Строим дом сами

Уоллес президент. Теория эволюции – кто первый Дарвин или Уоллес

«Скорее печатай свой труд - иначе тебя опередят!» - постоянно повторяли Дарвину друзья. Великий ученый и не подозревал, до какой степени они были правы. Ведь еще один человек, изучая законы природы в дебрях Юго-Восточной Азии, на другом конце планеты, пришел к тем же выводам, что и он. Момент истины наступил в начале лета 1858 года Дарвину неожиданно пришел пакет с Малайских островов. В посылке находился очерк 35-летнего англичанина Альфреда Уоллеса, который просил именитого коллегу рассмотреть его теорию… естественного отбора.

В тексте излагались в точности те же мысли и выводы, к которым пришел Дарвин в течение долгих исследований и раздумий: в мире животных и растений идет постоянная жестокая борьба за существование, и преимущество на стороне тех особей, у которых есть какие-то полезные отличия.

Вот она - движущая сила эволюции. Дарвин был потрясен до глубины души. Он уже много лет работал над своим трактатом. Почему так долго? Потому что понимал что публикация труда вызовет яростные споры, рассматриваемая в нем теория развития всего живого на Земле задевает «честь» человека. Ведь согласно ей «венец творения» произошел от обезьяны.

Чарльз Дарвин оказался перед сложной дилеммой: скрыть очерк Уоллеса, а самому быстро опубликовать свою рукопись или отдать пальму первенства никому не известному натуралисту? Первый вариант был для Дарвина неприемлем. Второй, впрочем, тоже. Да и думать долго нельзя - вдруг найдутся еще какие-нибудь новые авторы? Тогда труд всей жизни пропадет.

Выручили друзья - геолог Чарльз Лайель и ботаник Джозеф Гукер, предложив компромисс. Они посоветовали, как можно скорее отправить в Линнеевское общество обе работы - короткое извлечение из его собственной книги и очерк Уоллеса. Они же и сочинили дипломатичное послание к секретарю общества. «Дорогой сэр, - писали они. - Прилагаемые работы касаются вопроса об образовании разновидностей и представляют результаты исследований двух неутомимых натуралистов - мистера Чарльза Дарвина и мистера Альфреда Уоллеса».

Дарвин ничего не имел против такого соавторства. Наоборот, он всячески нахваливал работу коллеги и даже признал, что она написана лучше - ясно, доказательно и легко. Соперник оказался ему под стать. С той же джентльменской почтительностью Уоллес ретировался в тень ученого, как только узнал, что тот давно работал над той же самой теорией. «Если мистер Дарвин так хорошо разработал этот вопрос, я не настаиваю на праве первенства», - ответил Уоллес на запрос из Лондона. И в 1859 году, через год после представления работ в Линнеевском обществе, вышла знаменитая книга «Происхождение видов». На ее титульном листе красовалось имя автора - Чарльза Дарвина.

Сегодня об Альфреде Уоллесе знает только узкий круг ученых, хотя он немало сделал для науки. Говоря о его заслугах перед ней, достаточно сказать о «Линии Уоллеса». Жизненные пути Дарвина и Уоллеса во многом схожи. Разница, пожалуй, только в том, что первый был из богатой семьи, а второй - из бедной. Поэтому ему было труднее добиваться цели и больше приходилось думать о хлебе насущном. Любопытно, что ни тот, ни другой не получили специального биологического образования.

Да, как это не удивительно, Дарвин не был дипломированным биологом!
Вначале он учился на врача в Эдинбургском университете, потом - на священника в Кембридже. А познания в области естественных наук получил благодаря друзьям-естествоиспытателям. С одним ловил рачков и моллюсков, с другим изучал птиц, с третьим - лошадей. Но с особенным азартом Дарвин собирал жуков.

В систематических занятиях естественными науками ему помог ботаник и минералог Джон Генсло. Он и совершил впоследствии окончательный переворот в жизни ученого, порекомендовав его в качестве натуралиста для кругосветного путешествия на корабле «Бигль».

