Строим дом сами

Теракт на Автозаводской. Взрыв двух самолетов

Участившиеся случаи террористических атак во всех уголках мира не могут оставить равнодушным ни одного человека. Осознание того, что беда может произойти с каждым, в любое время, вынуждает понять всю скоротечность и непредсказуемость жизни. Особенно напряженно ситуация выглядит на фоне обострившейся геополитической обстановки в мире. Военные конфликты, религиозная вражда, экономические санкции волнуют многих, а слишком ретивые мстители, фанатично настроенные люди способны на ужасные поступки.

Тем более что в истории страны бывали разные случаи. В первую очередь это взрывы в московском метро. И хотя последние годы показывают, что система безопасности работает гораздо эффективнее и градус напряженности немного спал, не следует забывать трагедии прошлых лет.

Общая информация

Столичная подземная магистраль за свою долгую историю пережила немало трагических событий. Взрывы в московском метро, пожары, аварии по причине технических неисправностей, человеческого фактора - все это привело к сотням жертв и тысячам пострадавших. Происшествия, квалифицирующиеся как случались не так часто. К счастью, многие теракты удалось предотвратить заранее. Есть события, которые достаточно известны широким массам граждан, есть и те, которые до сих пор под грифом «секретно», и информацией о них обладают лишь спецслужбы.

Если верить источникам, то всего в Москве случилось 7 террористических актов, которые были направлены именно на пассажиров метро. Смертники не зря выбрали это место. Где еще можно отыскать столь большое количество людей на такой маленькой территории?

Теракты здесь и сейчас

Подобные трагедии не являются данью современности. В уголовном кодексе дали четкое определение: это действие или угроза его совершения одним лицом, группой лиц. Цели могут быть разные, начиная от личной мести и заканчивая принуждением власти к определенным действиям. Впервые в уголовном кодексе понятие «теракт» появилось в 1996 году, но это не значит, что до этого времени с ними не приходилось иметь дела.

Первый взрыв в метро, который классифицируют именно как террористический акт, произошел еще в 1974 году. Но нежелание советских властей разглашать информацию, реальная возможность держать все в тайне, закрытость того дела до нынешнего времени не дают пролить свет на события давних лет.

К сожалению, новейшая история рассказывает о большем количестве таких кровавых событий, и это еще один повод задуматься о том, как обезопасить себя.

«Привет» из Еревана

Самым масштабным происшествием, случившимся во времена СССР, была совокупность террористических актов, произошедших в одно время, но в разных местах. Это были взрывы в московском метро, в продовольственном магазине и возле здания КГБ.

Все эти трагические события произошли 8 января 1977 года. Новогодние праздники и торжества, связанные с ними, еще не закончились. Люди массово пользовались общественным транспортом. Кто-то ехал в гости, кто-то - за покупками. И вот, в половине шестого вечера прогремел взрыв. Бомба была заложена не на станции, а в вагоне и сработала между остановками «Измайловская» и «Первомайская». Именно взрыв в московском метро 1977 года привел к гибели семи человек. Еще 37 получили ранения и травмы разной степени тяжести.

Организаторами были трое граждан, проживающих в Ереване: Акоп Степанян, Завен Багдасарян и Степан Затикян.

Почему так произошло?

Этот вопрос задавали не только следователи, которым было поручено раскрыть страшное дело в самые кратчайшие сроки, но и простые граждане. Выйти на след преступников было очень сложно. В то время не существовало ни современных камер видеонаблюдения, ни Интернета, ни средств массовой информации, ни других способов быстрой и оперативной передачи данных.

Следователям пришлось отрабатывать несколько версий, которые и привели их в Ереван. Трое жителей этого города вели антисоветскую пропаганду, были членами националистического движения, что и подтолкнуло их на совершение кровавых терактов. К слову, задержаны они были тоже в Москве, где планировали воплотить в жизнь новые преступления. Лишь благодаря стечению обстоятельств, оперативной работе и профессионализму специалистов удалось предотвратить новые взрывы в московском метро.

Наказание подельников ждало жестокое - расстрел. Исполнение приговора было назначено сразу же после суда. Ходят слухи, что такая спешка была результатом фальсификаций следственной группы, а сами террористы не признавали свою вину.

Теракты девяностых годов

Этот период «богат» несколькими происшествиями. Чеченская война породила много мстителей. Жители этой страны не простили русским вторжения на их территорию, и результатом стали участившиеся случаи террористических атак. Взрывы в московском метро были и в 1996 году. Тогда смертельные ранения получили 4 человека, а еще 12 попали в больницы. произошел также на перегоне, но уже между станциями «Тульская» и «Нагатинская». Взрыв был очень мощный, но, к счастью, прогремел он не в час пик, а поздним вечером, когда большинство пассажиров уже покинуло поезда.

