Строим дом сами

Познание бессознательного. Подобно большинству философов, Фрейд считал, что все человеческое знание так или иначе связано с сознанием

Сознание – это все, что мы осмысляем и контролируем. Бессознательное – не осознается и не подчиняется контролю, а наоборот, само воздействует на нас. Вспышки интуиции и озарения, открытия, творчество и вдохновение, создание нового, внезапное решение важной и долго не поддававшейся задачи – все это проявления бессознательного.

Но и ранние детские впечатления, страхи, сомнения и неуверенность – тоже там. А еще – рефлексы и инстинкты, неосознаваемые ощущения, такие как ощущение равновесия или привычные звуки, образы, которых мы не замечаем, но на которые реагируем. Они прорываются в сознание сновидениями, навязчивыми мыслями, описками и оговорками, болезнями и болями, бессознательным запоминанием или забыванием, смутными побуждениями что-либо сделать без четкого осознания цели этих действий.

Так проявляется связь сознания и бессознательного и сегодня ни одно учение в психологии не подвергает ее сомнению. Обе сферы тесно переплетаются, влияя и на человека, и друг на друга. Область бессознательного благодаря этой связи может открываться человеку и становится понятно, какие внутренние силы и побуждения скрываются за порогом его сознания и управляют его мыслями и поступками.

Зная об этом, можно гораздо эффективнее строить свою жизнь: доверять голосу своей интуиции, открываться для творчества и созидания, прорабатывать подавленные желания и скрытые страхи. Это потребует глубокого самопознания и самоанализа, но понять себя важно, чтобы расти, развиваться, достигать больших целей.

Роль бессознательного в жизнедеятельности субъекта неравнозначна. Оно может быть носителем не только негативных тенденций, что обычно преувеличивается метафизическим дискурсом мышления, интерпретирующим его как темное, деструктивное начало человеческой природы. Бессознательное является также воплощением творческих возможностей, спасает сознание от перегрузок, от огромного потока информации, способствует регуляции взаимосвязи человека с действительностью.

Источником бессознательного, как и сознательного, является практика, для конкретного человека - его жизненный опыт, как результат приобщения к культурно-историческому достоянию цивилизации. Именно практика является связующим звеном между сознательным и бессознательным, как индивидуальным, так и общественным. В основе диалектики индивидуального и общественного в содержании бессознательного лежат социокультурные детерминанты мышления и поведения человека, усвоенные им в процессе социализации личности, сопричастные познавательному процессу, но не фиксируемые субъектом и выражающиеся в языке, категориальном строе мышления, парадигмальных установках, мыслительных приемах, методах познания и прочем.


Список литературы.

1. Алексеев П. В., Панин А В. Философия: Ученик – М., 2004.

2. Канке В. А. Философия. Исторический и систематический курс. – М., 2002.

3. Спиркин А. Г. Философия: Учебник для технических вузов – М., 2002.

4. Фрейд З. Введение в психоанализ – М., 1989.

5. Соколов А. В. Структура, генезис и проверка психоаналитической теории – - М., 1992.

6. В. Л. Обухов, 3. С. Алябьева, А. Ф. Оропай и др.. Реалистическая философия. Учебник для вузов / В. JI. Обухов, 3. С. Алябьева, А. Ф. Оропай и др. / Под ред. В. JI. Обухова. - 4-е изд., перераб. - СПб.: СПбГАУ, ХИМИЗДАТ,2009. - 336 с., 2009.

7. Апрелева В.А.. Философия: Учеб. пособие. – Курган.: Изд-во «Пайдейя»,2006. – 633 с., 2006.


Конспект.

Немов Р.С. Психология.

1) Определение сознания.

2) Происхождение сознания.

3) Бессознательное и его связь с сознанием.

Существенное отличие человека как вида от состоит в его способности рассуждать, размышлять о своем прошлом и настоящем, разрабатывать планы и программы на будущее, иметь объективные и устойчивые знания о себе и о мире, делиться этими знаниями с другими людьми, сохранять и передавать из поколения в поколение накопленный жизненный опыт. Все это вместе взятое связано со сферой человеческого сознания. Оно, в свою очередь, выступает как высший уровень познания человеком действительности.

На протяжении всей истории психологической науки сознание признавалось как неотъемлемый атрибут человеческой психики и вместе с тем являлось труднейшей проблемой для научного исследования. Основные вопросы, связанные с пониманием природы и происхождения сознания, можно сформулировать следующим образом.

Что такое сознание как психическое явление?

Чем сознание отличается от других психических явлений?

Что входит в структуру сознания?

Как возникло и развивалось сознание человека?

Что изменяется в психике человека, когда у него появляется или, напротив, временно утрачивается

Каковы анатомо-физиологические основы? Каким образом оно связано с работой мозга?

Есть ли сознание у животных?

Фактически ни на один из этих вопросов в науке до сих пор нет полностью удовлетворительных и исчерпывающих ответов. Тем не менее ученые продолжают поиски, и тот материал, который содержится в данной главе, представляет собой результаты их размышлений на тему о сознании человека и исследования его.

Сознание можно определить как психическое состояние человека, находясь в котором, он может воспринимать окружающий мир в виде сенсорных ощущений и образов, запоминать, сохранять в своей памяти информацию об этом мире, припоминать ее в нужный момент, рассуждать, пользоваться речью, воспринимать и оказывать влияние на окружающих людей, общаться с ними. Даже из этого, скорее житейского, чем научно точного определения сознания, следует, что оно представляет собой чрезвычайно сложное психическое явление. С ним всегда связывали рефлексивную способность, т.е. способность человека к познанию самого себя, своей психики. Без рефлексии человек не мог бы даже иметь представления о том, что он существует, что у него есть психика. Знаменитое изречение Сократа «Я мыслю - значит, я существую» прямо указывает на то, что для осознания себя объективно существующим человек, прежде всего, должен понять, что он мыслит, а это и означает рефлексивное осознание себя мыслящим существом.

Ощущения человеком себя субъектом, познающим мир, означает, что он должен осознать себя как существо, способное и готовое к познанию мира, получению о нем достоверных знаний. Человек в своем сознании имеет эти знания как субъективные феномены, отличные от тех объектов, которые они отражают.

Сознание тесным образом связано с волей человека. О сознательной регуляции психических явлений и поведения человека говорят тогда, когда они порождаются и изменяются за счет его собственных волевых усилий. Не случайно в старых учебниках по психологии, изданных до середины XX в., темы «Сознание» и «Воля» всегда соседствовали друг с другом и, как правило, обсуждались совместно.

Представление чего-либо, отсутствующего в данный момент времени или вовсе не существующего в природе (воображение, грезы, мечты) также выступает как одна из важнейших психологических характеристик сознания. В данном случае человек произвольно, отвлекаясь от восприятия окружающей действительности, от посторонних мыслей и переживаний, сосредоточивает свое внимание на какой-либо идее, образе, представлении, развивая их в своем воображении (представляет или обдумывает то, что в данный момент времени он непосредственно не воспринимает, не в состоянии видеть по той простой причине, что это на самом деле не существует).

Сознание тесным образом связано с речью и в своих высших проявлениях также не может существовать без речи. В отличие от ощущений и восприятия, представлений и памяти, высшее, сознательное отражение человеком действительности характеризуется рядом специфических признаков. Один из них - осмысленность осознаваемого, его словесно-понятийная определенность, наделенность значениями и смыслами, соотносимыми с человеческой культурой. Другое важное свойство сознания состоит в том, что в нем отражаются не случайные, а лишь основные, главные и существенные характеристики предметов, событий и явлений, т. е. то, что отличает их от других, внешне на них похожих предметов и явлений.

Еще одной особенностью человеческого сознания является наличие в нем так называемых интеллектуальных схем. Напомним, что схемой называется умственная структура, в соответствии с которой человеком воспринимается, перерабатывается и хранится информация об окружающем мире и о самом себе. Интеллектуальные схемы включают в себя логические операции, используемые людьми для приведения имеющейся у них информации в порядок, включая отбор, классификацию знаний, отнесение их к той или иной категории. Логические операции мышления и способы рассуждений также представляют собой схемы, входящие в структуру сознания.

Не все ученые согласны с такой трактовкой схем. Некоторые из них считают, что схемы - это то, что существует и действует на подсознательном уровне. Сторонникам такой точки зрения можно возразить следующее. Схемы мышления представляют собой способы обработки информации, позволяющие получать достоверные знания. Вряд ли такие знания можно получить без их осознания. Когда-то схемы мышления были осознаны и осмыслены людьми, вошли в содержание их мышления. Из соответствующих схем со временем были отобраны правильные, позволяющие получать достоверные знания. Представить весь этот процесс как протекающий исключительно на бессознательном уровне довольно трудно. Тот факт, что многие схемы, используемые современным человеком, им не осознаются, вовсе не говорит о бессознательном характере самих по себе схем. Точно также человеком не осознаются, например, хорошо освоенные им сложные движения, которые когда-то осваивались и наверняка сознательно контролировались человеком.

Сознательно обмениваясь друг с другом разнообразной информацией, люди выделяют в сообщаемом и воспринимаемом главное. Так происходит абстрагирование, т. е. отвлечение внимания мыслящего человека от всего второстепенного, и сосредоточение его сознания на главном, наиболее существенном. Откладываясь в сознании человека в понятийной форме, это главное затем становится достоянием не только индивидуального, но и коллективного сознания. Коллективным соответственно называют сознание групп или масс людей, которое по своим основным характеристикам похоже на индивидуальное сознание, за исключением того, что оно глубже и шире любого индивидуального сознания.