Уоллес, как и Дарвин, в начале пути воспылал любовью к жукам. Да причем такой, что отправился за ними на другой конец планеты - в Южную Америку. Впрочем, случилось это только после того, как он попробовал себя на других поприщах. Знакомство с Генри Бэтсом, сыном чулочного торговца, увлекавшимся ловлей насекомых, направило энергию Альфреда в нужное русло. Бэтс был проворным малым и научился неплохо зарабатывать, продавая любопытные экземпляры насекомых коллекционерам. Уоллес оказался способным учеником и быстро наловчился находить наиболее «товарные» особи.

Пересмотрев все карты, молодые охотники всерьез решили отправиться в путешествие за океан. Надо было только подкопить денег. И накопили! Брат Уоллеса тоже не устоял перед перспективой увидеть новые земли.
Вскоре настал день, когда трое молодых людей ступили на борт корабля, отплывавшего в Южную Америку. Так началась жизнь, полная приключений и открытий.

Четыре года трое путешественников мокли в болотах и жарились на солнце, устраивая настоящие облавы на тамошних насекомых. Доставалось не только жукам, бабочкам и стрекозам, но и попугаям, а при случае - даже кайманам. Охотники увертывались от ядовитых змей и успевали убежать от хищников, но их подстерег более коварный враг. Сначала от желтой лихорадки умер брат Уоллеса. А потом и он сам почувствовал, что здоровье стало сдавать. Только Бэтсу было все нипочем. И приятели решили, что Бэтс останется в джунглях, а Уоллес, нагруженный коробками с коллекциями, отправится в Англию.

Доставить коллекцию в Европу не удалось. На корабле посреди океана произошел пожар, Уоллес вместе с матросами едва успел спрыгнуть в шлюпку. Лодку мотало по океанским волнам десять дней, их спасли чудом. Вернувшись в Лондон, Уоллес написал две книги о путешествии в Бразилию. Благодаря им он вошел в круг британских натуралистов, устроивших ему новое путешествие - на Малайские острова. Как и Дарвин, он пришел в изумление от удивительной природы тропических островов.

Многочисленные «почему» не давали исследователю покоя. Вот летит прекрасная бабочка орнитоптера. Какая красавица! Наверняка это самец, ведь самочка, наоборот, совсем не такая яркая. Интересно, почему? Разный окрас и у райских птиц. Иногда не сразу и поймешь, что это такое - вид или разновидность. Некоторые экземпляры так не похожи на своих сородичей, что возникает предположение: может, так появляется новый вид?

Подобные вопросы терзали и Дарвина, но если он пришел к открытию путем логических рассуждений, то Уоллес постиг истину в горячечном бреду. Мучаясь от приступа лихорадки посреди малайских джунглей, он увидел страшный сон. Будто бы его несло по волнам в той лодке, в которой он очутился после кораблекрушения на пути из Бразилии, но вокруг него жались друг к другу не матросы, а орангутанги. Над их головами порхали орнитоптеры, а райская птица норовила сесть на корму. Очнулся он, когда вынырнувший из воды английский экономист Томас Мальтус, заглянув в лодку, воскликнул: «Что это тут у вас?! Да это настоящее перенаселение! У вас тут борьба не на жизнь, а на смерть!». Еще в Лондоне Уоллес ради интереса прочитал книгу Мальтуса о перенаселении, и запавшие в его подсознание слова «борьба за существование» теперь обрели смысл. Борьба, в результате которой производится… отбор. Наконец-то слово найдено!

Теперь Уоллес видел многочисленные подтверждения тому, что в природе идет жестокая борьба, в результате которой выживает сильнейший. Поняв это, Уоллес, в отличие от Дарвина, не стал откладывать дело в долгий ящик. Он тут же изложил на бумаге свои умозаключения о происхождении видов и отправил в Лондон.

Остается только удивляться хитросплетению обстоятельств. Не направь Уоллес письма непосредственно Дарвину, вполне возможно, что его выводы просто бы проигнорировали. Члены уважаемого Линнеевского общества отмахнулись бы от открытия безвестного исследователя, назвав его полной чушью. Сам Дарвин, не получи он очерк от соперника, может быть, так и не рискнул бы опубликовать свой труд.

Вернувшись в Англию в 1862 г., Уоллес сразу предложил великому ученому помощь. «Я ваш верный ученик, - сказал он. - Если вам нужны сведения по фауне и флоре Малайского архипелага, я в любой момент предоставлю вам все записи».

