Строим дом сами

Теория социокультурных суперсистем п сорокина. Теория культурных суперсистем П

Питирим Сорокин (1889-1968) был последовательным приверженцем циклической теории исторического развития. Сорокин подвергает критическому анализу основные положения своих предшественников и, используя новую терминологию, попытался представить культурно-цилиза- ционную парадигму в качестве целостной теоретической концепции.
Питирим Сорокин создает свое представление об эволюции исторических культур. Ему удалось выделить то общее, что объединяет отдельных авторов в единую теоретическую школу, которая, по его мнению, сформировалась в XX в. и представляет собой более реалистическое основание для анализа социально-политических явлений, чем линейные социальные теории XIX в. Он пишет: «Поэтому различные линейные интерпретации в XVII, XVIII и XIX в. задавали тон практически всем европейским ученым. С приближением заката сенсуалистической суперсистемы в XX в. все виды линейных интерпретаций были вынуждены уступить место циклическим, эсхатологическим и творчески-функ- циональным представлениям о ходе истории».

Сорокин целиком согласен с тезисом Шпенглера о «закате» Европы. Он пишет: «Западные общества и их культура уже пережили точку своего наивысшего рассвета и сейчас находятся на последней стадии своего упадка. В связи с этим настоящий кризис - всего лишь начало конца их исторического существования. Не существует средства, которое могло бы отвратить предначертанное, как и не существует панацеи, способной помешать смерти западной культуры».
Вслед за Шпенглером Сорокин называет «высокие культуры» «культурными суперсистемами», при этом он выделяет три уровня их анализа: а) «культурные связи»; б) «культурные системы»; в) «культурные суперсистемы». При этом особое внимание Сорокин уделяет «культурным системам», которые делятся на три вида: идеологические, поведенческие и материальные. Идеологические системы играют особую роль, поскольку они наделяют смыслом как определенные поведенческие модели, так и материальные объекты.
«Культурные суперсистемы» представляют собой наиболее сложный тип взаимосвязей. Они состоят из систем религии, политики, экономики, искусства, и т.д., которые, взаимодействуя, создают единую идеологию суперсистемы, формулирующую ее ценности и истины, которые находят свое выражение, прежде всего, в господствующей религии. Общее количество «культурных суперсистем» у Сорокина невелико. Интегрирующие движения всемирной истории, заканчивающиеся образованием суперсистем, есть явление достаточно редкое. «Культурная суперсистема» представляет собой смысловое единство, вырабатывает
свои оригинальные, отличные от других формы, которые основаны на внутренней идее или «прасимволе», как бы сказал Освальд Шпенглер. Эта идея находит свое выражение во всех социальных и культурных процессах, откладывает свой отпечаток на все ее творения.
Питирим Сорокин выделяет следующие свойства «культурных суперсистем»: реальность; индивидуальность; общая и специальная зависимость их главных частей друг от друга; индивидуальность или «самость» даже при изменении частей; изменчивость структуры; внутреннее, само- управляющее изменение и самоопределение судьбы; избирательность; ограниченную изменчивость. Каждая суперсистема, несмотря на свой широкий характер, есть конечный феномен и как таковой имеет границы в своей способности к изменениям. Как только эти границы преодолеваются, она теряет свою индивидуальность и разлагается.
Периодам роста, зрелости и распада у Сорокина соответствуют идиациональные, идеальные и сенсуалистические суперсистемы. Описания периодов «высоких культур» и соответствующих суперсистем схожи между собой. Периоду роста «высокой культуры» у Шпенглера соответствует у Сорокина «идеационалъной» (умозрительной) суперсистеме, которая характеризуется следующими важными чертами: интуитивное творчество и понимание истины, внутренняя религиозность, преимущественно религиозные ценности, абсолютизация этих ценностей и четкое разделение между негативными и позитивными ценностями, сакральное право и сакральная этика, преимущественно религиозная и идеалистическая философия и мировоззрение

