Строим дом сами

Актуализированный снип 2.02 03 85. Термины и определения

Примечания

1 Над чертой даны значения для песков, под чертой - для глинистых грунтов.

2 В таблицах 7.2 и 7.3 глубину погружения нижнего конца сваи и среднюю глубину расположения слоя грунта при планировке территории срезкой, подсыпкой, намывом до 3 м следует принимать от уровня природного рельефа, а при срезке, подсыпке, намыве от 3 м - от условной отметки, расположенной соответственно на 3 м выше уровня срезки или на 3 м ниже уровня подсыпки.

Глубину погружения нижнего конца сваи и среднюю глубину расположения слоя грунта в водоеме следует принимать от уровня дна после общего размыва расчетным паводком, на болотах - от уровня дна болота.

При проектировании путепроводов через выемки глубиной до 6 м для свай, забиваемых молотами без подмыва или устройства лидерных скважин, глубину погружения в грунт нижнего конца сваи в таблице 7.2 следует принимать от уровня природного рельефа в месте сооружения фундамента. Для выемок глубиной более 6 м глубину погружения свай следует принимать как для выемок глубиной 6 м.

3 Для промежуточных глубин погружения свай и промежуточных значений показателя текучести глинистых грунтов значения и в таблицах 7.2 и 7.3 определяют интерполяцией.

4 Для плотных песков, плотность которых определена по данным статического зондирования, значения R по таблице 7.2 для свай, погруженных без использования подмыва или лидерных скважин, следует увеличить на 100% - для песков крупных и средней крупности и на 130% - для песков мелких и пылеватых. При определении плотности грунта по данным других видов инженерных изысканий и отсутствии данных статического зондирования для плотных песков значения R по таблице 7.2 следует увеличить на 60% - для песков крупных и средней крупности и на 75% - для песков мелких и пылеватых, но не более чем до 20000 кПа.

5 Значения расчетных сопротивлений по таблице 7.2 допускается использовать при условии, если заглубление свай в неразмываемый и несрезаемый грунт составляет не менее, м:

4,0 - для мостов и гидротехнических сооружений;

3,0 - для зданий и прочих сооружений.

6 Значения расчетного сопротивления под нижним концом забивных свай сечением 0,15х0,15 м и менее, используемых в качестве фундаментов под внутренние перегородки одноэтажных производственных зданий, допускается увеличивать на 20%.

7 Для супесей при числе пластичности 4 и коэффициенте пористости 0,8 расчетные сопротивления и следует определять как для пылеватых песков средней плотности.

8 При расчетах показатель текучести грунтов следует принимать применительно к прогнозируемому их состоянию в период эксплуатации проектируемых зданий и сооружений.

СВАЙНЫЕ ФУНДАМЕНТЫ

Актуализированная редакция

СНиП 2.02.03-85

Издание официальное

Москва 2011

СП 24.13330.2011

Предисловие

Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании», а правила разработки - постановлением Правительства Российской Федерации от 19 ноября 2008 г. № 858 «О порядке разработки и утверждения сводов правил».

Сведения о своде правил

1 ИСПОЛНИТЕЛИ - Научно-исследовательский, проектно-изыскательский и конструкторскотехнологический институт оснований и подземных сооружений им. Н.М. Герсеванова» - институт ОАО «НИЦ «Строительство» (НИИОСП им. Н.М. Герсеванова)

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации (ТК 465) «Строительство»

3 ПОДГОТОВЛЕН к утверждению Департаментом архитектуры, строительства и градостроительной политики

4 УТВЕРЖДЕН приказом Министерства регионального развития Российской Федерации

5 ЗАРЕГИСТРИРОВАН Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт). Пересмотр СП 24.13330.2010

Информация об изменениях к настоящему своду правил публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты», а текст изменений и поправок - в ежемесячно издаваемых информационных указателях «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего свода правил соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте разработчика (Минрегион России) в сети Интернет

© Минрегион России, 2010

Настоящий нормативный документ не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания на территории Российской Федерации без разрешения Минрегиона России

СП 24.13330.2011

Введение..................................................................................................................................

Область применения..............................................................................................................

Термины и определения........................................................................................................

Общие положения..................................................................................................................

Требования к инженерно-геологическим изысканиям.......................................................

Виды свай................................................................................................................................

Проектирование свайных фундаментов............................................................................

Основные указания по расчету........................................................................................

Расчетные методы определения несущей способности свай........................................

Определение несущей способности свай по результатам полевых испытаний.........

7.4 Расчет свай, свайных и комбинированных свайно-плитных фундаментов по деформациям…………………………………………………………………… . . …. . 35

7.5 Особенности проектирования большеразмерных кустов и полей свай и плит ростверка ………………….………………………………………..……...……40

7.6 Особенности проектирования свайных фундаментов при реконструкции зданий

и сооружений.....................................................................................................................

Требования к конструированию свайных фундаментов..................................................

Особенности проектирования свайных фундаментов в просадочных грунтах.............

Особенности проектирования свайных фундаментов в набухающих грунтах............