Уоллес и не думал претендовать на авторство, а его приверженность новой теории стала настолько сильной, что он даже умудрялся переспорить Дарвина и привести более четкие доводы. К примеру, он никак не хотел соглашаться с версией «полового отбора», полагая, что главной движущей силой эволюции является все-таки борьба за существование. «Да Уоллес еще больший дарвинист, чем сам Дарвин!» - смеялись ученые.

Дарвин и Уоллес не сошлись только в одном вопросе. Второй категорически отказывался признавать, что человек произошел от обезьяны. Откуда у дикаря такой большой мозг, если он живет в тех же условиях, что и животное? Нет, между человеком и животным - огромная пропасть, и здесь не обошлось без вмешательства Творца! Уоллес твердил: «Объясните мне, как у человека образовалась душа». «Дарвиновский адвокат» Хаксли ему отвечал: «Какая душа? Покажите мне ее».

Ирония судьбы в том, что Дарвин, сам того не ведая, некоторым образом опровергнул собственную теорию. Когда на его пути вдруг возник Уоллес, он мог бы, подобно представителям животного мира, затоптать соперника и выйти победителем. Средства для этого у него имелись. Но Дарвин этого не сделал. Почему? Ему не позволила совесть. Что такое совесть? В какой части тела она «обитает»? Может быть, в душе? Дарвин умер, не признав существование этой «непонятной субстанции». Два ученых так и остались каждый при своем мнении в вопросе о происхождении человека.

Уоллес, который в последние 20 лет жизни всерьез увлекался спиритизмом, однажды решил вызвать дух великого атеиста, чтобы продолжить с ним спор о происхождении человека. Дух Дарвина оказался сговорчивее его самого. После сеанса Уоллес радостно вбежал в кабинет Гукера и сообщил: «Он сказал мне, что я прав! Да-да, сам Дарвин! У человека есть душа, и она не поддается законам естественного отбора!». Скептическая ухмылка Гукера не смутила Уоллеса. Он был совершенно счастлив - наконец-то он и его кумир пришли к полному согласию.

No related links found



Генри Эгард Уоллес

Уоллес (Wallace) Генри Эгард (7.10. 1888, шт. Айова, -18.11.1965, Данбери, шт. Коннектикут), политический деятель США. В 1933-40 министр сельского хозяйства, в 1941-45 вице-президент в правительстве Ф. Рузвельта. Сторонник рузвельтовского курса во внутренней и внешней политике. В 1945-46 министр торговли. Смещён президентом Г. Трумэном ввиду отказа поддерживать курс на "холодную войну". В 1948 Уоллес выдвинул свою кандидатуру на пост президента от созданной им и его сторонниками Прогрессивной партии; потерпев поражение на выборах, отошёл от политической деятельности.

Уоллес (Wallace), Генри Эгард (7.X.1888 - 18.XI.1965) - политический деятель США. В 1933-1940 годы - министр сельского хозяйства, в 1942-1945 годы - вице-президент в правительстве Ф. Рузвельта. Последовательный сторонник рузвельтовского курса во внутренней и внешней политике, Уоллес выступал за создание широкой антигитлеровской коалиции и за ведение войны до полного разгрома фашизма, поддерживал политику сотрудничества между СССР и США как во время 2-й мировой войны 1939-1945 годов, так и в послевоенные годы. В 1945-1946 годы - министр торговли. Был смещен президентом Г. Трумэном за отказ поддерживать его курс, направленный на разжигание "холодной войны". В 1948 году Уоллес выдвинул свою кандидатуру на пост президента от созданной им и его сторонниками Прогрессивной партии. Потерпев поражение, отошел от активной политической деятельности.

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. - М.: Советская энциклопедия. 1973-1982. Том 14. ТААНАХ - ФЕЛЕО. 1971.