в целом, религиозное искусство (живопись, музыка, архитектура, драма), интуитивная основа всех ценностей, неразвитые формы позитивизма, эмпиризма, материализма, релятивизма и естественных наук, греховности чисто утилитарной, гедонической этики, ненасильственные семейные и общинные связи, преобладание теократически- аристократического творческого меньшинства, незначительное развитие городов, промышленности и комерциона- лизации общества, сильное чувство собственности и т.д.1
Умозрительная суперсистема религиозна. Она основана на принципе сверхчувственности и сверхразумности Бога, как единственной реальности и ценности. Искусство полностью посвящено религиозной тематике. Стиль этой художественной культуры символичен и формален. Художественный образ идеационального искусства проявляется в архитектуре церковных зданий, богослужебных музыкальных песнопениях, в религиозных литературных молитвах. Высшей идеациональной истиной у Сорокина является «истина веры». Божественное откровение идеациональной истины постигается с помощью мистического опыта, божественной интуиции и вдохновения. Основным объектом воздействия считается не природа, а человеческая душа.
Идеациональные этические ценности религиозны, поэтому отношение к наслаждениям и удовольствиям негативно, Главным является исполнение своих обязанностей перед Богом. Идеациональное право опирается на абсолютные и неизменные принципы. Нормы, законы и формы применения религиозных устоев абсолютны и жестки. Критика не допускается. Чувственная реальность воспринимается как мираж. Идеациональная суперсистема имела место в средневековой Европе в VI-XIII в. Ее черты при
сутствуют период брахманской Индии, Древнего Китая (VIII-VI вв. до н.э.) и Древней Греции (IX-VI вв. до н.э.).
Соответствующую закату «сенсуалистическую» (чувственную) суперсистему, по мнению Сорокина характеризует: светскость, материализм, утилитаризм, эмпиризм, гедонизм, сциентизм, развитие естественных наук и техники, относительность ценностей, упадок религиозности и интуитивного творчества, секуляритивное (чувственное) искусство, вытеснение гения за счет технических приспособлений, количество на месте качества, растущая социальная дифференциация, «раскол в душах», внутренние проблемы и классовая борьба, усиление городов, промышленности, замена чувственных отношений в семье и общине на договорные отношения, вытеснение творческого меньшинства другими меньшинствами. С чувственной суперсистемой связано разложение общества и эпоха социального кризиса.
Чувственная форма культуры и общества базируется на том основополагающем принципе, что истинная реальность и ценность является чувственновоспринимаемой и что за пределами реальности и ценностей, которые мы можем видеть, слышать, ощущать во вкусе, прикосновении и запахе, нет другой реальности и нет реальных ценностей.
Чувственная культура является антиподом идеацио- нальной. Искусство жцвет и развивается здесь в мире чувств. Его темпами и персонажами являются реальные события и представители различных социальных групп. Задача искусства - доставить удовольствие зрителю, слушателю или читателю, снискать у него успех, признание и славу. Стиль искусства натуралистичен, свободен от символизма. Однако рядом с этими достижениями чувственное искусство заключает в себе самом вирусы разложения и
распада, которые обращают многие добродетели чувственного искусства в его же пороки. Искусство становиться «музеем социальной патологии». Серьезные проблемы, по мысли Соркина, существуют и в функционировании истины. Целостное мировоззрение в чувственной суперсистеме подменяется мешаниной из фрагментов наук.
Нынешняя «чувственная» культура, стремящаяся освободиться от религии, морали и других ценностей идеацио- нальной культуры, считал Сорокин, обречена на закат, поскольку именно она повинна в деградации человека в придании всем ценностям относительного характера. Все великие культуры, сохранившие творческий потенциал, подверглись как раз таким изменениям. С другой стороны, типы культуры и общества, которые не изменяли форму и не смогли найти новые пути и средства передачи, стали инертными, мертвыми и непродуктивными.
«Идеальная» суперсистема мыслится Сорокиным как промежуточная стадия перехода умозрительной суперсистемы в чувственную. В ней смешиваются признаки обеих суперсистем. Поэтому она не может существовать длительное время (100-200 лет) и уступает место чувственной суперсистеме, которая в свою очередь вновь заменяется умозрительной. В этой смене суперсистем и видит Сорокин существо культурной динамики.
