Строим дом сами

Теряем могилы – теряем память. Достоевский и мистическая история Захоронения выдающихся людей

24 августа 2016 года Президент Российской Федерации В.В. Путин подписал Указ о праздновании 200-летия со дня рождения писателя Ф.М. Достоевского.
Правительству поручено образовать организационный комитет по подготовке и проведению празднования. Будет разработан план основных подготовительных мероприятий. В его разработке и проведении торжественных акций примут участие региональные органы исполнительной власти Российской Федерации.

Однако, как и 5 лет назад, положение с восстановлением утраченных захоронений близких родственников Фёдора Михайловича Достоевского не изменилось в лучшую сторону. Если и ведутся сегодня такие исследования и работы, то в основном отдельными гражданами. Они не получают очень часто от государственных организаций ощутимой помощи. Настало время изменить такое положение дел!

История безжалостно обошлась с могилами предков и потомков нашего великого писателя и мыслителя Ф.М. Достоевского. Могилы его родителей, обоих сыновей, первой жены, двух братьев, всех четырёх сестёр, внука, дяди, тётушек, деда и бабушек со стороны отца и матери и других родственников утрачены в советское время. А в зарубежной Европе захоронения его обеих дочерей и жены сына сохранились!

Лично я испытываю от этих позорных исторических фактов справедливое и естественное возмущение. А многие зарубежные и даже отечественные почитатели таланта нашего гениального писателя пока не знают об этих фактах. Но ближе к юбилею узнают!

Проведение всевозможных международных встреч, посвящённых жизни и творчеству Ф.М. Достоевского, - дело хорошее и нужное. На этих встречах можно услышать и такое: мол, высокий лоб у Достоевского - это от его предков по материнской линии, от Нечаевых и Котельницких. Однако останки М.Ф. Достоевской, матери писателя, после 80-летнего пребывания в фондовом подвале НИИ и Музея антропологии МГУ до сих пор не похоронены. А останки Котельницких, деда и дяди Марии Фёдоровны, с 1934 года всё еще находятся в том же подвале. Её дед был «известным интеллектуалом XVIII века», а дядя не менее известным профессором медицины. По его пособиям для армейских лекарей спасали от смерти русских воинов. Знаменитый врач Николай Пирогов и другие были его учениками.

Недавно определили место утраченной могилы матери писателя: оно в 40 шагах от действующего храма на бывшей территории снесенного Московского Лазаревского кладбища. Церковная территории отгорожена от детского парка, возникшего на бывшей территории кладбища. При церкви существует православное сестричество, вокруг - благопристойная обстановка и тишина.
При эксгумации останков М.Ф. Достоевской часть их осталась в могиле, как и сам гроб. А большую часть останков доставили через 78 лет на хранение в один из подмосковных храмов. Организаторы этого деяния собираются похоронить останки на разоренном церковном погосте, где была усадьба Достоевских - Даровое. Ныне это в отдаленном Зарайском районе.

Организаторы заявили, что эти останки будут похоронены рядом с восстановленной могилой отца писателя. Но останки М.Ф. Достоевского безвозвратно утрачены. Это мнение специалистов. Пришлось поставить лишь кенотаф - условный могильный знак. Однако останки матери писателя отказываются вернуть в Москву. Многострадальный прах Марии Фёдоровны!

Её череп таинственно исчезнет перед войной, после пребывания в мастерской М.М. Герасимова - известного антрополога и скульп-тора. Он сделал по её черепу скульптурную реконструкцию. А зачем было это делать, если сохранился великолепный портрет М.Ф. Достоевской? Это же не череп Ярослава Мудрого, Ивана Грозного, Улугбека или Тимура. А какими словами мог назвать эти деяния наш великий мыслитель Фёдор Михайлович Достоевский?
Что предлагает наша инициативная группа, которую многие поддерживают?

На церковной территории московского храма Сошествия Святого Духа, на бывшем Лазаревском кладбище необходимо создать Мемориал памяти всем погребенным здесь близким родственникам писателя. По известным сведениям, здесь было похоронено около 16 родственников Ф.М. Достоевского по материнской линии. Сохранившиеся останки его матери должны найти, наконец, упокоение на месте её прежнего погребения, недалеко от этого храма. Памятник М.Ф. Достоевской, который стоял на её могиле, сохранился.

Рядом следует похоронить и останки Котельницких, которые в трех коробках ещё находятся в музейном подвале. Потом поставить кенотаф с перечислением имен всех родственников писателя, могилы которых утрачены на этой территории.

На месте погребения Ф.Ф. Достоевского - сына писателя (Московское Ваганьковское кладбище), которое было установлено, необходимо поставить памятный знак. Фёдор Фёдорович, рискуя жизнью, спасает в 1918 году архив своего гениального отца.

На территории Московского Свято-Данилова монастыря, в четырех метрах от одного из храмов установлено место утраченных могил А.А. Куманина и его супруги А.Ф. Куманиной - родной тети писателя. Куманин и два его брата финансировали возведение в этой обители Троицкого собора. Они же выделили средства для перестройки известного храма Всех Скорбящих радость на Большой Ордынке. Также они строили больницы и учебные заведения. Могилы этих щедрых благотворителей должны быть восстановлены. В прошлой России это было законодательной обязанностью и государства, и церкви! А в наши дни об этом часто не вспоминают даже в церковных кругах.

На Павловском городском кладбище, что недалеко от Санкт-Петербурга, следует поставить памятный знак на установленном месте захоронения М.М. Достоевского. Он был старшим братом писателя. Он и сам был писателем, а также драматургом и издателем.

Эти удачные поиски совершали частные лица - настоящие подвижники. Их отличают отзывчивость и искренняя духовность. Но, к сожалению, им приходится часто видеть и испытывать открытое сопротивление со стороны тех, кто должен на государственном уровне оберегать нашу историческую память. Чиновники могут цитировать мысли Достоевского о морали и нравственности и одновременно быть равнодушными к сохранению памяти его близких родственников. Полагаю, что мероприятия по подготовке празднования 200-летнего юбилея Ф.М. Достоевского, пока еще не поздно, затронут и проблему утраченных могил близких родственников нашего великого писателя и мыслителя!

С.П. ТЮЛЯКОВ,
журналист, историк

Судьба фамильных захоронений Достоевских в России драматична. Про многие из них можно сказать – «утрачены». Социальные и политические катаклизмы XX столетия привели к тому, что Ф. М. Достоевский был объявлен писателем «архискверным», переиздание его произведений остановлено. Печальная участь постигла и «отеческие гробы» Достоевских. Похороненная на Лазаревском кладбище при Свято-Духовском храме в Москве Мария Фёдоровна , мать писателя, и после смерти не обрела вечного покоя: в 1930-е гг. кладбище было закрыто и фактически уничтожено, а останки Марии Фёдоровны эксгумированы и определены на хранение в Музей антропологии при МГУ как фондовая единица. В это же время был закрыт моногаровский Сошествия Святого Духа, где на старинном погосте был похоронен Михаил Андреевич , отец писателя. Кладбище было стёрто с лица земли, а могила М. А. Достоевского утрачена. Точно так же приходили в запустение и забвение могилы Веры Михайловны , сестры писателя, похороненной на древнем в виду сельца Дарового, Марии Александровны и Юлии Александровны Ивановых, племянниц Ф. М. Достоевского, упокоившихся на села Моногарова.

