Строим дом сами

Иосиф уткин краткая биография. Иосиф Уткин

Иосиф Павлович Уткин родился 14 мая 1903 на станции Хинган в семье служащего Китайской восточной железной дороги. Очень скоро семья переехала в Иркутск, где и прошли ранние годы будущего поэта.

Иосифу удалось окончить трёхгодичную городскую школу и поступить в четырёхклассное училище, откуда, однако, на четвёртом году учёбы он был исключён - «за плохое поведение и вольномыслие, по совместительству». «Плохое поведение» состояло не только в мальчишеских шалостях. Мальчик пропускал занятия, ибо в это же время работал, - ему пришлось стать кормильцем семьи, брошенной отцом, и пойти «в люди». Иосиф устроился маркёром в биллиардную сибирского «Гранд-Отеля», где приходилось скрываться от школьных учителей, забредавших в ресторан; потом продавал вечерние газеты, разносил телеграммы; служил на кожевенном заводе.

С приходом Октября у 15-летнего Иосифа началась, по его словам, «активная политическая жизнь». Вместе со старшим братом Александром он идёт в рабочую дружину и участвует в антиколчаковском восстании, организованном большевиками. А в мае 1920 он, один из первых иркутских комсомольцев, отправляется добровольцем на Дальневосточный фронт.

Конец 1922 - поворотный момент в биографии Уткина. Он становится репортёром иркутской газеты «Власть труда», и вскоре имя его начинает появляться на страницах сибирских газет и журналов. Так с 19 лет начался его путь поэта.

На страницах «Власти труда» Уткин помещал свои первые стихи - написанные на скорую руку стихотворные репортажи-отклики на то, чем жила в те годы страна. Уткин писал о борьбе с религией, о биче беспризорщины, о горячо им любимой авиации, которая только что начала развиваться. Время от времени появлялись сатирические частушки, высмеивающие нэпмана, обывателя, мещанина и т.п. Печатавшиеся под наивной подписью «Утя», куплеты эти были довольно слабые, «работавшие», однако, на злобу дня.

В 1924 Иркутские губкомы партии и комсомола решают отправить Уткина учиться в Москву. В Москве началась уже настоящая литературная биография Уткина. В конце 1924 - начале 1925 на страницах московских журналов «Огонёк», «Прожектор» и «Смена» появились стихи Уткина о гражданской войне «Рассказ солдата» , «Расстрел» , «Песня о матери» и др.

Настоящий же успех принесла Уткину поэма . Первое публичное чтение «Повести», состоявшееся во Вхутемасе на литературном вечере, послужило Уткину своего рода путёвкой в поэтическую жизнь. Опубликованная в 4-м номере «Молодой гвардии» за 1925 «Повесть» сразу стала заметным событием литературной жизни. Всех привлёк и заворожил её совершенно оригинальный стиль.

Четырёхлетие с 1925 по 1928 для творческого пути Уткина - период самый сложный и противоречивый. Именно в эти годы формируется его поэтический талант. Почти всё, о чём пишет поэт, он как бы пропускает через собственное лирическое «я» - мы остро чувствуем личность поэта, отношение к изображаемому, свойственное именно ему и никому другому. И в первую очередь - доброту к человеку, будь это герой гражданской войны или наивная «канцеляристка». Гуманность, большая человечность поэзии Уткина сразу была замечена критикой. Жизнерадостность, темперамент молодости обусловливали пристрастие поэта к ярким краскам и блеску, к декоративной росписи. Здесь таилась опасность потерять чувство меры. Но чаще в стихах поэта встречаются удачные поэтические находки; и, как правило, искусство их - в простоте и правдивости аналогии.

Весёлость, даже беззаботность не рождали у Уткина легкомысленного отношения к жизни. Напротив: многие стихи его - от интимной лирики до революционной песни - полны размышлений о судьбе родины и революции, о судьбе женщины, о судьбе своего сверстника… Сейчас, много лет спустя перечитывая эти стихи, мы можем упрекнуть их в некоторой наивности, но в целом они не вызывают у нас категорического несогласия.

Анализ творчества той поры позволяет сделать вывод о том, что его поэзии было свойственно известное противоречие. С одной стороны, она проникнута духом революционного героизма, она гуманна и вполне конкретна: в центре её - молодой современник, с живыми чувствами и мыслями, с естественной потребностью в земных радостях, даваемых мирной жизнью на мирной земле. С другой стороны, сам процесс этой, условно говоря, перенастройки поэтической лиры на новый лад носит несколько демонстративный и декларативный характер, причём тема личной жизни и тема строительства новых общественных отношений в творчестве Уткина подчас кажутся отъединёнными друг от друга. В его произведениях тех лет встречаются строки неожиданные или художественно немотивированные.