Идеальная культура средних веков Западной Европы приблизительно с XV в. начинает приходить в упадок, в то время как чувственная культура продолжает наращивать темп и становится доминирующей в последующих столетиях. Серьезные проблемы, по мысли Сорокина, существуют в функционировании главной истины этой культуры. Если период становления чувственной культуры сопрово
ждался гармонизацией правовых отношений, укреплением нравственных основ общества, то в период упадка западной культуры наблюдается крах всего образа жизни и поведения людей.
Идеальную суперсистему Сорокин рассматривает как переходную между идеациональной и чувственной, так как доминирующие ценности этой культуры ориентируются как на Небо, так и на Землю. Расцвет идеального типа культуры приходится на Золотой век античной культуры (V-IV вв. до н. э.) и на великую эпоху раннего европейского Возрождения (XII-XIV вв.). Его мир частично сверхчувственный, частично чувственный.
Каждый тип культурной суперсистемы имеет свой закон развития и свои «пределы роста» Это и есть социокультурная динамика. Культуры проходят идеациональ- ный, идеальный и чувственный периоды, разделенные переходным временем кризисов. Для эпохи упадка характерно сосуществование ценностей чувственной, идеациональной и идеальной суперсистем, которые не образуют органической связи.
По мнению Питирима Сорокина, в XX в. на месте старой сенсуалистической суперсистемы Европы развивается новая идиациональная, которая способствует обновлению этических ценностей. В ^переходные периоды от старой суперсистемы к новой имеет место «поляризация» общественных ценностей, так как, с одной стороны, развивается новая религия и мораль, а, с другой стороны, господствует безрелигиозность и деморализация. В эти периоды происходит множество войн и политических кризисов.
Современный исторический период характеризуется, по Сорокину, переходом от старой европейской культуры к
новой культуре, носителем которой будут славянские народы, а центр ее будет расположен в Тихом океане, а участвовать в ней будут народы Америки, Индии, Китая, Японии и России. Даже если Европа объединится, она будет играть определенную роль в мировой политике, но никогда уже не восстановит того величия, которое она имела в последние пять веков.
Принцип интегрализма присутствовал у Сорокина уже в ранних работах, однако понимание им интеграционных процессов со временем изменялось, став философией интегрализма в конце его творческого пути.
Суперорганический мир состоит из идеологических (смыслы, объединенные в системы языка науки, техники, религии, философии, права, этики) теорий, материальных, личностных и бихевиористских (действий, церемоний, ритуалов, поступков) явлений культурного мира
Среди смысловых ценностей суперорганического мира Сорокин выделяет высшую интегральную ценность - «невидимое триединство Истины Добра и Красоты». Эти высшие ценности не только неотделимы одна от другой, но они превращаются друг в друга. В любой суперсистеме религия, философия, наука, этика, искусство объединяются в одну интегрированную систему Истины, Добра и Красоты. Концепция интегрального общества, по Сорокину, является наиболее приемлемой исторической стратегией для преодоления кризиса современной западной чувственной суперсистемы.
Сорокин трактует историю человечества как последовательную смену культурных суперсистем, объединенных единством ценностей, норм и значений. В «чистом виде» идеациональная и чувственная культурные суперсистемы не существуют. Речь идет лишь о доминировании их в тот или иной исторический период. Предложенную типологию
суперсистем социолог наполняет фактическим содержанием, выделяя ее основные составляющие - искусство, истину, мораль, право, что является «фундаментом всякой культуры». С помощью оригинальных методик, с привлечением специалистов из разных областей науки, опираясь на обширный фактический и статистический материал, Сорокин старается подтвердить свою концепцию конкретными историческими данными.
Переход одной суперсистемы в другую всегда связан с социальными конфликтами. Периоды перехода порождают борьбу особой интенсивности в форме самоубийства, преступности, жестокости наказаний, бунтах, восстаниях и революциях. В некоторых обществах такие переходы приводят к международным войнам. Опираясь на исторические данные, можно сделать вывод о том, что в переходные периоды количество войн особенно увеличивается. Однако, по мнению Сорокина, культурные суперсистемы не конечны, что «смерть» культуры не имеет тотального и необратимого характера. Сорокин предполагает, что пока длится переходный период, до воцарения нового типа культуры, война будет продолжать играть главную роль в человеческих взаимоотношениях.