Первым шагом к восстановлению родовых захоронений семьи Достоевских стала установка рядом с Моногаровским храмом плиты и креста в память М. А. Достоевского. Это событие произошло в 2005 г. и было приурочено к выездному Российского общества Ф. М. Достоевского. Открывал памятный знак правнук писателя Д. А. Достоевский.

Следующим этапом в реализации проекта «Память» стало восстановление в 2011 г. на Моногаровском кладбище заброшенной могилы Марии Александровны Ивановой, племянницы Ф. М. Достоевского, последней владелицы Дарового и хранительницы первого в России музея писателя.

Реализация проекта оказалась возможной при благотворительной поддержке коломенского МУП «Контур» и его директора К. Ю. Львова, а также при активном участии Администрации сельского поселения «Струпненское»: главы Администрации Е. В. Анохиной и её заместителя А. Н. Кононова. В дальнейших планах партнёрства – устройство родительского некрополя на церковном погосте Свято-Духовского храма в Моногарове, восстановление могилы Веры Михайловны Ивановой, сестры писателя.

Одной из проблем в реализации проекта «Память» является вопрос об идентификации могил. Основанием стали документальные источники: воспоминания , младшего брата писателя, жены , а также свидетельства местных жителей. Самым сложным оказался поиск полностью утраченного погоста рядом с храмом Сошествия Святого Духа в Моногарове, где похоронен М. А. Достоевский, отец писателя. Работа велась на протяжении нескольких лет. Территорию храма необходимо было расчистить от многолетнего мусора, зарослей кустарника и бурьяна, после чего можно было приступать к и использованию георадара. В настоящее время границы погоста локализованы. Для установления точного места упокоения Михаила Андреевича требуется эксгумация с последующей антропологической, а при необходимости и генетической экспертизой. Это не только позволит ответить на самый спорный вопрос достоевсковедения – о причинах таинственной смерти отца Ф. М. Достоевского, но и даст возможность похоронить рядом его матери – Марии Фёдоровны.

Сомнения и скептические отклики вызвало восстановление могилы Марии Александровны Ивановой: если с отцом писателя всё более или менее ясно (есть документальные источники), то что дало повод считать более чем скромный камень в заброшенной части Моногаровского кладбища надгробием племянницы Ф. М. Достоевского? Во-первых, опорой снова явились документы, согласно которым на старинном Нечаевском погосте рядом с Даровым хоронить перестали уже в начале XX века, равно как и на кладбище при Свято-Духовской церкви. Во-вторых, решающим аргументом в данном вопросе стало свидетельство жительницы Дарового Н. Т. Ростовцевой, чья бабушка служила экономкой у М. А. Ивановой и не раз потом вместе с внучкой посещала могилу племянницы Достоевского. Именно Н. Т. Ростовцева указала и место захоронения его сестры, Веры Михайловны Ивановой на Нечаевском погосте.

НП «Заповедное Даровое» надеется, что к проекту «Память» присоединятся новые и .

При жизни этот человек – величайший русский писатель. Его уважали за романы, повести и в ХХ столетии, и сегодня читают и почитают во многих уголках цивилизованной Европы и других континентов. Эпические произведения переведены на десятки языков мира, по ним поставлены десятки кинофильмов не только в СССР, но и в России.

Биография писателя и гражданина

Его великая пятитомная антология («пятикнижие») вошло в ТОП 100 произведений всех веков и народов. Хотя в наши дни их называют не так, как задумал автор, а по новым понятиям: роман-триллер; криминальный роман; роман-пророчество и так далее. Все произведения отвечают на вопросы, которые задает жизнь и через два столетия после смерти Федора Михайловича.

Его называют современной «бабой Вангой», потому что, как и болгарская провидица, предсказывал своими повествованиями то, что может произойти или к каким последствиям приведут абсурдные действия. Указывал на грядущие социальные катастрофы от этого.

Демократические и социалистические идеи Ф. М. Достоевский перенял от своего коллеги писателя и литературного критика В. Г. Белинского и от теоретика европейского социал-утопизма Фурье. Если бы он был простым созерцателем жизни и не переносил ее литературно-иносказательно на страницы книг, то и жизнь себе не укоротил бы. В редактируемых журналах не прятался за псевдонимы, высказывал не только философские воззрения, но и социальные, считавшиеся при царизме опасными. Даже Ф. Ницше считал Федора Михайловича единственным превосходным психологом, у которого нужно поучиться.

Тем самым Достоевский напрямую пытался устранять возникавшие в обществе проблемы, примкнув к так называемым петрашевцам. Не раз читал на их собраниях запрещенное властями письмо Белинского к Гоголю. За это противоправное деяние Достоевского в 1849 году приговорили к смертной казни . Происходило это не в зале суда, а показательно – на плацу. Всем петрашевцам зачитали тот же приговор. Перед самым расстрелом сменили гнев на милость: заменили смерть четырехлетней ссылкой туда, откуда можно не вернуться, с дальнейшей службой в армии рядовым солдатом. Напомним, что он окончил в 1843-м Петербургское военно-инженерное училище.

На каторге в Омске Федору Михайловичу мешало его происхождение дворянина, каторжане не принимали его за своего, а это немаловажно в замкнутом специфическом пространстве. В Омске обострилась прежняя болезнь — эпилепсия. Возможно, там он заболел и чахоткой, и эмфиземой, ведь эти болезни, в конце концов, и свели его в могилу тогда, когда жизнь складывалась неплохо. В 60 лет.

Каторжные фрагменты писатель воспроизвел в «Записках из Мертвого дома» и в каторжном дневничке, который тайно вел в лазарете.

Похороны литератора

Вопрос: где похоронен Достоевский и на каком кладбище? – не праздный. О нем чуть ниже.

После бурной семейной ссоры по поводу имения у писателя горлом пошла кровь из-за разрыва аорты легкого. Похороны Федора Михайловича были организованы быстро. Траурная процессия к месту последнего приюта великого писателя 1 февраля 1881 года шла долго: гроб не устанавливали на траурную повозку. Панихида на Тихвинском погосте в Санкт-Петербурге была продолжительной.

Чтобы почитатели творчества не запутались в аллеях кладбища, напомним о месте, где похоронен Достоевский в Санкт-Петербурге. С северной части ограды есть памятники Мусоргскому, Бородину и Чайковскому.

История Тихвинского кладбища была непростой в начале XX века. Революция 1917 года коснулась и его. Вскоре было закрыто. Часть памятников разрушили. Сейчас вместо него действует Некрополь деятелей искусств.