В 1998 году произошел взрыв, который не привел к гибели людей. К счастью, пострадало лишь четыре человека. Все они были служащими московского метрополитена и выжили.

Страшное утро

Следующий теракт также не был столь удачным, как на то рассчитывали его организаторы. Он произошел вечером 2001 года. Тогда бомбу заложили прямо на станции метро «Белорусская». Небольшой заряд был прикреплен к скамье, которая и спасла жизни двадцати пассажирам.

Но спустя 3 года и один день 2004 года), во время, когда москвичи и гости столицы добирались на работу, учебу, по делам, прогремел сильнейший взрыв в московском метро. Февраль 2004 года навсегда войдет в память, как страшный день. Именно тогда всем стало понятно, что необходимо применять меры для обеспечения безопасности граждан на всех уровнях.

Сгубленная молодость

Молодой парень Анзор Ижаев, которому на момент свершения теракта был всего 21 год, подорвал себя в вагоне, когда тот двигался между станциями «Автозаводская» и «Павелецкая». Убив себя, мужчина забрал на тот свет 41 невинную жертву, а 250 человек получили ранения.

Взрывы в московском метро, 06.02.2004 года в том числе, организованы и приведены в действие разными людьми. К сожалению, не всегда виновные наказаны. Суды длятся очень долго. Но в 2007 году Московский городской суд признал Мурата Шаваева, Тамбия Хубиева и Максима Понарьина ответственными за случившуюся трагедию. За что они получили пожизненное заключение.

Черная вдова

Воистину страшное наименование дали женщинам-смертницам. Принося себя в жертву во имя мести за мужей, братьев, во имя религии, они губят десятки, сотни людей, стают причиной горя тысяч семей. Именно так произошел еще один взрыв в московском метро. 2004 год был омрачен второй раз. Все произошло 31 августа в вестибюле, ведущем на платформу станции метро «Рижская». Тогда погибло десять человек, но жертв могло быть гораздо больше. Смертницу остановил и сбил с намеченного плана милицейский патруль. Испугавшись, она не прошла вглубь помещения, привела бомбу в действие в ближайшей толпе людей.

Виновными признали террористов, которые организовали взрывы, произошедшие в феврале того же года. Со временем дела объединили в одно, и суд рассматривал уже оба происшествия.

Страстная неделя

В 2010 году Пасха пришлась на 4 апреля. Неделя, предшествующая Светлому Празднику Воскресения Христа, началась с трагических событий. Это были взрывы в московском метро (2010 год, 29 марта).

В то злополучное утро понедельника их произошло два. Оба теракта были приведены в исполнение женщинами. Смертницы умышленно стояли в дверях вагонов поездов и подорвали бомбы во время остановки состава. Взрывы в московском метро 2010 года унесли жизни 36 человек. Четверо скончалось от тяжких ранений уже в больнице.

Эти страшные события произошли в двух местах и с разницей во времени чуть меньше часа. Сначала рвануло на станции метро «Лубянка». Это произошло в 7 часов 56 минут. Второй подрыв произошел в 8 часов 36 минут, когда поезд находился на станции «Парк культуры».

Несмотря на то что взрыв в московском метро 29 марта 2010 года не мог быть спрогнозирован властями, эвакуация и оказание помощи пострадавшим были произведены очень оперативно.

Последствия кровавого понедельника

По данным МЧС, уже к вечеру удалось ликвидировать последствия теракта и наладить работу метрополитена. В операции было задействовано более шести сотен человек. Кроме того, многочисленные патрули, отряды войск специального назначения планомерно прочесывали город, следили за порядком. Такая бурная деятельность была оправдана. Из-за многочисленных ложных заявлений, которые утверждали, что будут новые взрывы в московском метро и других и местах скопления людей, приходилось много работать, проверять звонки, а их насчитывалось более сотни в тот злополучный день.

Теракт наглядно показал, что далеко не все прорехи в системе безопасности общественных учреждений и транспорта ликвидированы. Дмитрий Медведев (президент страны в то время) поручил разработать и внедрить в жизнь четкое руководство, которое позволило бы предотвращать подобные трагедии, пресекая их на корню. Крайним сроком был назначен 2014 год.

В наши дни

Судить о том, насколько удалось властям победить терроризм во всей стране, в столице и других городах в частности, трудно. Однако неопровержимым фактом является то, что после 2010 года взрывы в московском метро не происходили.

В то же время были аварии, возникающие по разным причинам. Среди них - сильнейший износ материально-технической базы, халатность некоторых сотрудников различных рангов. Судьбы людей подчас оказываются в руках безответственного персонала, а результатом становятся человеческие жизни. Именно так произошло в 2014 году, когда состав сошел с рельс. Тогда погибло 20 человек. Это громкое и резонансное дело до сих пор будоражит умы людей, а ответственные из числа высших чинов по сей день находятся под следствием.

