Строим дом сами

Нарцисс (Narcissus). Описание, виды и уход за нарциссом

Среди бесчисленного количества сортов и гибридов сладкого перца существуют такие, как например перец «Рамиро», чья популярность имеет буквально мировые масштабы. И если большинство овощей на полках супермаркетов безымянны, и практически невозможно узнать об их сортовой принадлежности, то имя этого перца «Рамиро» непременно будет на упаковке. И, как показал мой опыт, этот перец стоит того, чтобы о нем узнали и другие огородники. В связи с чем и была написана эта статья.

Осень - самое грибное время. Уже не жарко, по утрам выпадают обильные росы. Поскольку земля ещё тёплая, а сверху уже нападала листва, создавая в приземном слое совершенно особый микроклимат, грибам очень комфортно. Грибникам в это время тоже комфортно, особенно по утрам, когда прохладнее. Самое время тем и другим встретиться. И, если не представлены друг другу - познакомиться. В этой статье познакомлю вас с экзотичными, малоизвестными и не всегда съедобными грибами, похожими на кораллы.

Если вы человек занятой, но при этом не лишены романтики, если у вас есть свой участок и вы наделены эстетическим вкусом, то изучите возможность приобрести этот замечательный декоративный кустарник – кариоптерис, или Орехокрыльник. Он же «крылоорешник», «синий туман» и «синяя борода». В нём, действительно, в полной мере сочетаются неприхотливость и красота. Своего пика декоративности кариоптерис достигает в конце лета и осенью. Именно в это время он цветёт.

Айвар из перца - овощная икра или густой овощной соус из болгарского перца с баклажанами. Перец для этого рецепта запекают, причем довольно долго, затем ещё и тушат. В айвар добавляют репчатый лук, помидоры, баклажаны. Для заготовки на зиму икру стерилизуют. Этот балканский рецепт не для тех, кто любит делать заготовки по-быстрому, недоваренное и недопеченное - не про айвар. В общем, подходим к делу обстоятельно. Для соуса выбираем на рынке самые спелые и мясистые овощи

Несмотря на простые названия («липки» или «комнатный клен») и статус современного заменителя комнатных гибискусов, абутилоны – растения далеко не самые простые. Они хорошо растут, обильно цветут и радуют здоровым видом зелени только в оптимальных условиях. На тонких листьях быстро проявляются любые отклонения от комфортного освещения или температур и нарушения в уходе. Чтобы раскрыть красоту абутилонов в комнатах, стоит найти для них идеальное место.

Оладьи из кабачков с пармезаном и грибами - вкуснейший рецепт с фото из доступных продуктов. Обычные кабачковые оладушки легко превратить в нескучное блюдо, добавив в тесто несколько пикантных ингредиентов. В кабачковый сезон побалуйте семью овощными оладьями с лесными грибами, это не только очень вкусно, но и сытно. Кабачок - универсальный овощ, он подходит для фаршировки, для заготовок, для вторых блюд, и даже для сладкого есть вкусные рецепты - из кабачка делают компоты и варенье.

Идея выращивания овощей на траве, под травой и в траве поначалу пугает, пока не проникнешься естественностью процесса: в природе ведь всё происходит именно так. С обязательным участием всей почвенной живности: от бактерий и грибков до кротов и жаб. Каждый из них вносит свой вклад. Традиционная обработка почвы с перекопкой, рыхлением, подкормками, борьбой со всеми, кого мы считаем вредителями, разрушает создававшиеся веками биоценозы. К тому же требует больших затрат труда и ресурсов.

Что сделать вместо газона? Чтобы вся эта красота не желтела, не болела и выглядела при этом, как газон... Надеюсь, что умный и догадливый читатель уже улыбается. Ведь ответ напрашивается сам собой – если ничего не делать, ничего и не будет. Конечно, существует несколько решений, которые можно использовать, и с их помощью сократить площади газона, а значит, снизить трудоёмкость ухода за ним. Предлагаю рассмотреть альтернативные варианты и обсудить их плюсы и минусы.

Томатный соус с луком и сладким перцем - густой, ароматный, с кусочками овощей. Соус готовится быстро и получается густым, потому что этот рецепт с пектином. Делайте такие заготовки в конце лета или осенью, когда овощи созрели под солнышком на грядках. Из ярких, красных томатов получится такой же яркий домашний кетчуп. Этот соус - готовая заправка для спагетти, а ещё его можно просто намазать на хлеб - очень вкусно. Для лучшей сохранности можно добавить немного уксуса.

В этом году часто наблюдала картину: среди роскошной зеленой кроны деревьев и кустарников то тут, то там словно свечи «горят» высветленные верхушки побегов. Это хлороз. О хлорозе большинство из нас знает еще с уроков школьной биологии. Помнится, что это недостаток железа... А ведь хлороз - понятие неоднозначное. И не всегда высветление листвы означает нехватку именно железа. Что такое хлороз, чего не хватает нашим растениям при хлорозе и как оказать им помощь, расскажем в статье.

