Home » ИНТЕРВЬЮ » Интервью с гитаристом Алексеем Ладыгиным

Интервью с гитаристом Алексеем Ладыгиным

Интервью с гитаристом Алексеем Ладыгиным

Интервью с Алексеем Ладыгиным

Герой сегодняшнего интервью Алексей Ладыгин профессиональный гитарист играющий в стилях неофламенко, неоклассика, хард-рок, популярная западная поп-музыка. Композитор. Преподаватель. В числе его выступлений концерты в Санкт-Петербурге, Москве, работа зарубежом. Неоднократно участвовал и выигрывал I и II места в крупных международных и всероссийских фестивалях и конкурсах.

Алексей обладает тем опытом, который поможет многим начинающим гитаристом достичь вершин и найти свое звучание.

Дмитрий: В каком возрасте начали играть? Были ли какие то сомнения в выборе инструмента, или гитара изначально казалась вне конкуренции?

Алексей: Начинал свое обучение на скрипке в возрасте 7 лет в музыкальной школе, хотя с раннего детства грезил именно гитарой, наверное благодаря героям того времени Боярскому, Битлз, Высоцкому. Но в то время класса гитары как такового не существовало, поэтому совершенствовал свою исполнительскую технику играя Баха, Вивальди и других классических композиторов на скрипке у преподавателя Нурии Федоровны Закиевой, что как мне думается развило во мне любовь и понимание классической музыки, а также слух и исполнительское мастерство. Но мысли о гитаре не оставляли меня и  в возрасте 12 лет в той же музыкальной школе начал я заниматься на акустической гитаре у преподавателя Василия Ивановича Овчинникова.  Спустя год занятий стал играть в инструментальном ансамбле и оркестре народного творчества на бас-гитаре и ударных инструментах, еще через год на электрогитаре. Исполняли в основном мелодии из кинофильмов и популярные эстрадные мелодии. Свой первый электроинструмент, который я приобрел назывался Тоника, затем гитара Аэлита, акустические гитары производства фабрики музыкальных инструментов Кунгур. Первая значимая для меня гитара появилась у меня когда я учился в институте, гитара корейской фирмы Royteck. Именно с ее появления я стал сочинять свои первые инструментальные композиции.

Дмитрий: Алексей сколько времени потребовалось, чтобы достичь первых ощутимых результатов, может это был концерт или простое выступление перед друзьями, когда пришло чувство уверенности в своем мастерстве?

Алексей: Я очень долгое время играл в разных коллективах, причем на разных инструментах, пробуя себя в качестве бас-гитариста, ударника и клавишника. Стилистический резонанс исполняемой музыки был велик: от съема русских металлических групп до откровенной попсы. Наконец поняв что меня это не интересует я начал сочинять собственную музыку начав одновременно петь. Но поскольку моя вера в свои вокальные данные оказалась не так сильна как я изначально надеялся, то на роль вокалистов часто приглашались разные исполнители. Наверное первый сценический опыт приобрелся именно тогда.

Алекс

Дмитрий: Какой из фестивалей запомнился больше всего, в которых принимали участие? Расскажи поподробнее об этом событии.

Алексей: В 1993 году я поступил в Пермский Педагогический Институт (факультет иностранных языков) и учась в нем организовал группу "Кофе со Льдом", которая исполняла мелодичную инструментальную музыку. Стиль команды был весьма разнообразен, в разное время мы исполняли музыку в стиле поп-джаз, классик хард-рок, блюз и неоклассику, ища себя и свою музыкальную неповторимость. Помимо произведений собственного сочинения мы исполняли кавер версии хитов Гари Мура, Карлоса Сантаны, Rainbow, Deep Purple, переработки классических произведений. Группа принимала участие в различных фестивалях в Перми и Пермской Губернии, одним из значимых на мой взгляд был  всероссийский фестиваль "Коммуникативная Труба", на котором группа получила гран при и выступала на разогреве группы Серьга. Позже после переезда в Санкт-Петербург я также достаточно часто участвовал в международных конкурсах и фестивалях в Москве и Петербурге, наиболее запомнившиеся мне Fender Party, где я выступал на одной площадке с Игорем Романовым (Земляне, Алиса), Александром Ляпиным (Аквариум, ДДТ), группой Текила Джаз, фестиваль Северное Фламенко, музыкальная выставка Music Messe. Позже сам начал организовывать в Петербурге гитарный фестиваль, каждый из которых по своему был для меня музыкальным событием, встречей и знакомством с новыми талантливыми музыкантами и гитаристами.