Современные методы борьбы с терроризмом предполагают разные подходы. Это наблюдение за пассажирами, досмотр их вещей, документов, уточнение личности в случае малейших сомнений правоохранителей. Последнее нововведение, которое хотят реализовать, - это вооружение охраны метрополитена по аналогии с другими странами. Кто-то скажет, что это излишние меры, кто-то может согласиться, однако нужно оградить людей от такой беды, как взрывы в московском метро. Фото, рассказы очевидцев свидетельствуют о том кошмаре, который может выпасть на долю каждого. Чтобы этого не повторилось, следует с пониманием относиться к работе спецслужб.

6 февраля 2004 года между станциями метро «Автозаводская» и «Павелецкая» произошёл взрыв, жертвами которого стал 41 человек (не включая террориста-смертника), ещё 250 человек получили ранения.

Взрывное устройство мощностью 4 кг в тротиловом эквиваленте было приведено в действие во втором вагоне поезда.

В момент взрыва поезд не успел полностью покинуть станцию «Павелецкая» и войти в тоннель.

По результатам расследования, теракт совершил смертник, уроженец Карачаево-Черкесии Анзор Ижаев 1983 года рождения. Террорист приехал в Москву на междугородном автобусе под видом челнока. Руководителем террористической группы Ижаева оказался Павел Косолапов - уроженец Волгоградской области, курсант военного училища, принявший ислам и сбежавший в Чечню.

К пожизненному заключению Мосгорсуд приговорил трёх организаторов теракта - Максима Понарьина, Тамбия Хубиева и Мурата Шаваева.

После этого теракта в московском метрополитене началась реализация антитеррористической программы по созданию централизованной системы видеонаблюдения в метро.

Теракты в московском метрополитене

Первый в истории теракт в столичном метрополитене произошёл 8 января 1977 г. В поезде, находящемся в перегоне между станциями «Измайловская» и «Первомайская», прогремел взрыв, в результате чего 7 человек погибли и ещё 37 получили ранения различной степени тяжести.

24 ноября 1992 года на станции метро «Проспект Мира» был взорван брошенный подростками взрывпакет. Никто не пострадал.

11 июня 1996 года в результате взрыва самодельного устройства между станциями «Тульская» и «Нагатинская» погибли 4 человека и 16 были ранены, 250 человек были эвакуированы через тоннель. Мощность устройства составила 340 граммов в тротиловом эквиваленте. Так как взрыв случился за несколько дней до президентских выборов, многие восприняли его как предвыборную провокацию. Ни одна террористическая организация не взяла на себя ответственность за теракт.

1 января 1998 года произошёл взрыв в вестибюле станции «Третьяковская». Ранены три человека. Мощность взрывного устройства составляла 150 граммов тротила.

Первый крупный теракт в Москве произошёл 8 августа 2000 года. Самодельная бомба, находившаяся в сумке, оставленной у киоска, взорвалась в подземном переходе под Пушкинской площадью, возле входа на станции метро «Пушкинская», «Тверская» и «Чеховская». В результате теракта 13 человек погибли, более 130 получили ранения. Взрывное устройство содержало тротил и гексоген. Задержанных и обвиняемых по этому делу до сих пор нет.

Ещё один взрыв произошёл 5 февраля 2001 года. В подземном вестибюле станции метро «Белорусская» взорвалось устройство, по мощности эквивалентное 0,5 килограмма тротила. Пострадали 20 человек, из них двое детей. В тот раз взрывное устройство было оставлено в плафоне над скамейкой на платформе второго пути. Виновных найти не удалось.

31 августа 2004 г. в 20:50 по московскому времени смертница совершила теракт у вестибюля станции «Рижская». Погибло 8 человек, исключая саму террористку и её сообщника, около 50 человек получили ранения различной степени тяжести.

29 марта 2010 года произошёл взрыв на станции метро «Лубянка» и второй - на станции метро «Парк культуры» (радиальная). Погиб 41 человек, ранены - 88 человек, 73 человека были госпитализированы с травмами различной степени тяжести.

6 февраля 2004 г. в 08.30 страшный взрыв прогремел во втором вагоне поезда, следующего от станции "Автозаводская" к станции "Павелецкая" Замоскворецкой линии.

Взрыв произошел на перегоне на расстоянии около 400 метров от станции "Автозаводская". Немедленно было отключено высокое напряжение, и началась эвакуация пассажиров. К месту трагедии были стянуты оперативные подразделения МВД, МЧС, ФСБ. В результате взрыва вагон был сильно деформирован, что осложнило работу спасателей. Всего в этой трагедии погибло 39 человек, около 100 получили повреждения разной степени тяжести. По предварительным данным, мощность взрывного устройства составила около 1 килограмма в тротиловом эквиваленте.