Особенности проектирования свайных фундаментов на подрабатываемых

территориях........................................................................................................................

Особенности проектирования свайных фундаментов в сейсмических районах.........

13 Особенности проектирования свайных фундаментов на закарстованных территориях………………...……………………………………………………………62

14 Особенности проектирования свайных фундаментов опор воздушных линий

электропередачи................................................................................................................

15 Особенности проектирования свайных фундаментов малоэтажных зданий...............

Приложение А (справочное) Термины и определения........................................................

изысканий для проектирования свайных фундаментов............................

и горизонтальной сил и момента.................................................................

с наклоном боковых граней i p > 0,025........................................................

постановке ….……………………………………………………………..76

грунтах по их прочностным характеристикам..………………………....77

сил морозного пучения.………………..………………………………....83

СП 24.13330.2011

Введение

Настоящий свод правил устанавливает требования к проектированию фундаментов из разных типов свай в различных инженерно-геологических условиях и при любых видах строительства.

Разработан НИИОСП им. Н.М. Герсеванова - институтом ОАО «НИЦ «Строительство»: д-ра техн. наук Б .В . Бахолдин , В .П . Петрухин и канд. техн. наук И.В. Колыбин - руководители темы; д-ра техн. наук: А.А. Григорян, Е .А . Сорочан , Л .Р . Ставницер ; кандидаты техн. наук: А.Г. Алексеев, В.А. Барвашов, С.Г. Безволев , Г.И. Бондаренко, В .Г . Буданов , А .М . Дзагов , О .И . Игнатова , В .Е . Конаш , В .В . Михеев , Д.Е. Разводовский , В .Г . Федоровский , О.А. Шулятьев, П .И . Ястребов, инженеры Л.П. Чащихина, Е.А. Парфенов, при участии инженера Н.П. Пивника .

СП 24.13330.2011

СВОД ПРАВИЛ

СВАЙНЫЕ ФУНДАМЕНТЫ

Pile foundations

Дата введения 2011-05-20

1 Область применения

Настоящий свод правил распространяется на проектирование свайных фундаментов вновь строящихся и реконструируемых зданий и сооружений (далее - сооружений).

Свод правил не распространяется на проектирование свайных фундаментов сооружений, возводимых на вечномерзлых грунтах, свайных фундаментов машин с динамическими нагрузками, а также опор морских нефтепромысловых и других сооружений, возводимых на континентальном шельфе.

Федеральный закон от 30 декабря 2009 г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений»

СП 14.13330.2011 «СНиП II-7-81* Строительство в сейсмических районах» СП 16.13330.2011 «СНиП II-23-81* Стальные конструкции»

СП 64.13330.2011 «СНиП II-25-80 Деревянные конструкции» СП 20.13330.2011 «СНиП 2.01.07-85* Нагрузки и воздействия»

СП 21.13330.2010 «СНиП 2.01.09-91 Здания и сооружения на подрабатываемых территориях и просадочных грунтах»

СП 22.13330.2011 «СНиП 2.02.01-83* Основания зданий и сооружений» СП 28.13330.2010 «СНиП 2.03.11-85 Защита строительных конструкций от

коррозии» СП 35.13330.2011 «СНиП 2.05.03-84* Мосты и трубы»

СП 38.13330.2010 «СНиП 2.06.04-82* Нагрузки и воздействия на гидротехнические сооружения (волновые, ледовые и от судов)»

СП 40.13330.2010 «СНиП 2.06.06-85 Плотины бетонные и железобетонные» СП 41.13330.2010 «СНиП 2.06.08-87 Бетонные и железобетонные конструкции

гидротехнических сооружений» СНиП 3.04.01-87 Изоляционные и отделочные покрытия

СП 47.13330.2010 «СНиП 11-02-96 Инженерные изыскания для строительства. Основные положения»

СНиП 23-01-99* Строительная климатология СП 58.13330.2010 «СНиП 33-01-2003 Гидротехнические сооружения. Основные

положения»

Издание официальное

СП 24.13330.2011

СП 63.13330.2010 «СНиП 52-01-2003 Бетонные и железобетонные конструкции. Основные положения»

ГОСТ 5686-94 Грунты. Методы полевых испытаний сваями ГОСТ 9463-88 Лесоматериалы круглые хвойных пород. Технические условия

ГОСТ 12248-96 Грунты. Методы лабораторного определения характеристик прочности и деформируемости

ГОСТ Р 53231-2008 Бетоны. Правила контроля и оценки прочности ГОСТ 19804-91 Сваи железобетонные. Технические условия

ГОСТ 19804.6-83 Сваи полые круглого сечения и сваи-оболочки железобетонные составные с ненапрягаемой арматурой. Конструкция и размеры

ГОСТ 19912-2001 Грунты. Методы полевых испытаний статическим и динамическим зондированием

ГОСТ 20276-99 Грунты. Методы полевого определения характеристик прочности и деформируемости

ГОСТ 20522-96 Грунты. Методы статистической обработки результатов испытаний

ГОСТ 25100-95 Грунты. Классификация ГОСТ 26633-91 Бетоны тяжелые и мелкозернистые

ГОСТ 27751-88 Надежность строительных конструкций и оснований. Основные положения по расчету

ГОСТ Р 53778-2010 Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния

П р и м е ч а н и е - При пользовании настоящим сводом правил целесообразно проверить действие ссылочных стандартов и классификаторов в информационной системе общего пользования – на официальном сайте национального органа Российской Федерации по стандартизации в сети Интернет или по ежегодно издаваемому указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим ежемесячно издаваемым информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный документ заменен (изменен), то при пользовании настоящим сводом правил следует руководствоваться замененным (измененным) документом. Если ссылочный документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Термины и определения

Термины с соответствующими определениями, используемые в настоящем СП, приведены в приложении А.