Tags: ,

Похороны

Когда после лихорадочной ночи я проснулась и с покрасневшими от слез глазами вошла в комнату отца, я нашла его лежащим на столе со сложенными на груди руками, в которые только что вложили икону. Как многие нервные дети, я боялась покойников и отказывалась подходить к ним, но перед отцом я не испытывала страха. Казалось, что он спит на своей подушке, тихо улыбаясь, словно видит что-то очень хорошее. Около мертвого сидел уже художник и рисовал Достоевского в его вечном сне. Утром в газетах появилось извещение о смерти моего отца, и все друзья собрались, чтобы присутствовать на первой панихиде. Делегации студентов различных высших учебных заведений Петербурга последовали за ними. Они пришли вместе со священником, прикрепленным к этим заведениям, и сопровождали его молитвы своим пением. Слезы катились у них по щекам; они всхлипывали, взглядывая на безжизненное лицо любимого писателя. Мать бродила, как тень, с затуманенными от слез глазами. Она так плохо сознавала, что произошло, что когда явился придворный сообщить ей от имени Александра II о назначении ей государственной пенсии и принятии решения о воспитании ее детей за государственный счет, она радостно вскочила, чтобы передать это приятное известие своему супругу. «В этот момент я поняла в первый раз, что мой муж умер и что отныне я должна жить одинокой и что теперь у меня нет больше друга, с которым я могла бы делиться радостью и горем», - рассказывала она мне позже.

Иван Иванович Попов:

На другой день вечером я пошел на панихиду. Небольшая, вероятно из четырех комнат, квартира в третьем или четвертом этаже, с маленькой прихожей, скромно меблированная, с кабинетом, обитым клеенкой, была полна народу. Посредине кабинета лежал Федор Михайлович, покрытый покровом. Рядом стоял открытый дубовый гроб. Монашка читала псалтырь. У стола, у стен и на покрове лежали венки и цветы. Григорович распоряжался.

Екатерина Павловна Леткова-Султанова:

В последний раз я видела Достоевского в гробу. И это был опять другой Достоевский. Ничего от живого человека: желтая кожа на костяном лице, едва намеченные губы и полный покой. Страстность его недавней полемики по поводу речи на Пушкинском празднике, пафос его верований и упований - и совершенно необычайный дар жечь сердца людей - были плотно закрыты костяной маской…

Анатолий Федорович Кони:

Я поехал поклониться его праху. На полутемной, не приветливой лестнице дома на углу Ямской и Кузнечного переулка, где в третьем этаже проживал покойный, было уже довольно много направлявшихся к двери, обитой обтрепанной клеенкой. За нею темная передняя и комната стою же скудной и неприхотливой обстановкой, которую я уже видел однажды. Федор Михайлович лежал на невысоком катафалке, так что лицо его было всем видно. Какое лицо! Его нельзя забыть… На нем не было ни того как бы удивленного, ни того окаменело-спокойного выражения, которое бывает у мертвых, окончивших жизнь не от своей или чужой руки. Оно говорило - это лицо, оно казалось одухотворенным и прекрасным. Хотелось сказать окружающим: «Nolite flere, non est mortuus, sed dormit». Тление еще не успело коснуться его, и не печать смерти виднелась на нем, а заря иной, лучшей жизни как будто бросала на него свой отблеск… Я долго не мог оторваться от созерцания этого лица, которое всем своим выражением, казалось, говорило: «Ну да! Это так - я всегда говорил, что это должно быть так, а теперь я знаю…»

Вблизи гроба стояла девочка, дочь покойного, и раздавала цветы и листья со все прибывавших венков, и это чрезвычайно трогало приходивших проститься с прахом человека, умевшего так тонко и с такой «проникновенной» любовью изображать детскую душу.

На другой день после кончины мужа в числе множества лиц, нас посетивших, был знаменитый художник И. Н. Крамской. Он по собственному желанию захотел нарисовать портрет с усопшего в натуральную величину и исполнил свою работу с громадным талантом. На этом портрете Федор Михайлович кажется не умершим, а лишь заснувшим, почти с улыбающимся и просветленным лицом, как бы уже узнавшим неведомую никому тайну загробной жизни.

Кроме И. Н. Крамского, было несколько художников, фотографов и рисовавших и снимавших с усопшего портреты для иллюстрированных изданий. Посетил нас знаменитый ныне скульптор Леопольд Бернштам, тогда еще никому не известный, и снял с лица моего мужа маску, благодаря которой имел потом возможность сделать поразительно похожий его бюст.

Николай Николаевич Страхов:

Похороны Достоевского представляли явление, которое всех поразило. Такого огромного стечения народа, таких многочисленных и усердных заявлений уважения и сожаления не могли ожидать самые горячие поклонники покойного писателя. Можно смело сказать, что до того времени никогда еще не бывало на Руси таких похорон.

Всего яснее покажут дело цифры: в погребальной процессии, при выносе тела из квартиры (Кузнечный переулок, № 5) в церковь Св. Духа, в Невской Лавре, было несено 67 венков и пели 15 хоров певчих. 67 венков - это значит 67 различных депутаций, 67 различных обществ и учреждений, пожелавших оказать почести умершему. 15 хоров певчих - значит 15 различных кружков и ведомств, имевших возможность для этого снарядить певчих. Каким образом составилась такая громадная манифестация - это составляет немалую загадку. Очевидно, она составилась вдруг, без всякой предварительной агитации, без всяких подготовлений, уговоров и распоряжений, потому что никто не ожидал смерти Достоевского, и время между неожиданным известием о ней и похоронами (три дня) было слишком коротко для каких-нибудь обширных приготовлений. Следовательно, почти каждая из 67 депутаций имеет свою особую историю, независимую от других. Свойство и смысл тех побуждений, по которым шли эти депутации, - вот что важно в высшей степени и о чем трудно говорить с определенностию, для чего требовалось бы больше сведений, чем мы имеем.

Известно, однако, что в разных местах города, в учебных заведениях, в церквах - служились по Достоевскому панихиды по собственному желанию преподавателей и духовных лиц. Известно, что лица иных официальных ведомств едва успевали по краткости времени получить надлежащее разрешение для участия в церемонии, и были случаи, что даже обходились без разрешения. Накануне выноса Анне Григорьевне было известно о 8-ми депутациях, желавших нести венки, и она с радостию думала о таком великом почете, оказываемом покойному мужу. Между тем к минуте похорон оказалось налицо 72 депутации. Главная масса провожавших состояла из разнообразнейших классов публики, и очень было заметно множество молодых людей, мужчин и женщин. Характер самой процессии был удивительно ясен. Она была несколько беспорядочна вследствие поспешности, с которою собралась, но без всякой тени волнения, без признаков того возбуждения, которое обнаруживается, когда толпа делает демонстрацию. Это была настоящая похоронная процессия. И такой же спокойный, чистый, грустный характер имели все обряды погребения и те речи, которые были сказаны в церкви и на могиле.

…Вокруг праха писателя произошло необычайное движение образованного русского общества, во главе которого стал тогдашний министр внутренних дел граф М. Т. Лорис-Меликов, по представлению которого ныне в Бозе почивающий император Александр Николаевич поспешил, между прочим, утешить осиротевшую семью прославившего свое отечество писателя, лишившуюся своего кормильца, обеспечением материального существования ее чрез назначение ей пожизненной пенсии из государственных средств. Великие князья, министры и масса иных высокопоставленных лиц приезжали поклониться праху мыслителя, много пострадавшего в своей жизни, и тут, возле его гроба, смешивались с разношерстною толпою еще, конечно, более многочисленных простых смертных почитателей его… Провинция принимала участие в выражении соболезнования к большой утрате присылкою множества телеграмм.