Овощи по-корейски на зиму - вкусный корейский салат с помидорами и огурцами. Салат кисло-сладкий, пикантный и чуть острый, потому что приготовлен с приправой для корейской моркови. Обязательно заготовьте на зиму несколько баночек, холодной зимой эта полезная и ароматная закуска будет весьма кстати. Для рецепта можно использовать перезревшие огурцы, заготавливать овощи лучше поздним летом или ранней осенью, когда они созрели в открытом грунте под солнышком.

Осень для меня - это георгины. Мои начинают цвести уже в июне, и все лето соседи заглядывают ко мне через забор, напоминая, что я обещала им к осени несколько клубней или семян. В сентябре в аромате этих цветов появляется терпкая нотка, намекающая на приближающиеся холода. А значит, пора заняться подготовкой растений к длинной холодной зиме. В этой статье поделюсь своими секретами осеннего ухода за многолетними георгинами и подготовкой их к зимнему хранению.

На сегодняшний день усилиями селекционеров выведено, по различным данным, от семи до десяти тысяч(!) сортов яблони культурной. Но при огромнейшем их разнообразии в частных садах, как правило, растёт всего пара-тройка популярных и полюбившихся сортов. Яблони - крупные деревья с раскидистой кроной, и много таких на одном участке не вырастишь. А что если попробовать выращивать колоновидные сорта этой культуры? В этой статье расскажу именно о таких сортах яблонь.

Пинджур - икра из баклажанов по-балкански со сладким перцем, луком и помидорами. Отличительная особенность блюда - баклажаны и перец сначала запекают, затем очищают от кожицы и долго томят в жаровне или в кастрюле с толстым дном, добавив остальные овощи, указанные в рецепте. Икра получается очень густой, с ярким, насыщенным вкусом. На мой взгляд, этот способ приготовления - лучший, из всех известных. Он хоть и более хлопотлив, но результат компенсирует трудовые затраты.

Дата ___ ________________________________________________

ТЕМА: РАСТЕНИЯ . КАКИЕ БЫВАЮТ РАСТЕНИЯ.

___________________________________________________________

Какие растения ты еще знаешь? ______________________________

Дата ____________________________________________________

ТЕМА: ПРИРОДА ОСЕНЬЮ.

_______________________________________________________

ТЕМА: ПРИЗНАКИ ОСЕНИ.

Осень бывают солнечные, ясные дни. Но чаще - облачно, пасмурнор, идет дождь. Исчезают бабочки, прячутся мошки и жуки. Птицы не могут найти пищу. Они улетают в теплые края.

1. Рассмотри рисунок. Найди и назови признаки осени.

2. Как ты думаешь, почему осенью листья становятся желтыми?

3. Расскажи с опорой на схему о перелете птиц. Выясни причину отлета птиц.

_________________________________________________________

ТЕМА: ТРУД ЛЮДЕЙ ОСЕНЬЮ.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Дата _______________________________________________________

ТЕМА: РАСТЕНИЯ. ЗАКРЕПЛЯЮЩИЙ УРОК.

Какое растение лишее в каждом ряду? Объясни свой ответ.

______________________________________________________

Дата _______________________________________________________

ТЕМА: ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА.

1. Рассмотри плоды помидора, яблока, груши, огурцы, подсолнечника, гороха. Распредели плоды по группам: сухие и сочные.

Сухие плоды

Сочные плоды

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

2. Сравни плоды:

помидор

яблоко

груша

огурец

подсол-нечник

горох

Форма

Цвет

Величина

Запах

Вкус

Число семян

3. Закончи предожения.

Свекла сладкая, а лук _______________________________________.

Огурцы употребляют в пищу в __________________________ виде.

Лимон ______________________, а виноград __________________.

ТЕМА: ЗАНЯТИЯ И ОДЕЖДА ДЕТЕЙ ОСЕНЬЮ .

1. Рассмотри рисунок. Расскажи об осени.

__________________________________________________________

__________________________________________________________

__________________________________________________________

2. Ира идет в парк. Какую одежду надеть Ире? Выбери и назови подходщие для прогулки вещи. Объясни свой выбор.

_________________________________________________________

_________________________________________________________

_________________________________________________________

Дата ______________________________________________________

ТЕМА: ГРИБНАЯ ПОРА.

1. Речевая разминка.

Спрашивай - отвечай.

Я нашел в лесу подосиновик, а ты?

_________________________________________________________

2. Закончи рисунки.

3. Какие грибы ты еще знаешь.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Дата ______________________________________________________

ТЕМА: ЧТО НАМ ОСЕНЬ ПОДАРИЛА.

1. Речевая разминка.

Закончи предложения.

Малина красная, а черника - _________________________________.

Черника ______________, ___________________________________.

2. Найди ошибки, обведи карандашом.

Что нам дарит осень.

В лесу - грибы, орехи, яблоки, рябину.

В огороде - груши, тыквы, кабачки, виноград, картофель.

В саду - яблоки, сливы, пшеницу, овес, цветы.