Наименования грунтов оснований зданий и сооружений приняты в соответствии с ГОСТ 25100.

4 Общие положения

4.1 Свайные фундаменты должны проектироваться на основе и с учетом: а) результатов инженерных изысканий для строительства; б) сведений о сейсмичности района строительства;

в) данных, характеризующих назначение, конструктивные и технологические особенности сооружения и условия их эксплуатации;

г) действующих на фундаменты нагрузок; д) условий существующей застройки и влияния на нее нового строительства; е) экологических требований;

ж) технико-экономического сравнения возможных вариантов проектных решений.

СП 24.13330.2011

4.2 При проектировании должны быть предусмотрены решения, обеспечивающие надежность, долговечность и экономичность сооружений на всех стадиях строительства и эксплуатации.

4.3 При проектировании следует учитывать местные условия строительства, а также имеющийся опыт проектирования, строительства и эксплуатации сооружений в аналогичных инженерно-геологических, гидрогеологических и экологических условиях.

Данные о климатических условиях района строительства должны приниматься в соответствии со СНиП 23-01.

4.4 Работы по проектированию свайных фундаментов следует вести в соответствии с техническим заданием на проектирование и необходимыми исходными данными (4.1).

4.5 При проектировании следует учитывать уровень ответственности сооружения

в соответствии с ГОСТ 27751.

4.6 Свайные фундаменты следует проектировать на основе результатов инженерных изысканий, выполненных в соответствии с требованиями СП 47.13330, СП 11-104 и раздела 5 настоящего СП.

Выполненные инженерные изыскания должны обеспечить не только изучение инженерно-геологических условий нового строительства, но и получение необходимых данных для проверки влияния устройства свайных фундаментов на существующие сооружения и окружающую среду, а также для проектирования в случае необходимости усиления оснований и фундаментов существующих сооружений.

Проектирование свайных фундаментов без соответствующих достаточных данных инженерно-геологических изысканий не допускается.

4.7 При использовании для строительства вблизи существующих сооружений свай необходимо производить оценку влияния динамических воздействий на конструкции существующих сооружений, а также на находящиеся в них чувствительные к колебаниям машины, приборы и оборудование и в необходимых случаях предусматривать измерения параметров колебаний грунта, сооружений, а также подземных коммуникаций при опытном погружении и устройстве свай.

4.8 В проектах свайных фундаментов необходимо предусматривать проведение натурных измерений (мониторинг). Состав, объем и методы мониторинга устанавливают в зависимости от уровня ответственности сооружения и сложности инженерно-геологических условий (СП 22.13330).

Натурные измерения деформаций оснований и фундаментов должны предусматриваться при применении новых или недостаточно изученных конструкций сооружений или фундаментов, а также в случае если в задании на проектирование имеются специальные требования по проведению натурных измерений.

4.9 Свайные фундаменты, предназначенные для эксплуатации в условиях агрессивной среды, следует проектировать с учетом требований СП 28.13330, а

деревянные конструкции свайных фундаментов с учетом требований по защите их от гниения, разрушения и поражения древоточцами.

4.10 При проектировании и возведении свайных фундаментов из монолитного и сборного бетона или железобетона следует дополнительно руководствоваться СП 63.13330, СП 28.13330 и СНиП 3.04.01, а также соблюдать требования нормативных документов по устройству оснований и фундаментов, геодезическим работам, технике безопасности, правилам пожарной безопасности при производстве строительномонтажных работ и охране окружающей среды.

СП 24.13330.2011

5 Требования к инженерно-геологическим испытаниям

5.1 Результаты инженерных изысканий должны включать информацию о геологии, геоморфологии, сейсмичности, а также содержать все необходимые данные для выбора типа фундамента, определения вида свай и их размеров, расчетной нагрузки, допускаемой на сваю, и проведения расчетов по предельным состояниям с учетом прогноза возможных изменений (в процессе строительства и эксплуатации) инженерно-геологических, гидрогеологических и экологических условий площадки строительства, а также вида и объема инженерных мероприятий по ее освоению.

5.2 Изыскания для свайных фундаментов в общем случае включают следующий комплекс работ:

бурение скважин с отбором образцов и описанием проходимых грунтов; лабораторные исследования физико-механических свойств грунтов и подземных

зондирование грунтов - статическое и динамическое; прессиометрические испытания грунтов; испытания грунтов штампами (статическими нагрузками);

испытания грунтов эталонными и (или) натурными сваями; опытные работы по исследованию влияния устройства свайных фундаментов на

окружающую среду, в том числе на расположенные вблизи сооружения (по специальному заданию проектной организации).