Никогда Кузнечный переулок, где находилась квартира почившего, не видал у себя столь блестящих съездов и вообще такого многолюдства, как в эти дни! Квартира эта сделалась общественным достоянием и с утра и до поздней ночи не затворялась… Небольшая плеяда наших лучших писателей составила из себя комитет распорядителей похорон, с Д. В. Григоровичем во главе, который и принял на себя все хлопоты по этому предмету, освободив от них расстроенную вдову покойного.

31-го января вышел в свет «Дневник писателя» и в тот же день был весь распродан. На другой день появилось второе издание его, с траурною рамкою вокруг первой страницы.

Все почитатели Федора Михайловича, приходившие поклониться его праху, получали на память листки среднего книжного формата, на которых, в густой траурной рамке, воспроизведено было литографиею факсимиле писателя: «Федор Достоевский».

Из дневника Ильи Федоровича Тюменева:

Часов в 10 утра подъехали мы… ко Владимирской церкви и принуждены были оставить извозчика: весь Кузнечный и даже часть Владимирской площади были покрыты народом. По Кузнечному стройными линиями стояли уже десятка два или три венков, вплоть до Самого дома, где находилась квартира Федора Михайловича.

У одного венка густою толпою стояли гимназисты. (Д. Н. Соловьев рассказывал, что ученики их первой гимназии, несмотря на запрещение директора, собрали деньги на венок и старшие из них ушли тайком из гимназии, чтобы участвовать в процессии.) Другой венок окружали ученики реального училища. Тут же неподалеку был венок от Бестужевских курсов, окруженный дамами и девицами. Далее в глубину, по направлению к дому, находился венок от Общества выставок, около которого о чем-то хлопотал И. Н. Крамской, тут же был Лемох и другие художники. За ними стоял венок от артистов русской оперы, и подле него виднелась длинная фигура В. И. Васильева 1-го, рассуждавшего о чем-то с Морозовым и Мельниковым (потом рассказывали, будто бы Мельников получил от Кистера выговор, что пошел на вынос без разрешения: он мог там простудиться, осипнуть, заболеть и нарушить репертуар). За оперным стоял венок от русской драматической труппы. Здесь мы увидели Бродникова, Сазонова, Петипа и др. Тут же стоял Каразин с венком от Клуба художников, уже дышавшего на ладан и существовавшего чуть ли не в лице одного Николая Николаевича, который, кажется, перевез к себе и всю движимость Клуба за неимением средств платить Павловой за помещение, - остальные члены разбрелись «розно»…

С шумом и громким говором прибыли студенты университета, неся свой громадный венок, украшенный пальмовыми ветвями наподобие лиры, и стали впереди нас. Они оканчивали 4-ю группу по церемониалу, мы начинали 5-ю. Распорядителем у них был любимый ими профессор Орест Федорович Миллер. Из толпы студентов выделился хор и занял место в цепи, составленной нами и студентами; хор стал позади своего венка, к нему присоединилось человек двадцать наших певцов…

Между тем публика все прибывала. Часы показывали уже четверть двенадцатого. В глубине от дома послышалось пение: гроб вынесли из квартиры. «Вперед!» - раздались голоса; венки поднялись, толпа заколыхалась, и через две-три минуты процессия тронулась.

На колокольне Владимирской церкви загудел колокол, и почти вслед за первым ударом рядом с нами раздалось торжественное «Святый Боже»: пел университетский хор, подкрепленный десятками голосов из окружающей, движущейся толпы. При первых звуках молитвы головы всех обнажились. Медленные печальные звуки «Святый Боже» так сильно хватали за душу, что у многих из нас к горлу подступили слезы…

Хотя пение не умолкало до самой Лавры, но того потрясающего впечатления оно уже не производило. По мере движения и шапки при новом запевании «Святый Боже» стали сниматься все туже и туже, а в самой цепи на Невском стали и покуривать (как будто нельзя было отходить на это время к панели). Вскоре и сами певцы перестали во время пения снимать шапки, и, в конце концов, молитва в шапках, под гул и разговоры окружавшей толпы, над которой носились облачка папиросного дыма, обратилась в какую-то холодную формальность, занимавшую разве одного только дирижера, который почему-то именно теперь яро размахивал руками, пятясь задом во время пения. Словом, теперь впечатление куда-то расплылось и точно испарилось, но первого момента «Святый Боже» на Кузнечном я не забуду никогда. В тот момент все действительно как-то ощутили веяние Божества, и верующие, и неверующие, это чувствовалось всеми, а чувство подчас является тоньше и прозорливее самого зрения глазами.

У Владимирской церкви была отслужена лития, процессия на некоторое время остановилась. Я в это время встал в цепь вместе с двумя другими нашими учениками и все время до Лавры шел уже боком, держась за руки с соседями. Вокруг самого гроба род цепи составляли гирлянды из еловых ветвей, которую несли на палках, как один громадный венок, окружавший и гроб, и провожающих.

Погода была прекрасная: 1 или 2° тепла; ветра ни малейшего, сырости под ногами тоже не было. День выдался исключительно теплый, точно по заказу для проводов Федора Михайловича. На другой же день настал опять мороз и задул ветер; ранее такого тепла также не было.

Невский был буквально запружен народом. Экипажи могли двигаться только на узком пространстве для двух рядов, остальная часть проспекта была занята процессией и толпами народа, сплошною стеною стоявшего по сторонам…

Процессия растянулась на огромное расстояние и походила на какое-то триумфальное шествие: гроб только что выносили на Невский, а первые венки подходили уже к Знаменью. Тротуары, окна, балконы были покрыты зрителями. На остановленных вагонах конки вверху происходила форменная давка. Во время движения процессии к ней присоединились еще два венка из Москвы от студентов Московского университета и от Катковского лицея.

Венок от русской драматической труппы несла вместе с Сазоновым М. Г. Савина, и эта дань уважения к покойному пришлась многим по сердцу. Молодежь вела себя безукоризненно, вполне покойно и прилично (если не считать курения, но в нем повинны и артисты, и многие из публики). У Знаменья была отслужена новая лития.

На время литии наше пение замолкало и все останавливались; затем снова крики: «Вперед!», снова «Святый Боже», и процессия трогалась в путь.

На Лаврской площади я вышел из цепи и пропустил гроб и всю процессию. Перед гробом несли венки от литераторов и редакций разных журналов. (Венок «Русской речи» помещался на хоругви, которую, как говорили потом, поставили в Духовской церкви на хорах, и она красиво склонялась над толпою молящихся.) Были венки от «Нового времени», «Петербургского листка», «Всемирной иллюстрации» и от некоторых других, которых я уже не помню.

Сам гроб, вместе с провожавшим его народом, как я уже говорил, был очень красиво окружен зеленою гирляндой, тянувшейся от венка Славянского общества, несенного впереди самого гроба.