Дмитрий: В марте 2007 г. легендарный российский гитарист Виктор Зинчук присвоил Вам 1-е место во Всероссийском конкурсе за композицию Мария и подарил гитару Fender, поделитесь впечатлениями об этом конкурсе и выступаете ли вы с этим инструментом?

Алексей: Да, действительно, в 2007 году я участвовал в конкурсе и получил приз за свою композицию, гитару китайского производства Fender Squier! Поэтому она благополучно висит на стене, а я играю на японских гитарах Ibanez, акустических Yamaha и JWL. Есть мечта приобрести американский Fender Strat, но это пока на грани фантазии!)

Дмитрий: Алексей основные читатели – это начинающие гитаристы, и конечно им хотелось бы достичь такого же уровня мастерства. Мог бы ты поделиться методикой своих тренировок: время в день, уделенное гитаре;
Что делать в первую очередь во время домашних занятий?
Какой план организации тренировок оптимален для гитариста?

Алексей: Странное дело! Я не считаю что тренировка обязательное занятие, особенно если часто выступаешь на сцене и преподаешь, скорее это должен быть уже привычный разговор с инструментом и аудиторией, я не тренируюсь, а музицирую, потому что мне доставляет удовольствие музыка, а не механическое стучание по струнам. С точки зрения ученика, тренировки, т.е. исполнение гамм, риффов,  мелодических фраз, секвенций, чтение с листа, сольфеджио, подбор на слух, - все это необходимо в период обучения. И разумеется я отдавал должное время такой форме работы над собой и в первую очередь снятию музыкальных фраз и гармоний на слух (pick up), эта практика требует достаточно долгого времени и труда, но именно она  позволяет добиться хороших результатов в слышании музыки, импровизации и композиционных навыках мышления. Такая работа была мне интересна в юности, в период освоения инструмента и знакомства с той музыкой которую я любил слушать на тот момент, сейчас для меня наиболее важно попытаться найти свою форму музыкального самовыражения, свой язык передачи чувств и донести свои музыкальные образы до аудитории. Как часто я играю на инструменте? Каждый день! Это может быть обычное вечернее выступление в клубе или ресторане, студийная звукозаписывающая работа или исполнение любовных романсов для своей возлюбленной на кухне!) В любой работе необходим в первую очередь фанатизм, рвение и любовь к тому что ты делаешь! Если таковых качеств нет, то здесь бессилен любой преподаватель. Это мое мнение. Также что касается музыкальных знаний полученных мной, немалое вдохновение я почерпнул в просмотрах музыкальных фильмов, концертов и видеошколах, общении с музыкантами и совместных джэмах, потому что музыка в 21 веке в большей степени язык общения, чем схоластическая зубрежка и сидение за учебниками!

Интервью с гитаристом

Дмитрий: Насколько важно выступать перед публикой и как это влияет на профессиональный рост?

Алексей: Мое первое выступление было в возрасте 8 лет на сцене музыкальной школы в которой я тогда учился. Помню как тряслись колени и я думал о том как бы не облажаться. И в тот момент когда я думал об этом я начинал делать ошибки. Стоя на сцене и думая о них вы непременно их получите, лучше постараться мысленно расслабиться и получать удовольствие от музыки как вы это делаете дома. Со временем когда вы сумеете обрести контроль над своими страхами вы разовьете  в себе ту необходимую уверенность которая необходима для выступления на сцене. Очень важно смотреть концерты звезд, с целью перенять их умение двигаться на сцене, хореографию, манеру общения с залом, гитарные приемы и сопутствующие им элементы шоу. Именно из этого у каждого формируется свой стиль поведения на сцене, который возможно впоследствии кто-то будет перенимать у вас.

Дмитрий: Как влияет игра в группе на технический прогресс гитариста, на какое место по важности отнесли бы такое взаимодействие и связали его с мастерством музыканта?