В поле - рожь, свеклу, репу, пшеницу, ячмень, клубнику.

3. Оъясни, как ты понимаешь поговорку.

"Сентябрь холоден, да сытен".

4. Сравни эти плоды. Какие из них растут в твоем крае?

яблоко

слива

груша

апельсин

банан

гранат

Цвет

Форма

Вкус

Величина

Дата _______________________________________________________

ТЕМА: РАСТЕНИЯ. СВЕТ, ТЕПЛО, ВОДА.

Растениям нужны свет, тепло и вода. Для того чтобы из семени появилось растение, ему тоже нужны свет, тепло и вода.

1. Рассмотри рисунок. Расскажи, как из семени появляется растение.

______________________________________________________________________________________________________________________

Дата _____________________________________________________

ТЕМА: СТРОЕНИЕ И СХОДСТВО РАСТЕНИЙ.

Корень, стебель, лист, цветок - это части растения.

Стебель дерева - ствол.

Найди и покажи стебель (ствол), листья, корни у дерева и цветка.

Дата _____________________________________________________

ТЕМА: РАСТЕНИЯ. ЗАКРЕПЛЯЮЩИЙ УРОК.

Раскрась. Соедини стрелками фрукты с корзинкой, ягоды - с ведерком, овощи - с коробкой.

Дата _____________________________________________________

ТЕМА: РАСТЕНИЯ. ЗАКРЕПЛЯЮЩИЙ УРОК.

1. Отгадай загадку.

Будто снежный шар бела,

По весне она цвела,

Нежный запах источала.

А когда пора настала,

Разом сделалась она

Вся от ягоды черна.

Не жар, не огонь,

а возьмешь в руки - опалит.

____________________________

2. Напиши название растений.

______________________________________________________________________________________________________________________

3. Составь рассказ на тему: "Почему без растений невозможна жизнь на Земле"

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Дата _____________________________________________________

ТЕМА: РАСТЕНИЯ В ШКОЛЕ И ДОМА.

Дата _____________________________________________________

ТЕМА: РАСТЕНИЯ. ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ.

1. Сравни растения, опиши любое по плану.

    Как называется это растение?

    Как выглядит его стебель?

    Листья этого растения простные или сложные?

    Как расположены жилки на его листьях?

    Какие цветки у этого растения?

2. Дополни схему "Значение стебля для жизни растения".

3. Выскажи предположение: почему многие растения образуют соцветия? С каким высказыванием ты согласишься? Отметь его.

    В соцветии много мелких цветков, поэтому они более заметны.

    Соцветие более красиво, чем одиночный цветок.

    Соцветие трудно сорвать, чем одиночный цветок.

Дата _____________________________________________________

ТЕМА: РАСТЕНИЯ. С КЕМ ДРУЖИТ ЕЛЬ.

Рассмотри рисунок. Каким птицам и зверям ель дает пищу и укрытие? Подумай, что может произойти с животными леса, если люди вырубят ели.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Дата _____________________________________________________

ТЕМА: ЯДОВИТЫЕ РАСТЕНИЯ.

Соедини линиями рисунки похожих растений. Ответь, какие из них ядовиты.

_____________________________________________________________________________________________________________________

Какие еще ядовитые растения ты знаешь?

______________________________________________________________________________________________________________________

Подпиши названия растений.

Дата _____________________________________________________

ТЕМА: РАСТЕНИЕЯ . СЪЕДОБНОЕ И НЕСЪЕДОБНОЕ.

Присматривайся к тому, что окружает тебя в природе. Не собирай незнакомые грибы и ягоды: они могут оказаться ядовитыми!

Отметь (закрась кружок зеленным карандашом) съедобные ягоды и грибы.

Отметь (закрась кружок красным карандашом) несъедобные ягоды и грибы.

Запомни, как выглядят ядовитые грибы и ягоды. БУДЬ ОСТОРОЖЕН!

Дата _____________________________________________________

ТЕМА: КОМНАТНЫЕ РАСТНИЯ.

Узнай комнатное растение. Подпиши его название.

Понаблюдай за изменением черенка комнатного растения.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Дата _____________________________________________________

ТЕМА: ЗАКРЕПЛЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО МАТЕРИАЛА.

1. Подбери пару к фруктам. Назови их.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Назови ласково:

Яблоко - яблочко;

Оимре - _______________________________________;

Мандарин - ____________________________________;

Банан - ________________________________________.

3. Отгадай загадки:

Сама с кулачок,

Красный бочок,

Потрогаешь - гладко,

А откусить - сладко.

_________________ ( Яблоко )

Снесла птичка синие яички,

Развесила по дереву:

Скорлупа мягонька, белок сладенький

А желток костяной.

_________________________ ( Слива )

Дата _____________________________________________________

ТЕМА: РАСТЕНИЯ. ВОДОРОСЛИ.

1. Закончи предложения.

Водоросли не имеют _________________________________________.

У мхов есть ________________________________________________, но нет _____________________________________________________.