Необходимо отметить колоссальное мужество и безупречный профессионализм машиниста поезда Владимира Константиновича Горелова. В тяжелых условиях он сумел, сохраняя хладнокровие, мнгновенно оценить ситуацию и выполнил все от него зависящее для организации спасения пассажиров.

В третьем вагоне оказался подполковник МЧС Сергей Владимирович Кавунов, который начал помогать пострадавшим и грамотно организовал их эвакуацию еще до прибытия основных сил спасателей. Подполковник Кавунов занимает должность начальника отдела оперативного дежурства 482-го центра управления в кризисных ситуациях Главного управления по делам ГО и ЧС Москвы.

Выпущенный в 1992 г. Петербургским объединением "Вагонмаш" вагон 81-714.5 оправдал свои проектные антипожарные характеристики: возгорание ограничилось непосредственно местом взрыва, выделение ядовитых продуктов было минимальным. Остались целы межвагонные коммуникации, уцелело даже освещение в третьем вагоне, работала связь "пассажир-машинист" и диспетчерская связь. Пол вагона и подвагонное оборудование не пострадали - вся взрывная волна по разным причинам ушла вверх. Сработала автоматическая система пожаротушения "Игла", которой оборудованы все вагоны.

По факту взрыва прокуратура столицы возбудила уголовное дело по двум статьям УК - 105 ("умышленное убийство") и 205 ("терроризм").

Машинист Горелов и подполковник Кавунов представлены к правительственным наградам.

К 19 часам нормальное движение по Замоскворецкой линии было восстановлено. Поврежденный состав был отогнан в тупик на Автозаводской, где с ним работают сотрудники правоохранительных служб.

06.02.2004, Фото: "Reuters"

Шамиль Басаев напал из-под земли. Как и обещал ровно год назад

Андрей Сальников, Сергей Машкин, Александр Жеглов, Наталия Мустафина

Вчера в Москве был совершен один из крупнейших терактов: смертник взорвал бомбу в переполненном вагоне метро. Точное количество жертв еще неизвестно, но предполагается, что могло погибнуть до ста человек. Как минимум столько же получили ранения и контузии. Число же людей, получивших тяжелейшую психологическую травму, вообще не поддается учету. Тем более что удар был нанесен в том месте, где давно обещали террористы и ожидала ФСБ.

"Весь туннель был в органике"

Взрыв прогремел в 8.30, когда поезд, в котором находилось до полутора тысяч пассажиров, следовал по перегону между станциями "Автозаводская" и "Павелецкая" в сторону центра. Очевидцы, выжившие в этой мясорубке, рассказывают примерно одно и то же: читал книгу или газету, смотрел в окно, дремал – и вдруг...

– Взрыва я вообще не слышала,– вспоминает домохозяйка Анна Сергеевна, пожилая женщина с изрезанным лицом, ехавшая в пятом от головы поезда вагоне.– Раздался резкий звук, напоминающий скорее удар небольшого колокола. Только этот звон, в отличие от колокольного, не затихал, а как бы повис, застыл на одной ноте. Этот свист подействовал на меня завораживающе: я видела осколки стекла, летящие прямо мне в лицо, чувствовала ворвавшуюся в вагон волну горячего воздуха, но не сообразила даже прикрыться книжкой.

Взрыв буквально "раздул" второй от головного вагон электрички, а третий смял в гармошку. Посыпались стекла, запахло горелым мясом и проводкой. Тех, кто находился у дверей и окон других вагонов, поранило осколками. Взрывная волна, отразившись от стен тоннеля, ударила по стеклам, и их осколки попали в пассажиров. Вместе со стеклами из поезда, еще какое-то время продолжавшего двигаться, волной выбросило останки пассажиров. "Весь тоннель был в органике",– скажет потом Ъ следователь прокуратуры.

Машинист электрички Владимир Горелов, человек с очень бледным лицом, который, однако, успел переодеться в новую форму, рассказывает, что от взрыва сработала система АРС (автоматической регуляции скорости), а когда поезд остановился, он никак не мог связаться с диспетчером, чтобы доложить о ЧП, потому что в головном вагоне повредило связь. Потом он дозвонился до диспетчера, воспользовавшись связью, проложенной в тоннеле, и сказал, чтобы обесточили контактный рельс. И пока вырубали ток, "как предписано в инструкции, сидел и ждал подтверждения", слышал крики людей, которым никак помочь не мог. Наконец подтверждение поступило, машинист поставил на контактный рельс контроллер и открыл двери по обе стороны вагонов.