В самом начале 1927 вышла «Первая книга стихов» Уткина, составленная из произведений 1923-26 годов. С большой положительной рецензией на неё выступил Луначарский.

Конец 20-х - начало 30-х гг. был сложным периодом творческой биографии Уткина. Поэт одинаково отрицательно относился и к лефовцам, и к конструктивистам, и к платформе РАППа, считая своё творчество, свою литературную позицию ни от кого не зависимыми.

Годы 1930-31 можно назвать периодом искусственно сконструированной поэзии Уткина, или, как он сам назвал большинство стихотворений той поры, - периодом «публицистической лирики». Уткин пишет много стихов в газеты «Правда», «Известия», «Рабочая Москва», «Комсомольская правда» - о Красной Армии и комсомоле, о советской женщине и ударниках стройки, об электрификации и «бдительности у границы»… В 1931 лучшие из газетных стихов Уткина вышли отдельной книжкой под названием «Публицистическая лирика». Рецензия на неё была отрицательной. Нелепый ярлык «мелкобуржуазности» прилип к поэту.

Несомненно, что Уткин и сам не был удовлетворён своим творчеством; а главное - понял, что его добровольное отречение как поэта от самого себя было заблуждением. «Соль» дарования Уткина - глубоко прочувствованный мягкий лиризм. Публицистика была неорганичной для него и потому - «пресной».

Зрелая поэзия Уткина (1933-40) стала выражением этического «я» поэта. По сравнению с творчеством 20-х гг., в 30-е гг. лирика Уткина претерпевает вполне определённую и закономерную эволюцию. Она очищается от накипи декоративных «красивостей» и неуклюжих наивных назиданий. Стих проясняется, всё больше тяготея к народно-песенному. Теперь поэтическое ремесло даётся ему труднее, чем прежде, ибо со зрелостью к поэту пришла строгость и взыскательность.

Лирический герой зрелой поэзии Уткина - это не прежний жизнерадостный юноша, выглядевший порою несколько самодовольным в любовании своей неуёмной бодростью и собственным духовным возмужанием. Это - сдержанный и скромный в выражении чувств человек. Но сами чувства его, равно как и глубоко человечная суть остались неизменными. Неизменным и постоянным качеством поэзии Уткина осталась теплота его к человеку, что особенно заметно сказалось в его любовной лирике.

Но далеко не всё, как видел поэт, свершалось «для любви». Факты нарушения законности в конце 30-х гг. наложили отпечаток на творчество многих советских писателей, в том числе и на поэзию Уткина. Естественно, что некоторые свои вещи Уткин опубликовать в то время не мог. Вдобавок с каждым годом он всё строже и требовательнее относился к своей поэзии, оставляя в столе хорошие стихи о природе, любви и красоте человека. В его сборники, вышедшие в 30-е гг., вошло менее половины им написанного.

Но и та часть поэзии Уткина, которая была известна читателям и слушателям, пользовалась большой любовью и популярностью. Уткин был одним из весьма немногочисленных поэтов-лириков в годы, когда на лирическую поэзию был большой голод; значение его творчества трудно переоценить.

Последняя «мирная» поездка Уткина состоялась летом 1941. Ещё в июне поэт выступал в Севастополе, а в августе он оказался в брянских лесах - в качестве работника фронтовой газеты «На разгром врага».

В сентябре 1941, в бою под Ельней, Уткин был ранен осколком мины - ему оторвало четыре пальца правой руки. Это обстоятельство ни на единый день не вывело поэта из боевых рядов. Стихи свои он диктовал, даже находясь в полевом госпитале. Не прекращал он литературной работы и в Ташкенте, куда был отправлен на излечение. Менее чем за полугодовое пребывание Уткина в Ташкенте им были созданы две книжки фронтовой лирики - «Фронтовые стихи» и «Стихи о героях», а также альбом оборонных песен, написанных совместно с московскими композиторами.

И всё это время Уткин рвался «на линию огня», беспокоя высшие военные органы настойчивыми просьбами послать его на фронт. Наконец, летом 1942 Уткин вновь оказался на Брянском фронте - в качестве спецкора Совинформбюро, от газет «Правда» и «Известия».

В годы войны Уткин испытал большой духовный подъём, пережил как бы второе рождение. Дело было не просто в том, что поэзия Уткина чутко и мгновенно откликалась на ежедневные, совершаемые в боях и в тылу подвиги. Дело было и не в количестве написанных поэтом стихов (менее чем за три с половиной года Уткин написал их больше, чем за всё предвоенное семилетие). Суть и смысл «военного» творчества Уткина в том, что его поэзия поднялась до искусства, необходимого народу в самом прямом и непосредственном значении этого слова.