Тут я земным поклоном простился с дорогим умершим и долго провожал глазами золотую, покрытую венками крышку гроба, которая высоко в воздухе как бы царила над окружающей толпой…

Я повернулся и пошел домой. На углу против Лавры какой-то писатель продавал по полтиннику пятикопеечные Везенберговские карточки покойного.

Михаил Александрович Александров:

1-го февраля 1881 г. Петербург был свидетелем необычайного похоронного шествия с останками писателя - частного человека, проводить которого в последнее жилище - на кладбище Александро-Невской лавры - собралась более чем десятитысячная толпа интеллигентного люда всех слоев общества. Несколько десятков депутаций от разных учреждений, петербургских и иногородных, с колоссальными венками, прикрепленными к шестам были расставлены впереди печального кортежа; они заняли собою более полуверсты протяжения. Затем следовали певчие и духовенство, за которыми должна была следовать колесница с гробом; но гроб с телом Федора Михайловича совсем не пришлось ставить на колесницу, так что она ехала позади, гроб же всю дорогу несли на плечах почитатели его, во множестве теснившиеся вокруг и наперерыв добивавшиеся сменить кого-либо из утомившихся доброхотных носильщиков, состоявших также из представителей всех классов общества. Этой чести удостоился и я… одновременно со мною, в числе носильщиков, я встретил П. В. Быкова, известного поэта, в то время состоявшего еще ответственным редактором журнала «Дело», с которым обменялись несколькими замечаниями по поводу совершавшегося… В числе несших гроб долго видел я князя В. П. Мещерского. За колесницею шло множество частных лиц и воспитанников и воспитанниц средних учебных заведений. Шествие, по обыкновению, замыкалось вереницею пустых карет, так что все оно растянулось более чем на версту. Простой люд, останавливавшийся полюбоваться на эту грандиозную картину, разумеется, прежде всего осведомлялся о том, кого хоронят, и с удивлением узнавал, что то был не генерал или иной большой начальник, не знатный вельможа, а всего только писатель, то есть сочинитель нескольких книг.

Стало быть, книги-то хороши сочинил? - заключал свои расспросы уяснивший наконец себе простолюдин, что такое писатель, сочинитель.

Стало быть, так! - заключал объяснявший.

С каждым шагом процессии по направлению к Лавре толпа, сопровождавшая ее, становилась многолюднее. Во всех высших и в большинстве средних учебных заведениях были прекращены уроки, и собравшиеся на них студенты и воспитанники колоннами направлялись к Невскому проспекту и примыкали к процессии. В продолжение всего пути в группах студентов, примкнувших к своим официальным депутациям, раздавалось стройное пение «Святый Боже»…

Между тем процессия подвигалась очень медленно и лишь около двух часов дня достигла места назначения.

Любовь Федоровна Достоевская:

Согласно обычаю, вдова и сироты следуют за гробом пешком. Так как путь до Александро-Невской лавры долгий, и наши детские силы были слишком незначительны, друзья семьи иногда сажали нас в экипаж и везли вдоль процессии. «Никогда не забывайте прекрасные похороны, устроенные Россией Вашему отцу», - говорили они нам. Когда, наконец, гроб приблизился к монастырю, из больших ворот вышли монахи и пошли навстречу моему отцу, который теперь должен был покоиться среди них. Подобную честь они оказывали только царям; они оказали ее также знаменитому русскому писателю, верному и почтительному сыну православной церкви…

Было слишком поздно начинать отпевание, и пришлось отложить его на следующий день. Гроб был установлен посреди церкви Святого Духа; после краткого богослужения мы вернулись домой, изнемогающие от усталости и волнения. Друзья отца остались на некоторое время наблюдать за толпой, стремившейся преклонить колени у гроба и помолиться. Наступил вечер, стемнело; постепенно рассеялась толпа почитателей и друзей отца, готовых вновь явиться на следующий день на отпевание. Но Достоевский не остался один. Петербургские студенты не покинули его; они решили бодрствовать рядом с обожаемым писателем последнюю его ночь на земле. Что делали они в церкви, рассказал нам позже петербургский митрополит, живший, как принято, в Александро-Невской лавре. Через несколько дней после погребения моя мать посетила его, чтобы поблагодарить за великолепные похороны, которые устроили монахи отцу, и взяла нас с собой. Митрополит благословил нас и рассказал моей матери о своих впечатлениях о ночном дежурстве студентов: «В субботу вечером я отправился в церковь Святого Духа, чтобы поклониться праху Достоевского. Монахи задержали меня у дверей и сказали, что в церкви, которую я считал пустой, полно людей. Тогда я направился наверх в маленькую часовню, находящуюся на втором этаже соседней церкви, окна которой выходят в церковь Святого Духа. Я провел там часть ночи, наблюдая за студентами, не видимый им. Они молились, стоя на коленях, с плачем и рыданиями. Монахи хотели читать у гроба псалмы, но студенты взяли у них псалтырь и по очереди читали псалмы. Никогда еще я не слышал подобного чтения псалмов! Студенты читали их дрожащим от волнения голосом, вкладывая душу в каждое произносимое ими слово. И мне еще говорят, что эти молодые люди атеисты и презирают нашу церковь. Какой же магической силой обладал Достоевский, чтобы так вновь обратить их к Богу?»…

В день погребения, воскресенье, 1 февраля, все почитатели Достоевского, занятые в течение недели, воспользовались праздничным днем, чтобы пойти в церковь и помолиться за упокой его души. С раннего утра огромная толпа заполнила мирную Александро-Невскую лавру, расположенную на берегу Невы и представляющую собой маленький городок с многочисленными церквами, тремя кладбищами, садами, духовной семинарией и академией. Бедные монахи, увидев, как растет толпа, как заполняет она сады и кладбища, как взбирается на памятники и решетки, перепугались и позвали на помощь полицию, которая немедленно закрыла ворота. Пришедшие позднее остановились на большой площади, расположенной перед монастырем, и оставались там до окончания отпевания, в надежде тем или иным способом проникнуть за ограду или, по крайней мере, услышать церковное пение, когда гроб понесут на кладбище. В девять часов утра мы подъехали в экипаже к главным воротам и были очень удивлены, найдя их закрытыми. Моя мать в трауре вышла из экипажа, держа нас за руки. Полицейский офицер преградил нам путь.

Больше не пропускают! - заявил он строго.

Как это не пропускают? - спросила удивленно моя мать. - Я вдова Достоевского и меня ждут в церкви, чтобы начать отпевание.

Вы - шестая вдова Достоевского, требующая, чтобы ее пропустили. Довольно лжи! Я никого больше не пропущу! - ответил в ярости полицейский.

Мы в замешательстве оглядывались и не знали, что делать. К счастью, нашего прибытия ожидали друзья, они бросились к нам и провели нас. С большим трудом нам удалось пробраться через толпу, заполнившую монастырь, и с еще большим трудом проникнуть в церковь, битком набитую людьми. Когда мы, наконец, пробрались к месту, оставленному для нас, началось отпевание, которое было прекрасным. Пел митрополичий хор; служили архиепископы.