– Я пришла в себя уже в тоннеле,– рассказывает студентка Ирина.– Когда едешь в поезде, кажется, что вагон занимает все пространство, а в тоннеле, оказывается, есть еще и довольно широкий тротуар, идущий вдоль рельсов. По этому уступу меня вел под руку, нет, скорее тащил какой-то молодой мужчина. Он шел довольно быстро, почти бежал, а я все время спотыкалась, потому что смотрела только на затылок своего спасителя и на его правое ухо, из которого текла за воротник струйка крови. В какой-то момент я как будто проснулась и сообразила наконец посмотреть под ноги... Мы шли, как мне показалось, по трупам. Тротуар был буквально устлан ковром из окровавленных кроссовок, шапок, сумок, очков, кошельков, среди которых были разбросаны оторванные руки и ноги. Мой спутник сначала старался обходить фрагменты, но чем дальше мы отходили от поезда, тем их, казалось, становилось больше и больше. Потом мужчина шел, уже не останавливаясь. Перевести дыхание мне удавалось лишь тогда, когда на пути попадался целый труп и моему спутнику приходилось отодвигать его с дороги. Вот тогда мне и стало по-настоящему страшно.

Подземный морг

В течение примерно получаса пассажиры, которые могли передвигаться, покинули поезд. Большинство из них добирались до "Автозаводской", расположенной метрах в трехстах от взорванного поезда. Пассажирам же первого вагона пришлось километра три идти до "Павелецкой": проход в противоположную сторону закрывал "раздувшийся" вагон. Тяжелораненых, трупы и фрагменты тел выносили уже спасатели и милиционеры. Станция "Автозаводская", на которой побывал корреспондент Ъ, превратилась в подземный морг. е

За две линии оцепления (милиции и внутренних войск) у "Автозаводской" провели знакомые оперативники. Затем с группой рабочих, тащивших баллоны для сварки и какие-то провода, удалось пройти на саму станцию. Там работала оперативно-следственная бригада. Десятки милиционеров и спасателей на носилках вытаскивали трупы и фрагменты тел на платформу, в центре которой установили и огородили красной лентой несколько столов для следователей прокуратуры. Они бегло осматривали трупы, писали фломастером на уцелевших участках кожи порядковый номер, который заносили в протокол. Затем останки по эскалатору поднимали наверх, и там несколько санитаров упаковывали их в черные полиэтиленовые мешки. Подача снизу была организована явно лучше, те, что работали наверху, не справлялись; все пространство рядом с ними было заставлено носилками, на многих лежали разорванные пополам трупы.

– Сколько всего погибших? – поинтересовался корреспондент Ъ у санитара, отошедшего перекурить.

– Целиковых трупов около шестидесяти и разорванных столько же (вчера в официальных списках погибших значилось 39 человек.–Ъ).

Точное количество жертв теракта до сих пор не установлено. Участвовавшие в осмотре места происшествия оперативники говорят, что жертвами теракта стали не менее 100 человек, но и это приблизительная цифра. По прогнозам сотрудников ФСБ, итог трагедии в московской подземке будет подведен только через неделю, когда, как они надеются, удастся идентифицировать большинство погибших.

– Подземный взрыв гораздо опаснее наземного,– говорят эксперты-взрывотехники.– На открытом месте ударная волна поражает человека один раз, нанося ему минно-взрывные травмы и контузии, а затем уносится в пространство. В тоннеле к этим поражениям добавляется еще и баротравма, увеличивая количество жертв примерно вдвое. Так было и во время вчерашнего теракта. Сразу после взрыва давление в тоннеле резко возросло, затем, после того как пламя выжгло весь кислород, упало и снова возросло, когда взрывная волна вернулась, отразившись от стенок. От резких перепадов давления даже у тех, кто сидел относительно далеко от взрыва, глаза стали в прямом смысле выдавливаться из орбит, хлынула кровь изо рта, носа и ушей, полопались сосуды головного мозга. В итоге пассажиры, которых не достала ни взрывная волна, ни осколки, погибли от баротравмы.

"Будет вам праздник!"

Участники оперативно-следственной группы признают, что расследовать вчерашний взрыв в метро будет гораздо сложнее, чем другие теракты. Дело в том, что первичный осмотр места происшествия, на который следствие всегда возлагает большие надежды, на этот раз практически не дал результатов. "Пока мы можем говорить лишь о том, что в вагоне сработало безоболочное взрывное устройство мощностью 3-5 кг в тротиловом эквиваленте. Традиционных "шахидских" шариков и гаек на этот раз не обнаружено,– объясняют эксперты.– Возможно, заряжать поражающими элементами взрывчатку террористы на этот раз не стали, опасаясь проверок (на станциях дежурят милиционеры с ручными металлоискателями.–Ъ). Скорее всего, в качестве взрывчатки использовался штатный армейский тротил. Во всяком случае, в вагоне не чувствовалось запаха резинового клея, который обычно бывает после "пластитового" взрыва".