Уоллес (Wallace) Генри Агард (7.10.1888, Ориент, Айова -18.11.1965, Данбери, Коннектикут), американский государственный деятель. Окончил государственный колледж Айовы со званием бакалавра животноводства (1910). В 1910-24 работал в редакционном отделе журнала «Уоллес фермер» в Дес-Мойнесе (Айова), в 1924-1929 редактор этого издания. Автор большого числа статей и работ по вопросам сельского хозяйства. В 1913-33 провел ряд успешных экспериментов с различными культурами (в т.ч. с кукурузой). В 1926 основал «Хай-Бред Корн Компани» (Hi-Bred Corn Company), которая стала первой в США заниматься разведением гибридной кукурузы в коммерческих целях. Активный член Демократической партии. После избрания президентом США Ф. Рузвельта 4.3.1933 назначен секретарем по сельскому хозяйству (министром сельского хозяйства). Инициатор принятия Акта по аграрному регулированию (Agricultural Adjustment Act; AAA), а в 1936 - Акта о консервации земельных угодий и приусадебных владений (Soil Conservation and Domestic Allotment Act). В декабре 1940 избран вице-президентом США (вместе с президентом Рузвельтом) и 20.1.1941 официально приступил к своим обязанностям. На этом посту был деятельным помощником Рузвельта (занимая в т.ч. по должности пост председателя Сената), однако не занимал самостоятельной позиции, превратившись в исполнителя заданий президента. Одновременно Уоллес был председателем Совета по оборонной экономике (Economic Defense Board) и Совета по регулированию снабжения (Supply Priorities and Allocations Board). На выборах 1944 в паре с Рузвельтом кандидатом на пост вице-президента был выдвинут Г. Трумэн и 20.1.1945 полномочия Уоллеса официально прекратились, а 2.3.1945 он был назначен секретарем по вопросам коммерции (министром торговли). После смерти Рузвельта позиции Уоллеса в кабинете ослабли, и 20.9.1946 он вышел в отставку (одной из причин стало его недовольство проводимой Трумэном политики, направленной на конфронтацию с СССР). После отставки Уоллес возглавил движение «новых республиканцев» и в дек. 1947 основал Прогрессивную партию, от которой был выдвинут кандидатом в президенты США (однако выборы проиграл).


Участие в войнах: Война за независимость Шотландии.
Участие в сражениях: Стерлингский мост. Фолкерк

(William Wallace) Один из шотландских лидеров в войне за независимость от Англии. Хранитель Шотландии в 1297—1298 годы. Национальный герой Шотландии

После кончины королевы Маргариты в 1290 г. в Шотландии пресеклась прямая линия династии Мак Альпинов . Свои права на трон предъявили несколько кандидатов, находившихся в ближайшем родстве с угасшей династией, в том числе Роберт Брюс (дед будущего короля) и Джон Баллиоль . Спор был вынесен на рассмотрение короля Англии Эдуарда I . В 1292 г. Эдуард вынес решение в пользу Джона Баллиоля, и 30 ноября 1292 г. Баллиоль стал королём Шотландии. В благодарность за поддержку Баллиоль признал сюзеренитет Англии над Шотландией.

Однако англичане почувствовали себя полноправными хозяевами на шотландской земле и, в конце концов, это привело к тому, что Баллиоль сам выступил против них, заключив союз с Норвегией и Францией . В 1296 г. Эдуард, поддерживаемый Брюсами, вторгся в Шотландию, 27 апреля он разгромил войска Баллиоля в сражении при Спотсмуре и сравнительно легко покорил большую часть страны. Король Баллиоль был захвачен в плен, отрекся от престола и помещен в Тауэр (вскоре он был сослан во Францию). На правах сюзерена Эдуард объявил себя королем Шотландии, в результате чего страна утратила свою независимость. Английские гарнизоны были введены во все шотландские замки, шотландское духовенство постепенно начало подменяться английским. Тем не менее, уже в следующем, 1297 г., в стране сразу в нескольких местах произошли мятежи против английской оккупации. На севере восстание возглавил Эндрю де Моррей , в центре и на западе Уильям Уоллес.

Уильям Уоллес был младшим сыном мелкопоместного шотландского рыцаря сэра Малькольма Уоллеса, который приходился вассалом лорду Джеймсу Стюарту (по другой версии Уильям Уоллес был сыном влиятельного шотландского вельможи Аллана Уоллеса).

В мае 1297 г. Уоллес с группой сподвижников убил Уильяма Гезльрига , шерифа Ланарка. Это было одним из рядовых антианглийских, но именно ему было уготовано стать толчком к первой войне за независимость Шотландии. С убийством Гезльрига Уоллес рождается на страницах истории. О предшествовавших этому событию обстоятельствах документы не сообщают, но предание, записанное Слепым Гарри , гласит, что Уоллес отомстил англичанам за насмешку над своей женой Мэрионой Брейдфьюит .