У папоротников есть ________________________________________,

но нет _____________________________________________________.

2. Объесни, почему водоросли получили такое название. Подбери к слову "водоросли" однокоренные слова.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Зарисуй водоросли.

Дата _____________________________________________________

ТЕМА: ЗАКРЕПЛЯЮЩИЙ УРОК.

1. Кого не хватает в каждом столбце?

2. Используя рисунок, установи последовательность, кто чем питается.

______________________________________________________________________________________________________________________

Рассмотри рисунок. Отметь домашних животных.

Дата _____________________________________________________

ТЕМА: ТРУД ЛЮДЕЙ ВЕСНОЙ.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Дата _____________________________________________________

ТЕМА: РАСТЕНИЯ. ОБУЩАЮЩИЙ УРОК.

Что еще происходит в этих месяцах?

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Дата _____________________________________________________

ТЕМА: РАСТЕНИЯ. ОБУЧАЮЩИЙ УРОК.

Дата _____________________________________________________

ТЕМА: ВЕСЕННИЕ РАСТЕНИЯ.

1. Подпиши названия весенних растений.

Ландыш, гусинный лук, нарцисс, ветреница, тюльпан, гиацинт.

2. Найди ошибку. Какое из этих растений не цветет весной?

Дата _____________________________________________________

ТЕМА: СЕМЕНА.

После цветения у многих растений образуются семена. Семена разных растений не похожи друг на друга.

1. Рассмотри растения и их семена. Назови названия растений.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Какие из этих семян хорошо тебе знакомы? Расскажи, как люди их используют.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Дата _____________________________________________________

ТЕМА: РАСТЕНИЯ ЛЕТОМ И ЗИМОЙ.

1. Рассмотри рисунки. Какое время года на них изображено?

_________________________________________________________

2. Расскажи, что делают дети на пером рисунке. Вспомни, что ты делал летом.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Рассмотри деревья. Каким бывает дерево летом, а каким - зимой? Подумай, почему летом много зелени, а зимой ее нет.

______________________________________________________________________________________________________________________

Дата _____________________________________________________

ТЕМА: РАСТЕНИЯ. ЗАКРЕПЛЯЮЩИЙ УРОК.

Рассмотри рисунок. Разукрась. Скажи названия фруктов и овощей.

Отметь (закрась кружок красным карандашом) фрукты.

Отметь (закрась кружок зеленым карандашом) овощи.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Дата _____________________________________________________

ТЕМА: КОМНАТНЫЕ РАСТЕНИЯ И РАСТЕНИЯ РАСТУЩИЕ НА УЛИЦЕ.

Рассмотри рисунок. Расскажи как ухаживают за растениями дома и на улице. __________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________

Назови комнатные растения: __________________________________

___________________________________________________________

Назови растения растущие на улице ____________________________

___________________________________________________________

Дата _____________________________________________________

ТЕМА: РАЗНООБРАЗИЕ ЦВЕТОВ.

Весной и летом начинают цвести растения. Очень много цветов в лесах и лугах.

Рассмотри рисунок. Найди знакомые цветы. Вспомни, какие еще цветы ты видел в лесу и в поле.

______________________________________________________________________________________________________________________

Рассмотри цветок ромашки и цветок василька. Чем они похожи и чем различаются?

______________________________________________________________________________________________________________________

Некоторые цветы люди специально выращивают в садах. Эти цветы очень красивые.

Найди на рисунках знакомые тебе садовые цветы.

Дата _____________________________________________________

ТЕМА: ПОЧЕМУ ОНИ ИСЧЕЗАЮТ? ЗАКРЕПЛЯЮЩИЙ УРОК.

1. Рассмотри рисунок. Расскажи, почему исчезает природа, кто ее губит.

Кто может помочь природе не исчезнуть?

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Дата _____________________________________________________

ТЕМА: ПРИСПОСОБЛЕНИЕ РАСТЕНИЙ К СЕЗОННЫМ ИЗМЕНЕНИЯМ В ПРИРОДЕ.

Вспомни, что нужно растениям для жизни (свет, тепло, вода ).

Рассмотри рисунки. Расскажи, как изменяются растения в зависимости от времени года.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Дата _____________________________________________________

ТЕМА: БЕРЕГИ РАСТЕНИЯ!

Рассмотри фотографии, прочитай названия растений. Запомни: эти растения нельзя рвать! Их становится все меньше, и они могут совсем исчезнуть.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ирина Вячеславовна Мозжелина

Древнегреческое сказание о Нарциссе

Нарцисс в легендах и мифах

"Любовью тюльпан и горчанка зажглись,

И дивный красавец, влюблённый Нарцисс ,

Расцвёл над ручьём и глядит на себя,

Пока не умрёт, бесконечно любя…"

(Шелли "Мимоза")

Этот цветок был так много воспет поэтами всех стран и веков, как ни одно другое, разве только что роза. Сам Магомет сказал про него : "У кого два хлеба, тот пусть продаст один, чтобы купить цветок нарцисса , ибо хлеб - пища для тела, а нарцисс - пища для души ". А персидский царь Кир прозвал его "созданием красоты - бессмертною усладой".