Впрочем, как признают сами эксперты, они могли и ошибиться, поскольку все запахи в метро забивал запах горелой плоти. "Бомба находилась примерно в одном-полутора метрах от пола,– говорят специалисты.– Об этом свидетельствует характер разрушений: основной удар взрывной волны пришелся вверх, потолок был вскрыт наружу, как консервная банка, а сам вагон даже выгнулся наподобие коромысла. Если бы бомба лежала на полу, в нижней части вагона образовалась бы огромная дыра, но пол остался практически целым, только покрылся копотью. Таким образом, можно предположить, что бомба находилась не в "забытой" сумке, а в руках или на теле террориста-смертника, стоявшего у первой по ходу поезда двери второго вагона. Это пока все".

Определить способ приведения взрывчатки в действие пока не смогли. Эксперты полагают, что это вряд ли удастся сделать и в дальнейшем. Дело в том, что с места происшествия изъяты десятки разломанных и переплавленных мобильных телефонов, CD-плееров, электронных игрушек, которые были у пассажиров, а также проводков и батареек от них. Любое из этих устройств теоретически могло быть использовано для управления бомбой, но какое именно, неизвестно.

Аналогичная проблема возникла и с идентификацией возможного террориста-смертника. Как правило, после взрыва на теле человека одного-двух килограммов пластита, которые обычно закладываются в пояс, от шахида остаются только голова, ступни ног и кисти рук. А взрыв пятикилограммовой бомбы, тем более в замкнутом пространстве, говорят эксперты, мог "разложить террориста почти в молекулы". Даже если от него что-то и осталось, то опознать, к примеру, оторванную кисть преступника среди сотни других удастся очень не скоро. [...]

Теракты в Москве

1) 27 декабря 1994 г. - недалеко от ВДНХ взорван автобус 33-го маршрута. Пострадал водитель. Задержано двое исполнителей, один из которых был признан невменяемым, а второй осужден на 5 лет. Установить заказчиков не удалось.

2) 11 июня 1996 г. - взрыв в вагоне метрополитена на перегоне между станциями “Тульская” и “Нагатинская”. Погибли 4 человека, 14 получили ранения. Высказывалось предположение о связи взрыва с ситуацией на Северном Кавказе.

3-4) 11-12 июля 1996 г. - взрывы в троллейбусах на Пушкинской площади и на проспекте Мира. Пострадали 34 человека. По мнению министра внутренних дел Анатолия Куликова, теракт связан с операцией федеральных сил на территории Чеченской Республики.

5) 31 августа 1999 г. - взрыв на Манежной площади в торговом комплексе “Охотный ряд”. Пострадал 41 человек, в том числе 6 детей. Один человек погиб. Следствие отрабатывает три версии: теракт, хулиганские действия и криминал.

6) В ночь с 8 на 9 сентября 1999 г. - взрыв дома на улице Гурьянова. Погибли 109 человек, более 200 получили ранения.

На сегодня двое обвиняемых - Юсуф Крымшамхалов и Адам Деккушев - осуждены к пожизненному заключению. На свободе остаются лишь двое - непосредственный организатор взрывов Ачемез Гочияев и Хаким Абаев, объявленные в международный розыск.

8) 8 августа 2000 г. - взрыв в подземном переходе на Пушкинской площади. Погибли 13 человек, более 130 получили ранения.

9) 5 февраля 2001 г. - взрыв в подземном вестибюле станции метро “Белорусская”-кольцевая. Пострадали 20 человек, из них двое детей. Взрывы не раскрыты.

10) 19 октября 2002 г. - взрыв автомобиля “Таврия” у ресторана “Макдоналдс” на юго-западе Москвы. Погиб 1 человек, 7 были ранены.

11) 23 октября 2002 г. - бандгруппа Мовсара Бараева, в составе которой были 18 женщин-смертниц, захватила в заложники более 900 зрителей в театральном центре на Дубровке. В ходе операции по освобождению заложников все террористы, в том числе и смертницы, были убиты. Погибли 129 заложников.

Раскрыта террористическая группа, готовившая серию терактов в столице в 2001-2002 гг. Арестованы пять человек. Заочное обвинение предъявлено Шамилю Басаеву, Хасану Закаеву и Герихану Дудаеву.

12) 5 июля 2003 г. - у входа на аэродром “ Тушино” подорвали себя две террористки-смертницы. Погибли 14 человек, более 60 получили ранения.

13) В ночь с 9 на 10 июля 2003 г. - около ресторана “Имбирь” на 1-й Тверской-Ямской улице задержана террористка Зарема Мужихоева, в сумке которой было обнаружено взрывное устройство. В ходе обезвреживания погиб сотрудник ФСБ.

Двое организаторов терактов в Тушине и на Тверской-Ямской были арестованы, а один уничтожен при попытке задержания.

14) 9 декабря 2003 г. - террористка-смертница взорвала себя у гостиницы “Националь”. Погибли 6 человек, 14 получили ранения. Следствие связывает взрыв со всеми последними крупными терактами в России.

