Строим дом сами

Схема правописание согласных в корне слова. Правописание согласных: проверяемые и непроверяемые, звонкие, глухие и непроизносимые согласные; двойные согласные; сочетания согласных

1. Для проверки написания сомнительной согласной в корне нужно так изменить слово или подобрать такое однокоренное слово, чтобы за проверяемой согласной следовала гласная или согласная л, м, н, р: сма з ка (ср. сма за ть ), моло т ьба (ср. моло ти ть ), ре з ьба (ср. ре зн ой ).

Ср.: Луга шли вперемежку с полями (‘перемежаться’). — Чёрные карандаши были разбросаны вперемешку с цветными (‘перемешаться’); Изморозь рисует замысловатые узоры на стёклах окон (‘морозить’). Как сквозь сито сеялась мелкая изморось (‘моросить’).

Запомните: сва д ьба (ср. сва де бный ) хотя сва т , сва т ать; лес т ница, хотя лезу; отвер с тие, хотя отвер за ть.

2. Для проверки написания сомнительной согласной в корне иногда надо вспомнить чередования звуков: коври ж ка (от коври г а ), пичу ж ка (от пичу г а ) — с чередованием [г//ж]; деревя ш ка, копчу ш ка (в современном языке соответствующего чередования звуков нет); скворе ч ник (от скворе ц ) — с чередованием [ц//ч] — набалда ш ник (без чередования).

Примечание. Не связано с чередованием звуков наличие двух вариантов произношения и, соответственно, различное написание слов с одним и тем же значением: г алоша — к алоша, диску т ировать — диску сс ировать, синтак с ический — синтак т ический.

3. В некоторых словах иноязычного происхождения написание сомнительной согласной в корне нельзя проверять однокоренным словом: абстракция (ср. абстрагировать ).

4. Написание многих слов с непроверяемыми согласными в корне определяется по орфографическому словарю: асбест, бонбоньерка, варежка, вокзал, кобчик (‘птица’), копчик (‘кость в оконечности позвоночника’), мундштук, футбол, ягдташ и др.

§ 8. Двойные согласные в корне и на стыке приставки и корня

1. Двойное ж (жж) пишется в корнях слов во жж и, дро жж и, жж ение, жу жж ать, мо жж евельник и однокоренных. Ср.: воз ж ечь (воз-+жечь) — воз жж ёшь (воз-+жжёшь), также воз жж ённый.

При наличии чередования звуков [зг//зж], [зд//зж] пишется зж (а не жж ): ви зж ать (ср. ви зг ), прие зж ать (ср. прие зд ), бре зж ить, брю зж ать, дреб езж ать, мо зж ечок и т. п.

Примечание. В редких словах бры ж ейка, бры ж и пишется только одно ж .

2. Двойное с (сс) пишется в слове сс ора и однокоренных (о написании слова рассориться см. § 27, прим. 4).

3. Двойные согласные пишутся в сложносокращенных словах, если одна часть кончается, а другая начинается одной и той же согласной: главврач, поссовет, роддом.

Примечание. В первой части сложносокращенного слова, представляющей собой основу, которая оканчивается двойными согласными, пишется только одна согласная: гра м пластинка, гру п ком, гру п орг, ко н армеец.

4. В словах, образованных от основ, оканчивающихся на две одинаковые согласные, двойные согласные перед суффиксом сохраняются: пятибалльный ← балл, галльский ← галл, гуннский ← гунн, компромиссный компромисс, группка группа, диаграммка диаграмма, программка программа, телеграммка ← телеграмма. Ср.: Канберрский университет ( Канберра), Каннский кинофестиваль ( Канны), Лозаннская конференция (← Лозанна).

Исключения. В некоторых словах, в частности в уменьшительных именах лиц, в рассматриваемом случае пишется одна согласная:

1) кристальный, финский, колонка, пятитонка, финка (обычно двойное н стягивается в одно н перед суффиксом -к-а ), оперетка;

2) Алка ← Алла, Анка ← Анна, Кирилка ← Кирилл, Римка ← Римма, Савка ← Савва, Филипка ← Филипп, Эмка ← Эмма.