5.3 Обязательными видами работ, независимо от уровня ответственности объектов строительства и типов свайных фундаментов, являются бурение скважин, лабораторные исследования и статическое или динамическое зондирование. При этом наиболее предпочтительным методом зондирования является статическое, в процессе которого помимо показателей статического зондирования грунтов определяют их плотность и влажность с помощью радиоактивного каротажа (ГОСТ 19912).

5.4 Для объектов повышенного и нормального уровней ответственности указанные в 5.2 и 5.3 работы рекомендуется дополнять испытаниями грунтов прессиометрами и штампами (ГОСТ 20276), эталонными и натурными сваями (ГОСТ 5686) в соответствии с рекомендациями приложения Б. При этом необходимо учитывать категории сложности грунтовых условий, устанавливаемые в зависимости от однородности грунтов по условиям залегания и свойствам (см. приложение Б).

При строительстве высотных зданий повышенного уровня ответственности и зданий с глубокой подземной частью в состав работ при изысканиях следует включать геофизические исследования для уточнения геологического строения массива грунтов между скважинами, определения толщины прослоев слабых грунтов, глубины водоупоров, направления и скорости движения подземных вод, а в карстоопасных районах - глубины залегания скальных и карстующих пород, их трещиноватости и закарстованности.

5.5 При применении свай новых конструкций (по специальному заданию проектной организации) в состав работ следует включать опытные погружения свай с целью уточнения назначенных при проектировании размеров и режима погружения, а также натурные испытания этих свай статическими нагрузками.

При применении комбинированных свайно-плитных фундаментов в состав работ следует включать испытания грунтов штампами и натурными сваями.

5.6 При передаче на сваи выдергивающих, горизонтальных или знакопеременных нагрузок необходимость проведения опытных работ должна определяться в каждом

СП 24.13330.2011

конкретном случае с назначением объемов работ с учетом доминирующего воздействия.

5.7 Несущую способность свай по результатам полевых испытаний грунтов натурной и эталонной сваями и статическим зондированием следует определять в соответствии с подразделом 7.3.

5.8 Испытания грунтов сваями, штампами и прессиометрами проводят, как правило, на опытных участках, выбираемых по результатам бурения скважин (и зондирования) и располагаемых в местах наиболее характерных по грунтовым условиям, в зонах наиболее загруженных фундаментов, а также в местах, где возможность погружения свай по грунтовым условиям вызывает сомнение.

Испытания грунтов статическими нагрузками целесообразно проводить в основном винтовыми штампами площадью 600 см2 в скважинах с целью получения модуля деформации и уточнения для исследуемой площадки переходных коэффициентов в рекомендуемых действующими нормативными документами зависимостях для определения модуля деформации грунтов по данным зондирования и прессиометрических испытаний.

5.9 Объем изысканий для свайных фундаментов рекомендуется назначать в соответствии с приложением Б в зависимости от уровня ответственности объекта строительства и категории сложности грунтовых условий.

При изучении разновидностей грунтов, встречающихся на площадке строительства в пределах исследуемой глубины, особое внимание должно быть обращено на наличие, глубину залегания и толщину слабых грунтов (рыхлых песков, слабых глинистых грунтов, органоминеральных и органических грунтов). Наличие указанных грунтов влияет на определение вида и длины свай, расположение стыков составных свай, характер сопряжения свайного ростверка со сваями, выбор типа сваебойного оборудования. Неблагоприятные свойства указанных грунтов необходимо также учитывать при наличии динамических и сейсмических воздействий.

5.10 Размещение инженерно-геологических выработок (скважин, точек зондирования, мест испытаний грунтов) должно производиться с таким расчетом, чтобы они располагались в пределах контура проектируемого здания либо при одинаковых грунтовых условиях не далее 5 м от него, а в случаях применения свай

в качестве ограждающей конструкции котлована - на расстоянии не более 2 м от их оси.

5.11 Глубина инженерно-геологических выработок должна быть не менее чем на 5 м ниже проектируемой глубины заложения нижних концов свай при их рядовом

расположении и нагрузках на куст свай до 3 МН и на 10 м ниже при свайных полях размером до 10 10 м и при нагрузках на куст более 3 МН. При свайных полях размером более 10 10 м и применении плитно-свайных фундаментов глубина выработок должна превышать предполагаемое заглубление свай не менее чем на глубину сжимаемой толщи, но не менее половины ширины свайного поля или плиты, и не менее чем на 15 м.

При наличии на строительной площадке слоев грунтов со специфическими свойствами (просадочных, набухающих, слабых глинистых, органоминеральных и органических грунтов, рыхлых песков и техногенных грунтов) глубину выработок определяют с учетом необходимости их проходки на всю толщу слоя для установления глубины залегания подстилающих прочных грунтов и определения их характеристик.

