Строим дом сами

В результате деятельности суперэго возникает. «Суперэго» это сознание человека, определяющее, что для него приемлемо, а что нет

По теории Зигмунда Фрейда, личность человека состоит из трех составляющих: Ид, Эго и Супер-Эго. Взаимодействуя между собой, они формируют сложные модели поведения человека.

Супер-Эго - это моральные установки человека. Представления его о том, что он должен делать в обществе, а что нет. Совесть, стыд - это проявления Супер-Эго. Подробнее об этом элементе структуры личности читайте далее в статье.

Общая терминология

Итак, разберемся сначала, что это такое - Супер-Эго.

В структуре личности отец психоанализа Фрейд выделил три составные части: Ид («Оно»), Эго («Я»), Супер-Эго («Сверх-Я»).

Ид - это первородная, основная составная часть личности. Это первичные инстинкты и воспоминания, которые были вытеснены из сознания.

Ид - это компонент личности, который у нее имеется с рождения, он бессознательный, включает в себя инстинкты и примитивное поведение.

Этот компонент личности функционирует в соответствии с удовольствием. Если эти потребности не удовлетворить своевременно, у человека возникает состояние напряженности и тревоги.

Ид играет важную роль в младенческие годы, так как именно этот компонент личности гарантирует, что все потребности малыша будут удовлетворены.

Эго - это та составная часть личности, которая непосредственно взаимодействует с реальностью. Эго помогает человеку ориентироваться во внешнем мире и формирует его характер. Эта часть личности подчиняется требованиям и нормативам реальности.

  • Супер-Эго.

Супер-Эго - это совокупность всех установок, всех ценностей, которые усвоил ребенок. Фрейд указывал на три функции Супер-Эго: формирование моделей общественного поведения, самонаблюдение, этика. Эта часть личности направляет деятельность человека в сторону интересов общества. Супер-Эго старается усовершенствовать и скорректировать поведение человека в соответствии с законами, культурой, запретами, которые приняты в обществе.

Супер-Эго - это последний компонент, который формируется в личности. Это все усвоенные нами моральные ценности, нормы, идеалы - мы получаем их от родителей, именно они составляют наше представление о правильном и неправильном. Супер-Эго начинает проявляться с 5 лет.

В психологии Супер-Эго направлено на формирование цивилизованного и совершенного поведения.

Взаимодействие трех элементов

Иногда между этими тремя компонентами личности может возникнуть конфликт. В психоанализе существует специальный термин «сила Эго», согласно которому человек с сильным Эго способен успешно справляться со стрессом, возникшими проблемами и трудными ситуациями. Те, у кого оно развито чрезмерно, могут быть слишком неуступчивыми, у кого слабо развито - слабовольными.

По мнению Фрейда, у здоровой личности присутствует баланс между тремя компонентами личности.

Формирование

Структура Супер-Эго формируется благодаря социальному наименованию человека (Фамилия, Имя, Отчество), которое зафиксировано в паспорте или другом удостоверяющем личность документе. Например, лица без гражданства или имеющие проблемы с идентификацией не могут стать полноценными членами социума.

Личное наименование человека определяет гармоничность его Супер-Эго. Любая смена ФИО ведет неизбежно к изменению структуры компонента личности, следовательно, и меняет социальные условия человека. Правильный выбор имени является важным условием гармоничных взаимоотношений общества и личности.

Проявление

Итак, Супер-Эго - это социальная оболочка личности. Разум многих людей не активен, и они воспринимают окружающую действительность не своим, а коллективным разумом. То есть на личность человека навешивается ярлык - Супер-Эго. Этот ярлык является критерием того, как к человеку будет относиться общество.

То есть, если Супер-Эго дисгармоничное, реакция окружающих на человека будет негативная. Человек с гармоничным Супер-Эго будет всегда понят, нормально воспринят и поддержан окружающими.

Негативная реакция общества поглощает огромное количество личной силы и создает вокруг человека дискомфортную и неприятную среду.

Методика "Супер-Эго"

Не так давно компанией «Супер Эго» разработана методика «Мастер Кит», которая предназначена для того, чтобы люди самостоятельно могли трансформировать реальность через подсознание. Она включает 2 основных блока:

  • Работа с внутренними установками (знания и устойчивые представления о мире, то, во что человек неукоснительно и твердо верит), страхами, комплексами, обидами. То есть со всем тем, что отравляет жизнь, препятствует в развитии, мешает в самореализации.
  • Работа с чертами и качествами характера. У каждого человека есть слабые и сильные стороны, все мы наделены качествами, которые мы сами или общество окрашиваем в негативный или позитивный цвет. С помощью методики человек понимает, что все, даже негативные качества, ему даны не случайно, что в каждом есть своя внутренняя сила, которая позволит действовать. С помощью методики человек способен найти эту силу, принять качества, которые он всю жизнь пытался подавить и тратил на это колоссальное количество энергии.

Эта методика направлена на работу над установками и качествами характера ради личностного роста. Это совершенно новый подход к пониманию психологии саморазвития. Человек осваивает теорию и самостоятельно внедряет эти знания в реальную жизнь.