5. Двойные согласные пишутся на стыке приставки и корня, если приставка кончается, а корень начинается одной и той же согласной: во зз вание, по дд елать, чере сс едельник.

Примечание. Следует различать написание слов типа податься (приставка по- ) и поддаться (приставка под- ). Ср.: Дверь подалась под ударами (‘перестала оставаться в первоначальном положении’). — Дверь поддалась ударам лома (‘не сдержала напора, нажима’).

6. Написание двойных согласных в словах иноязычного происхождения определяется по орфографическому словарю:

аббревиатура

абсцисса

агрессия

акклиматизация

аккомодация

аккредитив

аккредитовать

аксессуар

аллитерация

аммиак

аммонит

апелляция

аппендицит

аппликация

аппретура

аппроксимация

асессор

атолл

аттракцион

баббит

балласт

баллотироваться

беллетристика

босс

гиббон

гиппопотам

гуммиарабик

гуттаперча

дилемма

дистиллировать

дифференциал

дифференциация

идиллия

иллюминация

индифферентный

иррациональный

ирригация

каллиграфия

кассация

клемма

коллежский

баллон

колосс

коралл

коррозия

коррупция

коэффициент

кристалл

мантисса

муссон

оппозиция

параллелепипед

параллелограмм

пассат

перрон

пессимизм

рессора

сеттер

сеттльмент

силлабический

симметрия

стеллаж

стрептококк

теннис

терраса

террикон

территория

троллейбус

хлорофилл

целлюлоза

эксцесс

эллипс

эссенция

Запомните: данные слова пишутся с одной согласной в корне:

агрегат

алюминий

атрибут

бакалавр

балюстрада

баркарола

вернисаж

волейбол

галерея

десант

десерт

децибел

дилетант

импресарио

карикатура

катар

лилипут

нивелир

пилигрим

политес

привилегия

продюсер

пудинг

ресурс

росомаха

русизм

тротуар

унисон и др.

§ 9. Непроизносимые согласные в корне

Для проверки написания слов, имеющих в своем составе группу согласных вств, здн, ндск, нтск, стл, стн и др., нужно так изменить слово или подобрать такое однокоренное слово, чтобы после согласной стояла гласная: грус т ный (ср. грус те н, грус ти ть ), свис т нуть (ср. свис те ть ), со л нце (ср. со лн ечный ).

Запомните:

безвестный

властный

гигантский

голландский

горестный

громоздкий

девственный

дилетантский

доблестный

захолустный

здравствовать

корыстный

костный

лестница (хотя лесенка )

местный

ненавистный

ненастный

окрестность

пастбище

поздно

праздность

прелестный

пристрастный

сверстник

свистнуть (от свистеть )

сердце

солнце

счастливый

тростник

хлестнуть

чувствовать

целостный

явственный

яростный

безгласный

блеснуть (хотя блестеть )

вкусный

гнусный

интриганский

искусный

косный

опасный

плеснуть (хотя плескать )

ровесник

свиснуть (от свисать )

склянка (хотя стекло )

словесность

ужасный

участвовать

чествовать

шествовать

Непроизносимые согласные - это звуки, которые не произносятся или плохо различаются в скоплении согласных в слове. В словах русского языка встречаются труднопроизносимые скопления согласных звуков:

вств (здравствуй, чувствовать, явственный, девственный),
здн (праздновать, праздник, поздний, поздно, бездна, звёздный),
ндск (голландский, шотландский, финляндский),
нтск (гигантский, дипломантский, дилетантский),
стл (постланный, счастливый, совестливый, участливый),
стн (доблестный, захолустный, яростный),
лнц (солнце),
рдц (сердце),
стск (расистский, националистский)

и другие.

При произнесении таких слов выпадают звуки в, д, т, л. Их называют непроизносимыми.

В таких случаях написание слова с непроизносимым согласным требует проверки.

Правило!

Чтобы правильно написать слово с непроизносимым согласным, нужно изменить его форму или подобрать родственное слово таким образом, чтобы в нем после первого или второго согласного этой группы согласных стоял гласный звук.

Для согласного звука, если после него находится гласный, эта позиция в слове является сильной, то есть тогда согласный слышится ясно и отчетливо.