Им также восхищались Шекспир, очаровательно описавший его в своей трагедии "Буря", Эдгар По, описавший его как один из цветов той "долины многоцветных трав", где ему удалось испытать райскую любовь. Немецкий поэт Исидор Ориенталис, глядя на нарцисс , восклицает : "Эта стройная фигурка, эта чудная головка наклоняется к себе и, блестя вечной красотой, как бы ищет источник".

Причиной такого всеобщего им восхищения являются отчасти сама красота и изящность цветка, а главное, как нам кажется, сложившийся про него еще в глубокой древности миф, сделавший его имя нарицательным; назвать кого - либо "нарциссом ", как известно, все равно, что сказать : этот человек влюблен сам в себя. Отсюда же появился термин нарциссизм . На языке цветов "нарцисс " означает обманчивые надежды, желания, эгоизм.

О происхождении цветка существует древнегреческая . У речного бога Кефисса и у нимфы Лириоэссы был сын, прекрасный юноша, который отверг любовь нимфы Эхо. За это он был наказан : увидев в воде собственное отражение, влюбился в него. Терзаемый неутолимой страстью, он умер, а в память о нем остался красивый, благоухающий цветок, венчик которого так и клонится книзу, как бы желая еще раз полюбоваться собою в воде. Родители юноши в свое время обратились к оракулу Тиресею. Прорицатель сказал, что Нарцисс проживет до старости, если не увидит своего лица. Нарцисс вырос юношей необычайной красоты, и его любви добивались многие женщины, но он был безразличен ко всем. Когда в него влюбилась нимфа Эхо, самовлюбленный молодой человек отверг ее страсть. Нимфа от безнадежной страсти иссохла и превратилась в эхо, но перед смертью произнесла проклятие : "Пусть не ответит Нарциссу взаимностью тот , кого он полюбит".

По этому преданию К. П. Брюллов написал свою знаменитую картину "Нарцисс смотрящий в воду . " (1819г.) . На ней изображён юноша, любующийся своим собственным отражением в воде. Эту картину можно увидеть в Государственном Русском музее.

По другому, не менее грустному и красивому преданию, Нарцисс неожиданно потерял сестру - близнеца. Склоняясь над ручьём в безутешном горе, он увидел в собственном отражении черты любимой сестры. Сколько не погружал он в воду руки, чтобы обнять родной образ, но всё было тщетно… Так и умер он от горя, склонившись над водой. А цветок возник на месте, символизируя собой склонённый образ прекрасного юноши.

Вследствие всего этого нарцисс у древних греков был цветком умерших, цветком погибших, и этой эмблемой он часто является в древнегреческой мифологии. С незапамятных времен нарциссами называют самовлюбленных людей и "повинна" в том, конечно, легенда о прекрасном Нарциссе . А вот в Древнем Риме нарцисс был символом победы . У римлян венком из желтых нарциссов встречали воинов - победителей, вернувшихся с войны.

Большим успехом он пользовался и у римских модниц. Египтяне, древние греки и римляне выращивали нарциссы не только как декоративные, но и как ценные эфирномасличные растения. Обнаруженные в растении эфирное масло и алкалоиды по сегодняшний день широко используют в парфюмерии. Для парфюмерных целей выращивают нарцисс поэтический , обладающий особенно сильным ароматом.

В Швейцарии в честь этого прекрасного цветка устраивают ежегодный праздник с представлением, где разыгрывают древнегреческую легенду о Нарциссе .

В Китае, с древних времён и до сих пор, нарцисс играет важную роль в Новогодних церемониях. В Новый год он является обязательным атрибутом в каждом доме. В этот день прекрасный цветок участвует во всех торжественных процессиях, им украшают алтари богов. В Древнем Китае нарцисс выращивали в стеклянных чашах с водой, песком и камешками.

В настоящее время особенно увлекаются разведением нарциссов англичане . У них такой же интерес к этим цветам, как двести лет назад в Голландии к тюльпанам и гиацинтам.

** Задание 42

Закончи предложения.

Водоросли не имеют – …чёткой дифференцировки тела (называемого слоевищем, или талломом) на органы.

У мхов есть стебли с листьями, но нет …корней и цветков.

У папоротников есть …корни и побеги (стебли с листьями), но нет …цветков.

Задание 43

Объясни, почему водоросли получили такое название. Подбери к слову «водоросли» однокоренные слова.

«Водоросли» - в воде растущие, растения которые живут в водной среде.

Сложное слово «Водоросли» двукоренное: здесь 2 корня вод (вода) и рос (рос-раст, расти):

Вода, поросль, водоем.

Наблюдение

Верен ли вывод: «на стеблях некоторых растений могут развиваться корни?»

Вывод о том, что на стеблях некоторых растений могут развиваться корни, верен.