Поэт дышал этой атмосферой военных лет, потому ему и удалось передать её: трагическую и оптимистическую, героическую и будничную, полную любви к родной земле и презрения к захватчикам её, насыщенную патриотизмом - и местью, великодушием - и беспощадностью.

В войну было создано немало песен на его стихи «Провожала сына мать» , «Дед» , «Бабы» , «Я видел девочку убитую» , «Над родиной грозные тучи» , «Я видел сам» и др.

Летом 1944 вышел последний сборник произведений Уткина - «О родине, о дружбе, о любви», - маленькая, карманного размера, книжечка, вобравшая в себя лучшее из написанного поэтом.

А 13 ноября 1944 трагически и нелепо оборвалась его жизнь. Возвращаясь с Западного фронта, Уткин погиб в авиакатастрофе, случившейся совсем неподалёку от Москвы. Погиб на взлёте творческого пути, в расцвете дарования, не дожив и до 42 лет.

УТКИН, Иосиф Павлович - русский советский поэт. Родился в семье железнодорожного служащего. Детство провёл в Иркутске. В 1920-22 служил в Красной Армии. В 1927 окончил Московский институт журналистики. Печататься начал в 1922. Первый крупный литературный успех - (1925) - поэма о «перевёрнутом» Октябрём быте и укладе провинциального еврейства. В 1927 вышла «Первая книга стихов» Уткина, включившая произведения 1923-26. Сборник заслужил положительный отзыв А. В. Луначарского, отметившего, что поэзия Уткина есть «…музыка перестройки наших инструментов с боевого лада на культурный».

В 1928 Уткин с А. А. Жаровым и А. И. Безыменским ездил за границу; в Италии встречался с М. Горьким. В 1928 Уткин пишет сатирическую поэму-памфлет «Шесть глав» . В 1927-32 создаёт поэму «Милое детство» (1933) - о молодом современнике, порвавшем с мещанской роднёй и пришедшем в революцию. По отношению к этой поэме, как и к ряду стихов Уткина 20-х годов, критика высказала упрёки в абстрактном гуманизме и «демобилизационных настроениях» (например, стихотворение «Гитара» ). В 1931 вышел сборник Уткина «Публицистическая лирика». Последующие поэтические сборники - «Избранные стихи» (1935, 1936), «Стихи» (1935, 1937, 1939), «Лирика» (1939) - включают наиболее зрелые произведения поэта. Сочетание революционного пафоса с мягкой лиричностью сделало поэзию Уткина популярной в 30-е годы. Лирика его со временем освобождается от ложной многозначительности и украшательства, обретает ясный, строгий и простой стиль («Тройка» , «Над мирным деревянным бытом…» , «Утро» , «Счастье» и другие).

В 30-е годы Уткин заведует отделом поэзии в Гослитиздате, работает с молодыми поэтами, много ездит по стране, выступая с чтением стихов. В 1941 он уходит добровольцем на фронт. Осенью 1941 был ранен. После излечения едет на фронт в качестве военного корреспондента. Лирика Уткина военных лет (сборники «Стихи о героях», «Фронтовые стихи», «Я видел сам», все - 1942) напевна, легко переложима на музыку («Заздравная песня» , «Гвардейский марш» , «Родине» , «В дороге» ). В лучших стихах поэт достигает глубины и значительности, не теряя лирической проникновенности и задушевности. В 1942-43 пишет прозаическое произведение «Рассказ майора Трухлева» (не завершён). В 1944 вышел последний поэтический сборник Уткина «О родине. О дружбе. О любви». Погиб в авиационной катастрофе под Москвой, возвращаясь с Западного фронта.

Соч.: Стихотворения и поэмы. [Вступ. ст. З. Паперного], М., 1961; Стихотворения и поэмы. [Вступ. ст. А. Саакянц], М. - Л., 1966.

Лит.: Луначарский А. В., Собр. соч., т. 2, М., 1964, с. 317-19, 327-29, 348-53; Сельвинский И. , Поэзия Иосифа Уткина, «Лит. газета», 1944, 2 дек.; Саакянц А., Иосиф Уткин. Очерк жизни и творчества, М., 1969; В ногу с тревожным веком. Воспоминания об Иосифе Уткине, М., 1971; Тарасенков Ан., Рус. поэты XX века. 1900-1955. Библиография, М., 1966.

А. А. Саакянц

Краткая литературная энциклопедия: В 9 т. - Т. 7. - М.: Советская энциклопедия, 1972

УТКИН Иосиф Павлович - современный поэт. Родился в интеллигентной еврейской семье в Китае, на ст. Хинган Восточно-Китайской ж. д. Учился в Иркутской гимназии. В 1920 ушёл добровольцем в Красную армию. Печатается с 1923.