1.Поддержание в обществе традиционных семейных ценностей, уважение к устоям и заветам предков -это ведущие принципы… идеологии

1)консервативной

2)праворадикальной

3)леворадикальной

4)либеральной

2. … социальные отношения предусматривают строгое разделение иерархически упорядоченных ролей, четкие правила взаимоотношений

Отметьте правильный вариант ответа:

1)Бюрократические

2)Партнерские

3)Фратерналистские

4)Патерналистские

3. Уровень развития общества и уровень его конфликтности -это показатели,…

Отметьте правильный вариант ответа

1)которые никак не связаны между собой

2)находящиеся в обратной зависимости: чем общество беднее, тем больше в нем конфликтов

3)находящиеся в прямой зависимости: чем общество богаче, тем выше в нем уровень личных и групповых притязаний, а стало быть, и больше конфликтов

4. Демографическая политика –это политика в области…

Отметьте правильный вариант ответа:

1)этнических отношений

2)экономической географии

3)народонаселения

4)природопользования

5. … признак лежит в основе объединения людей и их групп в такую социальную общность, как горожане

Отметьте правильный вариант ответа:

1)Страноведческий

2)Профессиональный

3)Территориальный

4)Поселенческий

6. Неверно, что … относится к мировым религиям

Отметьте правильный вариант ответа:

1)христианство

3)конфуцианство

4)буддизм

7. Прямое отношение к культуре имеет …

Отметьте правильный вариант ответа:

1)поддержка государством социально уязвимых слоев населения

2)строительство трубопровода «Северный поток»

3)расширение гражданских прав и свобод

4)организация всероссийского конкурса «Минута славы» на ТВ

8. Социальная стратификация –это …

Отметьте правильный вариант ответа:

1)различные формы организации совместного проведения досуга

2)инфраструктура политических партий и массовых общественных движений

3)совокупность интеракций в процессах неформального общения между людьми

4)система признаков (критериев) социального расслоения, характерная для данного общества

9. Резкое возрастание роли знания и информации характерно для…

Отметьте правильный вариант ответа:

1)доисторических обществ

2)традиционного общества

3)индустриального общества

4)постиндустриального общества

10. Сравнивая понятия «конфликт» и «конкуренция», можно утверждать, что…

Отметьте правильный вариант ответа:

1)эти понятия являются понятиями-синонимами

2)первое может выступать как причина второго

3)второе может являться причиной первого

4)это понятия, исключающие друг друга

11. … относится к неформальным санкциям-наказаниям за действия, не одобряемые обществомОтметьте правильный вариант ответа:

1)Отлучение от церкви

2)Разоблачительная статья в газете

3)Лишение гражданских прав

4)Увольнение

12. Понятие «…» подчеркивает неповторимое сочетание в каждом конкретном человеке природных и социальных качеств, его «эксклюзивность»

Отметьте правильный вариант ответа:

1)неординарная личность

2)персона

3)индивидуальность

4)вундеркинд

13. В традиционном обществе …

Отметьте правильный вариант ответа:

1)отсутствуют уважение к обычаям, веками складывавшимся нормам, преобладают частные начала над коллективистскими, индивидуальные особенности человека ценятся невысоко, инициатива и предприимчивость не поощряются

2)высоко ценятся индивидуальные особенности человека, поощряются инициатива и предприимчивость

3)имеют место уважение к обычаям, веками складывавшимся нормам, преобладание коллективистских начал над частными 4)имеет место уважение к обычаям, веками складывавшимся нормам, преобладание коллективистских начал над частными, высоко ценятся индивидуальные особенности человека, поощряются инициатива и предприимчивость

14. Процесс приобретения индивидом социальных навыков, вхождения его в социальную среду, освоения им социального опыта -это … личности

Отметьте правильный вариант ответа:

1)социализация

2)воспитание

3)маргинализация

4)девиация

15. Сравнивая понятия «культура» и «цивилизация», можно утверждать, что …

Отметьте правильный вариант ответа:

1)второе понятие относится к первому как часть к целому

2)это понятия, которые никак не связанные между собой

3)первое понятие определяет сущность второго

4)это понятия, которые тождественны друг другу, т.е. являются синонимами

16. Нормы поведения людей, отражающие их представление о добре и зле и реализуемые внутренним убеждением либо силой общественного мнения, относятся к разделу …

Отметьте правильный вариант ответа:

1)религиозных норм

2)традиций и обычаев

4)правовых норм

17. Первоначально наука об обществе, получившая впоследствии название «социология», именовалась как …

Отметьте правильный вариант ответа:

1)социальная статика

2)социальная механика

3)социальная физика

4)социальная динамика

18. Ролевой конфликт личности -это …

Отметьте правильный вариант ответа:

1)внутригрупповой конфликт

2)конфликт между личностью и группой

3)межгрупповой конфликт

4)внутриличностный конфликт

19. Пример влияния природных факторов на развитие общества:…

Отметьте правильный вариант ответа:

1)обмеление морей в результате изменения климата

2)распад Османской империи

3)строительство пирамид в Древнем Египте

4)развитие мореходства у народов, живущих на островах

20. В результате деятельности «суперэго», т.е. сознания человека, определяющего, что для него приемлемо, а что нет, возникает …

Отметьте правильный вариант ответа:

1)чувство вины

2)удовлетворение импульсивного побуждения

3)сексуальное желание

4)раздражение

21. Универсальный источник конфликтов- …Отметьте правильный вариант ответа:

1)неравенство

3)дефицит

22. …-это форма брака, в рамках которого мужчина имеет одну жену, а женщина -одного мужа

Отметьте правильный вариант ответа:

1)Эндогамия

2)Полигамия

3)Моногамия

4)Экзогамия

23. Жизнеописание героя трилогии о Фрэнке Каупервуде американского писателя Теодора Драйзера, прошедшего путь от мальчика-продавца мыла до магната-мультимиллионера,-это пример … социальной мобильности

Отметьте правильный вариант ответа:

1)нисходящей вертикальной

2)восходящей горизонтальной

3)нисходящей горизонтальной

4)восходящей вертикальной

24. … -общественно-экономическая формация является историческим типом общества

Отметьте правильный вариант ответа:

1)Индустриальная

2)Средневековая

3)Античная

4)Капиталистическая

25. Браком по Российскому семейному праву считается добровольный союз мужчины и женщины, заключенный …

Отметьте правильный вариант ответа:

1)в органах ЗАГС

2)после сватовства и помолвки

3)после фактического начала совместной жизни

4)в религиозной организации

26. «…»-это аскриптивный статус

Отметьте правильный вариант ответа:

1)социолог

3)студент

4)директор

27. При … хозяйстве каждая семья сама производит все, что ей необходимо для жизни

Отметьте правильный вариант ответа:

1)потребительском

2)натуральном

3)товарном

4)кустарном

28. Маргиналами называются …

Отметьте правильный вариант ответа:

1)разорившиеся предприниматели

2)опустившиеся на социальное «дно» выходцы из разных классов

3)представители социальных групп, занимающих промежуточное положение между устойчивыми общностями

4)представители национальных меньшинств

В структурной теории Фрейдом в качестве следующей, третьей инстанции личности, было введено Суперэго. Выбранный им термин отражает тот факт, что здесь речь идет о чем-то отдельном от Эго, о «ступени Эго» (ПСС XIII, 1921, с. 145).

«Мы видим, как одна часть Эго противостоит другой, ее критичес­ки оценивает, и в то же время пользуется ею как объектом» (ПСС X, 1916, с. 433).

Прежде чем термин «Суперэго» появился в психоанализе и был определен, частичные аспекты этой структуры (в частности, запрещающий аспект, кото­рый содержится в цензуре сновидений и противодействует импульсивным же­ланиям) уже были отмечены в клинике и теоретически проанализированы.

Частные аспекты Суперэго вырисовываются также в допущении, сформу­лированном для объяснения меланхолии: потерянный объект восстанавливает­ся в Эго, таким образом замещение объекта заменяется идентификацией - ме­ханизмом, который позже был привлечен для описания развития Суперэго (ПСС Х, 1916, с. 435).

Психическая структура, которую Фрейд в структурной теории обозначает как Суперэго, была впервые представлена в 1914 году (ПСС X, 1914, с. 137) под названием «идеальное Эго» и «совесть». Идеальное Эго - идеальный об­раз собственной личности; ему служит и нарциссизм, «который в детстве ис­пользовало реальное Эго». Это идеальное образование Фрейд считает услови­ем вытеснения. Он пишет:

«Не следует удивляться тому, что мы должны были найти особую психическую структуру, задача которой - следить за сохранением нарциссического удовлетворения в идеальном Эго; с этой позиции актуальное Эго непрерывно наблюдает и ощущает отсутствие идеа­ла. Если такая структура существует, то мы ее не обнаружим; мы можем только признать ее как таковую и заявить, что выполняет эту функцию то, что мы называем нашей совестью» (ПСС X, 1914, с. 162).

О возникновении этих структур говорится так:

«Толчком к образованию Эго-идеала, в качестве его стража устанав­ливается совесть, которая определена критическим влиянием роди­телей, осуществляемым посредством голоса; с ним в течение долго­го времени связывались воспитатели, учителя и - как необозримое и не поддающееся определению скопление - все другие люди из ок­ружения» (ПСС X, 1914, с. 163).

В 1923 году в «Эго и Ид» Фрейд представляет свой новый взгляд на психи­ческий аппарат. Он видит в совести, в самонаблюдении или самооценке и в идеальном образовании функции структуры, обозначаемой теперь как Суперэ­го. С этого момента Эго-идеал и Суперэго используются как синонимы. Оба понятия обеспечивают как содержательный момент (требования и запреты), так и аспект совести и критического самонаблюдения. Собственными словами Фрейда нововведенная структура в отношении своего содержания и задач представлена следующим образом:


«Эго-идеал обладает... сильнейшей связью с филогенетическим приобретением, архаическим наследством, индивидуальным. Что в индивидуальной психической жизни относилось к наиболее глубо­кому, становится с помощью создания идеала самым возвышенным в человеческой душе в смысле наших оценок... Легко показать, что Эго-идеал удовлетворяет всем тем требованиям, которые предъяв­ляются более высокой сущности в человеке... Оценка собственной недостаточности при сравнении Эго с его идеалом выявляет смирен-

ное религиозное ощущение. В ходе дальнейшего развития учителя и авторитеты продолжают роль отца, требования и запреты которо­го остались в идеальном Эго мощными и теперь исполняют функ­цию моральной цензуры, выступая как совесть. Напряжение меж­ду требованиями совести и достижениями Эго ощущается как чув­ство вины. Социальные чувства покоятся на идентификациях с дру­гими на основании схожего идеального Эго» (ПСС XIII, 1923, с. 265).