56. Концепция культурных суперсистем П.А.Сорокина

Питирим Александрович Сорокин (1889-1968) - основоположник русской и американской социологических школ. Его теория существования суперсистем культуры - одна из наиболее оригинальных культурологических концепций XX в. Она изложена в четырехтомном труде «Социокультурная динамика» (1937-1941). Сорокин рассматривает историческую действительность как целостное единство различных культурных систем. Подчеркивая своеобразие каждой культуры, философ вместе с тем акцентирует внимание не только на общих чертах в их исторической судьбе, но фиксирует единые и неизменные тенденции, идеи, проблемы, составляющие то, что определяет содержание каждой культуры и выражает ее главную ценность,которая,в свою очередь, является «основой и фундаментом всякой культуры» f Сорокин П.А..Социокультурная динамика / /Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992.С. 429).

Все имевшие место в истории человечества культурные системы философ делит на три основных типа, которые, по его мнению, и образуют три суперсистемы: две противоположные друг другу - идеациональную и чувственную (или - сенситивную) и третью - смешанную, промежуточную между ними - идеалистическую. В основу различия двух противоположных суперсистем культуры Сорокин полагает главный критерий: представления о природе реальности. Идеациональная суперсистема имеет сверхчувственную природу, божественное начало. Чувственная - реальна, адекватна восприятию наших органов чувств. Сорокин подчеркивает, что в «чистом виде» в конкретном обществе идеациональная и чувственная суперсистемы культуры никогда полностью не реализуются. Речь может идти лишь о доминировании и об определенном господстве каждой из них в тот или иной исторический период. Предложенную типологию суперсистем культуры философ наполняет фактическим содержанием, выделяя основные ее составляющие - искусство, истину, мораль, право - и давая им характеристики. Идеациональная культура , по своей сути, религиозна. Она основана «на принципе сверхчувственности и сверхразумности Бога, как единственной реальности и ценности» (там же. С. 430). Ее черты отчетливо проявляются в культуре Брахманской Индии, Древнего Китая (VIII-VI вв. до н.э.), Древней Греции (IX-VI вв. до н.э.) и в западноевропейском Средневековье V-XII вв. Идеациональное искусство нацелено на религиозную тематику, где доминирующим сюжетом является сверхчувственное царство Бога, героями - сам Бог, ангелы, святые и грешники, тайны мироздания, искупления, распятия, спасения и другие трансцендентные события. «Это не искусство одного профессионального художника, а творчество безымянного коллектива верующих, общающихся с Богом и со своей собственной душой» (там же. С. 436). Стиль этой художественной культуры символичен и во многом формален. Художественный образ идеационального искусства воплощается: в архитектуре церковных зданий, которые выполнены в романском стиле и в ранней готике; в богослужебных музыкальных песнопениях, хоралах, мессах, реквиемах; в религиозных литературных молитвах, гимнах, проповедях, житиях святых. Высшей идеациональной истиной у Сорокина является «истина веры». «Она непогрешима и дает адекватное знание о подлинно реальных ценностях» (там же. С. 463). Божественное откровение идеациональной истины постигается с помощью мистического опыта, божественной интуиции и вдохновения. Идеациональные этические ценности и нормы строятся на единении со сверхчувственным.Абсолютом и воспринимаются как безусловные, неизменные, вечные. В свою очередь, отношение к житейским наслаждениям и удовольствиям в этой культуре негативно. Главным является безупречное исполнение людьми своих обязанностей между Богом и обществом. Идеациональное право также опиралось на абсолютные и неизменные принципы, данные Богом. Ересь и вероотступничество, подрывающие религиозные устои, карались с особой жестокостью, часто публично. Нормы, законы и формы его применения в идеациональной культуре абсолютны и жестки. Юридическое сознание данного общества «свободно от всяких сомнений, не допускает критики и обсуждения» (там же. С. 49).