Большинство стихотворений Уткина первого периода посвящено темам войны - гражданской и империалистической. Для поэта характерна романтическая трактовка этих тем и своего рода эстетское приукрашивание войны: «Красивые, во всём красивом, они несли свои тела…». «А впереди, как лебедь тонкий,… скакал безусый офицер». Уткин восторженно воспевает бои, атаки, часто поэтизируя военный героизм сам по себе, безотносительно к его цели («Атака» , «Барабанщик» и др.). В стихах о войне отразился отвлечённый гуманизм поэта, затушёвывающего социальную сущность империалистической и гражданской войн. Особенно в этом отношении показательна «Песня о матери» , в которой мать проклинает сына, вернувшегося с фронта, за то, что он убил «семнадцать».

Наиболее популярное произведение Уткина - . Её основной мотив - отстаивание права маленького человека из трудящейся бедноты на счастливую жизнь. Правда, счастье понимается в «Повести» узко, лишь как личное благополучие. Главный герой - портной Мотеле - является по существу мечтателем, а не активным борцом за переделку действительности. Он противопоставляет счастью богачей свою полунищую судьбу обойденного, но не поднимается до сознательной ненависти к ним. Тонкий юмор и лёгкая ирония, передача интонации еврейского языка, лексики еврейского местечка, употребление языковых образов, тесно связанных с изображаемым бытом («Висели пуговки звёзд и лунная ермолка», «Дни затараторили, как торговка Мэд»), придают своеобразный отпечаток, лирическую окрашенность всему произведению. Поэма насыщена бодростью, оптимизмом - настроениями, характерными для всего творчества Уткина.

В последующие годы в поэзии Уткина прорываются иногда настроения успокоенности. Переход от гражданской войны к нэпу воспринимается поэтом как осуществление заветной мечты о тихом счастьи: «Мне за былую муку покой теперь хорош».

Эти настроения были недолговременны, и в своих дальнейших стихах Уткин стремится ответить на новые запросы современности. В произведениях «Герой нашего времени» , «По дороге домой» выступает лирический образ поэта-интеллигента, жалующегося на свою неполноценность, пытающегося найти нужные слова, новые темы, стоящие на уровне эпохи. Поэту «хочется встать эпохе во фланг и рост», среди пролетариата ищет он «героя из героев».

В дальнейшем Уткин опять возвращается к темам гражданской войны («Песня о ресторане «Крит» , «Сибирская песня» , , «Бой» ). В этих стихах Уткин рвёт с былыми эстетствующими тенденциями, стремясь реалистически осмыслить действительность. Обновляется словарь Уткина, удачно использующего иногда художественные приёмы фольклорного, частушечного творчества («Батя» , 1934). Поэзии Уткина свойственны жизнерадостный, весёлый юмор, задушевный лиризм, острота и меткость характеристик отдельных персонажей. Но наряду с этим язык временами небрежен, образы не отточены и штампованы, отделка стиха недостаточна.

Библиография: I. Повесть о рыжем Мотеле, господине инспекторе, раввине Иссайе и комиссаре Блох, М., 1926 (неск. изд.). Первая книга стихов, Гиз, М., 1927 (5-е изд., М., 1931); Изморозь, М., 1927; Герой нашего времени, «Молодая гвардия», 1930, № 1, Публицистическая лирика, изд. «Огонёк», М., 1931; Стихи о войне, Гихл, М., 1933; Милое детство. Поэма, изд., «Молодая гвардия», М., 1933; Избранные стихи, Гослитиздат, М., 1935 и М., 1936; Стихи, изд. «Молодая гвардия», [М.], 1935; Стихи, издание, «Советский писатель», Москва, 1937.

Н. Любович

Литературная энциклопедия: В 11 т. - [М.], 1929-1939

Иосиф Уткин (1903–1944) - один из видных советских поэтов, стихи которого пользуются заслуженной симпатией нашего читателя. Мужество революционера, сочетающееся с мягким гуманизмом, - внутренний "нерв" лучших произведений поэта; пленяющая напевность и одновременно зримая точность художественных деталей - их примечательная особенность. Настоящее издание по полноте своего объема превосходит все ранее вышедшие сборники стихов поэта. Наряду с известными и популярными произведениями Уткина в книгу включены неопубликованные стихотворения поэта, извлеченные из архива.

Иосиф Уткин
Стихотворения и поэмы

Вступительная статья

Иосиф Уткин. Фотография 1941–1942 гг. на удостоверении военного корреспондента (ЦГАЛИ).

Осенью 1924 года в Московском институте журналистики появился черноволосый юноша в синей косоворотке и сапогах. Звали юношу Иосиф Уткин. Лицо его привлекало внимание смешанным выражением робости - и заносчивости, неуверенности в себе - и одновременно чувства превосходства. И понятно: ведь этот новичок, впервые попавший в столицу из далекой Сибири, успел написать несколько стихотворений, достойных настоящего поэта, и уже имел за плечами суровую, не по возрасту, биографию.