На первых порах Фрейд понимал развитие Эго-идеала в связи с возникно­вением нарциссизма (приобретение заново потерянного полного инфантиль­ного Эго в образе Эго-идеала) как преэдипальное образование, впоследствии он представлял его развитие как результат чрезмерного давления конфликта, возникающего в эдиповой фазе.

Что именно происходит при участии эдипальных страданий; как формиру­ется Суперэго?

С точки зрения Фрейда (ПСС XIII, 1923, с. 256), речь идет об идентифи­кациях, которыми сменяются замещения объектов Ид. Замещения объектов, протекающие по этому образцу, вносят значительный вклад в образование Эго: они образуют его характер; другими словами, создание объекта в Эго означает изменение Эго. Такие идентификации или интроекции соответству­ют регрессии как механизму оральной фазы (поглощенность), которая делает возможным отказ от объекта. Фрейд предполагает, что идентификация явля­ется условием того, что Ид овладевает Эго; она означает также, что Эго та­ким образом через схожесть с объектом предлагает Ид любить себя. Проис­ходящая при этом десексуализция означает замещение объекта в нарцисси­ческом либидо.

Идентификации такого рода оказывают стойкий эффект, особенно в раннем возрасте. Они в определенной степени ведут к образованию Эго-идеала или Су­перэго. Фрейд исходит из того, что дети очень рано, еще до замещения объектов, идентифицируют себя с родителями. Эти первичные идентификации усилива­ются за счет следующих в первый сексуальный период выборов объекта.

Суперэго, по мнению Фрейда, следовало понимать как результат взаимо­действия двойственных биологических факторов: долго сохраняющейся детс­кой зависимости и эдипова комплекса с двувременным основанием развития сексуальной жизни в эдиповой фазе и в период генитального созревания в пу­бертате. Эго-идеал или Суперэго выступает как показатель отношения к роди­телям. Сначала, в детстве, ребенок восхищается ими или боится их, затем он «встраивает» их в образ себя. Эго-идеал, с точки зрения Фрейда, в этом отно­шении является наследством эдипова комплекса, он является «выражением мощнейших возбуждений и важнейших либидозных судеб Ид» (ПСС XIII, 1923, с. 264). Эго, тем самым, овладевает эдиповым комплексом и одновременно, через идентификацию, с выбранным Ид объектом подчиняется ему.

В то время как Эго, по существу, является представителем внешнего мира, реальности, в противоположность ему Суперэго выступает как представитель внутреннего мира. Конфликты между Эго и идеалом будут отражать противо­стояния между реальным и психическим, внешним и внутренним мирами.

В ходе дальнейшего развития воспринимаемые как авторитеты люди пере­нимают роли, отведенные в Эго родителям; их требования и запреты остаются значимыми для Эго. Теперь они в качестве совести выполняют функцию мо­ральной цензуры.

«В качестве наиболее общего результата сексуальной фазы, на кото­рой царит эдипов комплекс, можно принять низвержение в Эго, ко­торое состоит в установлении обеих так или иначе связанных между собой идентификаций. Это Эго-изменение сохраняет свое особое мес­то, оно выступает против другого содержания Эго - Эго-идеала или Суперэго. Но Суперэго - это не только просто остаток первого выбора объекта Ид, оно также представляет собой энергетическое реактив­ное формирование против последнего. Его отношение к Эго не исчер­пывается напоминанием «ты должен быть таким (как отец)»; Ид пред­полагает и запрет: «таким (как отец) ты быть не можешь, не можешь делать всего того, что он делает» (ПСС XIII, 1923, с. 262).

Из этого нового напряжения между эдиповыми требованиями (ты должен быть таким, как отец) и эдиповым запретом (ты не можешь быть таким, как отец) развивается переживание вины в связи с наказанием (кастрацией). В этом контексте Фрейд определяет напряжение между требованиями совести и ре­зультатами действий Эго как чувство вины.

Впоследствии многие авторы занимались проблематикой Эго-идеала и Суперэго. Особое внимание уделялось установлениям временных связей и ус­ловиям их возникновения (A. Freud, 1926; Jacobson, 1937,1964; M. Klein, 1933). Интерес привлекала и проблема предшественников Суперэго на преэдиповой фазе («Идентификации по типу Суперэго» A. Peich 1954; «Исходные формы Суперэго» Spitz, 1950, 1957а, 1957b, 1960; «модель сфинктера» Ferenczi, 1925, «Доавтономия схемы Суперэго» Hartmann und Loewenstein, 1962; Sandler, 1964/ 65); догенитальные предпосылки Эго-идеала (Jacobson, 1964), проблема пос­леэдипова развития Суперэго (Jacobson, 1964) и, наконец, отношения между Эго-идеалом и Суперэго (Chasseguet-Smirgel, 1987; Hartmann und Loewenstein, l962; Lampl-De Groot, 1947, 1963; Sandler, 1964/65).