СП 24.13330.2011

5.12 При изысканиях для свайных фундаментов должны быть определены физические, прочностные и деформационные характеристики, необходимые для расчетов свайных фундаментов по предельным состояниям (раздел 7).

Количество определений характеристик грунтов для каждого инженерногеологического элемента должно быть достаточным для их статистической обработки в соответствии с ГОСТ 20522.

5.13 Для песков, учитывая затруднения с отбором образцов ненарушенной структуры, в качестве основного метода определения их плотности и прочностных характеристик для объектов всех уровней ответственности следует предусматривать зондирование - статическое или динамическое.

Зондирование является основным методом определения модуля деформации как песков, так и глинистых грунтов для объектов III уровня ответственности и одним из методов определения модуля деформации (в сочетании с прессиометрическими и штамповыми испытаниями) для объектов I и II уровней ответственности.

5.14 При применении свайных фундаментов для усиления оснований реконструируемых зданий и сооружений при инженерно-геологических изысканиях дополнительно должны быть выполнены работы по обследованию оснований фундаментов

и инструментальные геодезические наблюдения за перемещениями конструкций зданий.

Кроме того, должно быть установлено соответствие новых материалов изысканий архивным данным (если они имеются) и составлено заключение об изменении инженерно-геологических и гидрогеологических условий, вызванных строительством и эксплуатацией реконструируемого сооружения.

П р и м е ч а н и я 1 Обследование технического состояния конструкций фундаментов и здания должно выполняться

по заданию заказчика специализированной организацией.

2 Оценку длины существующих свай в фундаментах реконструируемого здания целесообразно осуществлять с использованием приборов радарного типа.

5.15 Проведению обследования оснований фундаментов должны предшествовать: визуальная оценка состояния верхней конструкции здания, в том числе фиксация

имеющихся трещин, их размера и характера, установка маяков на трещины; выявление режима эксплуатации здания с целью установления факторов,

отрицательно действующих на основание; установление наличия подземных коммуникаций и дренажных систем и их состояния;

ознакомление с архивными материалами инженерно-геологических изысканий, проводившихся на площадке реконструкции.

Проведение геодезической съемки положения конструкций реконструируемого здания и цоколей необходимо для оценки возможного возникновения неравномерных осадок (кренов, прогибов, относительных смешений).

При обследовании реконструируемых зданий следует также учитывать состояние окружающей территории и близко расположенных зданий.

5.16 Обследование оснований фундаментов и состояния фундаментных конструкций производят путем проходки шурфов с отбором монолитов грунтов непосредственно из-под подошвы фундаментов и стенок шурфа. Ниже глубины шурфов инженерно-геологическое строение, гидрогеологические условия и свойства грунтов должны быть исследованы бурением и зондированием, при этом буровые скважины и точки зондирования размещают по периметру здания или сооружения на расстоянии от них не более 5 м.

Система нормативных документов в строительстве

СТРОИТЕЛЬНЫЕ НОРМЫ И ПРАВИЛА

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

_____________________________________________________________

АВТОМОБИЛЬНЫЕ ДОРОГИ

Актуализированная редакция

СНиП 2.05.02-85*

ИЗДАНИЕ ОФИЦИАЛЬНОЕ

МИНИСТЕРСТВО РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(МИНРЕГИОН РОССИИ)

ПРЕДИСЛОВИЕ

РАЗРАБОТАНЫ Союздорнии Минстроя (канд. техн. наук В.М. Юмашев - руководитель темы; О.Н. Яковлев , кандидаты техн. наук Н.А. Рябиков , Н.Ф. Хорошилов ; д-р техн. наук В.Д. Казарновский ; канд. техн. наук В.А. Чернигов , А.Е. Мерзликин , Ю.Л. Мотылев , А.М. Шейнин , И.А. Плотникова , В.С. Исаев ; Н.С. Беззубик ) с участием Союздорпроекта Минтрансстроя (В.Р. Силков ; канд. техн. наук В. Д. Браславский ; С.А. Зарифьянц ), Московского автомобильно-дорожного института Минвуза СССР (д-ра техн. наук В.Ф. Бабков , Е.М. Лобанов , В.В. Сильянов ), Союзпромтрансниипроекта Госстроя СССР (В.И. Поляков , П.И. Зарубин , В.С. Порожняков ; канд. техн. наук А.Г. Колчанов ), ВНИИБД МВД СССР (канд. техн. наук В.В. Новизенцев ; В.Я. Буйленко ), Гипродорнии Минавтодора РСФСР (д-р техн. наук А.П. Васильев ; кандидаты техн. наук В.Д. Белов , Е.М. Окороков ), Гипроавтотранса Минавтотранса РСФСР (В.А. Велюга , Ю.А. Гольденберг ), Гипронефтетранса Госкомнефтепродуктов РСФСР (В.А. Щербин ), Грузгосоргорнии Минавтодора ГССР (канд. техн. наук Т.А. Шилакадзе ).

ВНЕСЕНЫ Союздорнии Минтрансстроя.