В пятницу 6 февраля пассажиры Замоскворецкой линии Москвоского метрополитена оказались жертвами теракта, который, скорее всего, станет самым крупным в истории российской столицы происшествием такого рода после захвата театрального центра на Дубровке и взрывов жилых домов в 1999 году. Уже сейчас официально объявленное количество пострадавших достигло 250 человек. До 50 (37 - по официальным данным, 50 - по данным телекомпании Рен-ТВ) человек погибли, 122 были госпитализированы в 1-ю, 7-ю, 13-ю, 33-ю, 36-ю, 53-ю городские больницы и институт скорой помощи имени Склифософского, а еще ста пострадавшим помощь была оказана на месте. При этом количество жертв может вырасти после того, как из тоннеля будут полностью эвакуированы останки погибших. По предварительным данным, в поезде ехали около 1500 человек, а в 10:15 утра было объявлено, что эвакуация живых закончена. По данным спасателей, из туннеля было выведено около 800 человек. Судьба остальных пассажиров поезда пока неясна. Один из врачей "Скорой помощи" сообщил, что погибших гораздо больше, чем уже объявлено, а их останки буквально разбросаны по туннелю.

Взрыв произошел около 8:32 утра во втором вагоне поезда (по некоторым данным - у первой двери второго вагона), следовавшего от станции метро "Автозаводская" до станции метро "Павелецкая". Хотя сначала предполагалось, что теракт совершил смертник, сейчас уже ясно, что взрывное устройство находилось не в поясе шахида, а в рюкзаке или чемодане, стоявшем на полу вагона. Сначала специалисты говорили о мощности, эквивалентной одному или двум килограммам тротила, но около 12:40 вице-мэр Москвы Валерий Шанцев сообщил, что мощность взрывного устройства составила не менее пяти килограммов в тротиловом эквиваленте. Правоохранительные органы также рассматривают версию о самопроизвольном подрыве перевозимого в метро взрывчатого вещества, хотя самым вероятным объяснением произошедшего остается теракт.

Стало известно, что незадолго до взрыва некий мужчина подошел к сотруднице метрополитена на станции метро "Автозаводская" и сказал: "Будет вам праздник!". Камеры видеонаблюдения станции, записи которых сейчас изучают сотрудники ФСБ, зафиксировали мужчину в возрасте 30-35 лет и женщину с внешностью уроженцев Кавказа, в руках у которых находились два чемодана. Сейчас эти люди находятся в розыске.

Машинист Владимир Горелов, управлявший электропоездом, услышал взрыв, когда состав находился где-то в 500 метрах от "Автозаводской" и двух километрах от "Павелецкой". По его словам, он применил экстренное торможение, сразу связался с диспетчером и потребовал снять высокое напряжение на этом перегоне. Взрывная волна разворотила второй вагон, превратив его, по словам одного из представителей ГУВД Москвы, в "мясорубку". Третий вагон оказался, наоборот, сдавлен взрывной волной, отразившейся от стен туннеля. Сразу после взрыва начался пожар пятой (самой высокой) степени сложности, причем огонь перекинулся на большую часть состава. Находившиеся в задымленных вагонах люди какое-то время не могли открыть двери, но когда высокое напряжение было снято, двери открылись и люди вышли в туннель. По туннелю некоторым пришлось пройти около 2 километров до "Павелецкой", а остальные направились на "Автозаводскую", которая была ближе. По свидетельствам очевидцев, эвакуация происходила без паники.

На место происшествия на автомашинах и вертолетах прибыли специалисты МЧС - 10 поисково-спасательных групп и отряд "Центроспас". К месту взрыва также было вызвано 50 автомашин "Скорой помощи" и 10 пожарных команд. Пожар был потушен только к 10:40, а МЧС объявило о завершении спасательной операции уже к 11:45. Однако еще один пострадавший был найден неподалеку от места взрыва уже после 13:00. В здании Павелецкого вокзала был организован медпункт, где врачи оказывали помощь жертвам.

Сразу после взрыва было остановлено движение поездов по Замоскворецкой линии от станции метро "Новокузнецкая" до станции метро "Красногвардейская". Пассажиры поезда, следовавшего сразу за взорвавшимся, провели в тоннеле около 4 часов. В настоящее время поезда следуют от "Речного Вокзала" только до "Новокузнецкой". На остальном участке маршруты обслуживает наземный транспорт. "Мосгортранс" выделил для этого более 200 дополнительных автобусов, которые следуют между "Автозаводской" и "Новокузнецокй", а также осуществляют доставку пассажиров от станции "Красногвардейская" в центр Москвы. Хотя вице-мэр Валерий Шанцев утверждал, что работа метро будет восстановлена уже к вечернему "часу пик", Мосгортранс пообещал пустить поезда лишо к утру 7 февраля. В связи с терактом в метро руководство Московской железной дороги организовало движение пригородных поездов до станций "Бирюлево" и "Царицыно" по веткам, параллельным линии метро.