Николай Николаевич Страхов:

Церковь Св. Духа была удивительно красива во время заупокойной обедни. Не только гроб, стоявший на высоком катафалке, был покрыт цветами и венками, но огромные венки подымались еще со всех сторон по сторонам и даже по стенам и давали всему храму особенный вид, необыкновенно прекрасный. Теснота была большая, но, несмотря на то, тишина была вполне благоговейная.

Любовь Федоровна Достоевская:

И все же была пропущена важная часть православного отпевания. В России гроб на протяжении всего обряда остается открытым; в конце его к нему приближаются родные и друзья и прощаются с покойным, целуя его. Гроб Достоевского оставался закрытым. В день похорон дядя Иван рано утром отправился в монастырь в сопровождении Победоносцева, только что назначенного нашим опекуном. Они открыли гроб и нашли Достоевского сильно изменившимся. Был уже четвертый день после смерти; друзья отца, несшие накануне его гроб, ускорили, из-за тряски, процесс разложения, начавшийся и без того раньше времени из-за страшной жары в первые два дня в комнате покойного. Опасаясь, что изменившееся лицо покойного произведет тяжелое впечатление на вдову Достоевского и его детей, Победоносцев запретил монахам открывать гроб. Моя мать никогда не смогла простить ему этот запрет. «Что из того, что я увидела бы его изменившимся? - говорила она с горечью. - Ведь он всегда был моим дорогим, дорогим мужем! И он ушел в могилу без моего прощального поцелуя, без моего благословения!»

Анна Григорьевна Достоевская:

После отпевания гроб Федора Михайловича был поднят и понесен из церкви поклонниками таланта, между которыми особенно выделялся своим взволнованным видом молодой философ Вл. С. Соловьев.

Публика запрудила все Тихвинское кладбище, люди взобрались на памятники, сидели на деревьях, цеплялись за решетки, и шествие медленно подвигалось, проходя под склонившимися с двух сторон венками разных депутаций. После погребения над открытой могилой стали произносить речи. Первым говорил бывший петрашевец А. И. Пальм. Затем говорили: Ор. Ф. Миллер, проф. К. Н. Бестужев-Рюмин, Вл. Соловьев, П. А. Гайдебуров и многие другие. Над открытой могилой говорилось много также стихотворений, посвященных памяти усопшего. Публика накрыла принесенными венками гроб почти до верхней части склепа. Остальные венки разрывались на части, и присутствовавшие уносили листочки и цветки на память. Только к четырем часам могила была заделана, и я с детьми, ослабевшими от слез и голода, поехала домой. Толпа же долго еще не расходилась.

Иван Иванович Попов:

Разошлись от могилы, когда уже были зажжены фонари. Навстречу нам попадались группы людей, которые после службы шли отдать последний долг писателю. Литературные поминки по Достоевском продолжались вплоть до 1 марта, которое оборвало эти воспоминания о нем.

Из книги История моей жизни автора Свирский Алексей

18. Похороны Убит Нюренберг. Все говорят об этом. Над воротами института курсанты вывешивают черный флаг. Директор Барский приказывает немедленно снять его. Данило и Станислав, кряхтя и охая, исполняют приказание.Все знают, что Нюренберга били жандармы и городовые, а потом

Из книги Походы и кони автора Мамонтов Сергей Иванович

ПОХОРОНЫ В обозе было орудие, и мы решили похоронить нашего командира, полковника Шафрова, как полагается артиллеристу, на лафете. Для этого снимается ствол и к полозьям привязывается гроб. Шапиловский назначил ездовыми: брата в корень, Горобцова в средний вынос и меня на

Из книги В гостях у Сталина. 14 лет в советских концлагерях автора Назаренко Павел Е.

Похороны Погребение умерших совершается немного иначе от прежних времен. Мертвеца, смотря кто он по положению, если он партиец, или колхозник, везут на машине или на подводе. Провожающих больше или меньше бывает, смотря по важности умершей особы. Захудалый оркестр играет

Из книги Одна жизнь - два мира автора Алексеева Нина Ивановна

Похороны Неразбериха в советском посольстве Посольство, по существу, было обезглавлено.Погибли посол и второй секретарь. Третий секретарь, Глебский, был в США, советник Яновский - в Москве.В посольстве оставался только новый первый секретарь, Григорий Павлович

Из книги Рожденная в гетто автора Сеф Ариела

Похороны Начались весенние каникулы. Все дети играют во дворе. Наш двор и соседний проходные и очень дружные, но наш гораздо интереснее. Сразу за домом целый ряд сарайчиков, у каждого жильца свой. Там все хранят картошку, соленья и всякий хлам. Но два самых первых сарайчика

Из книги Пока не сказано «прощай». Год жизни с радостью автора Уиттер Брет

Похороны Вы когда-нибудь думали о своих похоронах? Ну, признайтесь!Похороны бывают у всех, причем всего раз. Много ли в нашей жизни событий, о которых можно сказать такое?Я начала думать о своих похоронах задолго до того, как заболела. Так, ну прежде всего мне нужен

Из книги Достоевский без глянца автора Фокин Павел Евгеньевич

Похороны Любовь Федоровна Достоевская:Когда после лихорадочной ночи я проснулась и с покрасневшими от слез глазами вошла в комнату отца, я нашла его лежащим на столе со сложенными на груди руками, в которые только что вложили икону. Как многие нервные дети, я боялась

Из книги Пушкин без глянца автора Фокин Павел Евгеньевич

Похороны Василий Андреевич Жуковский:На другой день мы, друзья, положили Пушкина своими руками в гроб; на следующий день, к вечеру, перенесли его в Конюшенную церковь. И в эти оба дни та горница, где он лежал в гробе, была беспрестанно полна народом. Конечно, более десяти

Из книги Проскочившее поколение автора Борин Александр Борисович

Похороны Месяца за два до смерти Натан позвонил мне, сказал, что находится рядом и сейчас зайдет. Придя, рассказал, что художник Борис Жутовский составляет альбом рисунков, сделанных в лагерях осужденными. Отца Тоника там тоже нарисовали, и Жутовский берет этот рисунок в

Из книги Катенька автора Гаркалин Валерий Борисович

Похороны Прощание и гражданская панихида по Катеньке проходили в Театре Образцова. Гроб был установлен на сцене. На всю процедуру было отведено несколько часов, дабы успеть коротким зимним днём провести и обряд похорон. Я был уверен, что соберутся несколько десятков

Из книги Клара Цеткин автора Ильберг Ганна

ПОХОРОНЫ 21 июня 19ЗЗ года необозримые толпы народа медленно и торжественно двигались к Колонному залу московского Дома союзов, чтобы проститься с покойной. Более четырехсот тысяч мужчин и женщин хотели еще раз увидеть прекрасное старческое лицо, которое так часто

Из книги Гоголь без глянца автора Фокин Павел Евгеньевич

Похороны Алексей Терентьевич Тарасенков:В десятом часу утра в четверг 21 февраля 1852 года я спешу приехать ранее консультантов, которые назначили быть в десять (а Овер в 1 час), но уже нашел не Гоголя, а труп его. <…>Когда я пришел, уже успели осмотреть его шкафы, где