ПОДГОТОВЛЕНЫ К УТВЕРЖДЕНИЮ Главтехнормированием Госстроя СССР (Ю.М. Жуков ).

СНиП 2.05.02-85* является переизданием СНиП 2.05.02-85 с измене-нием № 2, утвержденным постановлением Госстроя СССР от 9 июня 1988 г. № 106, изменением № 3, утвержденным постановлением Госстроя СССР от 13 июля 1990 г. № 61, изменением № 4, утвержденным постановлением Минстроя России от 8 июня 1995 г. № 18-57, и изменением № 5, утвержденным постановлением Госстроя России от 30 июня 2003 г. № 132.

Актуализированная редакция утверждена приказом Минрегиона России от г. №

ВВЕДЕНИЕ

В разделах настоящих норм приведены требования, соответствующие целям технических регламентов и подлежащие обязательному соблюдению с учетом части 1 статьи 46 Федерального закона «О техническом регулировании».

Актуализация выполнена авторским коллективом: ОАО «Союздорнии» (канд.техн.наук. В.М. Юмашев, докт.техн.наук., проф. В.Д. Казарновский, инж. В.С. Скирута, инж. Л.Т. Чертков, канд.техн.наук. И.В. Лейтланд, канд.техн.наук. Е.С. Пшеничникова, инж. В.А. Зельманович, инж. М.Л. Попов, инж. Ю.А. Аливер, канд.техн.наук. Г.Н. Кирюхин, канд.техн.наук. А.М. Шейнин, канд.техн.наук. С.В.Эккель, канд.техн.наук. А.И. Коршунов, канд.техн.наук. А.А. Матросов, инж. Ф.В. Панфилов, канд.техн.наук. Л.М. Гохман, канд.техн.наук. Н.З. Костова, инж. О.Б. Гопин, канд.техн.наук. А.А. Пахомов, инж. А.М. Шпак).

СТРОИТЕЛЬНЫЕ НОРМЫ И ПРАВИЛА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

АВТОМОБИЛЬНЫЕ ДОРОГИ

AUTOMOBILE ROADS

Дата введения

  1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

Настоящие нормы и правила распространяются на строящиеся, реконструируемые и капитально ремонтируемые автомобильные дороги общего пользования, объездные и кольцевые дороги, подъездные дороги к крупным городам, промышленным и сельскохозяйственным предприятиям, аэропортам, морским и речным портам, железнодорожным станциям .

Нормы и правила распространяются также на различные ведомственные дороги, которые могут использоваться как дороги общего пользования или будут передаваться в перспективе в общую сеть.

Настоящие нормы и правила не распространяются на временные автомобильные дороги различного назначения (сооружаемые на срок службы менее 5 лет), автозимники, дороги лесозаготовительных предприятий и внутренние дороги промышленных предприятий (испытательные, внутриплощадочные, карьерные и т.п.) внутрихозяйственные автомобильные дороги.

2. НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИ

3. ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ

Термины, применяемые в настоящих нормах и правилах, приведены в приложении Б.

4. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

4.1 Строительство автомобильных дорог должно осуществляться на основе планов территориального планирования объектов транспорта с учетом перспектив развития экономики районов и наиболее эффективного слияния строящейся дороги с существующей и проектируемой транспортной сетью.

4.2. Автомобильные дороги должны обеспечивать: безопасное и удобное движение автомобильных и других транспортных средств со скоростями, нагрузками и габаритами, установленными настоящими нормами, а также сервисное обслуживание пользователей автомобильными дорогами и безопасное движение пешеходов, соблюдение принципа зрительного ориентирования водителей; удобное и безопасное расположение примыканий и пересечений; необходимое обустройство автомобильных дорог, в том числе защитными дорожными сооружениями, а также иметь производственные объекты для ремонта и содержания дорог.

4.3. Автомобильные дороги от условий проезда и доступа на них транспортных средств подразделяются на автомагистрали, скоростные дороги и обычные дороги.

Разделение автомобильных дорог на категории в зависимости от расчетной интенсивности движения приведено в табл. 4.1.

Таблица 4.1

Расчетная интенсивность движения, приведенных ед./сут

I А

(Автомагистраль)

I Б

(Скоростная дорога)

Обычные дороги

I В

Св. 2000 до 6000

Св.200 до 2000

Примечание: 1. При применении одинаковых требований для дорог IА, IБ, IВ категорий в тексте норм они отнесены к 1 категории.

4.4 При определении расчетной интенсивности по прогнозным данным, коэффициенты приведения интенсивности движения различных транспортных средств к легковому автомобилю следует принимать по табл.4.2.

Таблица 4.2 (2)

Типы транспортных средств

Коэффициент приведения

Легковые автомобили

Мотоциклы с коляской

Мотоциклы и мопеды

Грузовые автомобили грузоподъемностью, т:

Автопоезда грузоподъемностью, т:

При промежуточных значениях грузоподъемности транспортных средств коэффициенты приведения следует определять интерполяцией.

Коэффициенты приведения для автобусов и специальных автомобилей следует принимать как для базовых автомобилей соответствующей грузоподъемности.