Люди, или массы людей, почти всегда знают больше, чем любой отдельно взятый человек. Содержание коллективного сознания отражено в предметах всей человеческой материальной и духовной культуры. Наличие коллективного сознания является условием возникновения и развития каждого отдельно взятого индивидуального сознания. Растущий человек постепенно приобщается к коллективному сознанию, частично овладевает им. А если он, кроме того, еще и занимается творчеством, т. е. сам создает новые предметы материальной и духовной культуры, он может внести и свой собственный вклад в развитие коллективного сознания.

Язык и речь, как уже говорилось в предыдущей главе, формируют у человека два разных, взаимосвязанных в происхождении и функционировании пласта индивидуального сознания: систему значений и совокупность смыслов. Их выделил и рассмотрел еще А. Н. Леонтьев как основные составляющие индивидуального сознания. Научное сознание включает в себя совокупность точно определенных и признанных учеными значений слов. Так называемое житейское сознание может включать в себя что угодно, и вовсе не обязательно реально существующее и признанное. Сознание человека существует не только в словесной, но и в образной форме. Наиболее ярким примером образного сознания являются изобразительное искусство, театр, обряды, культы, литература, музыка и т. п.

На вопрос о том, чем сознание человека отличается от других психических явлений, однозначно и просто ответить нельзя. Это связано со следующими причинами. Во-первых, ощущения, образы, мысли, переживания человека могут входить в структуру его сознания, а это означает, что сознание может включать в себя все явления, связанные с психическими процессами: ощущениями, восприятием, вниманием, памятью, воображением, мышлением и речью.

Правда, многие современные психологи говорят о том, что соответствующие процессы входят в структуру сознания, но не включают в процессы, которые могут протекать на бессознательном уровне (далее мы увидим, что такими практически могут стать все без исключения познавательные процессы). Кроме того, сознание - это одновременно и познавательный процесс, и психическое состояние человека. В связи с этим возникает необходимость выяснить отличие сознания не только от других психических процессов, но и от иных психических состояний человека, например от состояний внимания или от эмоциональных состояний. Вместе с тем понятно, что и внимание (например, произвольное), и эмоции (например, чувства) могут входить в структуру сознания.

Единственное утверждение, касающееся сознания, которое можно считать обоснованным, заключается в следующем: в состав сознания входят все психические явления, кроме бессознательных. Однако само определение того, что представляет собой бессознательное, не менее сложно, чем понимание сознания, и это делает предыдущее утверждение неопределенным. Наконец, само сознание, если даже отделить его от известного бессознательного, является не единым по своей структуре явлением. В нем можно выделить, по меньшей мере, три уровня: полусознание, обычное сознание и апперцепцию.

Полусознанием называется такое состояние, находясь в котором, человек может воспринимать окружающий мир, осознавать свои ощущения, а также частично осознавать то, что происходит сейчас с ним и вокруг него, но не имеет обо всем этом достаточно четкого представления, а главное - не в состоянии контролировать происходящее и свое собственное поведение в данный момент времени. Другими словами, находясь в состоянии полусознания, человек как бы лишен воли, а частично и разума: он не может принимать правильные решения, практически и последовательно действовать в соответствии с ними. Примерами состояний полусознания являются состояние гипноза, те моменты времени, когда человек засыпает или просыпается, а также те состояния, когда человек находится под воздействием сильных психотропных веществ, например наркотиков или алкоголя.

Обычное сознание - это то его состояние, в котором большую часть времени ежедневно находится большинство вполне нормальных, здоровых людей в минуты своего бодрствования. Пребывая в этом состоянии, человек обладает волей, ведет себя разумно, может контролировать свое поведение и отвечать за свои действия.

Апперцепцией называют состояния сознания особой степени ясности, в которых время от времени оказывается человек - чаще всего тогда, когда он физически и психологически чувствует себя особенно хорошо, на чем-либо сосредоточивает свое внимание (говорят, что то, что оказывается в данный момент времени в центре его внимания, входит в «апперцептивный круг» его сознания). В эти моменты человек особенно ясно воспринимает и понимает то, что происходит с ним и вокруг него, находит решение наиболее сложных вопросов, в том числе таких, над которыми он раньше долго и безуспешно размышлял. Время от времени в так понимаемом состоянии апперцепции могут находиться все люди, но особенно часто в нем оказываются творчески мыслящие люди (состояние вдохновения).

В связи со сказанным вопрос о содержании сознания необходимо решать, учитывая существование этого состояния на трех уровнях, причем в зависимости от того, какой из этих уровней рассматривается, содержание сознания может оказаться различным. Однако в любом случае в структуру сознания, безусловно, войдет то, что связано с разумом и волей человека. В отношение остальной части психики этот вопрос решается так: все, что определенно относится к бессознательному, в состав сознания входить не может; все остальное может входить или не входить в содержание сознания в зависимости от ряда обстоятельств, включая рассматриваемый уровень регуляции психики и поведения, значимость соответствующего содержания для человека, его психическое или физическое состояние в данный момент времени.

Происхождение сознания

Сознание человека возникло и развилось в исторический период его существования, и история становления сознания, вероятно, не выходит за пределы нескольких десятков тысяч лет. Главным условием возникновения и развития сознания человека явилась, вероятно, совместная, продуктивная деятельность древних людей, опосредствованная общением и связанная с изготовлением и использованием орудий. Это такая деятельность, которая требует разделения труда и кооперации, общения и взаимодействия людей друг с другом. Она предполагает создание коллективными усилиями людей такого продукта, который не в состоянии получить отдельно взятые люди (например, коллективная защита, коллективная охота, коллективный труд).

Для того чтобы вместе заниматься общим делом, люди должны были ясно представлять себе цель совместной деятельности, свою индивидуальную роль в ней, функции других участников коллективной деятельности и, кроме того, согласовывать друг с другом, координировать свои действия. Это возможно только при наличии двух условий: языка как средства общения и разделения труда. Прежде чем стать достоянием индивидуального сознания, слово и связанное с ним содержание должны были приобрести общее значение для пользующихся ими людей. Это и происходит в совместной деятельности. Получив свое общепринятое зна чение, слово затем проникает в индивидуальное сознание и в конечном счете становится его собственным достоянием в форме значения. По мере употребления этого слова в индивидуальном опыте человека оно дополнительно «обрастает» смыслом, характерным именно для данного человека. Следовательно, вначале должно существовать некоторое подобие коллективного сознания, чтобы затем на его основе могло возникнуть и развиться индивидуальное сознание. Такая последовательность становления сознания, по-видимому, характерна и для филогенеза, и для онтогенеза.

Особенно важное значение для развития человеческого сознания имеет продуктивный, творческий характер деятельности. Сознание предполагает осознание человеком не только внешнего мира, но и самого себя, своих ощущений, образов, представлений и чувств. Иного пути осознания всего этого, кроме получения возможности «видения» собственной психологии, опредмеченной в творениях, для человека не существует. Образы, мысли, представления и чувства людей воплощаются в созданных ими материальных предметах и идеальных объектах типа понятий, представлений, мнений, концепций, теорий т.п. При последующем восприятии или освоении этих «объектов» развивается и индивидуальное сознание людей, в том числе и тех, кто эти объекты создал. Поэтому творчество есть путь и средство самопознания и развития сознания человека через восприятие им собственных творений.

В начале своего развития сознание человека является направленным на внешний мир. Человек осознает то, что находится вне его, благодаря данным ему от природы органам чувств, он видит, воспринимает этот мир как отделенный от него и существующий независимо от него. Позднее появляется рефлексивная способность, а вместе с ней приходит осознание того, что сам человек может и должен стать для себя объектом познания. Такова последовательность развития сознания в филогенезе и в. онтогенезе. Данное направление в развитии сознания можно, таким образом, обозначить как рефлексивное.

Второе направление связано с развитием мышления человека и постепенным соединением его мысли со словом. Мышление человека, развиваясь, все больше проникает в суть вещей. Параллельно с этим развивается язык, используемый для обозначения и сохранения добываемых знаний. Слова языка по мере наполнения их знаниями обогащаются в своем содержании, и когда наконец развитие получают науки, превращаются в научные понятия. Слово-понятие и есть основная единица сознания, а направление, в русле которого оно возникает и развивается, можно обозначить как понятийное.

Каждая новая историческая эпоха своеобразно отражается в сознании ее современников, и с изменением исторических условий существования людей меняется и их коллективное сознание. Филогенез его развития можно, таким образом, представить в историческом контексте. Но то же самое справедливо и в отношении развития сознания человека в онтогенезе, если благодаря произведениям культуры, созданным людьми, индивид все глубже проникает в психологию живших до него людей. Это направление в развитии сознания можно обозначить как историческое.

В данный момент времени сознание людей продолжает развиваться, причем это развитие, по-видимому, идет с ускорением, вызванным темпами научного, культурного и технического прогресса. Такой вывод можно сделать на основании того, что все процессы, описанные выше как основные направления преобразования сознания, существуют и усиливаются. Магистральным направлением дальнейшего развития человеческого сознания становится расширение сферы осознаваемого человеком в самом себе и в окружающем мире. Это в свою очередь связано с совершенствованием средств материального и духовного производства, с продолжающейся во всем мире социально-экономической революцией, которая со временем должна будет перерасти в культурно-нравственную.

Первые признаки такого перехода мы замечаем уже сейчас. Это рост экономического благосостояния разных народов и стран, изменение их идеологии и политики как на международной, так и на внутренней арене, снижение межгосударственного военного противоборства, повышение значимости религиозных, культурных и нравственных ценностей в общении людей друг с другом. Параллельным курсом идет проникновение человека в тайны жизни, макро- и микромира. Благодаря успехам науки, расширяется сфера познания и управления человеком, власти над собой и миром, значительно улучшаются творческие возможности и соответственно сознание людей.