Из книги Блок без глянца автора Фокин Павел Евгеньевич

Похороны Евгения Федоровна Книпович:Перед отъездом я по телефону узнала о смерти и побежала на Офицерскую… В первую минуту я не узнала его. Волосы черные, короткие, седые виски; усы, маленькая бородка; нос орлиный. Александра Андреевна сидела у постели и гладила его

Из книги Ингмар Бергман. Жизнь, любовь и измены автора Шёберг Томас

Похороны Их осталось не так уж много, жен и любовниц Ингмара Бергмана, но те, что были приглашены и могли приехать, собрались 17 августа 2007 года возле форёской церкви.Кэби Ларетай в темных очках и в накинутой для тепла пелерине, с тростью, в сопровождении сына. Лив Ульман, вся

Из книги Лермонтов без глянца автора Фокин Павел Евгеньевич

Похороны Николай Павлович Раевский. В пересказе В. П. Желиховской:Когда тело привезли, мы убрали рабочую комнату Михаила Юрьевича, заняли у Зельмица большой стол и накрыли его скатертью. Когда пришлось обмывать тело, сюртука невозможно было снять, руки совсем

Из книги Двор Красного монарха: История восхождения Сталина к власти автора Монтефиоре Саймон Джонатан Себаг

Похороны Смерть произошла мгновенно. Через несколько часов после рокового выстрела Иосиф Сталин стоял в столовой и пытался осмыслить самоубийство жены. Невестка вождя Женя Аллилуева растерялась, когда он спросил ее: почему Надя застрелилась? Еще больше все


*кликабельно
Лазаревское и Тихвинское кладбища Александро-Невской лавры

Лазаревское кладбище было основано еще при Петре Великом, первые захоронения происходили в храме Благовещения. В этом небольшой деревянной церкви были похоронены многие сподвижники первого российского императора, в том числе В. М. Долгоруков и Б. П. Шереметев. В 1717 году была возведена и торжественно освящена каменная церковь Воскрешения Лазаря, благодаря которой кладбище и получило свое нынешнее название. Эта церковь стала усыпальницей сестры Петра I царевны Натальи Алексеевны, в дальнейшем ее расширили и перестроили по чертежам известного архитектора Л. Я. Тиблена.



Вид части Лазаревского кладбища Александро-Невской лавры

В настоящее время (с 1947 года) в Лазаревской усыпальнице располагается интересная музейная экспозиция, где Вы сможете найти более 80 памятников, среди которых надгробные плиты, саркофаги и пристенные памятники. Здесь же, в западной части зала, располагается семейное место графов Шереметевых. Погребение на Лазаревском кладбище изначально было доступно лишь весьма богатым людям, да и то не всем – здесь хоронили лишь заслуженных деятелей Российской Империи. Каждое надгробие этого кладбища является величайшей исторической ценностью, так как все они созданы лучшими мастерами той эпохи.




02. Надгробный памятник на могиле кавалергарда А. Я.Охотникова

Ныне Лазаревский некрополь является заповедником, куда перенесены все исторические захоронения с тех кладбищ Санкт-Петербурга, которые ликвидировали или предполагали ликвидировать. Здесь можно найти надгробия, выполненные такими талантливыми мастерами, как В. И. Демут-Малиновский, А. П. Воронихин, И. П. Мартос и другие.



Надгробный памятник М. В. Ломоносову



Памятник княгине А. Г.Белосельской-Белозерской


Могила Пономаревых. 1913



Надгробный памятник Пономареву 1913



Надгробная плита над могилой Александра Михайловича Малейна (1812-1900)



Чиновник на кладбищенской дорожке.
до 1914



Лазаревское кладбище Александро-Невской лавры

Легенды и мифы

Среди многообразия надгробных памятников на Лазаревском кладбище особое внимание привлекает внимание надгробие, выполненное в виде юноши в форме офицера Семеновского полка, спящего на крышке саркофага. Автор этого памятника - скульптор А. И. Штрейхенберг. Точные обстоятельства кончины военного, которого он изобразил таким необычным образом, неизвестны. В Петербурге рассказывали, что однажды офицер Семеновского полка И. Рейсинг, находясь в дворцовом карауле, заснул на посту. В это время мимо проходил император Николай I. Увидев спящего гвардейца, он подошел и разбудил его. Проснувшись и увидев над собой склонившегося императора, офицер так испугался, что умер от разрыва сердца. Этот памятник был перенесен сюда с лютеранского Волковского кладбища.

Тихвинское


Часовня на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры

К началу 19 века на Лазаревском кладбище стало не хватать места, и в 1823 году неподалеку от него было основано Ново-Лазаревское. В 1869 году в его северной части на деньги купцов Полежаевых, желавших возвести собственную усыпальницу, была заложена церковь Тихвинской Божьей Матери, по имени которой и стало в дальнейшем называться кладбище. С 30-х годов 19 века все захоронения, в основном, велись именно на Тихвинском кладбище, которое было в два раза больше старого, Лазаревского. Здесь были захоронены такие известные личности, как историк Н. М. Карамзин, поэты В. А. Жуковский, Н. И. Гнедич, И. А. Крылов и П. А. Вяземский, писательФ. М. Достоевский, композиторы М. П. Мусоргский, А. П. Бородинский, П. И. Чайковский. Захоронения на Тихвинском кладбище продолжались до 30-х годов 20 века, после чего он был закрыт на реконструкцию и приобрел статус мемориального парка.


Могила композитора А. С. Даргомыжского



Надгробный памятник поэту И. А. Крылову



Могила композитора Михаила Ивановича Глинки



Надгробный памятник писателю Ф. М. Достоевскому. 1913


Надгробный памятник писателю Ф. М. Достоевскому.



Могила композитора Бородина Александра Порфирьевича (1833-1887)



Могила Карамзина Николая Михайловича (1766-1826)



Могила петербургского откупщика А. И. Косиковского, снабжавшего продовольствием русскую армию в 1812



Могила композитора Римского-Корсакова Николая Андреевича (1844-1908)



Могила Петра Ильича Чайковского (1840-1893)

В дальнейшем захоронения на Тихвинском кладбище проводились крайне редко, после войны здесь были погребены лишь некоторые наиболее значительные деятели искусств, такие как художник М. И. Авилов, артисты, В. А. Мичурина-Самойлова, Ю. М. Юрьев и некоторые другие. Последнее погребение на этом кладбище состоялось в 1989 году, когда состоялись похороны знаменитый режиссер Г. А. Товстоногов.