Иосиф Павлович Уткин родился 14 мая 1903 года на станции Хннган в семье служащего Китайской восточной железной дороги. Очень скоро семья переехала в Иркутск, где и прошли ранние годы будущего поэта.

Жить было трудно: жалованье родителей - скудное, детей - семеро. Тем не менее Иосифу Уткину удалось окончить трехгодичную городскую школу и поступить в четырехклассное училище, откуда, однако, на четвертом году учебы он был исключен - "за плохое поведение и вольномыслие, по совместительству". "Плохое поведение" состояло не только в мальчишеских шалостях. Мальчик пропускал занятия, ибо в это же время работал, - ему пришлось стать кормильцем семьи, брошенной отцом, и пойти "в люди". Впоследствии Уткин вспоминал:

"Сибирь. Иркутск. 1916 год. Война. Старшего брата - главу семьи - берут в солдаты, угоняют на фронт.

Семья без хлеба. Мать мечется. Надо работать. Где работать? Кому работать? Мне, мальчишке. Где придется".

И Иосиф устроился маркером в биллиардную сибирского "Гранд-Отеля", где приходилось скрываться от школьных учителей, забредавших в ресторан; потом продавал вечерние газеты, разносил телеграммы; служил на кожевенном заводе. В те годы он и не подозревал, конечно, что многое из увиденного и "подслушанного" им, тринадцатилетним подростком, оживет восемь лет спустя в "Повести о рыжем Мотэле", а ранний и трудный опыт его "полублатной" (как он выразился однажды) юности найдет отражение в глубоко личной поэме "Милое детство".

Это сирое и полубеспризорное существование длилось около двух лет. С приходом Октября у пятнадцатилетнего Иосифа началась, по его собственным словам, "активная политическая жизнь". Через некоторое время он вместе со старшим братом Александром идет в рабочую дружину и участвует в антиколчаковском восстании, организованном большевиками. А в мае 1920 года он, один из первых иркутских комсомольцев, отправляется добровольцем на Дальневосточный фронт. Позднее, в 30-е годы, составляя свою краткую автобиографию, он скупо напишет:

"В армии я был на разной работе: полевым информатором, трижды военком маршевых рот, военком армейского конского запаса и ремонтных мастерских…"

Впечатления этих лет впоследствии легли в основу лучших произведений Уткина о гражданской войне - поэмы "Двадцатый", "Сибирских песен", знаменитой "Комсомольской песни" ("Мальчишку шлепнули в Иркутске…").

Конец 1922 года - поворотный момент в биографии Уткина. Он становится репортером иркутской газеты "Власть труда", и вскоре имя его начинает появляться на страницах сибирских газет и журналов. Так с девятнадцати лет начался его путь поэта.

На страницах "Власти труда" Уткин помещал свои первые стихи - написанные на скорую руку стихотворные репортажи-отклики на то, чем жила в те годы страна. Уткин писал о борьбе с религией, о биче беспризорщины, о горячо им любимой авиации, которая только что начала бурно развиваться. Время от времени в той же "Власти труда", под рубрикой "Маленький фельетон", появлялись сатирические частушки, высмеивающие нэпмана, обывателя, мещанина, самогонщика и т. п. Печатавшиеся под наивной подписью "Утя", куплеты эти были довольно слабые, "работавшие", однако, на злобу дня. Изредка выступал Уткин и в журналах "Сибирские огни", "Сибирь", "Красные зори".

Зимой 1923 года при "Красных зорях" образовался кружок пролетарских поэтов под названием "ИЛХО" (Иркутское литературно-художественное объединение). Туда, вместе с будущими поэтами Д. Алтаузеном и М. Скуратовым, пришел и Уткин. "Илховцы" выпускали альманахи, устраивали вечера поэзии и дискуссии, вырабатывали творческие программы, с наиважнейшим и непременным условием "практического овладения старыми формами" и "критического освоения богатого опыта прошлого".

, Московская область) - русский советский поэт и журналист. Участник Гражданской и Великой Отечественной войн .