Чувственная (или сенситивная) культура является антиподом идеациональной. По мнению Сорокина, она существовала во времена палеолита, в Древней Ассирии, в античной Греции и Риме. Начиная с XV в. этот тип культуры становится доминирующим в Западной Евроие, включая и XX столетие. Сенситивное искусство живет и развивается в мире чувств. Его темами и персонажами являются реальные события и представители различных социальных групп. Задача искусства - доставить удовольствие реципиенту (т. е. зрителю, слушателю, читателю), снискать у него успех, признание и славу. Стиль сенситивного искусства натуралистичен, свободен от любого символизма. Создателями этого искусства являются профессиональные художники. Однако «рядом с этими великолепными достижениями, - подчеркивает Сорокин, - наше чувственное искусство заключает в себе самом вирусы разложения и распада...», которые «и обращают многие добродетели чувственного искусства в его же пороки» (там же. С. 450). По мысли философа, искусство становится «музеем социальной патологии». И все же Сорокин далек от пессимизма: на смену разрушительным тенденциям чувственного искусства он ожидает приход нового, и скорее всего идеационального, искусства. Серьезные проблемы, по мысли философа, существуют и в функционировании истины. Целостное мировоззрение в чувственной суперсистеме культуры подменяется мешаниной «из кое-как склеенных друг с другом фрагментов науки» (тамже. С. 452). Если период становления чувственной культуры сопровождался гармонизацией правовых отношений, укреплением нравственных основ общества, то в период упадка западной культуры наблюдается крах всего образа жизни и поведения людей. Мораль и право девальвируются и перестают выполнять свои объединительные функции внутри общества.Третьей суперсистемой , по мысли Сорокина,является идеалистическая культура . Она связывает сверхчувственный и сверхрациональный аспекты, выступая как промежуточная и переходная между вышеназванными суперсистемами. Ее расцвет приходится на золотой век античной культуры (V-IV вв. до н. э.) и раннее европейское Возрождение (XII-XIV вв.). Для главных составляющих идеалистической культуры - искусства, истины, морали, права - действует исходный принцип: реальная действительность многообразна, в ней задействованы чувственная и сверхчувственные стороны, сочетаются идеациональные и сенситивные ценности. С помощью оригинальных методик, с привлечением специалистов из разных областей науки, опираясь на обширный фактический и статистический материал, П.А. Сорокин пришел к выводу, что в истории развития человечества наблюдается циклическая смена суперсистем культуры в последовательности: идеациональная, идеалистическая, чувственная. П.А. Сорокин, как и его предшественники О. Шпенглер и А. Тойнби, утверждал, что суперсистемам культуры присуща своя внутренняя динамика жизни, охватывающая длительные исторические фазы: генезиса (происхождения) - роста - созревания - увядания - упадка и, наконец, распада. В то же время философ был убежден в том, что так называемая «смерть» культуры не имеет тотального и необратимого характера. Более того, эта «мнимая смертная агония была не чем иным. как острой болью рождения новой формы культуры, родовыми муками, сопутствующими высвобождению новых созидательных сил» (там же. С. 433).

Теория существования суперсистем культуры П. Сорокина - одна из наиболее оригинальных культурологических концепций XX в. Она изложена в четырехтомном труде “Социокультурная динамика” (1937 -1941).

Сорокин выделял три типа культуры: а) чувственный (sensate), в котором преобладает эмпирическичувственное восприятие и оценка действительности преимущественно с утилитарной и гедонистической точки зрения, т. е. преобладает “истина чувств” и истина наслаждения б) идеациональный тип (ideational), где преобладают сверхчувственные, духовные ценности, поклонение некоему Абсолюту, Богу или Идее, т. е. “истина веры” и истина самоотречения; в) идеалистический тип (idealistic), представляющий некий синтез чувственного и идеационального типов, где чувство уравновешивается интеллектом, вера - наукой, эмпирическое восприятие - интуицией, т. е. , по выражению Сорокина, “человеческими умами будет руководить истина разума”.