Позиция непроизносимого согласного становится сильной также в конце слова и в случаях, если за ним следует непарный сонорный звук (л, м, н, р, й):

солнце - солнечный, счастливый - счастье (е = [й’э], перед й);

агент ство - агент, постная (пища) - пост, жалостливый - жалость.

Примеры применения правила

Примеры слов с непроизносимыми согласными

При произнесении слов «груст ный», «кост ный», «ярост ный» в скоплении согласных звуков стн пропадает звук т . Чтобы правильно их написать, воспользуемся орфографическим правилом.

Груст ный - грустен, грустить, грусть;

кост ный - косточка, кость, кости, окостенеть;

ярост ный - в ярости, ярость.

Отличные результаты дают задания детям сделать карточки из слов с непроизносимым согласным. На карточке дети пишут 5-10 слов, пропуская опасное место. Затем на уроке ученики меняются карточками и пишут к словам проверочные слова. Примеры слов, в которых есть непроизносимый согласный:

Свист нуть (свистеть), агент ство (агент), безвест ный (весть), вест ник (вести), власт ный (власть), гигант ский (гигант), голланд ский (Голландия), горест ный (горести), громозд кий (нагромоздил), дилетант ский (дилетанты), доблест ный (доблесть), звёзд ный (звезда), захолуст ный (захолустье), здрав ствовать (здравие), корыст ный (корысть), кост ный (кость), мест ный (место), ненавист ный (ненависть), ненаст ный (ненастье), неизвест ность (известие), област ной (область), окрест ность (окрест), паст бище (пасти), позд но (опоздал), празд ность (празден), прелест ный (прелесть), пристраст ный (пристрастие), радост ный (радость), свист нуть (свистеть), серд це (сердечко), счаст ливый (счастье), трост ник (тростинка), хлест нуть (хлестать), хруст нул (хрустеть), целост ный (целость), яв ственный (наяву), ярост ный (ярость).

Примеры слов, в которых нет произносимой согласной

В ряде слов нет непроизносимого согласного звука. Примеры слов, где нет непроизносимой согласной т :

безгласн ый, вкусн ый, гнусн ый, живописн ый, интриганс кий, искусн ый, искусн ица, интересн ый, живописн ый, небесн ый, косн ый (отсталый), кудесн ик, опасн ый, словесн ый, словесн ость, ужасн ый, ровесн ик, чудесн ый.

Чтобы убедиться в отсутствии непроизносимого согласного звука в приведенных словах, поступаем точно также: изменяем их форму или ищем однокоренное слово, в котором в сомнительном месте появится гласный звук.

Опасн ый - опасен, искусн ый - искусен, интересн ый - интересен, ужасн ый - ужасен, вкусн ый - вкусен;

словесн ый - словеса, чудесн ый - чудеса, небесн ый - небеса, живописн ый - живопись.

Прилагательные «чудесный», «небесный», «словесный» имеют в своем составе формообразующий суффикс –ес–, с помощью которого образованы формы множественного числа и косвенных падежей существительных «чудо» , «небо», «слово».

Чудо - чудеса - чудесный;
небо - небеса - небесный;
слово - словеса - словесный, словесность, словесник.

Не следует вставлять лишний согласный в сочетания ств в следующих словах:

участвовать, чествовать, шествовать, яства.

Но есть слова исключения, которые не подчиняются правилу. Это словарные слова:

блесн уть (но блестеть, блёстки), плесн уть (но плеск), лест ница (но лесенка), склянка (но стекло, стеклянный).

ровесник (ровный по вёснам) - сверст ник (одинаковый по возрасту);

шествовать (шествие) - шеф ствовать (шефы);

яства (старославянское ясти - есть) - яв ственный (явь, явиться, явление);

наперсник (старославянское перси - грудь) - напёрст ок (перст - палец);

косный (отсталый, реакционный) - кост ный бульон (кости).

Слова «ровесник» и «сверстник» считаются словарными, написание которых следует запомнить.

Существительное «сверстник» восходит в общеславянскому слову «верста», которое служило мерой не только длины, но и возраста. Знание этого поможет написать букву т в слове «сверстник».