Биография

С началом Отечественной войны уходит на фронт, воюет под Брянском . В сентябре 1941 года , в бою под Ельней , Уткин был ранен осколком мины - ему оторвало четыре пальца правой руки. Отправлен на лечение в Ташкент , где, несмотря на ранение, не прекращает литературной работы. Менее чем за полугодовое пребывание Уткина в Ташкенте им были созданы две книжки фронтовой лирики - «Фронтовые стихи» и «Стихи о героях», а также альбом оборонных песен, написанных совместно с московскими композиторами. И всё это время Уткин рвался «на линию огня», беспокоя высшие военные органы настойчивыми просьбами послать его на фронт. Летом 1942 года Уткин вновь оказался на Брянском фронте - в качестве спецкора Совинформбюро , от газет «Правда» и «Известия». Участвовал в боях, совершая большие переходы с солдатами. Писал песни-марши. Многие стихи были положены на музыку, пелись на фронте «Провожала сына мать», «Дед», «Бабы», «Я видел девочку убитую», «Над родиной грозные тучи», «Я видел сам» и другие. Летом 1944 года

Иосиф Павлович Уткин. Биография

(1903 - 1944), поэт.

Родился 13 мая на станции Хинган Китайско-Восточной железной дороги, которую строили его родители. После рождения сына семья вернулась в родной город Иркутск, где будущий поэт прожил до 1920.

Учился в трехлетнем начальном училище, затем - в четырехклассном вышеначальном училище, из последнего класса которого был исключен за плохое поведение и вольномыслие. Пришлось идти работать: был маркером на кожевенном заводе, торговал газетами, разносил телеграммы.

В 1919 во время антиколчаковского восстания в Иркутске Уткин вступил в Рабочую дружину, в которой состоял до установления Советской власти. В 1920 отправляется добровольцем с первой группой иркутских комсомольцев на Дальневосточный фронт. В армии был полевым информатором, военкомом маршевых рот, военкомом ремонтных мастерских.

В 1922 работал репортером в газете "Власть труда", в губкоме комсомола - секретарем комсомольской газеты, политруком у допризывников. В 1924 послан учиться в Москву в Институт журналистики.

С 1922 в сибирской прессе печатал свои стихи, а по приезде в Москву начал печататься и в московских изданиях. В 1925 вышла первая книга "Повесть о рыжем Мотеле...", в 1926 - первая книга стихов.

С 1925 Иосиф Уткин работал в "Комсомольской правде" завлитотделом. Окончив институт в 1927, был послан вместе с поэтами Жаровым и Безыменским за границу, где пробыл два месяца. Работал завотделом поэзии в Издательстве художественной литературы. В 1928 пишет и публикует поэму "Милое детство".

С началом Отечественной войны Уткин уходит на фронт, воюет под Брянском, где был ранен, лечится в Ташкенте. Пишет книгу "Я видел сам", стихи из которой читает в редакции "Комсомольской правды". Вопреки мнениям медиков возвращается на фронт, хотя в результате ранения лишился четырех пальцев на правой руке.

Участвует в боях, совершая большие переходы с солдатами. Писал песни-марши. Многие стихи были положены на музыку, пелись на фронте.

Возвращаясь с фронта 13 ноября 1944, Иосиф Уткин погиб в авиационной катастрофе. Русские писатели и поэты. Краткий биографический словарь. Москва, 2000.

Стихотворения поэта

Стихотворения поэта по темам

(14 мая 1903, ст. Хинган КВЖД, Китай – 13 ноября 1944, г. Москва, РСФСР, СССР) - поэт и журналист. Оставил заметный след в культурной истории Иркутской области. Стоял у истоков иркутской журналистики советского периода.

Биографическая справка

Родился на станции Хинган (ныне на территории городского уезда Якэши в автоном районе Внутренняя Монголия Китайской Народной Республики) в семье служащего Китайской восточной железной дороги. Когда был ребёнком, семья переехала жить в Иркутск. Окончил трёхгодичную городскую школу, после которой поступил в четырёхклассное училище. Из училища был исключен за плохое поведение. Из-за того, что отец бросил семью, Иосиф Уткин был вынужден подростком устроиться на работу. Был маркером в биллиардной, продавал вечерние газеты, разносил телеграммы, служил на кожевенном заводе. После революции 1917 вместе со страшим братом вступил в народную дружину, участвовал в восстании против А. , организованном большевиками. В мае 1920 будучи одним из первых иркутских комсомольцев отправляется добровольцем на Дальневосточный фронт. В 1922 становится репортером иркутской газеты «Власть труда», позднее переименованную в «Восточно-Сибирскую правду ». На страницах этой газеты были напечатаны его первые стихи. По его инициативе и при его активнейшем участии в появилась первая советская молодежная газета «Комсомолия», которая стала называться «Советской молодежью ». В 1924 был отправлен на учебу в институт журналистики в Москву. В 1924-1925 стихи И.П. были напечатаны в московских журналах «Огонёк», «Прожектор» и «Смена». С 1925 работал в «Комсомольской правде» заведующим литературным отделом. Окончив институт в 1927, был послан вместе с поэтами Жаровым и Безыменским за границу, где пробыл два месяца. Работал завотделом поэзии в Издательстве художественной литературы. В 1928 пишет и публикует поэму «Милое детство». Жил в Москве в «Доме писательского кооператива» (Камергерский переулок, 2). В 1927 издана «Первая книга стихов» И.П. Уткина. В Великой Отечественной войне участвовал с её первых дней в качестве работника фронтовой газеты «На разгром врага». В войну было создано немало песен на стихи Уткина: «Провожала сына мать», «Дед», «Бабы», «Я видел девочку убитую», «Над родиной грозные тучи», «Я видел сам» и другие. Летом 1944 вышел последний сборник произведений И.П. Уткина «О родине, о дружбе, о любви». 13 ноября 1944 Иосиф Уткин погиб в авиакатастрофе под Москвой.