В основу различия двух противоположных суперсистем культуры Сорокин полагает главный критерий: представления о природе реальности. Идеациональная суперсистема имеет сверхчувственную природу, божественное начало. Чувственная - реальна, адекватна восприятию наших органов чувств

Идеациональная культура, по своей сути, религиозна. Она основана “на принципе сверхчувственности и сверхразумности Бога, как единственной реальности и ценности” (там же. С. 430). Ее черты отчетливо проявляются в культуре Брахманской Индии, Древнего Китая (VIII-VI вв. до н. э.), Древней Греции (IX-VI вв. до н. э.) и в за Высшей идеациональной истиной у Сорокина является “истина веры”. “Она непогрешима и дает адекватное знание о подлинно реальных ценностях” падноевропейском Средневековье VXII вв.

Чувственная (или сенситивная) культура является антиподом идеациональной. По мнению Сорокина, она существовала во времена палеолита, в Древней Ассирии, в античной Греции и Риме. Начиная с XV в. этот тип культуры становится доминирующим в Западной Евроие, включая и XX столетие. Сенситивное искусство живет и развивается в мире чувств. Его темами и персонажами являются реальные события и представители различных социальных групп.

Третьей суперсистемой, по мысли Сорокина, является идеалистическая культура. Она связывает сверхчувственный и сверхрациональный аспекты, выступая как промежуточная и переходная между вышеназванными суперсистемами. Ее расцвет приходится на золотой век античной культуры (V-IV вв. до н. э.) и раннее европейское Возрождение (XII-XIV вв.).

Главный вывод ученого – в истории все 3 типа культуры чередуются с неотвратимостью природных процессов. Идет волнообразное изменение культур: от идеационального типа к идеалистическому и от него к чувственному

С помощью оригинальных методик, с привлечением специалистов из разных областей науки, опираясь на обширный фактический и статистический материал, П. А. Сорокин пришел к выводу, что в истории развития человечества наблюдается циклическая смена суперсистем культуры в последовательности: идеациональная, идеалистическая, чувственная.

П. А. Сорокин утверждал, что суперсистемам культуры присуща своя внутренняя динамика жизни, охватывающая длительные исторические фазы: генезиса (происхождения) - роста созревания - увядания - упадка и, наконец, распада.

56. Концепция культурных суперсистем П.А.Сорокина

Питирим Александрович Сорокин (1889-1968) - основоположник русской и американской социологических школ. Его теория существования суперсистем культуры - одна из наиболее оригинальных культурологических концепций XX в. Она изложена в четырехтомном труде «Социокультурная динамика» (1937-1941). Сорокин рассматривает историческую действительность как целостное единство различных культурных систем. Подчеркивая своеобразие каждой культуры, философ вместе с тем акцентирует внимание не только на общих чертах в их исторической судьбе, но фиксирует единые и неизменные тенденции, идеи, проблемы, составляющие то, что определяет содержание каждой культуры и выражает ее главную ценность,которая,в свою очередь, является «основой и фундаментом всякой культуры» f Сорокин П.А..Социокультурная динамика / /Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992.С. 429).