В диагностике и терапии доэдиповых и структурных психопатологий всегда наблюдаются определенные предшествующие формы Суперэго, которые, меж­ду тем, следует относить к признакам этих заболеваний. Их стойкость показыва­ет, что обучение деперсонализированного автономного Суперэго невозможно.

К этим ранним предшественникам Суперэго, как показывает изучение струк­турных нарушений, возникших из ранних интроекций, относятся нетерпимые, деструктивно-ужасные носители наказаний. Предположительно относящиеся

к этому бессознательные страхи наказаний также играют роль и при клиничес­ких феноменах уже описанных Фрейдом (ПСС XIII, 1923, с. 278) негативных терапевтических реакций. Эти ранние интроекции не отделяются от самости; напротив, они встраиваются в самость и проявляют тут свое деструктивное действие. Это действие находит свое отражение в садистски-деструктивных фантазиях о наказании; в тенденциях к наказанию, которые изначально направ­ляются против самости, на соответствующие идентификации со злым интро­ектом, вовне, против объекта. Это обращение к объекту связано, как правило, с аффектами злобы (язвительность, гнев, злоба, вражда) и мотивационно - с воз­мездием, реваншем и местью. Характерным для длительных фантазий пресле­дования наказанием и реванша, даже если они направлены против самости или против объекта, является элемент враждебности.

Еще один предшественник образования Суперэго, который нередко встре­чается у психосоматических больных, характеризуется предавтономной ими­тацией норм. Здесь имеется в виду нормативная ориентировка только на хоро­шие, то есть идеализированные объекты (на внутренние объекты и на их про­екции и экстернализации), нормы которых перенимаются, то есть имитируют­ся, без какой-либо критики; при этом остаются дефицитарными функции оцен­ки других и самооценки. До тех пор пока переживаемое определяют только эти хорошие или идеализированные объекты, фиксированная на них нормативная

ориентировка не ставится под вопрос.

Наконец, Анна Фрейд (A. Freud, 1936) описала в механизме защиты, oбo­значенном ею как идентификация с агрессором, еще одну предпосылку эдипо­ва образования Суперэго. При этом внушающая страх собственная вина, и на­казание с помощью проекции переносятся на внешние объекты; одновременно следует идентификация с наказывающей инстанцией. Ференчи (Ferenczi, 1932) описал вариант этого механизма, при котором вина остается в самости и в то же время имеет место идентификация с наказывающей стороной; результатом является ненависть к себе и самообесценивание, а также связанное с мазохис­тским удовольствием от боли самонаказание (нанесение себе вреда). Этот ме­ханизм можно наблюдать не только в связи с психопатологией, но зачастую и в нормальном человеческом поведении; в этом случае нередко проявляются фе­номены, которые обозначаются как поиск «козла отпущения». Если образова­ние Суперэго останавливается на этой предступени, то дефицитарной остается функция самооценки, вследствие чего формируется преувеличенное самодо­вольство и предвзятость по отношению к себе (см. Sandler mit Freud, 1989).

В 1938 г Фрейд («Очерк психоанализа») еще раз определил функцию эди­пова Суперэго следующим образом:

«Мучения угрызениями совести в точности соответствуют страху ребенка потерять любовь к себе, которая заменяет ему моральную оценку. С другой стороны, если Эго успешно противостояло иску-

шению сделать что-то, что было бы предосудительным для Суперэ­го, оно чувствует себя утвержденным в этом чувстве собственного достоинства и укрепленным в своей гордости, как если бы оно сде­лало ценное приобретение. Подобным образом Суперэго продолжает играть для Эго роль внешнего мира, хотя на самом деле оно уже стало частью внутреннего мира. Суперэго отражает влияние дет­ства, ухода за ребенком, воспитания и зависимости от родителей, на все дальнейшие периоды жизни индивидуума. Таким образом проявляются не только личностные особенности родителей, но так­же и все, что определенным образом влияло на них самих: склонно­сти и требования социального окружения, в котором они живут, склонности и специфика рода, из которого они происходят» (ПСС XVII, 1938, с. 137).

Введение структуры Суперэго в связи с тройственной моделью или систе­мой имеет большую объяснительную ценность при обсуждении свойственной человеку конфликтности. Оно объясняет возникновение внутренних (душев­ных) конфликтных напряжений, в которых Эго конфронтирует с надежно инте­риоризированным внешним миром. При этом внешний мир переводится уже прежде всего через Эго и его либидозные замещения во внутренний мир.

В дальнейшем речь идет не только об онтогенетическом приобретении внут­реннего мира (Суперэго), но также и о филогенетических заданностях из пере­живаний предшествующих поколений. С развитием подобной структуры и воз­никновением способности к образованию конфликтов и компромиссов стано­вятся возможными те формы компромиссов, которые в клинике обозначаются как неврозы. Через противостояние Эго с эдиповым Суперэго и Ид возникают мощные пусковые стимулы для дифференцирования функций, особенно функ­ции посредничества при образовании компромиссов в этом треугольнике на­пряжения.