Наблюдение

Верен ли вывод: «По стеблю к листьям и цветкам передвигается вода с растворенными в ней веществами?».

Вывод о том, что по стеблю к листьям и цветкам передвигается вода с растворенными в ней веществами, верен.

Задание 44

К корнеплодам относят свеклу, репу, петрушку, морковь.

Задание 45

2. Как выглядит его стебель?

4.Как расположены жилки на его растениях?

На рисунке изображены два растения: картофель и нарцисс.

1. Как называется это растение?

Картофель – вид многолетних клубненосных травянистых растений из рода Паслён.

2. Как выглядит его стебель?

Стебель голый, ребристый. Часть стебля, погружённая в почву, выпускает побеги длиной до 50 см.

3. Листья этого растения простые или сложные?

Лист картофеля тёмно-зелёный, прерывисто-непарноперисторассечённый, состоит из конечной доли, нескольких пар (3-7) боковых долей, размещённых одна против другой, и промежуточных долек между ними.

4. Как расположены жилки на его растениях?

Жилкование у листьев картофеля сетчатое.

5. Какие цветки у этого растения?

Соцветие картофеля состоит из 2-3, редко 4 вилкообразно расходящихся завитков, расположенных на цветоносе, который закладывается в пазухе 6-8-го листа и выше (у более позднеспелых сортов). Цветки картофеля 5-членные со спайнолистной чашечкой и неполно сросшимися белыми, красно-фиолетовыми, сине-фиолетовыми или синими долями венчика; тычинок 5 с желтыми или оранжевыми пыльниками; завязь верхняя, обычно двухгнездная.

Задание 46

Задание 47

Выскажи предположение: почему многие растения образуют соцветия? С каким из высказываний ты согласишься? Отметь его.

В соцветии много мелких цветков, поэтому они более заметны.

Задание 48

Практическая работа

2. Сравни плоды по форме, цвету, величине, запаху, вкусу, числу семян.

По отношению к сухим плодам, сочные плоды яркие, ароматные, большие, округлой или овальной формы. Все перечисленные сочные плоды многосемянные.

Сухие плоды не обладают яркой окраской, мелкие, овально-вытянутой или округлой формы, практически не пахнут, односемянные.

Задание 49

Закончи предложения.

1. Свёкла… сладкая, а лук… остро-горький.

2. Огурцы употребляют в пищу… в свежем, соленом, маринованном виде.

3. Лимон… кислый, а виноград… сладкий.

4. Яблоко может иметь… сладкий и кисло-сладкий вкус, а крыжовник… кисло-сладкий.

5. Красная смородина… кислая, а малина… пряно-сладкая.

Задание 50

Наблюдение

1. Возьми лист узамбарской фиалки или бегонии. Сделай с его обратной стороны надрезы на жилках, положи лист на слой влажного песка и накрой все это стеклянной банкой или целлофановым пакетом. Каждый день проветривай и поливай.

Задание 51

Задание 52

Приведи примеры.

1. Растения, которые «кормят» человека: картофель, капуста.

2. Растения, которые «одевают» человека: хлопчатник, лен.

3. Растения, которые «лечат» человека: календула, ромашка аптечная, подорожник.

4. Растения, которые «украшают» жизнь человека: роза, гладиолус.

Задание 53

Отгадай загадки.

1. Меня часто обдирают

Кору тонкую сдирают.

Пчелка самый вкусный мед

С моего цветка берет. (Липа)

2. Весной зеленела

Летом загорела

Осень в сад пришла

Красный факел зажгла (Рябина)

3. Будто снежный шар бела,

По весне она цвела

Нежный запах источала. (Крапива)

А когда пора настала.

Разом сделалась она

Вся от ягоды черна. (Черемуха)

4. Не жар, не огонь

а, возьмешь в руки -

опалит. (Крапива)

Домашнее задание

Составь план рассказа на тему «Почему без растений невозможна жизнь на Земле».

1. Где распространены растения.

2. Какие бывают растения.

3. Чем обеспечивают человека растения.

5. Охрана растений.

Задание 54. Соедини линиями рисунки похожих растений. Обведи названия ядовитых растений.

Задание 55.

Прочитай стихотворение. Почему Анчар в странах востока называют «древо смерти»? Подчеркни в стихотворении слова, которые подтверждают это.

Анчар (отрывок)

В пустыне чахлой и скупой,

На почве, зноем раскаленной,

Анчар, как грозный часовой,

Стоит - один во всей вселенной.

Яд каплет сквозь его кору,

К полудню растопясь от зною,

И застывает ввечеру

Густой прозрачною смолою.

К нему и птица не летит

И тигр нейдет - лишь вихорь черный

На древо смерти набежит

И мчится прочь уже тлетворный.

И если туча оросит,

Блуждая, лист его дремучий,

С его ветвей уж ядовит

Стекает дождь в песок горючий…

А.С. Пушкин.