Все имевшие место в истории человечества культурные системы философ делит на три основных типа, которые, по его мнению, и образуют три суперсистемы: две противоположные друг другу - идеациональную и чувственную (или - сенситивную) и третью - смешанную, промежуточную между ними - идеалистическую. В основу различия двух противоположных суперсистем культуры Сорокин полагает главный критерий: представления о природе реальности. Идеациональная суперсистема имеет сверхчувственную природу, божественное начало. Чувственная - реальна, адекватна восприятию наших органов чувств. Сорокин подчеркивает, что в «чистом виде» в конкретном обществе идеациональная и чувственная суперсистемы культуры никогда полностью не реализуются. Речь может идти лишь о доминировании и об определенном господстве каждой из них в тот или иной исторический период. Предложенную типологию суперсистем культуры философ наполняет фактическим содержанием, выделяя основные ее составляющие - искусство, истину, мораль, право - и давая им характеристики. Идеациональная культура , по своей сути, религиозна. Она основана «на принципе сверхчувственности и сверхразумности Бога, как единственной реальности и ценности» (там же. С. 430). Ее черты отчетливо проявляются в культуре Брахманской Индии, Древнего Китая (VIII-VI вв. до н.э.), Древней Греции (IX-VI вв. до н.э.) и в западноевропейском Средневековье V-XII вв. Идеациональное искусство нацелено на религиозную тематику, где доминирующим сюжетом является сверхчувственное царство Бога, героями - сам Бог, ангелы, святые и грешники, тайны мироздания, искупления, распятия, спасения и другие трансцендентные события. «Это не искусство одного профессионального художника, а творчество безымянного коллектива верующих, общающихся с Богом и со своей собственной душой» (там же. С. 436). Стиль этой художественной культуры символичен и во многом формален. Художественный образ идеационального искусства воплощается: в архитектуре церковных зданий, которые выполнены в романском стиле и в ранней готике; в богослужебных музыкальных песнопениях, хоралах, мессах, реквиемах; в религиозных литературных молитвах, гимнах, проповедях, житиях святых. Высшей идеациональной истиной у Сорокина является «истина веры». «Она непогрешима и дает адекватное знание о подлинно реальных ценностях» (там же. С. 463). Божественное откровение идеациональной истины постигается с помощью мистического опыта, божественной интуиции и вдохновения. Идеациональные этические ценности и нормы строятся на единении со сверхчувственным.Абсолютом и воспринимаются как безусловные, неизменные, вечные. В свою очередь, отношение к житейским наслаждениям и удовольствиям в этой культуре негативно. Главным является безупречное исполнение людьми своих обязанностей между Богом и обществом. Идеациональное право также опиралось на абсолютные и неизменные принципы, данные Богом. Ересь и вероотступничество, подрывающие религиозные устои, карались с особой жестокостью, часто публично. Нормы, законы и формы его применения в идеациональной культуре абсолютны и жестки. Юридическое сознание данного общества «свободно от всяких сомнений, не допускает критики и обсуждения» (там же. С. 49).Чувственная (или сенситивная) культура является антиподом идеациональной. По мнению Сорокина, она существовала во времена палеолита, в Древней Ассирии, в античной Греции и Риме. Начиная с XV в. этот тип культуры становится доминирующим в Западной Евроие, включая и XX столетие. Сенситивное искусство живет и развивается в мире чувств. Его темами и персонажами являются реальные события и представители различных социальных групп. Задача искусства - доставить удовольствие реципиенту (т. е. зрителю, слушателю, читателю), снискать у него успех, признание и славу. Стиль сенситивного искусства натуралистичен, свободен от любого символизма. Создателями этого искусства являются профессиональные художники. Однако «рядом с этими великолепными достижениями, - подчеркивает Сорокин, - наше чувственное искусство заключает в себе самом вирусы разложения и распада...», которые «и обращают многие добродетели чувственного искусства в его же пороки» (там же. С. 450). По мысли философа, искусство становится «музеем социальной патологии». И все же Сорокин далек от пессимизма: на смену разрушительным тенденциям чувственного искусства он ожидает приход нового, и скорее всего идеационального, искусства. Серьезные проблемы, по мысли философа, существуют и в функционировании истины. Целостное мировоззрение в чувственной суперсистеме культуры подменяется мешаниной «из кое-как склеенных друг с другом фрагментов науки» (тамже. С. 452). Если период становления чувственной культуры сопровождался гармонизацией правовых отношений, укреплением нравственных основ общества, то в период упадка западной культуры наблюдается крах всего образа жизни и поведения людей. Мораль и право девальвируются и перестают выполнять свои объединительные функции внутри общества.Третьей суперсистемой , по мысли Сорокина,является идеалистическая культура . Она связывает сверхчувственный и сверхрациональный аспекты, выступая как промежуточная и переходная между вышеназванными суперсистемами. Ее расцвет приходится на золотой век античной культуры (V-IV вв. до н. э.) и раннее европейское Возрождение (XII-XIV вв.). Для главных составляющих идеалистической культуры - искусства, истины, морали, права - действует исходный принцип: реальная действительность многообразна, в ней задействованы чувственная и сверхчувственные стороны, сочетаются идеациональные и сенситивные ценности. С помощью оригинальных методик, с привлечением специалистов из разных областей науки, опираясь на обширный фактический и статистический материал, П.А. Сорокин пришел к выводу, что в истории развития человечества наблюдается циклическая смена суперсистем культуры в последовательности: идеациональная, идеалистическая, чувственная. П.А. Сорокин, как и его предшественники О. Шпенглер и А. Тойнби, утверждал, что суперсистемам культуры присуща своя внутренняя динамика жизни, охватывающая длительные исторические фазы: генезиса (происхождения) - роста - созревания - увядания - упадка и, наконец, распада. В то же время философ был убежден в том, что так называемая «смерть» культуры не имеет тотального и необратимого характера. Более того, эта «мнимая смертная агония была не чем иным. как острой болью рождения новой формы культуры, родовыми муками, сопутствующими высвобождению новых созидательных сил» (там же. С. 433).

