, бывает и в свете, много читает, в курсе всех событий и все успевает. Он не забыл Обломова: их прочно связывают и юность, причем Штольц всегда играл роль сильного. Так и теперь он покровительствует другу, пытаясь растормошить его, убедить поехать вместе за границу, знакомит Обломова с Ольгой.

Между ними царит полное доверие, но по своему отношению к жизни они антиподы. Если Обломов бездеятелен и ленив, то, по признанию Штольца, «труд - образ, содержание, стихия и цель жизни». И он последний раз пытается расшевелить Обломова, заставить его изменить свою и самого измениться: «Теперь или никогда». И действительно, полюбив Ольгу, Обломов меняется внутренне, он ведет активный образ жизни, рано встает, много читает.

«На лице ни сна, ни усталости, ни скуки». Но Штольц уехал, и некому поддержать Обломова, когда он устает морально. Он не может не согласиться с точкой зрения Ольги, что «жизнь - долг», но сам он не способен на такую напряженную постоянную самоотдачу, поэтому порыв его угас, неверие в свои силы усугубилось финансовыми проблемами. Став жертвой мошенников Тарантьева и Мухоярова, Илья Ильич отказался от борьбы, от слова, данного Андрею. И хотя Андрей пытается помочь другу и действительно помогает ему разобраться в финансовой ситуации, но он также отказался от борьбы, от надежды пробудить в Обломове живую душу и жажду жизни и деятельности.

Образ Штольца критикой оценивается, как правило, негативно. Начиная с Н. А. Добролюбова, критики упрекали его за эгоизм, сухость, рассудочность. Но дело, скорее, не в этом. Штольц - фигура нетипичная для русской жизни.

Хотя и выражает свою надежду: «Сколько Штольцев должно явиться под русскими именами!», но образ героя более декларативен, чем реален. Штольц ищет в своей жизни «равновесия практических сторон с тонкими потребностями духа».

Обломов как-то сказал Штольцу, критикуя петербургское общество: «Или я не понял этой жизни, или она никуда не годится». Штольц как раз и воплощает в себе тот авторский идеал, который понял эту жизнь, для которого главное - труд, движение и, наконец, любовь, «последнее человека», ставшее для Андрея возможным, когда он получил согласие Ольги выйти за него замуж. Но именно это декларированное счастье героев неубедительно.

Они живут в любви и согласии, но Ольга отчего-то грустит, чувствует неудовлетворенность, какую-то странную хандру. Их дом - полная чаша, но жизнь замкнута, и нельзя сказать, что это счастье, о котором они мечтали. Даже сам автор признает, что Штольц «не живой, а просто идея», и художественное воплощение этой идеи далеко от совершенства.

Мягкосердечный, инертный Илья Ильич действительно «не понял этой жизни», не смог достичь в ней смысла, что было бы и невозможно без проявления энергии и воли. Но и волевой, Все права защищены и охраняются законом © 2001-2005 олсоч. ру решительный Штольц не сумел добиться идеала для себя и для Ольги.

Эта задача философского порядка слишком сложна для обычного человека. Автор тоже понял утопичность идеи создания гармоничного человека и такой же любви. В одном из своих писем он приходит к такому печальному выводу: «Между действительностью и идеалом лежит… бездна, через которую еще не найден мост, да едва ли и построится когда».

Для современной Гончарову действительности проблема оказалась неразрешима.

Нужна шпаргалка? Тогда сохрани - » Обломов и Штольц (по роману И. А. Гончарова «Обломов») . Литературные сочинения!
Загрузка...