В 1967 решением Иркутского горсовета улица Кузнецовская была переименована в улицу имени Иосифа Уткина . Имя Иосифа Уткина присвоено Иркутской областной юношеской библиотеке.

Творчество

Первые впечатления, давшие материал для стихов Иосифа Уткина, связаны с тяжёлым, нищенским детством в многодетной семье, оставшейся в годы Первой мировой войны без кормильца. Учась в средней школе, Иосиф Уткин одновременно нанимался на разные работы: от разносчика газет до «мальчика» в ресторане и разнорабочего на кожевенном заводе. Еврейская многодетная семья перебивалась с хлеба на воду и видела в Иосифе свою главную опору. Революция, по его словам, полностью перевернула жизнь, дала смысл самому существованию. В 15-летнем возрасте Иосиф Уткин участвует в антиколчаковском восстании , организованном большевиками, и переходит к сознательной и активной политической деятельности. В Иркутске он стал одним из первых комсомольцев, вступив в ряды Красной Армии, работал политинформатором, был военкомом маршевых рот. Впоследствии все эти впечатления легли в основу его лучших произведений о Гражданской войне: «Сибирские песни», знаменитая «Комсомольская песня» («Мальчишку шлепнули в Иркутске...»), поэма «Двадцатый». Важной вехой на его пути стало сотрудничество в иркутской газ. «Власть труда». У. работает в ней репортером, пишет очерки, корреспонденции, начинает печатать стихи. Вскоре его произведения появляются в «Сибирских огнях», «Сибири», «Красных зорях». Он вступает (при «Красных зорях») в первый в своей жизни профессиональный лит. кружок ИЛХО (Иркутское лит.-худож. объединение). Там, вместе с Д. Алтаузеном и М. Скуратовым , он выпускал альманахи, устраивал вечера поэзии и дискуссии. Интересно отметить, что почти при всеобщей тяге молодой советской поэзии к новым формам, порою усложненным, участники этого кружка, и прежде всего сам Иосиф Уткин, стояли за овладение классическими формами, старым лит. наследием. В 1924 Иркутский губком партии и губком комсомола направили Иосифа Уткина на учёбу в Москву. Именно там и началась настоящая его литературная биография. Он пишет прежде всего о Гражданской войне, причём пишет лирично, задушевно и просто. При всем революционном пафосе, пронизывавшем стихи Уткина, они заметно выделялись на общем громком литературном фоне нотой доброты, открытости, искренности и даже печали. Высоко оценил этот удивительный и неожиданный для комсомольской поэзии 1920-х сплав трепета сердца и сурового чувства долга А. В. Луначарский. Он писал об Иосифе , что у него «сознание революционного долга... и сердечная нежность соединяются в один аккорд, получается особенно очаровательная музыка » (Прожектор. 1925. № 22. С. 14). Когда же появилась «Повесть о рыжем Мотэле» (1925), принёсшая поэту поистине всероссийскую славу, Иосифа Уткина горячо приветствовал В. Маяковский. «Повесть о рыжем Мотэле» - о бедном еврейском семействе, вернее сказать, о многих семействах сразу, потому что Мотэле в поэме не один, а появляется в разных лицах.