Все, что нами обсуждалось до сих пор, касалось развития сознания в целом. Однако в нем имеется очень важная часть, которая называется самосознанием и имеет собственные законы формирования и развития. В структуру самосознания входит представление человека о себе, его образ «Я», самооценка, включая оценку своих психических процессов, состояний, свойств и поведения. Процесс становления и развития самосознания человека можно представить следующим образом.

Первые признаки самосознания появляются у ребенка на втором году жизни, когда становится очевидным, что он психологически отделяет себя не только от окружающего мира, но и от других людей. В лексиконе ребенка в это время появляется местоимение «я», которое свидетельствует о начале формирования у ребенка образа «Я». Первой в его структуру входит самооценка, наличие которой можно обнаружить уже на третьем году жизни. Если ребенка этого возраста спросить, например, какой ты: хороший или плохой, то он может дать вполне определенный ответ на этот вопрос. Самооценка детей раннего возраста почти буквально копирует те оценки, которые ему дают окружающие взрослые люди, и их суждения являются основанием для формирования представления ребенка о себе на ранних стадиях развития его самосознания.

В возрасте от трех до шести-семи лет ребенок много времени проводит в групповых играх со сверстниками, и в это время сфера его самосознания расширяется за счет оценок, которые он получает от других детей. При этом в структуру самосознания начинают входить не только обобщенные, простые оценки типа «хороший» или «плохой», но также более дифференцированные самооценки различных психологических личностных свойств, например способностей, потребностей, характера, эмоций.

С поступлением детей в школу они включаются в новый вид деятельности - учебную, в которой кроме личностных особенностей ребенка начинают проявляться его познавательные процессы: внимание, память, воображение, мышление и речь. Через оценки учителей и родителей ребенок узнает о том, насколько у него развиты соответствующие психические процессы, и их оценки оказываются включенными в сферу его самосознания. Кроме того, общаясь с товарищами по классу, ребенок имеет возможность сравнивать себя с другими детьми, и его самооценка начинает корректироваться в результате ее сравнения с оценками и самооценками других детей.

Переход к подростковому возрасту знаменуется существенными изменениями в самосознании детей. В этом возрасте, во-первых, появляется и активизируется рефлексивная способность, позволяющая ребенку заниматься психологическим самоанализом; во-вторых, самосовершенствование в данном возрасте становится одной из осознаваемых ребенком целей его собственного развития; в-третьих, самооценка и самоанализ проводятся путем сравнения себя с некоторого рода идеалом, заимствованным из реальной жизни или из произведений искусства.

Завершается процесс формирования самосознания детей в старшем школьном возрасте. В это время образуется не только устойчивая самооценка и образ «Я», но и сам образ «Я» дифференцируется по своей структуре. В нем, например, выделяются такие разные подструктуры, как образ «Я» для себя, образ «Я» для других, отраженный образ «Я» и другие представления о себе. Образ «Я» для себя - это то, как сам себя видит, воспринимает и оценивает человек. Образ «Я» для других - это то, как данного человека реально воспринимают и оценивают окружающие. Отраженный образ «Я» включает в себя представление о том, как данного человека, по его собственному мнению, оценивают другие люди.

Бессознательное и его связь с сознанием

Сознание не является единственной формой существования психических явлений. Далеко не все, что входит в структуру психики, актуально осознается человеком. Кроме сознания или осознаваемых психических явлений у человека есть то, что называют бессознательным. Его можно определить как совокупность явлений, описываемых в психологических терминах, но актуально не осознаваемых человеком или не осознаваемых вообще. Это те явления, которые по сопровождающим их реакциям организма соответствуют известным осознаваемым психическим явлениям и оказывают точно такое же влияние на поведение, как и осознаваемые психические явления.

Так понимаемое бессознательное представлено практически во всех психических процессах, свойствах и состояниях человека. Есть, например бессознательные ощущения, к которым относятся субсенсорные ощущения, например ощущения равновесия, многие ощущения, связанные с работой мышц и внутренних органов тела, ощущения, возникающие у человека во сне под воздействием стимулов из окружающей среды, и др. Есть неосознаваемые зрительные, слуховые и другие ощущения, которые могут порождаться стимулами, величина которых не достигла порогового значения.

Существуют неосознаваемые образы, связанные с восприятием, происходящим на подсознательном уровне. Они проявляются, напримёр, в известных феноменах «ранее виденного», суть которых заключается в том, что при восприятии чего-либо у человека возникает ощущение того, что он это уже где-то когда-то видел, но не в состоянии вспомнить, где и когда именно. В данном случае можно допустить, что когда-то у человека уже имело место неосознанное восприятие, и соответствующий образ не только сформировался, но запомнился и сохранился в памяти человека на подсознательном уровне.

Бессознательная память - это многие из тех сведений, которые хранятся в нашей долговременной и генетической памяти. Ни один человек не в состоянии точно сказать, что на самом деле хранится в его долговременной памяти, если иметь в виду ее полный объем. Время от времени он, конечно, может кое-что вспоминать, но никогда, ни при каких условиях не в состоянии все полностью вспомнить и описать. Тем более человеку не дано знать о том, что хранит и передает по наследству его генетическая память. Кроме того, человек не осознает и того, что его восприятием, вниманием, воображением мышлением и речью в каждый момент времени управляет память, а ею в свою очередь - потребности.

Существует и бессознательное воображение. Это, в частности, галлюцинации и сновидения. Можно привести примеры неосознаваемого мышления. К ним относятся те процессы, которые приводят чёловека к неожиданным выводам и даже открытиям. Факт существования бессознательного мышления был четко зафиксирован в конце XIX в. еще немецкими психологами, представителями Вюрцбургской школы мышления. Они обратили внимание на то, что самые существенные моменты своего мышления, особенно творческого, человек почти никогда не осознает, но тем не менее приходит к правильным решениям, которые в свою очередь им осознаются. Вюрцбурские психологи назвали этот процесс бессознательным умозаключением. Наконец, определенно существует и бессознательная речь. Это, например, внутренняя речь человека, а также речь, произносимая во сне.

Большой вклад в разработку проблематики бессознательного в психологии внес 3. Фрейд. Он сделал бессознательное главным в психике человека, доказывая, что именно оно управляет поведением человека, а не его сознание. Фрейд распространил бессознательное на личность человека, продемонстрировав наличие у человека бессознательных мотивов поведения. Бессознательное в личности человека - это его потребности, влечения, которые, например, проявляются в разнообразных непроизвольных реакциях и действиях. К ним относятся ошибки, связанные с речью (оговорки, ослышки, описки); ошибки, связанные с памятью (забывание фактов, имен событий, обещаний, намерений, сновидений и т. п.).

Оговорки, по Фрейду, представляют собой бессознательно детерминированные артикуляционные движения, связанные с искажением звуковой основы и смысла произносимых слов. Такие искажения не являются случайными. 3. Фрейд утверждал, что в них проявляются скрытые от сознания человека мотивы, мысли, переживания. Оговорки возникают из столкновения бессознательных намерений человека, других его побуждений с сознательно поставленной целью поведения, которая находится в противоречии со скрытым мотивом. Когда бессознательное побеждает сознание, возникает оговорка. Таков психологический механизм, лежащий в основе всех ошибочных действий.

Забывание имен представляет собой еще один пример бессознательного процесса. Такое забывание обычно связано с какими-то неприятными чувствами забывающего по отношению к тому человеку, имя которого он забывает, или же эти чувства ассоциируются с некоторыми событиями, связанными с данным человеком. Такое забывание обычно происходит помимо воли говорящего, и данная ситуация характерна для большинства случаев забывания имен.

Содержание сновидений, по Фрейду, также связано с бессознательными желаниями, чувствами и намерениями человека, его неудовлетворенными, но важными жизненными потребностями. Явное, осознаваемое содержание сновидения не всегда, за исключением двух случаев, соответствует скрытым, бессознательным намерениям и целям того человека, кому это сновидение принадлежит. Эти два случая - детские сновидения дошкольников и инфантильные сновидения взрослых людей, возникшие под влиянием непосредственно предшествующих сну событий прошедшего дня. В своем сюжетно-тематическом содержании сновидения почти всегда связаны с неудовлетворенными желаниями и являются символическим способом устранения нарушающих нормальный сок импульсов, порождаемых этими желаниями. Во сне неудовлетворенные потребности получают галлюцинаторную реализацию. Если соответствующие мотивы поведения неприемлемы для человека, то их явное проявление даже во сне блокируется усвоенными нормами морали, так называемой цензурой. Действие цензуры искажает, запутывает содержание сновидений, делая их алогичными, странными и непонятными. Благодаря бессознательному смещению акцентов, замене и перегруппировке элементов явное содержание сновидений под действием цензуры становится совершенно непохожим на скрытые мысли сновидения. Для их расшифровки требуется специальная интерпретация, которая и предлагается психоанализом в процедуре толкования сновидений. Сама же цензура выступает как бессознательный психологический защитный механизм, который проявляется в пропусках, изменениях, перегруппировках материала памяти, сновидений или представлений. Подсознательные мысли, по Фрейду, превращаются в сновидениях в зрительные образы, так что в них мы имеем дело с примером бессознательного образного мышления.

Бессознательные психические явления вместе с осознаваемыми явлениями управляют поведением человека, хотя их функциональная роль различна. Сознание управляет самыми сложными формами поведения, требующими постоянного и повышенного внимания. Оно включается в регуляцию поведением в следующих случаях:

перед человеком возникают неожиданные, достаточно сложные проблемы, не имеющие очевидного решения;

человеку требуется преодолеть серьезное физическое или психологическое сопротивление на пути движения мысли или поведения;

необходимо осознать и найти выход из какой-либо конфликтной ситуации, которая сама собой, без волевого усилия разрешиться не может;

человек неожиданно оказывается в ситуации, содержащей в себе потенциальную угрозу для него в случае непринятия немедленных, срочных действий;

перед человеком встает новая задача, с которой он никогда раньше не сталкивался;

привычные формы поведения почему-то оказываются не подходящими и не дают должного результата.