Коэффициенты приведения для грузовых автомобилей и автопоездов следует увеличивать в 1,2 раза при пересеченной и горной местности.

4.5 Расчетную интенсивность движения следует принимать суммарно в обоих направлениях на основе данных экономических изысканий. При этом за расчетную надлежит принимать среднегодовую суточную приведенную к легковому автомобилю интенсивность движения за последний год перспективного периода.

В случаях, когда среднемесячная суточная интенсивность наиболее напряженного в году месяца более чем в 2 раза превышает установленную на основе экономических изысканий или расчетов среднегодовую суточную, последнюю для назначения категории дороги следует увеличивать в 1,5 раза.

4.6 Перспективный период при назначении категорий дорог, выборе элементов плана, продольного и поперечного профилей следует принимать равным 20 годам. Подъездные автомобильные дороги к промышленным предприятиям следует предусматривать на расчетный срок, соответствующий году достижения предприятием или его очередью полной проектной мощности, с учетом объема перевозок в период строительства предприятия.

Перспективный период для выбора дорожных одежд следует принимать с учетом межремонтных сроков их службы.

За начальный год расчетного перспективного периода следует принимать год завершения разработки проекта дороги (или самостоятельного участка дороги).

4.7 Автомобильные дороги общего пользования предназначены для пропуска автотранспортных средств габаритами: по длине одиночных автомобилей до 12 м и автопоездов до 20 м, по ширине до 2,5 м, по высоте до 4 м для дорог I-IV категорий и до 3,8 м для дорог V категории.

4.8 Принимаемые основные технические решения должны создавать предпосылки для обеспечения роста производительности труда, экономии основных строительных материалов и топливно-энергетических ресурсов. Их следует обосновывать разработкой вариантов со сравнением технико-экономических показателей: стоимости строительства, затрат на ремонт и содержание дорог, потерь, связанных с воздействием на окружающую среду при строительстве и эксплуатации, себестоимости перевозок, безопасности движения, изменения производственных условий обслуживаемых дорогами хозяйств и прилегающих к дорогам территорий и других факторов. Для новых дорог с включением существующих дорог или их отдельных участков необходимо учитывать затраты на приведение земель, занимаемых существующими дорогами, но не используемых в последующем для движения, в состояние, пригодное для использования в хозяйственной деятельности.

4.9 При строительстве дорог в сложных инженерно-геологических условиях, когда сроки стабилизации земляного полотна существенно превышают установленные сроки строительства, допускается предусматривать стадийное устройство дорожной одежды.

4.10Автомобильные дороги I-II (ІІІ) категорий рекомендуется прокладывать в обход населенных пунктов с устройством подъездов к ним. В целях обеспечения в дальнейшем возможной реконструкции дорог расстояние от бровки земляного полотна до линии застройки населенных пунктов следует принимать в соответствии с их генеральными планами, но не менее 200 м.

В отдельных случаях, когда по технико-экономическим расчетам установлена целесообразность проложения дорог I-III категорий через населенные пункты, их следует предусматривать в соответствии с требованиями СНиП 2.07.01 и санитарных норм.

4.11 Число полос движения дорог с многополосной проезжей частью, мероприятия по охране окружающей среды, выбор решений по пересечениям и примыканиям дорог, конструкции дорожных одежд, элементы обстановки, инженерные устройства (в том числе ограждения, велосипедные дорожки, освещение и средства связи), состав зданий и сооружений дорожной и автотранспортной служб с целью снижения единовременных затрат должны приниматься с учетом стадийности их строительства по мере роста интенсивности движения. Для автомобильных дорог I категории в горной и пересеченной местности рекомендуется предусматривать раздельное трассирование проезжих частей встречных направлений с учетом стадийного увеличения числа полос движения и сохранения крупных самостоятельных форм ландшафта и памятников природы.

4.12 При сооружении автомобильных дорог необходимо предусматривать мероприятия по охране окружающей среды, обеспечивающие минимальное нарушение сложившихся экологических, геологических, гидрогеологических и других естественных условий. При разработке мероприятий необходимо учитывать бережное отношение к ценным сельскохозяйственным угодьям, к зонам отдыха, культурно-историческим объектам и местам расположения лечебно-профилактических учреждений и санаториев. Места расположения мостов, конструктивные и другие решения не должны приводить к резкому изменению режимов рек, а сооружение земляного полотна - к резкому изменению режима грунтовых и стока поверхностных вод.

Следует выполнять требования по обеспечению безопасности движения транспорта, зданий и сооружений дорожной и автотранспортных служб, учитывая наличие запретных (опасных) зон и районов при объектах по изготовлению и хранению взрывчатых веществ, материалов и изделий на их основе. Размеры запретных (опасных) зон и районов определяются по специальным нормативным документам, утвержденным в установленном порядке, и по согласованию с органами государственного надзора, министерствами и ведомствами, в ведении которых находятся указанные объекты.