Алексей: Когда я играл в группе главными моими приоритетами были дружба, творческое общение с музыкантами, единая цель, общие музыкальные пристрастия, энтузиазм на грани с альтруизмом и безумная страсть к музыке! В группе я выражал себя на все 100%, потому что мы играли исключительно гитарную инструментальную музыку своего сочинения. Вероятно нами руководил в большей степени юношеский романтизм, чем популярное сегодня желание заработать бабла следуя модным тенденциям, поэтому  мы играли то что искренне вызывало чувство радости в нас самих и не боялись быть непохожими на других. Помимо этого как музыкант я участвовал и участвую порой в других музыкальных проектах, в которых необходима моя помощь в качестве гитариста. Моей задачей является сделать отличное соло и украсить гитарой музыкальную палитру композиции. В этом тоже есть некий момент сотворчества. Играя сольно полагаешься исключительно на себя, на свое умение понравиться и заинтересовать аудиторию своим исполнительством и предлагаемой музыкой. Начиная с 2001 года я стал выступать один, т.к. формат моих концертных выступлений немного изменился в сторону  легкой танцевальной и слегка приджазованной эстрадной музыки, в небольших клубах, арт-кафе и прочих площадках, на которых требовался один гитарный исполнитель. Поэтому в отличии от своей рок-деятельности я стал часто выступать на полуакустической гитаре осваивая столь новые и интересные для меня азы испанского гитарного исполнительства. Впоследствии это стало моей работой, которая стала приносить деньги. В определенный момент я понял что одна барная игра по ночным заведениям не делает меня счастливым и духовно богаче и мне пришла в голову идея проводить фестивали на которых бы играли мои друзья гитаристы. Первый такой фестиваль прошел в Перми в 2003 году и поскольку он проходил в канун Рождества был назван Guitar Christmas. Затем позже живя в Петербурге я стал устраивать подобные гитарные фестивали которые получили определенное признание в среде любителей гитарной музыки. Фестиваль, на котором помимо профессиональных солирующих гитаристов выступают группы и проводятся отличнейшие джэмы, не оставляющие равнодушными никого. Пожалуй это и есть та необходимая грань творчества и самовыражения, которая и необходима современному гитаристу. Возможно мое мнение во многом субъективно, но на сегодня подобная модель музыкального сотрудничества и саморазвития меня полностью устраивает!

Дмитрий: Алексей, как преподаватель, ты общаешься со многими начинающими гитаристами. Что сложнее всего дается ученикам, может есть какой-то переходный этап, пройдя который гитарист, как бы «научившись ездить на велосипеде» уже не нуждается в поддержке наставника, если да, то что стоит освоить и чему уделять особое внимание во время занятий?

Алексей: Самое важное как мне кажется научиться играть на простой акустической гитаре, заставить ее "петь"! Если вы становитесь на "вы" с акустикой, то освоить электрогитару на мой взгляд будет проще. Я четкий приверженец позиции что первоначально следует освоить классическую гитару, выучить гитарный строй, аккорды, научиться грамотно аккомпанировать и петь (я не случайно говорю про пение потому что оно является сопутствующим и важным фактором в развитии музыкальности, музыкального слуха и пр.) , все это называется базисным уровнем обучения в игре и лишь затем браться за электрогитару. Между обычной классической гитарой и электрогитарой столько же общего сколько и различий, прежде всего это касается техники исполнительства и звукоизвлечения. Очень часто оказывалось что некоторые из моих учеников вполне сносно играющих на электрогитаре не могли произвести ничего стоящего на акустической гитаре. Поэтому я считаю что процесс обучения в данной ситуации должен быть более комплексным. Что касается умения "ездить на велосипеде"!) Таковыми являются как я уже сказал базисный уровень владения акустической гитарой и техникой аккомпанемента, чтение нот и табулатур, основы сольфеджио: квинтовый круг, параллельные тональности,  интервалы, популярные гармонические клише, приемы звукоизвлечения пальцами и медиатором. Все это помогает не только в практическом освоении гитары, но и понимании нотной структуры композиции, в подборе музыки на слух (аккорды & мелодия) и овладении основами компьютерного музыкального пользования (программа Guitar Pro).  Пожалуй это те знания благодаря которым в дальнейшем можно осваивать самому гитару и развивать свои познания в музыке.

Дмитрий: Расскажи о своей сольной программе. Где планируешь выступать в ближайшее время и каковы планы на будущее, назревают ли интересные проекты?