Подобного рода ситуации (хотя бы какая-нибудь одна из них) возникают перед человеком практически непрерывно, поэтому сознание, как высший уровень психической регуляции поведения, постоянно присутствует и функционирует. Наряду с ним многие поведенческие акты выполняются на бессознательном, предсознательном или полусознательном уровнях.

Одно из возможных решений проблемы соотношения сознательной и бессознательной регуляции поведения предложил Н. А. Бернштейн, который высказал и обосновал гипотезу о многоуровневой динамической регуляции движений человека. Эта гипотеза может быть использована и по отношению к регуляции поведения в целом. Согласно данной гипотезе сознание и бессознательное не антагонисты, как ошибочно полагал Фрейд, а разные, взаимно дополняющие друг друга уровни регуляции поведения, которые включаются в действие в зависимости от того, какие проблемы возникают перед человеком.

3. Фрейд противопоставил бессознательную и сознательную регуляцию поведения друг другу, представив их в своих работах как противоположные, несовместимые друг с другом части психики человека. В теории личности, по Фрейду, между ними изначально был заложен антагонизм, и это во многом предопределило постановку и решение вопроса о соотношении сознания и бессознательного в регуляции психики и поведения человека. Ситуация в решении данного вопроса осложнялась еще и тем, что бессознательное при его обсуждений трактовалось только по Фрейду, и те, кто обсуждал эту проблем у, забывали о том, что психологи заговорили о бессознательном, как минимум, за столетие до появления соответствующих работ Фрейда и обсуждали эту проблему во время жизни Фрейда и после него по-разному, зачастую совершенно в ином ключе. В той постановке вопроса, которая характерна для теории Фрейда, другого решения проблемы соотношения сознания и бессознательного, кроме предложенного Фрейдом, действительно быть не может. Однако для иного понимания природы бессознательного это не так.

Изучая процесс психофизиологической регуляции движений человека, Н. А. Бернштейн пришел к выводу о том, что в зависимости от характера движения (простой автоматизм или новое, впервые разучиваемое сложное движение) оно может регулироваться на разных уровнях. Автор выделил пять таких уровней, примерно соответствующих выделенным нами шести уровням сознательной и бессознательной регуляции поведения (если объединить полусознание и предсознание в нашем его определении, то вообще останется только пять уровней регуляции, соответствующих тем, которые были выделены Бернштейном), и показал, что управление движениями может динамически переходить с одного уровня регуляции на другой, в том числе от сознательной и бессознательной его регуляции и наоборот. Так что никакого антагонизма или противоречия между этими уровнями регуляции поведения на самом деле нет, оно является надуманным.

Вместе с тем следует признать, что вопрос об отношениях между сознательными и бессознательными уровнями регуляции поведения остается до конца не решенным. Основной причиной этого является тот факт, что существуют разные типы бессознательных психических явлений, которые по-разному соотносятся с сознанием. Есть, например, бессознательные психические явления, связанные с областью предсознания; имеются бессознательные психические явления, именуемые подсознанием; наконец, известны и такие психические явления, которые по праву можно назвать бессознательными. Попробуем разобраться в этом вопросе, а затем вновь вернуться к обсуждению проблемы соотношения сознания и бессознательного.

Предсознанием называется та область психики, где находятся психические явления, которые сами по себе в скором времени могут стать осознаваемыми человеком. Например, человек что-то припоминает, и у него возникает ощущение того, что он вот-вот вспомнит именно то, что ему нужно. Это означает, что припоминаемый им материал в данный момент времени уже находится в его предсознании. Возьмем еще один пример. Когда человек решает какую-либо задачу, пользуясь теми или иными хорошо ему известными сведениями, то в момент решения данной задачи соответствующие сведения также находятся в сфере его предсознания и могут стать доступными человеку в любой момент времени.

Неосознаваемым обычно называют то, что человек в данный момент времени не осознает и может осознать не сразу и не просто. Человеку для этого может понадобиться большая работа по извлечению, например, из долговременной памяти нужного материала и осознанию этого материала. Неосознаваемое - это то, что, в принципе, может быть осознано человеком. Наконец, бессознательное - это то, что никогда, ни при каких условиях человеком не осознается.

Естественно, сразу же возникает вопрос: а как люди могут знать о существовании такого бессознательного? Тот факт, что оно не осознается человеком, которому принадлежит, еще не означает, что его осознать невозможно. Это, в принципе, можно сделать, но при проведении специального психологического исследования, направленного на его извлечение из сферы бессознательного и осознания. С этой целью, например, используется психоанализ как метод исследования бессознательного в психике человека.

Каждый из обозначенных выше типов бессознательных (в широком смысле этого слова) явлений может быть по-разному связан с поведением человека и с его регуляцией. Предсознание - это нормальное звено в регуляции поведения, которая осуществляется на полуавтоматическом уровне, в условиях частичного сознательного контроля. Это, например, хорошо освоенные человеком умения. Неосознаваемое - это также нормальный, но уже совершенно другой уровень регуляции, имеющий дело с разного рода навыками. Бессознательное - это, скорее всего, то, что связано с функционированием организма человека. Все, что связано с сознанием, представляет собой высшие, наиболее сложные или вновь осваиваемые формы человеческого поведения.


Похожая информация.


Бурное развитие исследований сознательных психических процессов вызвало вспышку интереса к бессознательной познавательной деятельности (Jacoby, Lindsay & Toth. 1992). «После ста лет непризнания, подозрительного отношения и замалчивания проблемы бессознательного вновь занимают в умах современных психологов значительное место» (Kihistorm, Bamhard & Tataryn. 1992. P. 788).

Это, правда, не то бессознательное, о котором говорил Зигмунд Фрейд. - переполненное неудовлетворенными вожделениями и воспоминаниями, которые можно поднять на уровень сознания в результате длительной психоаналитической работы. Новый взгляд на природу бессознательного представлял его более рациональным и эмоциональным. Бессознательное проявляет себя уже на начальной стадии человеческого познания - на стадии реагирования на стимул. Бессознательное - это интегральная часть процессов научения и обработки информации, а потому его можно изучать в ходе контролируемого эксперимента.

Для того, чтобы отделить понимание бессознательного в когнитивной психологии от бессознательного в психоанализе (а также от ряда чисто физических состояний отсутствия сознания - обморока, сна или комы), некоторые представители когнитивного движения предпочитают говорить о неосознанном. Это понятие оказалось для когнитивной психологии столь важным, что многие исследователи считают, что бульшая часть психических процессов у человека проходит на неосознанном уровне. Это обстоятельство было подтверждено экспериментально для таких поведенческих актов, когда воспринимаемая информация не осознается, а действие носит автоматический характер.

В одном из популярных исследований испытуемым предъявляют некие стимулы на подпороговом уровне восприятия, либо же на время, меньшее его индивидуального порога осознанного реагирования. В этих случаях испытуемые не могут сознательным образом обрабатывать получаемую информацию, однако они все же реагируют на стимулы. На основании этих экспериментов исследователи пришли к выводу, что человек способен реагировать на стимулы, которые в действительности не видит и не слышит, то есть на подпороговые стимулы (Greenwald.1992).

Эти и другие исследования подобного рода привели когнитивную психологию к заключению, что процесс познания, как в экспериментальных условиях, так и в естественных, развертывается на двух уровнях - сознательном и несознательном. Причем наибольший объем психической деятельности в процессе познания происходит как раз на несознательном уровне (Loftus & Klinger. 1992). Кроме того, исследования показывают, что именно на этом уровне обработка информации протекает быстрее и эффективнее (даже если это касается достаточно сложной информации).

Но если основной объем информации обрабатывается на несознательном уровне, это значит, что никакие интроспективные методы не смогут помочь нам проникнуть в эти тайны. Какой толк изводить человека расспросами о том, чего он не знает, да и знать не может? «Не имеет значения, насколько хорошо подготовлены наши испытуемые. Они все равно не смогут нам рассказать, каким образом они обрабатывают информацию… Все это потому, что они не только ничего не знают о внутренних бессознательных процессах, но и никогда не узнают» (Lewicid, Hill & Czyzewska. 1992. P. 796). Понятно, что такого рода выводы не могут не ограничивать применения интроспекции в когнитивной психологии в качестве исследовательского метода.

Для меня не подлежит сомнению, что наше мышление протекает в основном минуя символы (слова) и к тому же бессознательно.

А.Эйнштейн.

Бессознательное неявно вовлечено во всю познавательную деятельность, осуществляемую сознанием. Сознание бессильно что-либо познавать, если оно не опирается при этом на бессознательное.

Уже на психофизиологическом уровне существует врожденная познавательная потребность , высшим эволюционным порождением которой со временем становится научное творчество .

Эта потребность проявляется, по образному выражению академика В.Энгельгардта, так же властно, как потребность птицы петь или стремление рыбы подниматься против течения бурной реки: “...по природе своей этот инстинкт ближе всего к инстинкту утоления голода. Только тут речь идет об удалении голода не физического, а духовного. Не случайно это почувствовали и отразили в своих творениях поэты. Духовная жажда, которая томит пушкинского “пророка”, - она прямо сродни чувству интеллектуального голода ученого”.

Познавательная потребность в новой информации, не сводимая к поискам пищи, сексуального объекта или средств для строительства “жилища”, наблюдалась этологами в специальных экспериментах с животными.

Простейшие формы познавательной активности живых существ имеют единственную ценностную ориентацию – выживание.

Элементарная познавательная деятельность на бессознательном уровне, связанная с моделированием условий окружающей среды, проявляется в простейших актах опережающего отражения. Известный отечественный ученый П.К.Анохин разработал концепцию об акцепторе результатов действия. Последний является неким информационным эквивалентом ожидаемого результата, извлеченным из памяти в процессе “принятия решения”; он оказывает влияние на двигательную активность организма и сличает результат с его “опережающим отражением”.