Могила Г. А. Товстоногова



Легенды и мифы

На Тихвинском кладбище был похоронен замечательный скульптор Василий Иванович Демут-Малиновский. Одна из его малоизвестных работ - изваяния двух огромных быков, в настоящее время украшающие вход на мясокомбинат у Средней Рогатки. Эти скульптуры Демут-Малиновский создал в 1827 году для оформления въезда в Скотопригонный двор. В Петербурге рассказывали, что однажды скульптору приснился сон, будто бы изваянные животные пришли к нему в гости. Он долго пытался разгадать странный сон, но так и не смог. В 1936 году, спустя почти сто лет после смерти скульптора, быков, стоявших до этого на углу Московского проспекта и Обводного канала, перевезли к зданию нового мясокомбината, который был построен на самой окраине города, за Средней Рогаткой. В 1941 году, скульптуры спешно перевезли в Александро-Невскую лавру, где их должны были спрятать от вражеских бомбардировок под землей. Но почему-то это сделано не было, и могучие животные всю войну простояли перед воротами Некрополя. Таким образом, получилось, что странный сон был пророческим - в конце концов, быки пришли в гости к своему создателю, который покоился в могиле Некрополя мастеров искусств. После войны быков вернули на их место перед мясокомбинатом.

Никольское кладбище


*кликабельно
План Никольского кладбища, 1914

Никольское кладбище (с Братским участком), основано в 1861 году - третье по времени основания из кладбищ Александро-Невской лавры. Первое время это кладбище называли Засоборным. Название «Никольское» оно получило в 1877 году по имени церкви св. Николая Мирликийского, построенной в 1868-1871 гг. по проекту епархиального архитектора Г. И. Карпова.


Вид кладбища

В 19 веке Никольское кладбище было одним из самых дорогих и, как это ни странно звучит по отношению к кладбищу, престижных в городе. Само собой разумеется, что лучший некрополь столицы содержался в идеальном состоянии, имел регулярную планировку и представлял собой скорее красивый парк, нежели место для захоронений. В северной части некрополя был устроен живописный тенистый пруд с закругленными берегами.




Вид Никольского кладбища Александро-Невской лавры


Священники на кладбище



Священники на кладбищенском мосту

Во второй половине 19 века в архитектуре и скульптуре часто использовались мотивы древнерусского зодчества. Эта тенденция нашла свое отражение и в оформлении многочисленных часовен-склепов на Никольском кладбище. Кроме того, многие богатые люди стремились увековечить себя в бронзе, граните или мраморе, а потому родственники почивших заказывали у известных мастеров того времени - Н. Лаверецкого, И. Подозерова, Р. Баха, И. Шредера и других - не простые надгробные плиты, а скульптурные изображения. Особый интерес представляют мемориальные памятники в стиле модерн, щедро украшенные майоликой, мозаикой и керамической плиткой. В сочетании с полированным гранитом и мрамором различных оттенков богатая отделка создает неповторимое по красоте зрелище.


Могила поэта А. Н. Апухтина



Могила студента духовной академии Б. А. Муромцева

В 1927 году Никольское кладбище закрывается. В конце 1970-х годов захоронения на Никольском кладбище были возобновлены, но все они имеют исключительный, почетный характер.

На Никольском кладбище похоронены: архитектор В. А. Кенель, художник М. О. Микешин, ученые Б. Б. Голицын, А. И. Воейков и Н. А. Котляревский, первые русские авиаторы С. И. Уточкин и Л. М. Мациевич, историк Л. Н. Гумилев, депутат Госдумы Галина Старовойтова, бывший мэр Санкт-Петербурга Анатолий Собчак.


Могила Тамары Кривошлык



Могила генерал-лейтенанта Романа Исидоровича Кондратенко (герой обороны Порт-Артура.)



Могила генерал-лейтенанта Романа Исидоровича Кондратенко (1857-1904)



Могила актрисы Веры Федоровны Комиссаржевской



Часовня на могиле композитора А. Г. Рубинштейна



Памятник композитору Антону Григорьевичу Рубинштейну



Могила летчика Л. М. Мациевича.

Про гибель одного из первого русских авиаторов Льва Макаровича Мациевича, который похоронен на Никольском кладбище Александро-Невской лавры, ходило много слухов. Он разбился во время Первого всероссийского праздника воздухоплавания на глазах тысяч зрителей. Аэроплан "Фарман", на котором Мациевич совершал показательный полет, по каким-то загадочным причинам развалился в воздухе и рухнул на землю. Случилось это в 1912 году. Мациевич был членом партии эсеров, и говорили, что незадолго до праздника ему было дано указание убить премьер-министра П. А. Столыпина и, выполняя это задание, погибнуть самому. Но Мациевич не хотел становиться камикадзе. За нарушение партийной дисциплины и неподчинение руководству партии ему тайком повредили самолет, который и развалился в воздухе. По другой версии, Мациевич сам покончил с собой, посчитав малодушием свой отказ убить министра.

Памятник над могилой Юлии Ивановны Казариной (происходила из известного купеческого старообрядческого рода Рябушинских; была дочерью от второго брака Ивана Михайловича Рябушинского (1818 – 1866) – старшего сына основателя хлопчатобумажной мануфактуры Михаила Яковлевича Рябушинского).



Крест над могилой митрополита Петербургского и Ладожского Антония

Легенды и мифы

1. Надо сказать, что среди коренных петербуржцев бытует немало легенд и поверий, связанных с лаврой. Рассказывают, что в белую ночь здесь можно столкнуться с призраком, которого окрестили "пьяным могильщиком".

Раскачиваясь, словно крепко набравшийся человек, он бродит в грязной хламиде от одной могилы к другой. Если на его пути встречается запоздалый прохожий, он просит угостить его водкой. Не дай бог, у несчастного не окажется спиртного: привидение тогда разрубает его лопатой пополам!

2. Говорят, что на Никольском кладбище в начале 70-х годов жил монах Прокопий. Он якшался с нечистой силой и лечил страждущих снадобьями, приготовленными из порошка костей покойников да еще смешанными с какой-то мерзостью.

Однажды, как утверждают близко знавшие знахаря, к нему явился дьявол и предложил сделку - эликсир бессмертия в обмен на душу монаха. Искушение было слишком велико для смертного, и Прокопий скрепил свой договор подписью. По соглашению, служитель культа должен был в ночь на Пасху привязать грешницу к кресту, выколоть ей глаза, отрезать язык, а стекающей кровью наполнить церковный кубок.
Все это он и проделал с девицей легкого поведения, которую, не особо утруждаясь, подцепил у гостиницы "Москва". Вслед за этим Прокопию нужно было 666 раз проклясть Всевышнего и до восхода небесного светила осушить чашу с кровью. Но монах не успел - оранжевым светом вспыхнули лучи солнца.

И смердящий труп знахаря, усеянный мириадами мелких копошащихся червей, обнаружили около чудовищно обезображенного тела путаны. Очевидцы клянутся, что правая нога старца стала кошачьей. После этого на кладбище стали встречать большого черного кота с седым подшерстком на нижней челюсти. Были случаи, когда он набрасывался на людей и пытался перегрызть горло ошарашенному от неожиданности человеку...

3. Рассказывали, что когда в Александро-Невскую лавру повезли гроб с телом А. В. Суворова, его катафалк, накрытый высоким балдахином, неожиданно остановился перед лаврскими воротами: петербуржцы, провожавшие великого полководца в последний путь, испугались, что ворота окажутся слишком узкими и катафалк в них застрянет. И в этот момент один из ветеранов, участвовавший в военных походах Суворова, с уверенностью заявил: "Не бойтесь, пройдет! Он везде проходил!" В ворота катафалк действительно проехал благополучно.

Загрузка...