После убийства шерифа Уоллес нападет на ряд английских гарнизонов, его маленькая армия стремительно растет, к нему присоединяются повстанческие отряды со всех концов Шотландии. Первым знатным дворянином, соединившимся с Уоллесом, был Вильям Харди , лорд Дуглас. Вместе они устроили налет на Скунское аббатство, где завладели английской казной, вынудив бежать юстициария. Наказать Дугласа Эдуард приказал молодому Роберту Брюсу (будущему королю), но тот присоединился к восстанию, несмотря на то, что оно происходило под знаменем его Баллиоля. В то время как Уоллес действовал в западной и центральной Шотландии, на севере главой восстания был Эндрю де Моррей, а на юге мятежом руководили: Джеймс - верховный стюард Шотландии, Роберт Уишарт - епископ Глазго и Роберт Брюс.

9 июля шотландская армия знати, возглавляемая Брюсом, Дугласом и другими сошлась с английской армией Генри Перси близ озера Ирвин. Лорды не желавшие терять свои поместья в Англии, заключили с Эдуардом компромиссной соглашение, отказавшись от борьбы на условиях амнистии и гарантии ряда привилегий и льгот для шотландской аристократии.

Уоллес ушел на север на соединение с Морреем. К этому времени, вся Шотландия к северу от реки Форт была уже в руках повстанцев; только крепость Данди оставалась под контролем англичан. Уоллес воспользовался случаем и взял крепость в осаду, но узнав, что на него движется десятитысячная армия под командованием Хью Крессингема и Джона де Варенна (победителя при Спотсмуре ), Уоллес выступил навстречу неприятелю.

11 сентября 1297 г. отряды Уоллеса и Моррея наголову разгромили англичан на Стерлингском мосту .

Английские рыцари были застигнуты на переправе через узкий деревянный мост и атакованы шотландской пехотой, вооруженной длинными копьями. Видя гибель своего авангарда, отрезанного рекой от основных сил, Суррей попытался ускорить переправу через мост, но в результате хлипкий мост, не выдержав английских латников, рухнул. Разгром довершил рейд де Моррея, который с легкой кавалерией перешел вброд реку Форт и ударил на англичан с тыла, но столь блестящая победа была омрачена ранением де Моррей, от которого он вскоре и скончался.

После сражения при Стерлинге , Шотландия была избавлена от англичан. Шотландские бароны избрали Уоллеса Хранителем Шотландии в отсутствие короля Баллиоля. Уильям Уоллес опирался на свою колоссальную популярность и народное ополчение, которое после победы при Стерлинге подчинялось только ему. С ним Уоллес проделал в ноябре рейд по Северной Англии (через Нортумберленд и Кемберленд), безжалостно сокрушая английские отряды.

В 1298 г. Эдуард I вновь вторгся в Шотландию. Король привёл с собой двенадцать тысяч воинов (в том числе тысячу тяжеловооруженных рыцарей). Уоллес принял решение использовать "тактику выжженной земли" , и Эдуард уже намеревался вывести голодавшую армию из Шотландии, но узнал, что Уоллес со своей армией стоит при Фолкерке. 22 июля 1298 г. состоялась Фолкеркское сражение . Компенсируя слабость своей конницы, Уоллес прибег к оборонительной тактике. Но предательство лордов, которые увели рыцарскую конницу, не желавшие сражаться за низкородного Уоллеса, сделало положение пехоты критическим. Сражение было проиграно.

Уоллес, авторитет которого теперь был подорван, в сентябре сложил с себя обязанности Хранителя Шотландии в пользу Роберта Брюса и Джона Комина, племянника короля Иоанна Баллиола. После этого он, по-видимому, направился во Францию для переговоров о заключении союза, но французский король только что заключил соглашение о браке его дочери Изабеллы с сыном Эдуарда Длинноногого (будущим королём Эдуардом II). Тем не менее, сохранилось послание короля его представителям в Риме , в котором он требует, чтобы те оказали поддержку Уоллесу перед Папой. В Шотландии в это время продолжалась партизанская война, и Уоллес в 1304 г. вернулся на родину, приняв активное участие в нескольких столкновениях. Однако 5 августа 1305 г. он был схвачен в окрестностях Глазго английскими солдатами, которых привел лояльный англичанам шотландский рыцарь Джон де Ментейс . Уоллес был перевезен в Лондон, и в Вестминстере король Эдуард лично судил его за измену. 23 августа он был казнён через повешение, потрошение и четвертование в Лондоне. Его тело было обезглавлено и разрублено на части, голова вывешена на Большом Лондонском мосту, а части тела выставлены в крупнейших городах Шотландии - Бервике, Ньюкасле, Стерлинге и Перте.