Следует предусматривать проектные решения и мероприятия по снижению влияния вредных факторов воздействия движения автотранспортных средств (загрязнение атмосферного воздуха, шум, вибрация) на население и окружающую среду в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологических норм (СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200, СанПиН 2.1.6.1032, СН 2.2.4/2.1.8.562, СанПиН 2.1.7.1287).

4.13 Предоставление земельных участков для размещения автомобильных дорог, зданий и сооружений дорожной и автотранспортной служб, водоотводных, защитных и других сооружений, полос для размещения идущих вдоль дорог коммуникаций осуществляется в соответствии с нормативно-правовыми актами по пред o ставлению земель .

Земельные участки, пред o ставленные на период строительства автомобильных дорог под притрассовые карьеры и резервы, размещение временных городков строителей, производственных баз, подъездных дорог и других нужд строительства, подлежат возврату землепользователям после приведения их в состояние, соответствующее положениям нормативных документов. Организация строительных работ и санитарно-бытовое обеспечение персонала в целях обеспечение оптимальных условий труда, снижения риска нарушения здоровья работающих, а также населения, проживающего в зоне проведения работ, регламентируются СанПиН 2.2.3.1384.

    ОСНОВНЫЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ НОРМЫ

Расчетные скорости

5.1 Расчетные скорости движения для определения параметров плана, продольного и поперечного профилей, а также других параметров, зависящих от скорости движения, следует принимать по табл.5.1

Таблица 5.1

Расчетные скорости, км/ч

основные

допускаемые на трудных

участках местности

пересеченной

Расчетные скорости, установленные в табл.5.1 для трудных участков пересеченной и горной местности, допускается принимать только при соответствующем технико-экономическом обосновании с учетом местных условий для каждого конкретного участка проектируемой дороги.

Расчетные скорости на смежных участках автомобильных дорог не должны отличаться более чем на 20%.

При разработке проектов реконструкции автомобильных дорог по нормам IБ, IВ и II категорий допускается при соответствующем технико-экономическом обосновании сохранять элементы плана, продольного и поперечного профилей (кроме числа полос движения) на отдельных участках существующих дорог, если они соответствуют расчетной скорости, установленной для дорог III категории, а по нормам III, IV категорий - соответственно на категорию ниже.

Для подъездных автомобильных дорог к промышленным предприятиям по нормам IБ и II категорий при наличии в составе движения более 70% грузовых автомобилей или при протяженности дороги менее 5 км следует принимать расчетные скорости, соответствующие III категории.

П р и м е ч а н и е: 1.При наличии вдоль трассы автомобильных дорог капитальных дорогостоящих сооружений и лесных массивов, а также в случаях пересечения дорогами земель, занятых особо ценными сельскохозяйственными культурами и садами, в пределах населенного пункта, при соответствующем технико-экономическом обосновании (согласно п.4.8) , допускается принимать расчетные скорости, установленные в табл.5.1 для трудных участков пересеченной местности.

Нормативная и расчетная нагрузки

5. Расчет дорожной одежды на прочность осуществляют с учетом нормативной осевой нагрузки, расчетной осевой нагрузки для конкретного потока и расчетной удельной нагрузки.

Нормативная осевая нагрузка принимается в зависимости от капитальности дорожной одежды:

при капитальной дорожной одежде ………………..…………………………..115 кН;

при облегченном и переходном типах дорожной одежды …..……………….100 кН;

для маршрутов (дорог), предназначенных для следования тяжеловесных транспортных средств, осуществляющих международные перевозки ………… .. .130 кН.

Расчетную осевую нагрузку следует принимать не меньше нормативной осевой нагрузки. редакция СНиП II-89-80* ТЕКСТ ДОКУМЕНТА (редакция 2) ИЗДАНИЕ ОФИЦИАЛЬНОЕ МИНИСТЕРСТВО... населения»; 10. СНиП 2.05 .07-91* «Промышленный транспорт» 11. СНиП 2.05 .02 -85* «Автомобильные дороги» 12. СНиП 32-03 ...

  • Магистральные трубопроводы актуализированная редакция снип iii-42-80*

    Документ

    ТРУБОПРОВОДЫ Актуализированная редакция СНиП III-42-80* Издание официальное Москва... СП (СНиП 2.05 .06-85* ) Магистральные трубопроводы СНиП 3.02 .01-87 ... оросительные каналы, железные и автомобильные дороги строительная организация должна согласовывать...

  • Система нормативных документов в строительстве СТРОИТЕЛЬНЫЕ НОРМЫ И ПРАВИЛА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПЛАНИРОВОЧНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ТЕРРИТОРИИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОБЪЕКТОВ СНИП II-97-2010 Актуализированная редакция СНИП II-97-76* ТЕКСТ Актуализированная редакция СНиП 23-05 ... З, В 1 0,9 1,1 1,1 0,8 ЮВ, ЮЗ 1 0,85 1 1,1 0,8 Ю 1 0,85 1 1,1 0,75 В прямоугольных и трапециевидных фонарях С-Ю 1 ... 02 20 XII " 0,02 " 0,05 10 XIII " 0,05 ... дорога (городская): Автомобильная дорога ... официальное издание ...

  • Загрузка...