В связи с Суперэго проявляются также такие аффекты рефлексии как вина, стыд, гордость и депрессия. Возможность переживать чувство вины в описан­ной Фрейдом форме (напряжение между требованиями Суперэго и достиже­ниями Эго) лежит в основе одной из важнейших движущих сил человеческого поведения. Детское переживание чувства вины, которое возникает в эдиповых заблуждениях и смятении, является следствием возникших на этой фазе инте­риоризированных угроз. Преодолеть связанный с этим страх можно либо с помощью отказа, либо через вытеснение. Но вытеснение означает изгнание в собственный внутренний мир; оно динамично, нестабильно. В связи с аспек­том защиты оно означает следующее: таким я не могу быть! Затем пусковым механизмом защиты становится подавление, чему способствует страх вины.

«Яснее всего проявляется существование этой новообразованной организации в том, что из нее происходит новая ситуация страха в детских переживаниях. Страх потери объекта любви или потери

любви в предфаллической, и страх кастрации в фаллической фазах продолжаются новым страхом, но, конечно, не замещаются им: этот новый страх Суперэго дает ребенку возможность быть морально не­зависимым от окружающего мира. Человек приобретает внутрен­ний голос» (Hartmann, Kris und Loewenstein, 1946).

Возможно, в психоаналитической литературе уделяется слишком мало внима­ния тому, что выполнение норм Суперэго означает не только безнаказанность: оно также содержит и аспект одобрения и признания, которые дают толчок чувству согласованности, гордости и пребывания в согласии с самим собой. Наконец, речь идет о том, что через выполнение требований и запретов Суперэго восстанавлива­ется ощущение, что тебя любят (родители), и - наконец-то здоровое чувство, ко­торое в ранние периоды было следствием переживания единства с матерью. Каче­ство переживаний, являющееся результатом удачного стечения событий, обозна­чается Сандлером (Sandler, 1964/65) как эвпатия; она является в меньшей степени либидозной и нарциссической, но представляет собой состояние благополучия, результат удачной защиты от раздражителей, с одной стороны, и подтверждение собственной сущности, с другой. Речь здесь идет в первую очередь об аспекте структуры, обозначаемой как «ступень в Эго», о согласовании собственного пове­дения с теми комплексами представлений, которые (в том случае, если они удов­летворены) ведут к возникновению нарциссического чувства благополучия.

Недостаточное или идущее с нарушениями развитие автономной структу­ры Суперэго отличает те психопатологии, которыми с недавнего времени зани­маются преимущественно психотерапевты. Последствиями этих нарушений яв­ляются: пребывание в нарциссической грандиозности, экстернализация вины при одновременном принятии роли преследуемого наказанием, ориентация на нормы идеализированных объектов (при отказе от моральной автономии), вы­падение или гипертрофия чувства вины и стыда, слабость регулирования в от­ношении инстинктивных потребностей.

Якобсон пишет:

«В целом, Суперэго представляет собой мероприятие безопасности первого порядка, которое защищает самость от опасных внутрен­них раздражителей инстинктов, от опасных внешних раздражите­лей и от нарциссических повреждений» (Jacobson, 1964, с. 144).

Рис. 8.2. Взаимодействие между частями психической структуры личности

Эти три компонента активно воздействуют на формирование личности ребёнка Рис 5.2. Дети должны следовать принципу реальности, ожидая, пока представится подходящее время и место, чтобы уступить напору Ид. Они должны также подчиняться моральным требованиям, предъявляемым родителями и собственным формирующимся Суперэго. Эго несёт ответственность за поступки, поощряемые или наказываемые Суперэго, в связи с этим человек испытывает чувство гордости или вины.

Американский социолог Джордж Хоуманс разработал теорию «обмена ценностями» или просто теорию обмена. С помощью этой теории можно объяснить, как формируются определённые социальные установки, и как индивидуальный опыт человека влияет на этот процесс.

В процессе социализации на человека действует не только окружение, личность формируется также и в результате собственного индивидуального опыта.Согласно теории Дж.Хоуманса поведение человека в настоящий момент обусловлено тем, вознаграждались или наказывались его поступки в прошлом. Каждый из нас стремится уравновесить вознаграждения и затраты, чтобы сделать общение с другими наиболее приятным.

Дж.Хоуманс выделил четыре основные принципа, которыми человек руководствуется в своём поведении, и в результате действия которых формируются определённые установки.

Социальная установка – это закреплённая в сознании определённая реакция на тот или иной раздражитель, или, иными словами, социальная установка предполагает воспроизведение определённого типа поведения в схожих жизненных ситуациях, основываясь при этом на прошлом опыте человека.

Итак, основные принципы теории обмена.

Принцип первый. Чем больше вознаграждается определённый тип поведения, тем чаще он будет повторяться.

Если мы отправляемся на рыбалку и получаем богатый улов, вероятно, мы снова захотим ловить рыбу. Если каждый раз рыбная ловля заканчивается неудачей, вероятно, у нас пропадёт интерес к этому занятию.

Принцип второй. Если вознаграждение за определённые типы поведения зависит от каких-то условий, человек стремится воссоздать эти условия.

Если рыбная ловля более успешна в тенистых заводях, чем в залитых солнцем местах, вероятно мы будем стремиться ловить рыбу в тенистых уголках.

Принцип третий. Если вознаграждение велико, человек готов затратить больше усилий ради его получения.