Одной из самых интересных теорий развития общества в социологии, является теория суперсистем. Ее разработчиком является русско-американский социолог Сорокин Питирим Александрович (1889–1968), который ввел понятие «суперсистема» в социологию.

П. А. Сорокин рассматривал социальную действительность с позиций соцреализма, постулировавшего существование сверхиндивидуальной социокультурной реальности. Она объективируется в материальных и других «средствах» и не может быть сведена к физической реальности, поскольку социокультурные феномены интегрируются своей структурой значений.

Социокультурная реальность характеризуется бесконечным многообразием, превосходящим любое отдельное ее проявление.

Социокультурная реальность охватывает истины чувств, рационального интеллекта, сверхрациональной интуиции. Все три способа познания должны быть использованы в систематическом исследовании социокультурных феноменов, однако высшим методом познания Сорокин признавал интуицию, которая представляет собой свойство высокоодаренной личности, считая, что при ее помощи были сделаны великие открытия.

Многочисленные объединения социокультурных феноменов носят, по социологической теории П. А. Сорокина, системный характер. Социокультурные системы самого высокого уровня, сфера которых превосходит отдельные общества, организуются вокруг фундаментальных предпосылок относительно природы реальности и принципиальных методов ее познания, т. е. мировоззрений. Социокультурные системы такого характера П. А. Сорокин условно называл суперсистемами.

Главные альтернативы определения сводятся к трем:

1) реальность воспринимается как непосредственно данная в чувствах («чувственная» суперсистема);

2) реальность определяется сверхчувственным образом при помощи интуиции (умозрительная, или «идейная», суперсистема);

3) реальность рассматривается как органическая комбинация двух первых («идеалистическая» суперсистема).

Им соответствуют три формы:

1) истинно-чувственная;

2) духовная (интуитивная);

3) рациональная.

Согласно П. А. Сорокину в различные периоды истории эти возможные базовые предпосылки, как и соответствующие им суперсистемы, находятся в различных фазах своего развития, но в любой период истории существуют пять основных культурных систем, стремящихся в своем выражении реальности к постоянству. Эти системы представлены следующими объектами:

3) религия;

4) искусство;

Согласно П. А. Сорокину каждая система «истин» воплощается в праве, искусстве, философии, науке, религии и структуре общественных отношений, радикальное преобразование и смены которых происходят в результате войн, революций, кризисов. Кризис современной «чувственной» культуры Сорокин связывал с развитием материализма и науки. Выход из этого кризиса представлялся в будущей победе религиозной «идеалистической» культуры.

Загрузка...