Слова: грозный, яд, древо смерти, тлетворный, ядовит, стекает дождь

Анчар - род вечнозелёных деревьев или кустарников семейства Тутовые. Дерево не представляет опасности пока его не повредят, потому что густой млечный сок, вытекающий в местах повреждения его ствола, действительно ядовит, и туземцы в свое время смазывали им наконечники стрел. Правда, попадая на тело, сок способен только вызвать нарывы на коже, но перегонкой анчарового сока со спиртом достигается высокая концентрация яда (антиарина), опасного для жизни.

Задание 56

Задание 57

Выскажите предположение: какой признак можно выбрать для определения культурного растения?

Культурные растения всегда красивы

Культурные растения специально выращиваются

Эти растения употребляются в пищу только людьми.

Для определения культурного растения можно выбрать признак:

«культурные растения специально выращиваются».

Разделитесь на три группы. Пусть каждая выберет одну из предложенных тем.

1. Что пили на Руси до появления чая.

2. Как на Руси появился чай.

3. Чай – полезный напиток.

«Как на Руси появился чай»

В России чай появился в 17 веке: в 1638 году русский посол боярин Василий Старков привез царю Михаилу Федоровичу дары от монгольского Алтын-хана - среди знаменитых монгольских атласов и мехов лежали свертки с сухими листьями. Старков отказывался брать эту сушеную траву, но монгольский правитель настоял на своем, и так впервые в Московии появился чай.

Терпкое и горьковатое, «зелье» тем не менее, пришлось по вкусу Михаилу Федоровичу; кроме того, было замечено, что «китайская травка» «осаждает пары, освежает и очищает кровь». Однако присланные Алтын-ханом четыре пуда чая - закончились, и скоро вкус чая в Москве стали забывать. Только спустя почти 30 лет, при царе Алексее Михайловиче, русский посол в Китае Иван Перфильев вновь привезет чай в Россию, а в 1769 году Россия заключит с Китаем первый договор на поставку чая.

Чай был для России довольно дорогим удовольствием - он стоил примерно в десять раз дороже, чем в Европе, поскольку доставлялся в Россию торговыми караванами, и путь от Пекина до Москвы занимал более года. Долгое время он оставался «городским напитком», причем, преимущественно московским. Даже в Петербург чай привозят из Москвы, и до середины прошлого века в столице будет открыт только один специализированный магазин. (В Москве число чайных лавок уже приблизится к сотне).

Со временем увеличивается доля морских перевозок, заканчивается строительство Транссибирской железнодорожной магистрали, и в конце 19 столетия начинается поистине триумфальное шествие чая по России. Чай дешевеет, продается буквально на каждом углу, вводится в довольствие русской армии. По всей стране открываются чайные, вырабатывается чайный этикет - появляется особый вид приглашения в гости «на чай».

Новую ноту в русское чаепитие внесло появление самовара - отныне он главный участник русского чайного застолья, непременная принадлежность любого семейного дома. «В четыре часа по всему Замоскворечью слышен ропот самоваров; - пишет Островский, - Если это летом, то в домах открываются все окна для прохлады, у открытого окна вокруг кипящего самовара составляются семейные картины… »

Чай не знает социальных различий - он любим и в великосветских салонах Петербурга, и в деревенской избе, топившейся по-черному, его пьют в трактирах Мещанской слободы и в фешенебельных ресторанах. Чаепитие в России нечто большее, чем просто застольная традиция - это образ жизни, черта национального характера, символ хлебосольства и гостеприимства.

*** 2. Узнай рецепт приготовления этого напитка.

Ай да сбитень, сбитенёк!

Кушайте и пейте,

денег не жалейте.

Сбитень – это исконно русский напиток, который представляет собой ни что иное, как отвар из пряностей и трав, подслащенным медом или сахаром (патокой).

Первое упоминание о нем датируется 1128 годом. Уже тогда его использовали как согревающий напиток, обладающий противовоспалительными действием. Правда, тогда он назывался немного иначе – переваром, а позже взваром/варом.

Сбитень пряный

Сбитень пряный с корице и имбирем

Ингредиенты:

150 гр. сахара;

150 гр. меда;

2 шт. лаврового листа;

гвоздика, имбирь и корица по вкусу;

5 г. кардамона;

Приготовление:

растворите в кипящей воде мед и сахар; добавьте все пряности и кипятите 15-20 минут;

полученный студенистый напиток процедите через сито и подавайте к столу горячим.

Задание 58

Догадайся, какие напитки получатся из этих растений и продуктов:

Листья мяты, листья смородины, ягоды земляники, листья душицы.

Ржаные сухарики, сахар, изюм, дрожжи, листья мяты.

Листья мяты, листья смородины, ягоды земляники, листья душицы – травяной чай (сбор).

Ржаные сухарики, сахар, изюм, дрожжи, листья мяты – ржаной квас.

Задание 59

Рассмотрите карту Африки. Подготовьте ответы на вопросы: «Какие культурные растения попали из Африки в Европу?» «Может ли современный человек обходиться без этих растений?»

1. Из Африки в Европу попали следующие растения: арбуз, лимон, чеснок, горох, кофе, пшеница, финиковая пальма.