Если рыбак знает место, где его наверняка ждёт богатый улов, он будет готов пробраться сквозь заросли ежевики и даже вскарабкаться на скалы, чтобы достичь этого места.

Принцип четвёртый. Когда потребности человека близки к насыщению, он в меньшей степени готов прилагать усилия для их удовлетворения.


Если у рыбака три дня богатый улов, вероятно, на третий день он меньше увлечён своим занятием, чем в первый.

Влияние культуры на процесс социализации показал Гарольд Гарфункель в своей теории этнометодологии. Г.Гарфункель считал, что во всех сообществах, социальных группах существуют определённые правила поведения, принимаемые на веру. Эти правила регулируют поведение и взаимодействие людей, определяют, когда уместно что-то сказать или промолчать, пошутить или уклониться от насмешки, деликатно прекратить разговор и т.д. Человек, не знакомый с этими правилами, попадая в ту или иную среду, социальный круг, не может нормально общаться, взаимодействовать с другими людьми и становится «чужаком».

Мы все считаем многое само собой разумеющимся, особенно когда общаемся с людьми, которых очень хорошо знаем.

Например, общение между мужьями и жёнами может быть похожим на своего рода стенографию: им не требуется произносить все слова, чтобы понять друг друга.

Мы особенно глубоко ощущаем важность общепринятых значений, которые служат основой нашего взаимодействия, когда эти значения меняются.

Г.Гарфункель дал своим студентам задание. Он попросил вести себя дома так, словно они квартиранты, эта роль предполагает проявления сдержанности и официальности, свойственных незнакомым людям.

У себя дома они должны были просить разрешения пользоваться ванной, брать воду для питья, говорить по телефону и т.д. Некоторые студенты заявили, что такое задание может привести к конфликту в семье, и отказались его выполнять. Но те, кто согласился вести себя как квартиранты, были потрясены результатами эксперимента.

Члены семьи пришли в полное недоумение. Они тщетно старались понять причины столь странных поступков и наладить нормальную привычную обстановку в доме. Студенты сообщали, что изменение их поведения вызвало удивление, потрясение, тревогу, беспокойство и гнев, многие члены семьи сочли студентов невнимательными, мелочными, непорядочными, невежливыми.

Члены семьи требовали объяснения: «Что случилось? Что с тобой произошло? Может быть, тебя исключили из колледжа? Ты болен? Почему ты так высокомерен?» Этот эксперимент показал, что когда мы нарушаем правила, принятые в той или иной группе, то нарушается процесс взаимодействия, людям трудно или практически невозможно общаться.

В процессе социализации ребёнок учится воспринимать определённые образцы поведения, которые ждут от него окружающие. Эти образцы поведения могут отличаться, варьироваться в зависимости от того, в какой группе происходит процесс взаимодействия.

Социализация является непрерывным процессом, она не заканчивается после того, как человек взрослеет. Наиболее интенсивно социализация осуществляется в детстве и юности, но развитие личности продолжается и в среднем, и в пожилом возрасте.

Доктор Орвиль Г.Брим-младший одним из первых высказал мысль о том, что социализация происходит в течение всей жизни. Он утверждал, что существуют следующие различия между социализацией детей и взрослых.

1. Социализация взрослых выражается, главным образом, в изменении их внешнего поведения, в то время как детская социализация корректирует базовые ценности ориентации.

2. Взрослые могут оценивать нормы, дети способны только усваиватьих. С возрастом мы понимаем, что даже Джордж Вашингтон иногда был вынужден говорить неправду, а вот дети верят, что существует некий сказочный мальчик, который «всегда говорит правду».

3. Социализация взрослых часто предполагает понимание того, что между чёрным и белым существует множество «оттенков серого цвета». Социализация в детстве строится на полном повиновении взрослым и выполнении определённых правил. А взрослые вынуждены приспосабливаться к требованиям различных ролей на работе, дома, на общественных мероприятиях. Они вынуждены устанавливать приоритеты в сложных условиях, требующих использования таких категорий, как «более хорошо» или «наименее плохо». Взрослые не всегда соглашаются с родителями, детям же не дано обсуждать действия отца или матери.

4. Социализация взрослых направлена на то, чтобы помочь человеку овладеть определёнными навыками, социализация детей формирует главным образом мотивацию их поведения.

Некоторые социологи считают, что изменение процесса социализации во взрослом возрасте объясняется тем, что переживания и кризисы в жизни взрослых и детей различны. Такой подход назван адаптивистским: жизнь взрослых рассматривается как ряд ожидаемых и неожиданных кризисов, которые необходимо осмыслить и преодолеть.

С точки зрения адаптивистского подхода, разрешение одного кризиса не всегда помогает выдержать следующий. В отличие от такого понимания, развивающий подход подразумевает, что процесс социализации взрослых не исчерпывается преодолением одного кризиса и переходом к другому. Сторонники развивающего подхода полагают, что кризисы создают основу для дальнейшего роста. Социальный психолог Эрик Эриксон одним из первых предложил теорию развития личности в течение всей её жизни.