Значительную роль в познавательных процессах на глубинно-бессознательном уровне играют некоторые архетипические установки. Одна из наиболее важных среди них характеризуется антропоморфизмом. Оказывая свое влияние на более “высокие” (по уровню) познавательные процессы, антропоморфизм порождает определенные особенности мифологического, религиозного, научно-теоретического, обыденно-практического мировосприятия, естественных и искусственных языков, произведений искусства и феноменов культуры.

На подсознательном уровне познавательная деятельность опирается прежде всего на неосознаваемыеощущения,восприятия и представления . Одна из причин того, что они остаются в подсознательной сфере и не проникают в сознание, может заключаться в их энергетической слабости (они оказываются ниже осознаваемо фиксируемого уровня). Причина может быть и в том, что они качественно не соответствуют “приемному коду” или входному каналу сознания (так, например, наш орган зрения не позволяет осознанно фиксировать ультрафиолетовую и инфракрасную часть спектра, хотя она непосредственно примыкает к видимой части электромагнитного диапазона; однако бессознательное получает информацию от более широкого диапазона волн, чем сознание).

В то же время на подсознательном уровне существует ценностный отбор получаемой и перерабатываемой информации. Это хорошо подтверждается следующими экспериментами. Серия надписей пропускается с такой большой скоростью, что испытуемый не успевает их прочесть. Но когда появляются надписи, глубоко затрагивающие человека, он, не видя их, тем не менее реагирует на них (о чем свидетельствует кожно-гальваническая реакция).

Особый интерес представляют так называемые “дисторзии смыслового восприятия” (от латинск. distorsio - вывих), свидетельствующие о том, что существует постоянное смещение оценок содержания текстов и позиции их автора. При достаточной близости позиций автора и рецепиента, последний считает, что существует полное совпадение (“ассимиляционный эффект”). При значительных расхождениях он готов их преувеличить еще больше (“контрастный эффект”). Одними из первых подобные эффекты изучали М.Шериф и К.Ховлэнд, выявившие, что они во многом аналогичны иллюзиям восприятия, вызываемым фиксированной установкой.

Познавательный процесс, как и другие психические процессы, состоит из совокупности необходимых последовательных элементарных этапов, “шагов” (иногда для выражения этого обстоятельства используют термин “микрогения” ). Вот как иллюстрирует рассматриваемый аспект познавательной деятельности известный американский психиатр С.Ариети. Если у образованного человека спросить, кто автор “Гамлета”, незамедлительно последует ответ: “-Шекспир”. Отвечающий осознанно фиксирует только сам стимулирующий вопрос и свой ответ на него. Множество “шагов”, которые привели его к сравнительно быстрому ответу, остаются скрытыми. И тем не менее велся активный бессознательный поиск правильного ответа. Однако если тот же самый вопрос задать человеку с некоторыми психическими отклонениями, либо чрезвычайно уставшему и полусонному, либо одурманенному алкоголем, либо полностью поглощенному каким-то другим занятием, то в ответ можно услышать, скажем, “Чехов” или “Софокл”. Допущенная ошибка является не полной, а лишь частичной: ведь бессознательны2й поиск правильного ответа все же вывел на уровень писателей.

Творчество предстает третичным процессом, опирающимся на непредсказуемые и невероятные сочетания примитивных ментальных процессов (включая те, что Фрейд называл первичными) и нормальных процессов, подчиняющихся формальной логике (включая те, что Фрейд называл вторичными). Перебор всех мыслимых комбинаций и отбрасывание всех неподходящих протекает в основном бессознательно, а правильная комбинация отражается в сознании подобно вспышке молнии (Arieti S., The realm of the unconscious in the cognitive school of psychoanalysis // Бессознательное: В 4 т. - Тбилиси. - Т.3, 1978. С.53) .

Именно подобное (кажущееся мгновенным) нарождение доселе неуловимого когнитивного результата и есть та познавательная интуиция , которую мы рассматривали в связи с взаимопереходами иррационального и рационального. Чуть позже мы еще вернемся к ней, обсуждая совместную когнитивную деятельность сознания и подсознания.

Что касается предсознания , то оно напоминает слабо освещенные участки помещения (“темное сознание”): достаточно туда направить “луч” внимания, как картина проясняется и становится осознанной. Поглощенный размышлениями человек может не замечать происходящего вокруг. Но достаточно ему очнуться от своей глубокой задумчивости, и сознание распахнет свои окна в окружающий мир...

Сознание , осуществляя познавательные функции, выступает прежде всего как мышление, которое логически связно и доказательно воспроизводит изучаемые процессы и явления, используя естественный понятийно-вербальный язык или специализированные искусственные языки. Средняя ценность информации , перерабатываемой сознательно, гораздо выше средней ценностиинформации, полностью перерабатываемой на одном бессознательном уровне. Сознание отличается высочайшей избирательностью в отборе перерабатываемой информации (и чем культурнее человек, тем ярче выражено это умение отличать главное от неглавного, важное от неважного). Кроме того, сознание в большей степени, чем бессознательное, нацелено на новое. Бессознательное в основном обрабатывает привычную информацию и гораздо хуже отличает значимое от незначимого.

Возможно ли, чтобы информация сразу оказывалась в сознании, полностью минуя бессознательное? Мы думаем, что полностью миновать бессознательное не может даже самая абстрактная и строго логически формализованная информация. Ведь при поступлении в психику человека она обязательно будет сопоставляться (путем уподобления, различения, ассоциативности и т.п.) с другой информацией, которая уже хранится в долговременной и оперативной памяти. А это происходит главным образом бессознательно.

Довольно часто выделяют следующие этапы познавательно-поисковой деятельности, показывающие глубокую связь в ней осознаваемого и неосознаваемого:

1. Накопление знаний и навыков, необходимых для уяснения и формулирования проблемы (четкая и правильная постановка последней наполовину гарантирует окончательное успешное решение).

2. Сосредоточенные попытки решения, а также поиски дополнительной информации.

3. «Инкубационный» период: временный отход от проблемы, переключение на другие занятия.

4. Озарение (инсайт): “логический скачок” в нахождении решения, которое однозначно не вытекает из исходных посылок или ситуационных условий.

5. Проверка правильности и окончательные уточнения. (См работы Дьюи, Уоллеса, Арнгейма, А.Н.Лука и др.)

Рассмотрим подробнее совместную когнитивную деятельность сознания и подсознания , реализуемую благодаря познавательнойинтуиции . Еще Паскаль противопоставлял рассудочную мысль и интуицию (предугадывающее прозрение). Истинный источник познания он видел в последней, символически олицетворяющей для него сердце; именно интуиция способна мгновенно схватывать сокровенную сущность вещей и достигать их целостного синтетического постижения.

Однако, то, что познано в процессе интуитивного постижения, все равно нуждается в переводе на язык общезначимых научных понятий, принципов, теоретических описаний. Лишь таким путем интуитивное прозрение становится научным знанием и получает возможность дальнейшего развития.

С другой стороны, интуитивные “откровения” не падают с неба. В том, чтобы творческий поиск был успешным и пришло на помощь интуитивное прозрение, важную роль играют, как нам кажется, по крайней мере следующие условия:

1) достоверная ценная и многообразная информация, касающаяся изучаемой проблемы;

2) владение эффективными “познавательными технологиями” - методами обработки информации, значительная часть которых перешла в автоматические навыки; 3) огромная заинтересованность в получении результата.

На сознательном уровне познавательный процесс может быть как непроизвольным, так и специально организованным. Вот почему существует возможность в какой-то мере управлять совместными действиями сознательного и бессознательного в познавательном процессе.

По словам Бертрана Рассела, он неожиданно обнаружил, что, когда ему нужно работать над какой-нибудь очень трудной темой, то наиболее надежный способ - в течение нескольких часов или дней напряженно думать о ней, а затем “отдать приказ” подсознанию. “Через несколько месяцев, вновь сознательно возвращаясь к этой теме, я всегда нахожу, что работа выполнена. До обнаружения этого метода я обычно те же самые месяцы проводил в мучительной тревоге, поскольку никакого прогресса не отмчалось. Мое беспокойство нисколько не ускоряло решения, оно все равно приходило в положенный срок, а вот месяцы, проведенные в тревоге, были потеряны, хотя я мог бы использовать их на другие полезные дела” (См Мольц М.Я - это Я, или Как стать счастливым. М., 1991, с.83-84).

Познавательная деятельность не ограничивается сферой рационально-научных изысканий. Она также включает и такие виды познания как обыденно-практическое, этическое, эстетическое и др. Каждое из них обладает своей спецификой.

Эрнст Кассирер говорил о познании как языке, как мифе и как искусстве.

Он заявлял, что всё это не просто зеркала, которые только отражают данные им картины внешнего или внутреннего бытия. Скорее они сами - световые источники, как необходимые для видения, так и формообразующие.

Кроме того, как известно, мысль в искусстве непосредственна (оно образно показывает, а не логически доказывает).

Нам еще предстоит рассмотреть специфические особенности эстетической деятельности и художественного творчества.

А пока вернемся к наиболее развитой форме познания - научному познанию.

Как нам кажется, познавательное творчество характеризуется способностью не избегать возникающих логических и эпистемологических противоречий, а напротив - концентрировать основное внимание именно на них. Как правило, противоречия снимаются на более высоком (глубоком) сущностном уровне через синтез, который открывает ранее неведомый единый лик многообразия ...

Человек талантливый решает подобные проблемы лучше очень многих людей. Гений же, как известно, решает проблемы, которые не видел и не решал никто другой.