Вместе с М. Светловым, М. Голодным, А. Жаровым, Д. Алтаузеном И. Уткин вошёл в наиболее известную плеяду комсомольских поэтов того времени. Критика долгое время была исключительно благосклонна к Уткину. В 1927 появилась его «Первая книга стихов». О ней снова одобрительно отозвался А. Луначарский. Он защитил Иосифа Уткина от односторонних и несправедливых нападок критики. Поддержал Уткина и Максим Горький, когда поэт вместе с Жаровым и Безыменским гостил у него в Сорренто. Высоко оценив «Повесть о рыжем Мотэле», Горький поддержал замысел молодого поэта написать большую трилогию о революционном времени. Он начал трилогию с поэмы «Милое детство» (1933), во второй части должна была идти речь о юности и Гражданской войне, а третья посвящалась современности. Наиболее цельным и художественно выразительным получилось обширное начало всей поэмы, а именно «Милое детство». В печати, однако, поэма «Милое детство» одобрения не получила. В 1931 вышел сборник «Публицистическая лирика». До конца 1930-х Иосифа Уткина упорно обвиняют в мещанстве, в потакании обывательским вкусам и в так называемом абстрактном гуманизме. Однако именно в 1930-е он создаёт наряду со своей поэмой, вызвавшей столько несправедливых нареканий, такие песенные шедевры, как «Бой» (1933), «Комсомольская песня» (1934), «Песня о пастушке» (1936), «Песня о младшем брате» (1938). Его лиризм набирает силу, стихи становятся и масштабнее и эмоциональнее. В обстановке тех лет, когда существование самой лирики под воздействием критиков-догматиков находилось под угрозой, Иосиф Уткин вёл неотступную поэтическую защиту лирических прав поэта. Во второй половине 1930-х выходят несколько сборников: «Избранные стихи» (1935), «Стихи» (1937), «Лирика» (1939) и другие.

В годы Великой Отечественной войны Иосиф Уткин добровольцем ушел на фронт. Несмотря на тяжёлое ранение в 1941, он возвращается в свою воинскую часть. Работает в армейских газетах, печатает много стихов. В 1942 было опубликовано три сборника- «Стихи о героях», «Я видел сам», «Фронтовые стихи». В эти годы Иосиф Уткин создаёт ставшие популярными песни «Гвардейский марш», «Родине», «Заздравная песня» и другие произведения. Летом 1944 вышла последняя прижизненная книжечка его произведений «О родине. О дружбе. О любви». Остался незавершенным опыт Иосифа Уткина в области прозы - «Рассказ майора Трухлева». Иосиф Уткин погиб в авиакатастрофе под Москвой.

В поэзии советского периода И.П. Уткин оставил достаточно заметный поэтический след, его поэзия - один из пиков романтического советского искусства.

Первое стихотворение

«Песня о матери» (1924)

Вошёл и сказал: «Как видишь, я цел, Взять не сумели Враги на прицел. И сердце не взяли, И сердце со мной! И снова пришёл я, Родная, домой. Свинцовые ночи Не ждут впереди!» И орден Пылал у него на груди. А очи - как дым! А сердце - как дым! Так радостно жизнь уберечь молодым! И больно сказала Седая мать: «Мой милый, Устала я плакать и ждать. Я знаю, как много Страданий в бою. Но больше боялась За совесть твою. Скажи: Человеком На фронте ты был?..» И глухо сказал он: «Семнадцать убил…» И годы - как дым, И радость - как дым, Так горестно жизнь потерять молодым!.. И больше никто Говорить не мог. И молча солдат Ступил за порог, А сзади, как водная Муть глубока, Глазами старухи Смотрела тоска. Он шел к горизонту, Тоска - впереди, И орден… Дрожал у него на груди. Ах, бедная мать! Ах, добрая мать! Кого нам любить? Кого проклинать?

Стихи-песни

Почти все стихотворения Иосифа Уткина отличает напевность – они представляют собой готовые песни и легко ложатся на музыку. Известный исполнитель авторской песни Сергей Никитин для своей самой первой песни, написанной в 1962 году, выбрал именно стихи Иосифа Уткина:

Ночь, и снег, и путь далёк; На снегу покатом Только тлеет уголёк Одинокой хаты. Облака луну таят, Звёзды светят скупо, Сосны зимние стоят, Как бойцы в тулупах. Командир усталый спит, Не спешит савраска, Под полозьями скрипит Русской жизни сказка. … Поглядишь по сторонам - Только снег да лыжни. Но такая сказка нам Всей дороже жизни!

Литература

  1. Луначарский А. В. Иосиф Уткин // Луначарский А. В. СС: в 8 т. М., 1964. Т. 2.
  2. Саакянц А. А. Иосиф Уткин: Очерк жизни и творчества. М., 1969.
  3. В ногу с тревожным временем: Воспоминания об Иосифе Уткине. М., 1971.
  4. Коржев В. Г. Иосиф Уткин: Очерк творчества. Новосибирск, 1971.
  5. Долматовский Б. [Вступ. статья] // Утким И. Избранное. М., 1975.
  6. Стихотворения и поэмы / вступ. статья 3. Паперного. М., 1961.
  7. Стихотворения и поэмы / вступ. статья и прим. А. А. Саакянц. М.; Л., 1966. (Б-ка поэта. Б. серия); Избранное. М., 1975.
  8. Павловский А.И. Уткин, Иосиф Павлович - яркий представитель романтического советского искусства Русская литература XX века. Прозаики, поэты, драматурги. Библиографический словарь. Т. 3. 2005
Загрузка...