2. Конечно же, современный человек может обходиться без этих растений, но тогда его пищевой рацион не будет питательным и содержащим достаточно витаминов необходимых организму для правильного функционирования, а без пшеницы вообще трудно обойтись. Пшеница – это в первую очередь - Хлеб.

Рассмотрите карты Северной и Южной Америки (с.36). Поготовьте ответы на вопросы: «Какие культурные растения попали из Северной и Южной Америки в Европу?», «Может ли современный человек обходиться без этих растений?»

Из Северной и Южной Америки в Европу пришли: тыква, подсолнечник, картофель, перец, банан; кукуруза, пшеница, кофе, ананас.(Именно из Южной Америки в Европу пришли ананас, пшеница, кофе, кукуруза).

Человек может обходится без этих растений, ведь когда человек имеет заболевание внутренних органов, врачи запрещают употреблять в пищу какие-либо продукты, но это только в определённых случаях, а все эти растения нужны не только для производства пищевых продуктов, но и технических изделий.

1. С помощью учебника сформулируй и запиши определение.

- это выращивание культурных растений

2. Подумай и запиши, какие из твоих потребностей удовлетворяются благодаря растениеводству.

Из растений делают продукты питания, ткани для изготовления одежды, в некоторых странах из растений изготавливают топливо.

3. Практическая работа «Учимся сравнивать и описывать культурные растения».

Цель работы: научиться сравнивать культурные растения и описывать их по плану.

Оборудование: образцы культурных растений, выданные учителем.

Ход работы (по заданиям учебника).

  1. Рассмотрите предложенные вам культурные растения.
  2. Сравните их между собой: найдите черты сходства и различия.
  3. Составьте (устно) описание каждого растения по палану:
  • Как называется растение?
  • К какой группе относится (дерево, кустарник, травянистое растение)?
  • Какие части ты видишь у растения? Как они выглядят?
  • Как человек использует это растение?

Запишите названия рассмотренных вами культурных растений:

Пшеница, рожь, лён, клевер, свёкла

Оценка выполненной работы (достигнута ли цель): цель достигнута

Презентация: сообщите классу о результатах работы, выслушайте и оцените другие сообщения.

4. С помощью учебника впиши в таблицу на с. 33 примеры растений каждой группы.

Вспомни, какие ещё группы культурных растений ты знаешь. Напиши, используя рисунки как подсказки.

  1. Овощи
  2. Фрукты
  3. Цветы

5. Мама Серёжи и Нади интересуется, знаешь ли ты культурные растения. Вырежи рисунки из Приложения и помести их в соответствующие окошки. Попроси соседа по парте проверить твою работу. После проверки наклей рисунки.

6. Здесь запиши продукты растениеводства, которые ты употребляешь в пищу в течение одного дня. Укажи дату исследования.

картофель, подсолнечное масло, огурцы, помидоры, чай, капуста, свекла, морковь, укроп, рис

7. Выясни, какие книги о культурных растениях есть в библиотеке. С помощью одной из них подбери интересные факты по теме урока и подготовь сообщение. Сделай записи в тетради.

Книги о культурных растениях:

Верзилин Н.М. Путешествие с домашними растениями. Лаврова С.А. Занимательная ботаника для малышей.

Тема сообщения: Огород на подоконнике

План сообщения:

  1. Какие огородные растения можно вырастить на подоконнике.
  2. Как организовать «огород”
  3. Как ухаживать за растениями, чтобы получить урожай.

Огород на подоконнике

Все знают, что собственноручно выращенные овощи и зелень всегда полезнее и вкуснее магазинных. Но что делать, если нет своего огорода? Или на улице зима и на огороде вместо овощей и зелени высокие сугробы? Можно вырастить много вкусного и полезного на собственном подоконнике.

Например, на подоконнике можно вырастить помидоры, огурцы, болгарский и горький перец, фасоль, морковь, редиску, шпинат, базилик, мяту и даже клубнику. Естественно этими растениями список возможностей не ограничивается. На подоконнике прекрасно растут практически все виды зелени и листовых салатов.

Для того, чтобы организовать такой огород надо правильно подготовить для него место. Лучше всего чтобы окно комнаты выходило на южную сторону. При необходимости подоконник можно расширить, и установить лампы дневного света для дополнительного освещения растений.

Для грядок надо подобрать деревянные ящики или глиняные горшки с отверстиями в днище. Их надо построить на поддоны, а потом засыпать в них слоями специальный грунт: торн, компост и дёрн. После этого можно сажать семена и заботиться о будущем урожае.

Уход за огородом на подоконнике не сильно отличается от обычной заботе о грядках. Растения надо поливать, рыхлить, полоть и прореживать. Правда поливать растения надо намного чаще, поскольку воздух в квартире намного суше, чем на улице, а земля в маленьком ящике высыхает намного быстрее, чем на большой грядке.

Источник информации:

Верзилин Н.М. Путешествие с домашними растениями.

Загрузка...