После того как я посетил Вас в прошлую среду, я с неослабным интересом размышлял о Ваших словах относительно мира в мировой экономике, и о том, как Вы выразили эту мысль в символической форме. Использование символа, вокруг которого могли бы синтезироваться общечеловеческие цели, всегда представлялось мне наиболее удачным и эффективным способом достижения идеала.
По этой причине проект Знамени Мира Николая Рериха, который я представлял Вашему вниманию и которым я интересуюсь вот уже на протяжении ряда лет, кажется мне воплощением по-настоящему жизненного плана. Он предполагает объединение народов на основе взаимного охранения тех ценностей, по поводу которых не может быть никаких противоречий. Речь идет о ценностях культуры. Подобно Красному Кресту, который вызывает у всех народов единые чувства, связанные с физическим благосостоянием, Знамя Мира может символизировать всеобщую заботу о духовном и культурном благосостоянии.
Питая глубокое уважение к идеалам, определяющим Ваш подход к странам мира, а также к Вашей глубокой проницательности, проявляемой в этой области, я почувствовал необходимость приступить к обсуждению этого вопроса. На мой взгляд, здесь имеется возможность, которую следует использовать безотлагательно, особенно в связи с намеченным на ноябрь Третьим международным съездом по Знамени Мира Рериха, который Музей Рериха планирует провести в Вашингтоне.
Действительно, в последние годы интересы всех стран сводятся к тому, чтобы урегулировать свои внутренние дела и ради достижения этой цели они предпринимают шаги, направленные друг против друга. Это выражается в форме повышения тарифов, импортных квот, квот по курсам валюты и множестве других приемов с сильным националистическим уклоном. И хотя некоторые из этих действий могут быть до поры до времени оправданы, просвещенным представителям даже самых националистически настроенных государств все же следует признать, что как бы ни были велики временные препятствия к достижению мира, не должно существовать барьеров для тех основополагающих ценностей, которые выходят за рамки национальных границ и относятся к предметам культуры.
Мне думается, что в настоящее время мир, быть может как никогда прежде, обращает свои взоры к возглавляемой Вами Америке в поисках новых путей, выводящих из старых лабиринтов. И если сейчас наша страна объявит об уважении культурных достижений всех народов и своем участии в защите и сохранении этих достижений, это прозвучит с особенной силой.
Ввиду моей осведомленности о Знамени Мира, которым я очень интересуюсь со времени обнародования этого проекта в 1929 г., мне хотелось бы вкратце изложить его историю и суть.
Пакт Рериха и Знамя Мира были разработаны для защиты мировых культурных и научных ценностей, забота о сохранении которых занимает Николая Рериха еще со времени его археологических раскопок в 1904 г. Говоря кратко, этот план предусматривает, чтобы образовательные, художественные и научные учреждения, художественные и научные миссии, произведения искусства, летописи культуры, а также все места и памятники, имеющие культурное значение, считались нейтральными и признавались в качестве таковых как в военное, так и в мирное время. С этой целью Николаем Рерихом было разработано Знамя, с помощью которого должны быть отмечены университеты, соборы, храмы, специальные коллекции, библиотеки и другие культурные центры. Знамя Мира представляет собой вполне осуществимый на практике проект, подтверждением чего служит пример организации Красного Креста.
Со времени обнародования в 1930 г. проект Знамени Мира достиг значительного прогресса, будучи рассмотрен правительствами, международными юристами, культурными учреждениями и отдельными известными деятелями культуры во всем мире. В мае 1930 г. Международное управление музеев при Лиге Наций безоговорочно одобрило план, связанный со Знаменем Мира. В то же время проявляемый многими странами интерес к этому проекту привел к основанию в Брюгге (Бельгия) Международного Союза за Пакт Рериха – постоянной организации, сформированной для дальнейшего продвижения Знамени Мира. По инициативе этой организации в 1931 и 1932 гг. в Брюгге были проведены две международные конференции, сопровождаемые выставками, в которых приняли участие двадцать две страны, что привело к основанию в Брюгге Фонда Рериха за мир, науку, искусство и труд. Обе конференции прошли под патронажем президента Постоянного Международного Суда в Гааге д-ра М.