Любопытно, что в кризисных или критических ситуациях сознание человека начинает напоминать по характеру своих действий бессознательную психическую деятельность. Оно пытается стать многомерным, одновременно разыгрывая множество “сценариев” возможных действий в быстро и неоднозначно меняющейся ситуации. Противоречивость уже не переживается так остро, как в “нормальное время”.

Своеобразный надсознательный уровень познавательной деятельности предлагает учитывать М.Г.Ярошевский. При категориальной регуляции умственной активности индивид “подключается” к независящим от его сознания формам логики развития науки. “Отличие надсознательной активности от других форм психической регуляции в том, что в ней интегрируются личностное и надличностное в форме предметно-логического, притом такого предметно-логического, которое еще не отстоялось в науке, а формируется в данный исторический период. Творческая мысль ученого улавливает “потребное будущее” науки, “будущего” зов” (Ярошевский М.Г. История психологии. - М., 1985, с.21-22).

У нас не вызывает сомнений, что важно различать подсознательную и сверхсознательнуюинтуицию. Первая оплодотворяет сознание человека новой ценной информацией, рожденной без его активного непосредственного участия. Хотя сознание трудится над решением некой проблемы, но масса иных проблем - больших и малых - постоянно отвлекают его внимание. Поэтому результат, полученный на подсознательном уровне, приходит оттуда в сознание неожиданно.

Иное дело, сверхсознательная интуиция. Она требует абсолютно полной вовлеченности в творческий поисковый процесс всего целостного человека.

Продуктами подсознательной интуиции становятся догадки , восполняющие пробелы в наших знаниях и опирающиеся в значительной мере на прошлый опыт и рутинный перебор возможных вариантов (именно о такой интуиции шла речь в рассуждениях С.Ариети). Плоды сверхсознательной интуиции, как нам кажется, качественно иные. Она приносит принципиально новые знания, которые никак не выводимы из прежнего опыта и общепринятых парадигм. Вероятно к этим новым знаниям можно приложить сартровское выражение, сказав, что они не проекция, они проект (они не прекция прежних парадигм, а проект новой).

Возможно, познание на уровне сверхсознания имеет неалгоритмическую природу. “Сущность творческого мышления не сводится к алгоритму, она проявляется прежде всего в ломке старых и создании новых алгоритмов, в осуществлении мышления способом, отличным от алгоритмических процедур. Неалгоритмическая модель есть модель мышления как деятельности, в которой развертываются процессы целеобразования, смыслообразования, мотивообразования, выражающие ее творческую природу” (Психология . Словарь М., 1990, с.314).

Не разрывает ли творческая интуиция историческую преемственность в науке и культуре? Отнюдь! Она отказывается не от прошлого, а от прошлого понимания прошлого (и всего, что с ним связано), предлагая совершенно новое, более глубокое понимание. Это новое понимание обладает большей универсальностью, оно включает в себя прежнее понимание как свой “частный случай” (вступает в силу известный “принцип соответствия”). Поэтому связь прошлого с настоящим только возрастает, получая более глубокое и универсальное обоснование.


Однако вряд ли оправдано желание увидеть на физиологическом уровне не только элементарные формы познавательной активности, но и особый инстинкт “научного творчества”. Мне кажется, в таком случае исчезает существенное различие между предпосылками и последующим результатом этих предпосылок.

Одна из наиболее плодотворных трактовок (в теории информации) ценности информации выражает ее через приращение вероятности достижения цели.

Тот же Эйнштейн, высоко ценивший интуицию, отмечал, что интуитивным выводам, базирующимся на непосредственном наблюдении, не всегда можно доверять (Эйнштейн А., Инфельд Л., с.4).

  • Вопрос 7.Философия Аристотеля, учение о материи и форме, познании, этические взгляды.
  • Вопрос 8.Философия эпохи эллинизма. Эпикур и его школа. Стоицизм и скептицизм. Неоплатонизм.
  • Вопрос 9. Особенности средневековой философии. Патристика: учение Августина Блаженного. Схоластика: Философия Фомы Аквинского.
  • Вопрос 10.Философия эпохи Возрождения. Пантеизм и диалектика в учениях н. Кузанского и Дж. Бруно.
  • Вопрос 11.Философия хvii- XVIII вв. Решение проблемы познания в философии Нового времени: эмпиризм и рационализм (ф. Бэкон, р. Декарт).
  • Вопрос 12. Учение о субстанции и её атрибутах в философии Нового времени (р. Декарт, б. Спиноза, г. Лейбниц).
  • Вопрос 18.Философия марксизма, ее исторические судьбы. Марксистская философия в России.
  • Вопрос 19.Своеобразие русской философии, этапы её развития. Русская философия 18 века: Ломоносов, Радищев.
  • Вопрос 20.Славянофилы (а.С.Хомяков, и.В.Киреевский) и западники: философские и социально-политические взгляды.
  • Вопрос 21. Русская материалистическая философия х1х века. А.И.Герцен, н.Г.Чернышевский.
  • Вопрос 22. Русская религиозная философия. Философия Всеединства в.С.Соловьева. Религиозный экзистенциализм и социальная философия н.А.Бердяева.
  • Вопрос 23. Позитивизм, его исторические формы. Неопозитивизм.
  • Вопрос 24. Основные идеи философии постпозитивизма (к.Поппер, т.Кун, п.Фейерабенд). Влияние постпозитивизма на современную философию.
  • Вопрос 25. Философская герменевтика как методология социально-гуманитарных (юридических) наук
  • Вопрос 26. Философия Шопенгауэра. Её развитие в философии жизни(ф. Ницше)
  • Вопрос 27. Учение о бессознательном з. Фрейда. Неофрейдизм.
  • Вопрос 29. Бытие. Его основные формы. Решение проблемы бытия. То или иное философское рассуждение выходит с понятия о бытие, например как содержание его неисчерпаемо.
  • Вопрос 32.Философские и научные концепции пространства и времени.
  • Вопрос 33. Понятие сознания, его происхождение, сущность и структура. Общественная природа и активность сознания.
  • Вопрос 34. Природа бессознательного, его основные проявления. Психическая деятельность как единство сознательного и бессознательного.
  • Вопрос 35. Бытие человека. Соотношение природного и социального в историческом и индивидуальном развитии человека. Сущность биологизаторских и социологизаторских концепций.
  • Вопрос 37. Истина и заблуждение. Объективное и субъективное, абсолютное и относительное, абстрактное и конкретное в истине.
  • Вопрос 38.Философские концепции истины. Проблема критериев истины.
  • Вопрос 39. Понятие методов познания. Классификация методов. Эмпирические и теоретические методы познания. Методология права.
  • Вопрос 40. Научное познание и его специфика. Эмпирический и теоретический урони научного познания.
  • Вопрос 41 Метафизика и диалектика как философские методы познания. Основные принципы и законы диалектики.
  • Вопрос 42. Категории единичного, o6щero и особенного, их роль познании.
  • Вопрос 43. Система. Структура, элемент, их взаимосвязь. Сущность системного подхода.
  • Вопрос 44.Категории содержания и формы. Содержание и форма в праве.
  • Вопрос 45.Категории причины и следствия. Проблема причинности в судебном исследовании.
  • Вопрос 46.Необходимость и случайность. Значение этих категорий для установления юридической ответственности.
  • Вопрос 47.Сущность и явление, их противоречивая взаимосвязь.
  • Вопрос 48. Категории возможности и действительности. Виды возможностей. Роль субъективного фактора в превращении возможности в действительность.
  • Вопрос 49. Природа и общество, этапы их взаимодействия.
  • Вопрос 50. Экологические и демографические проблемы в современном обществе, роль права в их решении.
  • Вопрос 51. Общественные отношения (экономические, политические, социальные, духовные) их особенности и роль в обществе.
  • Вопрос 52. Человек в системе социальных отношений. Понятие личности. Личность как субъект и объект общественных отношений.
  • Вопрос 53. Проблема исторической необходимости и свободы личности. Свобода и ответственность личности.
  • Вопрос 54. Сущность и предназначение человека. Проблема сохранения человеческой индивидуальности в современном мире.
  • Вопрос 55. Общественное и индивидуальное сознание. Структура общественного сознания.
  • Вопрос56. Специфика политического и правового сознания, их взаимообусловленность и социальная детерминация.
  • Вопрос 57. Нравственное сознание. Противоречивое единство морального и правового сознания.
  • Вопрос 58. Эстетическое сознание, его взаимосвязь с другими формами общественного сознания. Роль искусства в жизни общества.
  • Вопрос 59. Религия и религиозное сознание. Свобода совести.
  • Вопрос 60. Общество как исторический процесс. Концепции исторического процесса.
  • Вопрос 34. Природа бессознательного, его основные проявления. Психическая деятельность как единство сознательного и бессознательного.

    Понятия «психика» и «сознание» не тождественны. Более широким является понятие «психика» - совокупность ощущений, восприятий, памяти, мышления, внимания, чувств, воли, т.е. совокупность его внутреннего мира, отличного от мира вещей.

    «Психика» включает в себя и бессознательные явления и процессы. Это сновидения, обмолвки, оговорки, чисто автоматически совершаемые действия, утрата полноты ориентировки во времени и пространстве, некоторые патологические явления (бред, галлюцинации, иллюзии) и т. п. Бессознательное - это низший уровень человеческой психики. Оно - сложный феномен, «другое» сознание (неосознанное, подсознательное, досознательное). Бессознательное - это те явления, процессы, свойства и состояния, которые оказывают влияния на поведение человека, но не осознаются им. Бессознательное занимает большое место в его духовной жизни. Фактически все действия людей оказываются соединением сознательного и бессознательного.