Пример карточки из 10 слов

доблес...ный -

трос...ник -

свис...нуть -

небес...ный -

искус...ный -

ненас...ный -

влас...ный -

лес...ница -

Правописание согласных в корне включает три типа правил:

1) правописание звонких/глухих согласных;
2) правописание непроизносимых согласных;
3) двойные согласные.

Правила 1 и 2 рассмотрены нами в п. 1.14. Изменения согласных в речи , п. 1.15. Правопи-сание согласных . В данном пункте остановимся более подробно на правописании двойных согласных в корне .

О правописании двойных согласных на стыке морфем, в суффиксах, приставках см. п. 2.5. Приставки , п. 2.7. Суффиксы. Постфиксы .

1. В корне слова двойные согласные пишутся, как правило, в заимствованных словах.

Аллея, ассамблея, баллада, колонна, корреспон-дент, репрессия, теннис, тонна, терраса, эффект.

    Слово балл имеет значения:

    1. «единица оценки степени чего-либо» (ветер в шесть баллов );
    2. «оценка в школе, в спорте и т.д.» (проходной балл ).

    Слово бал имеет значение «большой танцевальный вечер» (выпускной бал ).

2. В корнях русских слов две одинаковые согласные пишутся в следующих случаях:

3. Корневые двойные согласные сохраняются в производных словах.

Ср.: программа - программировать - программный - программка, Канны - каннский.

4. Исключения:

Пишется одна согласная Пишется двойная согласная
1. В первой части сложносокращенных слов: Ком партия (комм унистическая партия ), кор пункт (корр еспондентский пункт ).
2. В уменьшительно-ласкательных формах личных имён с суффиксом -к- , ср.: Алл а - Ал ка, Анн а - Ан ка, Кирилл - Кирил ка, Римм а - Рим ка, Савв а - Сав ка . В других случаях пишется двойная согласная - Алл очка, Анн ушка .
3. В некоторых производных от слова кристалл (если после л пишется ь ): кристаль ный, кристаль но, кристаль ность, кристаль чик . В других производных пишется двойная согласная: кристалл ический, кристалл ик и др.
4. В некоторых производных от слова колонна : колон ка, колон очный, колон чатый, колон ковый . В остальных словах пишется двойная согласная: колонн ый, колонн ада, колонн ообразный и др.
5. В некоторых производных от слова оперетта : оперет ка, оперет очный, оперет очник .
6. В некоторых производных от слова финн : фин ский, Фин ляндия, фин ка . Но: финн о-угорский .
7. В одном из производных отдельных слов, ср.: антенна - антенка, тонна - трёхтонка, пятитонка . Но: антенн очка, антенн ый .
Но: тонн аж и др.

Упражнения к теме «2.4. Правописание согласных в корне»

  • 2.4. Правописание согласных в корне

Многочисленные правила в нашем богатом языке поражают своей уникальностью. Ни один язык мира не имеет столько требований к тому, чтобы правильно написать и проверить слово.

Любое слово всегда можно разобрать по составу, морфологически, фонетически и синтаксически.

Как правильно разбирать слова по их составу?

Первое, что необходимо сделать, так это определить исходную форму слова. Например: телефоном – телефон (начальная форма).

Второе, что следует выполнить, определиться, где у слова окончание и суффикс, который его образует, но это при его наличии.

Затем, ученик должен выделить основу всего слова. Не стоит забывать, что в основу никогда не входит окончание и суффикс, образующий слово.

После этого, находите в слове приставку и суффиксы, если они имеют, и помечаете их.

В самом конце разбора находится корень.

Справочная информация:

Окончание – помогает слову связывать себя с другими словами в предложении, а также показывает какого рода, числа или падежа данное слово.

Основа – основная часть слова. Она указывает на его лексическое значение. В её состав не может входить ни окончание, ни образующие суффиксы, но кроме возвратного суффикса.

Суффиксы – части слова, которые помогают ему образовываться. Наиболее часто встречаются после корня, но бывают и такие, которые идут после окончания слова.

Приставка – образует новые слова. Она всегда стоит перед словом.

Корень – главная часть слова. Без корня не может существовать самого слова, как, например, если нет приставки, суффикса или окончания, то корень есть всегда.