Движение наземного транспорта на юге Москвы было почти парализовано. Как сообщает информационное агентство РИА "Новости", практически невозможно стало проехать по Каширскому шоссе, проспекту Андропова, Пролетарскому проспекту и прилегающим к ним улицах. Однако к середине дня ситуация с движением по дорогам нормализовалась.

Состав, пострадавший от теракта, остался в тоннеле между "Павелецкой" и "Автозаводской". С ним работают спасатели, поднимающие на поверхность фрагменты тел погибших, и эксперты-криминалисты, занятые поисками остатков взрывного устройства и восстанавливающие картину происшествия. По факту взрыва возбуждено уголовное дело по статьям "терроризм" и "убийство".

Террор в стиле Subway

Несомненно, метро является одним из самых привлекательных объектов для терроризма. В часы пик там скапливается огромное количество людей, металлоискателей возле каждого турникета пока нет, а милиция, несмотря на то, что сотрудников МВД под землей можно встретить чаще, чем на поверхности, тоже не может проверять каждого спешащего на работу или домой пассажира.

История крупных уличных терактов в постсоветской Москве началась с метро. Точнее, почти с метро. Первый крупный теракт в центре столицы произошел 8 августа 2000 года в "трубе на Пушке". Самодельная бомба, находившаяся в сумке, оставленной у киоска, взорвалась в подземном переходе под Пушкинской площадью, который также ведет к входам на станции метро "Пушкинская", "Тверская" и "Чеховская". 13 человек погибли, более 130 получили ранения. Взрывное устройство содержало тротил и гексоген. Кроме того, в его конструкцию входили шурупы, винты и мотоциклетный аккумулятор. Хотя у прокуратуры существует несколько версий произошедшего, задержанных и обвиняемых по этому делу до сих пор нет. Теракт на "Пушке" отозвался взрывом в сознании москвичей - тогда они впервые поняли, что стать жертвой террористов рискует каждый.

Еще один раз метрополитен пострадал 5 февраля 2001 года, когда в подземном вестибюле станции метро "Белорусская-кольцевая" взорвалось устройство, по мощности эквивалентное 0,5 килограмма тротила. Пострадали 20 человек, из них двое детей, однако погибших не было. В тот раз взрывное устройство было оставлено в плафоне над скамейкой на платформе второго пути. По мнению специалистов, именно эта прочная мраморная скамейка и спасла людей от смерти, приняв на себя часть ударной волны. В раскрытии этого преступления российским спецслужбам помогало даже ФБР, но виновных найти не удалось.

Хотя ни одни из этих двух терактов не был раскрыт, в масовом сознании оба оказались связаны с проблемой Чечни. Еще три взрыва случились раньше и получили гораздо меньший общественный резонанс. 24 нобяря 1992 года панику на станциим метро "Проспект Мира" вызвал брошенный подростками взрывпакет. Однако от этой шутки никто не пострадал. А 11 июня 1996 года 4 человека погибли, а 16 были ранены в результате взрыва самодельного устройства, установленного в торцевой части вагона, следовавшего между станциями "Тульская" и "Нагатинская". Состав из семи вагонов потерял управление, а 250 человек были эвакуированы через тоннель. Мощность устройства была эквивалента 340 граммам тротила. Так как взрыв случился за несколько дней до президентских выборов, многие восприняли его как предвыборную провокацию.

В 1998 году три сотрудницы службы меторополитена получили легкие травмы от взрыва, эквивалентного 150 граммам тротила. Устройство было найдено сменным машинистом электропоезда у ворот, которыми на ночь закрывается вход на станцию. Оно находилось в небольшой сумочке, которую машинист отнес дежурной по платформе. Пока она звонила в милицию, раздался взрыв, который разбил окна кабинки дежурной. Она и еще две уборщицы получили легкие травмы.

Однако московское метро успело побывать объектом терроризма и до распада СССР. 8 января 1977 года в 17:55 в вагоне метро между станциями "Измайловская" и "Первомайская" взорвалась самодельная бомба, замаскированная под утятницу. Взрыв произошел на открытом участке перегона, но поезд подали на "Первомайскую", и проезжавшие мимо без остановки пассажиры других составов могли видеть развороченный вагон, кровь и тела погибших. Организаторы были найдены через полгода - ими оказались жители Еревана Степан Затикян, Акоп Степанян и Завен Багдасарян. входившие в состав группы армянских националистов. Суд приговорил их к высшей мере наказания.

Теракты в метро случаются не только в Москве. В Токио 19 марта 1995 года более 500 пассажиров были госпитализированы после того, как члены секты "Аум Синрикё" распылили на одной из станций отравляющий газ "зарин". В результате число погибших достигло 12 человек. Недавно главный химик секты Масами Цутия был приговорен к смертной казни за это массовое убийство. До него высшую меру наказания по этому делу получили еще 11 сектантов.

Елена Любарская

Загрузка...