    К проблеме бессознательного обращались в истории философии Платон, Декарт, Лейбниц, Шеллинг и др. Однако наиболее распространенные и влиятельные концепции бессознательного были созданы в ХХ веке австрийским психологом и психиатром Зигмундом Фрейдом и швейцарским психологом Карлом Густавом Юнгом.

    Согласно З.Фрейду, бессознательное играет главную роль в человеческой жизни. «Я» не является хозяином в собственном доме». Сознание человека вынуждено довольствоваться жалкими сведениями о том, что происходит в его душевной жизни бессознательно, и то, что в действительности зачастую движет его поступками. Психика, согласно его концепции, имеет следующую структуру:

    1) Оно - «кипящий котел страстей», безудержные примитивные телесные инстинкты и влечения (сексуальные и агрессивные); Оно всецело подчинено принципу удовольствия; всей его силой управляет «либидо» - психическая энергия сексуальных влечений, т.е. половый инстинкт.

    2) Сознательное Я - посредник между Оно и Сверх-Я, пытающийся удовлетворить потребности Оно и требования Сверх-Я, прийти к необходимому соглашению между ними.

    3) Сверх-Я - это система моральных норм и социальных запретов для Оно, выполняющая роль внутреннего цензора.

    Нежелательное влечение может быть:

    1) вытеснено в бессознательное неразряженным, загнано в самые дальние уголки психики, что приводит к скрытой и явной агрессии, депрессиям и неврозам; или

    2) сублимировано (сублимация - возвышение) т.е. переключено на цели социально и культурно приемлемые (высшие) и нравственно одобряемые (творчество, занятие наукой, саморазвитие и самосовершенствование человека и т.д.).

    Т. о. вся жизнь человека по З. Фрейду представляет собой бесконечную борьбу с бессознательными влечениями.

    Вопрос 35. Бытие человека. Соотношение природного и социального в историческом и индивидуальном развитии человека. Сущность биологизаторских и социологизаторских концепций.

    Бытие – философская категория, обозначающая существование, реальность. Соответственно, бытием обладают не только явления природы, но и человек, сферы его деятельности. Мир мыслящих существ и всего сотворенного ими входит в сферу бытия. Основные формы бытия:

    1)Бытие процессов природы, а так же вещей, произведенных человеком.

    2)Бытие человека.

    3)Бытие духовное.

    4)Социальное бытие.

    Человек - представитель Homo sapiens, генетически связанный с другими формами живого, наделен разумом, рефлексией, речью, способностью создавать орудия труда. Человек - это живая система, представляющая единство трех составляющих:

    4) биологического (анатомо-физиологические задатки, тип нервной системы, половые и возрастные особенности и т.п.)

    5) психического (чувства, воображения, память, мышление, воля, характер и т.д.)

    6) социального (мировоззрение, ценностные установки, знания и умения и т. п.)

    Он существо целостное - соединяет в себе физическое, психическое и духовное начало; универсальное - способное к любому виду деятельности; уникальное - открытое миру, неповторимое, свободное, творческое, стремящееся к самосовершенствованию и самоопреодолению. Если относительно двух последних характеристик сомнений у ученых не возникает, то относительно целостности велись и ведутся ожесточенные споры.

    Индивидуальный человек - часть живой природой, он неповторим в силу своих биологических особенностей (генетического кода, веса, роста, темперамента и т.д.). Однако стать человеком он может только в обществе: будучи оторванным от общества, например, в младенческом обществе, человеческое существо развивается как биологическая особь, но безвозвратно утрачивает способность стать полноценным человеком (овладеть речью, навыками общения, обучиться труду, интеллектуальная деятельность тоже для него недоступна). Несомненно, человек по своей природе и биологическое, и социальное существо. Но каково соотношение этих двух начал, является ли одно из них определяющим - это предмет научных дискуссий. Существует два основных подхода в решении этой проблемы: биологизаторский и социологизаторский. Каждый из которых, абсолютизирует какую-то одну природу (биологическую или социальную) человека.

    Сторонники биологизаторских концепций стремятся объяснить человека, исходя только из его биологического начала, и совершенно игнорируют влияние общества или собственный выбор личности. Социобиология в ХХ в. делает акцент на генетической наследственности. Поведение человека так же, как и животного, генетически определено и никто не может преодолеть влияние своей наследственности, какой бы она не была - плохой или хорошей (общество здесь тоже не помощник). Расистские концепции, заявляют о превосходстве одних людей над другими по признаку принадлежности к «высшим» или «низшим» расам, что ярко проявилось в фашистской идеологии, призывавшей к «расовой чистоте» и «расовой гигиене.

    Социологизаторские концепции, напротив, абсолютизируют влияние общества на формирование человека. Какова социальная среда, окружающая человека, таков и он сам. В нем, как в зеркале отражаются пороки общества или его добродетели. Злым человека делает несовершенство общественных отношений и неправильное воспитание. Такова установка всего социального утопизма, начиная с эпохи Просвещения, заканчивая К.Марксом, и его воплощением в действительность - социализмом. Однако, в действительности оказалось все сложнее. Не учитываются не только генетические особенности данного индивида, но и сознательный свободный выбор ценностей и направления жизненного движения, зачастую совершенно необъяснимый (и противоположный) окружающей социальной средой.

    В формировании человеческой личности играют большую роль и биологические задатки, и социальное воспитание и собственный выбор (Я). Ни одно из этих трех факторов современная наука не называет в качестве определяющего. Все важно и необходимо. Человек - это целостная система, открытая миру и возможностям.

    Вопрос 36.Проблема познаваемости мира и ее решение в философии. Чувственное и рациональное познание. Ограниченность сенсуализма, рационализма и иррационализма. Проблема познаваемости мираявляется одной из важнейших в философии. Она стояла как центральная в Древней Греции, в ср века и Новое время (Кант, Гегель), особенно остро встала эта проблема в нашем столетии (Франк, Гартман, Витгенштейн). На всем протяжении развития философии в ней сталкивались различные подходы и направления: гносеологический оптимизм и агностицизм, сенсуализм и рационализм, дискурсивизм (логоцизм) и интуитивизм и др.Сама проблема: “Познаваем ли мир, а если познаваем, то на сколько?” выросла не из праздного любопытства, а из реальных трудностей познания. Область внешнего проявления сущности вещей отражается органами чув-в, но достоверность их информации во многих случаях сомнительна или вообще неверна. Одним из направлений в гносеологии является агностицизм. Его специфика заключается в выдвижении и обосновании положения о том, что сущность объектов (материальных и духовных) непознаваема. Это положение первоначально, когда философское знание окончательно еще не порвало с представлением о богах, касалось именно богов, а затем уже природных вещей. Древнегреческий философ Протагор (ок. 490 – 420 гг. до н.э.) сомневался в сущ-вовании богов. По отношению природных явлений он обосновывал взгляд, согласно которому “как оно кажется, так оно и есть”. Разным людям св-венны разные понимания и разные оценки явлений, поэтому “человек есть мера всех вещей”. Сущности же самих вещей, сокрытые их проявлениями, человек вообще не способен постичь. Древнегреческий философ Пиррон (360 – 270 гг. до н.э.) считал, что от проникновения в глубь вещей должен воздерживаться. Его обоснование не лишено интереса. Пиррон считал, что человек стремится к счастью. Счастье же, по его мнению, слагается из двух компонентов: 1) отсутствия страдания и 2) невозмутимости. Состояние же невозмутимости, безмятежности достижимо при познании, но не всяком. Чувственные восприятия достоверны. Если нечто кажется мне горьким или сладким, то соответствующее утверждение будет истинным. Заблуждения возникают, когда от явления мы пытаемся перейти к его основе, сущности. Ни о чем нельзя сказать, что он поистине существует, и никакой способ познания не может быть признан истинным или ложным. Сама сущность постоянно изменчива. Всякому утверждению о любом предмете может быть с равным правом противопоставлено противоречащее ему утверждение.

    Психоанализ можно было бы назвать сферой трансдисциплинарных или над-дисциплинарных исследований. Дело в том, что бессознательное как объект психоаналитического познания и практики качественно неоднородно. Хотя Фрейд и включал понятие бессознательного в число основных элементов теории психоанализа, однозначности в его трактовке у него никогда не было (достаточно сказать, что сам термин «бессознательное» присутствовал у него только в т.н. «первой топике», а во второй исчез под именем Оно). Так что бессознательным в психоанализе зачастую называют совершенно различные инстанции, не образующие единого предмета. Это, кстати, можно обнаружить и в истории психоанализа, где на первый план последовательно выходили различные уровни бессознательного (по сути, различные виды бессознательного) - биологическое, социальное, языковое и пр. А это означает в нашем случае, что и перевод бессознательного в сознание, и переводы между различными уровнями бессознательного имеют свои пределы. При всей условности «предметного» изображения того, что лишь отчасти может быть названо предметом, при всей ограниченности и упрощенности всякой натуралистической картины бессознательного, можно предложить такую условную трехчленную схему: в бессознательном сосуществуют «животное» (архаическое) бессознательное, «групповое» (психологическое, психосемейное) бессознательное, «социальное» бессознательное и, возможно, какие-то другие его виды.