Алексей: У меня несколько вариантов сольного выступления. На концертах, рок-фестивалях и прочих перфомансах на которых присутствуют любители рок-н-ролла я обычно исполняю программу состоящую из произведений классического хард-рока, неоклассики и блюза, разумеется приправленные моими авторскими опусами!) А в арт-салонах, светских вечеринках и на корпоративных праздниках где люди желают просто отдохнуть и ни во что серьезно не вникать я играю на полуакустике, на которой я исполняю композиции отнюдь не собственного сочинения, ибо это в большей степени работа и публика жаждет услышать знакомые мелодии, поэтому на подобных выступлениях я обычно играю легкий лаундж со смесью испанской гитары и произведениями зарубежной эстрадной и поп музыки. Хотя бывают концерты на которых я мешаю одну программу с другой и работа начинает приобретать легкий рок-н-рольный оттенок!) Вообще, очень много пишу музыки не только для электрогитары, но и для акустической. В 2010 году у меня вышел сборник нотных музыкальных произведений "Современная Акустическая Гитара" включающая в себя 35 авторских гитарных пьес, - плод почти 15-тилетнего труда. Особенность этой книги в том что не нарушая гармонию и благозвучность произведений написанных в весьма широком стилевом спектре: от барокко до фламенко, рок-баллад и этнической музыки, я активно использовал элементы электрогитарной техники на акустической гитаре (тэппинг, легатные пассажи, искуственные флажолеты и мн.др.), которые на мой взгляд не мешают повествовательной манере мыслить и придают некоторой остроты в новаторском решении тех или иных музыкальных моментов в звучании композиций.
Что касается проектов которые меня занимают в сегодняшнее время, то это запись альбома в стиле неоклассика,  который имеет свое концептуальное стилевое звучание. В плане выступлений, мои испанские гитарные экзерсисы в данный момент можно услышать в арт-ресторанах Сундук, Два Му, Антрактъ, а рок-геройствования чуть реже, но все же происходят!) Об этом я обычно пишу в рубрике АФИША на своем сайте www.alekseyladygin.ru

Дмитрий: Алексей, окажись ты сейчас начинающим гитаристом, обладая тем опытом, который у тебя уже есть, с чего бы начинал? Что стоило бы делать всегда, а каких действий избегать как огня… что по-твоему мнению помогло бы быстрее достичь сегодняшнего уровня мастерства?

Алексей: Мой путь музыкального познания как гитары так и музыки в целом не отличается какой-то четкой рациональной направленностью, скорее всего я пытаюсь развиваться интуитивно и опираясь на свои внутренние стремления и чувства пытаюсь проникнуть в суть того что меня интересует. А спектр интересующей меня музыки весьма широк, классическая музыка, рок, фламенко, блюз, этника, джаз-рок, хорошая западная поп музыка. Окончив музыкальную школу я хотел поступить в музыкальное училище, но так сложилось что я получил образование по другой специальности. Многое из того что служило для меня обучением на самом деле было вокруг меня, пластинки с любимой музыкой, библиотека с обилием нотной литературы, нотные издания которые я и мои друзья выписывали из Москвы, обмен музыкальными фильмами и сотни раз перезаписанными видеошколами, которые я просмотрел в количестве около 60 штук начиная от джаза до хеви метал. Разумеется сейчас совсем иные возможности, которые предлагает интернет, видеоуроки с подробным разбором легендарных рок-произведений, которые мы снимали на слух с заезженных магнитных лент и пластинок не лучшего качества, нотные редакторы подобные Guitar Pro, программы для домашней звукозаписывающей и студийной работы Adobe Audition и мн.др., частные музыкальные школы сетью раскинувшиеся по всей стране, не считая частных репетиторов, что только ленивый не научится играть на гитаре! Но тем не менее я часто убеждаюсь в том что внутреннее стремление и целеустремленность значат гораздо больше в жизни чем что бы то ни было другое и даже в нашу эпоху развитой обучающей музыкальной индустрии и доступным каждому интернетом многие пытаются найти себе педагога, учителя или гуру, который сможет осветить их тернистый путь в мир музыки и направить их обучение в нужное и правильное русло. В этом смысле я считаю что преподаватель является звеном к постижению новых знаний, а ученик тот кто должен работать и стремиться достичь своей цели. Хотя как говорят многие западные известные гитаристы, самообразование пожалуй самая стоящая вещь, когда твой путь и твой труд пронизаны собственным желанием, терпением и упорством.

Эксклюзивное интервью с гитаристом Алексеем Ладыгиным специально для проекта martirosjan.ru

Поделитесь статьей в социальных сетях с друзьями!

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Яндекс
Опубликовать в Google Buzz

Также на эту тему Вы можете почитать:

Posted in ИНТЕРВЬЮ and tagged as

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>