Именно, благодаря ему можно проверять буквы, искать однокоренные слова. Он несёт лексическую составляющую слова в целом.

Проверяемые и непроизносимые согласные в корне

Правило : правописание проверяемых согласных в корне слова. Чтобы правильно определить, какую согласную нужно написать в слове, а именно в корне, то необходимо подобрать такое однокоренное слово, чтобы в нём после этой глухой или звонкой согласной шла гласная буква. Так сразу можно понять, как написать слово без ошибок.

Примеры такого правила: любовь – любви, просьба – просить, дождь – дожди, хлеб – хлеба, шутка – шутить.

Возможно и такое, что слово пишется по одному варианту, а при подборе однокоренного словечка, появляется другая буква. Это свойство называется чередование согласных букв.

Примеры : визг – визжит, друг – друзья, слух – слушать.

Таких слов много в русском языке.

Безусловно, что есть слова, которые не имеют ни чередования, ни проверяемых слов. Их необходимо просто выучить наизусть, чтобы всегда знать, как их правильно написать.

Есть такие слова, которые в своем корне имеют непроизносимую букву, которая выявляется лишь при подборе однокоренного слова, но при этом она является проверяемой согласной в корне.

Примеры : солнце – солнышко, честный человек – честь, счастливый мужчина - счастье.

Но и тут не обошлось без исключений. Часто ученики путают слова, которые в своей основе не имеют буквы, которая пишется, но не произносится.

Прежде, чем писать такие слова, необходимо найти его «слова – сородичи», чтобы убедиться, что в их корне нет этой непроизносимой согласной буквы, хотя многие из них не имеют таких слов и рассчитаны на запоминание.

40. Запишите проверочные слова по образцу. Обозначьте орфограмму № 3.

Луг - луга , ошиб ка - ошиба ться, сосед - соседи , обед - обеда ть, труб ка - трубо чка, голод - голодн ый, труд - трудн ый, насмеш ка - смеши ть, утюг - утюги , масштаб - масштабн ый,
роб кий - робо к, ног ти - ного ть.


41. Запишите проверочные слова. Обозначьте орфограмму № 3 по образцу.


42. Спишите слова, вставляя одну из указанных букв.

Б или п? Голу б ка (голуби ), корот ка (корото к), скрип ка (скрипа ч), гиб кий (гибо к).
В или ф? Верёв ка (верёво чка), лов кий (лово к), вышив ка (вышива ть), шеф ский (шефы).
Г или к? Сапог (сапоги ), поток (потоки ), враг (враги ), друг (у друга ), подвиг (подвиги ), ног ти (ного сть).
Д или т? Селёд ка (селёдо чка), ред кий (редо к), мет кий (мето к), молот ьба (молоти ть).
Ж или ш? Нож ка (у ноже к), вареж ка (нет вареже к), ладош ка (с ладоше к), рубаш ка (нет рубаше к).
З или с? Указ ка (ука за ть), кос ьба (коси ть), дерз кий (дерзи ть), прос ьба (проси ть).


43. Выпишите пары одинаково произносимых слов. Чтобы стало ясным их значение, подберите к каждому подходящему по смыслу слова. Подчеркните в них орфограммы.

Сладкий плод - деревянный плот , зелёный луг - горький лук , женский род - маленький рот , ивовый прут - небольшой пруд , он молод - тяжёлый молот .


44. Можно ли проверить правописание выделенных гласных и согласных в корнях слов? Почему? Как называются такие гласные и согласные?



Выделенные гласные и согласные в корнях слов проверить нельзя, так как это словарные слова, их нужно запомнить. Такие гласные и согласные называются непроверяемыми.


45. Проверьте по орфографическому словарю написание данных слов.

Ба скет бол, кросс , тенни с, фи гура, спорт смен, вок зал, рюк зак.

46. Подготовьтесь к игре "Пиши правильно!". Внимательно прочитайте данные слова и запомните их правописание. Закройте учебник. Разделитесь на три команды. Ученик из каждой команды на доске записывает слово, которое диктует учитель. Остальные ученики записывают слова в тетрадь. Выигрывает та команда, ученики которой совершили меньше ошибок.

Задание для самостоятельной работы.

Загрузка...