Согласно теории Э.Эриксона жизненный цикл развития состоит из восьми стадий; первые пять приходятся на детство, а последние три соответствуют определённым периодам в жизни взрослых. На каждой стадии в жизни индивида возникает специфический кризис, или сомнение, а переход от одной стадии к другой происходит в результате преодоления этого кризиса.

Что же это за стадии?

1. Доверие – недоверие (грудной возраст).Когда младенца кормят грудью, ласкают, баюкают, когда меняют ему пелёнки, он узнаёт, в какой мере будут удовлетворены его основные потребности. Если дети чувствуют себя в достаточной безопасности и больше не плачут, когда уходят те, кто о них заботится, можно считать, что они преодолели первый кризис в своей жизни. Однако в некоторой степени недоверие к окружающим может сохраняться, ведь часто кризис разрешается не полностью.

2. Автономия – стыд и сомнение (1–2 года). Ребёнок учится говорить и бегать не падая. Расширяются его знания об окружающем мире. Именно в этот период проявляются стремления детей к самостоятельности и неповиновению авторитету. Однако именно на данном этапе родители обычно стараются приучить их садиться на горшок. Когда ребёнку предъявляют слишком много требований в такой интимной сфере, он испытывает глубокое чувство стыда и собственной неполноценности; тем самым подрывается его стремление к самостоятельности и умение ориентироваться в окружающем мире.

3. Инициатива – чувство вины (3–5 лет). В этот период у детей наблюдается подвижность, любознательность, работа фантазии. Ярко проявляются дух соперничества и осознание различий между мальчиками и девочками. В результате ребёнок конфликтует с окружающими по поводу того, как далеко может заходить его инициатива в демонстрации своих новых способностей.

4. Трудолюбие – неполноценность (младший школьный возраст). Дети учатся выполнять индивидуальные задания, например, читать и работать сообща, в группе – участию в действиях, выполняемых всем классом. Они устанавливают отношения с учителями и другими взрослыми людьми. Дети начинают проявлять интерес к реальным жизненным ролям: пожарного, медицинской сестры, летчика. Однако на данном этапе главное значение имеет развитие их уверенности в себе и компетентности, ведь именно в этот период дети начинают усваивать (и воспроизводить в своём воображении) подлинные роли взрослых. Если ребёнку не удаётся преодолеть этот кризис, он чувствует себя неполноценным.

5. Становление индивидуальности (идентификация) – ролевая диффузия (юность). В этот период происходят два основных события. По своему физическому развитию молодые люди становятся взрослыми и испытывают активное сексуальное влечение, и в то же время им приходится выбирать своё место в жизни. Юноша или девушка должны решить вопрос об учёбе в колледже, найти подходящую работу, выбрать спутника в жизни. Неудачи в этих делах могут в дальнейшем отрицательно повлиять на выбор подходящей работы, партнёров, друзей.

6. Интимность – одиночество (начало взрослого периода). На этой стадии основное значение приобретают ухаживание, брак и другие виды интимных отношений. Человек стремится к искренним, доверительным отношениям с постоянным партнёром, однако это не всегда удаётся, и люди расстаются или разводятся. Если конфликт между интимностью и одиночеством не находит разрешения, может случиться, что в дальнейшем человек будет вступать во временные связи, всегда кончающиеся разрывом.

7. Творческая активность – застой (средний возраст). На данном этапе люди главным образом осваивают определённую деятельность и родительские функции. Этот период даёт ответ на следующие вопросы: насколько честолюбив тот или иной человек? выкладывается ли он на работе и с какого момента начинает проявлять интерес к своей карьере? может ли он дать обществу новых членов, родив и воспитав детей? каким образом он преодолевает неудачи, возникающие на работе и в семье?

8. Умиротворение – отчаяние (старость). На этой стадии люди подводят итоги своей жизни, некоторые из них спокойно встречают старость, другие испытывают чувство горечи; наверное, в этот период человек по-новому осмысливает свою жизнь. Если люди довольны ею, то создаётся чувство, что все этапы жизни представляют собой некое целостное единство. Если нет, наступает отчаяние.

Психолог Роджер Гоулд предложил теорию изменении личности . Он считает, что социализация взрослых не является продолжением социализации детей, она представляет собой процесс преодоления психологических тенденций, сложившихся в детстве. Р.Гоулд разделяет точку зрения З.Фрейда о том, что травмы, перенесённые в детстве, оказывают решающее влияние на формирование личности. Однако в отличие от З.Фрейда, он убеждён в том, что возможно их частичное преодоление.

Взрослые люди, путём размышлений и наблюдений, могут осознать, что некоторые понятия, внушённые им в детстве, не соответствуют действительности, что родители далеки от совершенства и не всемогущи, что окружающему миру нет дела до их желаний и страхов (хотя в детстве они думали наоборот), наконец, что необязательно подчиняться авторитетам.

Р.Гоулд утверждает, что успешная социализация взрослых связана с постепенным преодолением детской уверенности во всемогуществе авторитетных лиц и в том, что другие обязаны заботиться о твоих нуждах. В результате формируются более реалистичные убеждения с разумной мерой недоверия к авторитетам и пониманием, что люди сочетают в себе как достоинства, так и недостатки. Избавившись от детских мифов, люди становятся терпимее, щедрее и добрее. В конечном итоге, личность обретает значительно большую свободу.

Загрузка...