Адачи. На обеих конференциях было выражено глубокое сожаление по поводу равнодушия, проявленного к обеим конференциям со стороны администрации Гувера. Этот факт выглядит тем более прискорбно, если учесть, что данный план был разработан одним из американских учреждений. Музей Рериха проявляет озабоченность тем, что инициатива в этом проекте, столь гуманном по своим целям, может быть потеряна Америкой. Поэтому было принято решение, что в ноябре этого года в Вашингтоне будет организована Третья конференция по Знамени Мира.
С 1929 г. осуществляется широкомасштабная поддержка Пакта различными организациями и частными лицами, что говорит о серьезной заинтересованности в этом проекте самых широких кругов. С позиций международного права, кроме доктора Адачи, поддержку Пакту Рериха и озабоченность по поводу его принятия выразили такие авторитетные личности, как член Постоянного Международного Суда доктор Антонио де Бустаманте; бывший президент и нынешний член этой же организации профессор Б.Лодер; бывший министр образования Российской империи, международный юрист барон Мишель де Таубе; вице-президент Института международного права профессор Альфред Жоффр де Ла Праделль и доктор Георгий Шклявер. Пакту оказали поддержку и такие имеющие широкую известность деятели, как Главный маршал Франции г-н Лиоте, Папа Пий , президент маршал фон Гинденбург, президент Масарик, король Бельгии Альберт, король Югославии Александр, А.Эйнштейн, Р.Тагор, М.Метерлинк, Дж.Боше, Раман и другие. Кроме мировых университетов и культурных центров, оказавших поддержку Пакту, следует особо упомянуть Международный Красный Крест в Женеве, поскольку по своей сути Пакт Рериха является организацией, аналогичной Красному Кресту. Широкая поддержка Пакта женщинами всего мира была выражена в единодушном одобрении Генеральной Федерации женских клубов. Особенно проникновенным мне кажется мнение, которое было выражено по этому поводу г-жой Рузвельт: «Я считаю, что идеалы, заключенные в Пакте Рериха, не могут оставить равнодушными всех тех, кто надеется на сохранение лучших достижений прошлого ради служения и направления будущих поколений».
Хотя Пакт Рериха призван осуществлять защиту культурных достижений во время войны, еще более важным представляется то, что его конструктивные аспекты могут служить в качестве профилактики против самой войны. Этот проект предусматривает регистрацию мировых культурных ценностей с целью осуществления их постоянной охраны. Он предполагает создание конструктивной образовательной программы, в первую очередь для молодежи, в которой будет дана высокая оценка культурных ценностей других народов. Он включает в себя формирование Лиги старинных городов Искусства. Эта идея получила развитие на основе Пакта и предполагает, что такие города, как Падуя, Рим, Руан и другие, могут целиком войти в эту Лигу, которая поможет оградить их от войны.
Зная о Вашем интересе ко всему, что связано с новыми и непредвзятыми подходами к насущным мировым вопросам, я имею удовольствие снова предложить Вашему вниманию эту тему. Мне кажется, что этот план вполне соответствует новым подходам к решению мировых проблем и может стать новым идеалом в международных отношениях. Мне представляется, что если сейчас Америка проявит уважение к этой конвенции, связанной с художественными и научными достижениями других стран, и выкажет свою заинтересованность в их сохранении, это произведет глубокое впечатление. Поскольку я испытываю большой интерес к вопросам искусства и науки, я думаю, что конференция по Пакту Рериха, которая состоится в ноябре в Вашингтоне, может предоставить Америке еще одну счастливую возможность заявить о своей вере в то, что каждый народ может идти своим собственным путем, но вместе с тем государства должны быть едины в вопросах о фундаментально значимых ценностях, которые выходят за рамки национальных границ и являются выражением общечеловеческих целей. Я верю, что через такое взаимное уважение и внимание к культурным достижениям всех народов, являющихся общим наследием человеческой расы, может пролегать счастливый путь этих народов к миру.

Загрузка...