    В животном бессознательном сосредоточены наиболее древние или даже атавистические слои бессознательного - то, что почти непосредственно связывает человека с животными. Это слои инстинктов, едва оторвавшихся от своей животной первоосновы, - биологические потребности, импульсивные влечения. История понятия «влечение» у Фрейда показывает все его колебания относительно места влечений в бессознательном - где-то на грани биологического и психологического. По-видимому, именно на этом уровне в наибольшей мере сосредоточиваются бессознательные влечения и потребности младенческого периода, т. е. периода предельной беспомощности и зависимости человеческого существа от других людей и обстоятельств. Можно предположить, что с этим периодом длительной зависимости связано в дальнейшем бессознательное воздействие гипнотических механизмов, в частности в психотерапевтической практике. При регрессии психики на уровень животного бессознательного (младенческого, архаического) человеческая развитость «съеживается» и дает волю стадным инстинктам. В групповом бессознательном речь идет о психологических механизмах групповых взаимодействий - прежде всего о психосемейном бессознательном (конечно, все другие уровни бессознательного тоже могут быть отнесены к бессознательному психическому и представлены на уровне психологических механизмов, однако это не отменяет их специфичности). В этом слое бессознательного запечатлеваются психосемейные и групповые конфликты, перипетии приобретения семейных и половых ролей, моменты полового созревания ребенка (начиная от первоначального осознания половой принадлежности до будущего принятия своей половой роли), налагающего свой отпечаток на весь душевный опыт человека. Конечно, предпосылки половой идентификации складываются еще на стадии «животного бессознательного» (например, когда мать - «первая совратительница», - ухаживая за ребенком, прикасается к его гениталиям345).

    Однако более развитые структуры психосемейных отношений складываются в период овладения языком, способным закрепить запрет на кровосмешение и включить ребен- ка в культурный символический порядок. Отметим, что психосемейный слой бессознательного - это еще не собственно социальный его слой, хотя некоторые предпосылки развитой социальности, возможно, уже присутствуют на психосемейном уровне, подобно тому как предпосылки психосемейного бессознательного, возможно, складываются еще на «архаическом» его уровне.

    Социальное бессознательное качественно своеобразно, оно ни в коей мере не сводится ни к динамике изначальных влечений, ни к конфликтам психосемейной идентификации. Не случайно некоторые ученики Фрейда (прежде всего Юнг, а также, позднее, представители неофрейдизма), увлеченные исследованиями социального (коллективного) бессознательного, по сути отказываются от концепции сексуального содержания бессознательного. В социальном (коллективном) бессознательном представлены не сексуальные влечения, хотя бы и сублимированные, но социальные интересы групп и классов, национальных общностей и др.

    С известной долей условности можно предположить, что все эти страты в бессознательном представляют собой, по-видимому, продукт различных исторических эпох, а также разных периодов индивидуального человеческого развития, однако все одновременно, так или иначе взаимодействуя, функционируют в психике отдельного человека. А потому иногда так трудно бывает понять, с каким слоем или уровнем бессознательного мы имеем дело в данный момент. Например, в социальном бессознательном действуют межличностные механизмы, подобные гипнотическому или суггестивному воздействию: когда фрагменты более низкого уровня включаются в целое, они отчасти подчиняются логике взаимодействий более высокого уровня, отчасти сохраняются как специфическое образование в составе целого. Так, биологические импульсы, побуждения, желания присутствуют на уровне психосемейного бессознательного, однако не определяют его специфику - она им не подвластна. Точно так же психосемейные механизмы участвуют в функционировании социального бессознательного, однако его логика лишь в упрощенном и метафорическом смысле может характеризоваться по психосемейной или же по архаической (животной) схематике, например, как стадный поиск «сильного отца» или «бегство от деспотичной матери» (или напротив - обращение к государству как к безусловно «любящей матери») и т. д. и т. п.

    Эта мысль о слоистости бессознательного поясняет многие трудности в его познании. Одна из таких трудностей связана с поиском в бессознательном причинных цепей, которые, как подчеркивал Фрейд, не знают разрывов. Дело в том, что причинные цепи, как ясно из сказанного выше, возникают на различных уровнях бессознательного, так что перекрещивание различных причинных рядов сильно запутывает общую картину. Само взаимодействие разноуровневых причинных цепочек порождает феномен «сверхпричинности» (или над-детерминированности)318 или, иначе говоря, - множественности причинных цепей и узлов, которые складываются в компромиссную нежесткую причинную определенность. Психоанализ не может и не должен претендовать на то, чтобы объять все бессознательное. По сути, его предмет - это срединное, «психосемейное» бессознательное, а потому перенесение закономерностей этого уровня на другие слои бессознательного является в той или иной мере проблематичной экстраполяцией. В разные периоды своей жизни Фрейд искал объяснения тем душевным процессам, которые он наблюдал в своей медицинской практике, либо на биологическом и физиологическом уровне (в ранний период), либо на уровне социально-мифологической схематики (в последние десятилетия), и это, по-видимому, можно истолковать как выход за пределы психоаналитического объекта, как набег на недоступную психоанализу территорию.

    Специфика объекта определяет, как известно, специфику соответствующей дисциплины. Термин «метапсихология», которым Фрейд пытался обозначить нечто существенное в создаваемой им науке (то, что находится за рамками узкоклинической аргументации), представляется гораздо более точным, чем может показаться на первый взгляд. Очень часто метапсихологию трактуют то как совокупность натуралистических, биологических представлений о бессознательном в ранних работах Фрейда, то, напротив, как социальную мифологию позднего психоанализа. Однако приставка «мета» означает одновременно и «за», «после», и «над». Можно предположить, что, создавая психоанализ, Фрейд строил именно мета-психологию, то есть новую психологию, которая идет вслед тому, что существовало тогда в виде психологического знания, а может быть «прото-психологию» - анализ предпосылок любого знания о психике в ее телесной погруженности. Но если учесть, что в большинстве традиций психологии телу, желанию, языку в их несводимости к сознанию места не находится, тогда придется при- знать, что психология и психоанализ, независимо от того, что думал по этому поводу Фрейд, - это картины различных реальностей, не сводимые к общему знаменателю.

    Своеобразно не только отношение психоанализа к своей ближайшей соседке - психологии, но и его соотношения с религиозными, этическими, философскими компонентами культуры. Некоторые из этих отношений закрепились в истории его возникновения и теперь так или иначе воспроизводятся в составе психоаналитических процедур. Возникнув на стыке различных форм познания и практики, психоанализ принял на себя различные функции. Например, после того как процесс секуляризации в Европе XIX в. уничтожил, в частности, и ритуал исповеди, очищения и прояснения души, освобождения ее от страстей и грехов, психоанатитик действительно предстал как «исповедник дьявола». Лишаясь своего этико-религиозного смысла, психоаналитическая исповедь может приобретать психотерапевтическое, освобождающее значение в светском смысле слова319. Этот аспект пси х оа н ал иг и ч е с к о й деятельности продолжает свое существование в соответствующих психоаналитических формах и ритуалах, способствуя, в частности, раскрытию этико-познавательной направленности психоанализа.

    Возникновение психоанализа стало симптомом и следствием мощных социальных и культурных сдвигов. Меняются формы общения между людьми, критерии и способы включения социального в индивидуальное, формы межличностных контактов. Расширяется понимание самого феномена человека. И подчас именно психоанализ становится ведущим звеном в различных практиках межличностного общения, связанных с преобразованием душевного и телесного опыта. Психоаначиз воочию показывает нам многообразие способов участия низкого в высоком, телесного в духовном, «отбросов жизни» в ее благородных порывах и свершениях. Участие телесного в жизни человеческой психики усложняет выбор между теми или иными побуждениями, мотивами, целями, задачами, способами их решения, заставляет искать компромиссные формы поведения. Человеку вообще трудно научиться быть человеком - работать, радоваться жизни, любить. В этой связи опыт психоанализа как поиск цивилизованных форм личностной свободы дает не просто интеллектуальное знание, но и умение быть собой, прислушиваться к своим внутренним побуждениям, понимать логику собственных поступков.

    Теперь психоанализу открыта дорога и в жизнь отечественной культуры - не только как феномену западной цивилизации, изучаемому главным образом по книгам, но и как духовно-практическому явлению320. Разные голоса в спорах о психоанализе вновь зазвучали и у нас. Для одних психоанализ - это новая философия321. Для других - особая «форма жизни», которая не сводится ни к философии, ни к экспериментальному научному познанию322. Для третьих психоанализ - это подлинная, вполне зрелая наука, и уж во всяком случае «наука не в меньшей степени, чем физика»323. Такое яркое многоголосие не может не радовать слух, однако оно не заменяет критико-рефлексивной позиции, а в противном случае рискует стать скорее букетом эмоциональных реакций на старые запреты, чем итогом новых размышлений. Конечно, психоанализ отличает стремление к научности и объективности, однако последовательное осуществление в нем этой объективистской тенденции означало бы смерть всего, что есть в нем уникального, творческого и событийного. Конечно, психоанализ отличает также стремление к раскрепощающему и освобождающему воздействию - и оно иногда осуществляется. Однако любая победившая психоаналитическая схематика тяготеет к дог- матизации и ритуализации, к круговому воспроизводству психо- аналитической схемы в культуре, когда факты подстраиваются под схему, а схема заранее существует в культуре как нечто самоочевидное324. В психоанализе соединились различные компоненты природного и духовного мира, искусство и социальная мифология, этика и ремесло, философия и практическая рецептура. Однако проблемный стержень психоанализа создается все же именно познавательной интенцией. Соответственно и вызов, который бросает нам психоанализ, - прежде всего эпистемологический, хотя в наши дни это не так уж легко заметить.

    Открытие бессознательного вовсе не было философским открытием Фрейда, хотя оно, безусловно, имело философское значение: главное в том, что Фрейд смог представить бессознательное на уровне научных возможностей своего времени. У нас кажется, нет нужды ни спасать Фрейда от психоанализа (вместе со сциентистскими критиками психоанализа), ни защищать психоанализ от Фрейда (вместе с теми его истолкователями, которые убеждены, что, претендуя на научность, психоанализ сам себя не понимает). Скорее нам нужно сохранить трезвость рационального подхода к бессознательному как к фактору человеческой жизни, - подхода, который призван «ни пугать, ни утешать», но помогать нам понять самих себя, смягчая болезненные противоречия между индивидуальными склонностями и теми требованиями культуры, которые несет с собой развитие цивилизации.

    Загрузка...