Строим дом сами

Сочинение: Город в комедии «Ревизор. Сочинение: Город в комедии «Ревизор Изображение уездного города в комедии ревизор

Господа туристы! Сегодня вас ожидает интереснейшая экскурсия, в ходе которой мы узнаем, как жил типичный уездный город 19 века в России. Для этого мы перенесемся в комедию Н.В. Гоголя «Ревизор».

Напоминаю вам, что уездный город - это маленький провинциальный городок, находящийся «в самой глуши». Недаром гоголевский городничий говорит про него: «Да отсюда, хоть три года скачи, ни до какого государства не доедешь».

Однако и здесь живут люди, существуют учреждения, которые «обеспечивают» эту жизнь. В городе есть суд, богоугодные и учебные заведения, почта, полицейский участок, гостиницы и так далее. Давайте осмотрим все эти заведения по порядку.

Для начала заглянем в уездный суд. Осторожнее, пожалуйста, не споткнитесь – в передней сторожа «завели гусей с маленькими гусенками, которые так и шныряют под ногами». Проходите сразу в присутствие, да не обращайте внимания на арапник и всякий хлам, разложенный здесь. Сейчас мы побеседуем с заседателем, который расскажет нам о работе суда. Хотя…нет, кажется, сегодня он это сделать не в состоянии – «от него такой запах, как будто бы он сейчас вышел из винокуренного завода». Нда… что ж, работа суда в полной мере иллюстрирует фамилию судьи Ляпкина-Тяпкина - все здесь делается «тяп-ляп».

А давайте-ка лучше обратимся к богоугодным заведениям. Сейчас мы входим в больницу этого славного города и на пороге встречаем уездного лекаря Христиана Ивановича Гибнера под руку с господином Земляникой – попечителем богоугодных заведений города. Неужели и здесь фамилия врача символизирует работу больницы: пациенты нещадно «гибнут», а «сладкий» и «наивный» Земляника ничего не хочет замечать?

Давайте расспросим кого-нибудь из простых больных. Что-что? Почти не лечат – «пациенты мрут, как мухи»?! Естественные способы врачевания - «человек простой: если умрет, то и так умрет; если выздоровеет, то и так выздоровеет»?! Лекарь «по-русски ни слова не знает»?!

Хм… давайте посетим учебные заведения – незаметно проберемся на одно из занятий. О, нам повезло, мы попали на урок истории! Но что это – боже, неужели пожар? А, нет, не волнуйтесь, пожалуйста, – это учитель так разошелся, рассказывая про подвиги Александра Македонского. Ой, а что это у него такое лицо – «он скроил такую рожу, какой я никогда еще не видывал»! Недаром смотритель учебных заведений Хлопов (чья фамилия образована от слова «хлоп» - «холоп», раб) боится, что здесь «вольнодумные мысли внушаются юношеству».

Фу-х, столько потрясений за один день! А пойдемте-ка в почтовую контору – уж здесь должны быть «тишь-гладь, божья благодать». Вон за столом сидит и почтмейстер Иван Кузьмич Шпекин. Но…что же он делает? Вскрывает письма и читает их?! А вот одно и вовсе положил к себе в стол! Что же он - не собирается его отправлять по назначению? Нда…недаром фамилия этого чиновника происходит от слова ««шпень» - «строптивый человек, всем поперек, впомеху, злой насмешник». А если вспомнить, какую роль этот герой сыграл в финале «Ревизора», то его говорящая фамилия зазвучит еще более громко.

Что ж, не менее говорящими являются фамилии и «служителей порядка» - полицейских Держиморды, Увертова, Свистунова, не гнушающихся несправедливо задерживать, избивать жителей города, давать ложные показания и прочее. Работа полицейского участка в этом городе еще раз указывает на «стиль» работы всех чиновников и учреждений – незаконный, несправедливый, основанный на воровстве, мошенничестве, коррупции, несправедливости.

Подтверждение тому – судьбы простых жителей города: несчастной унтер-офицерши, публично высеченной не за что, слесарши, чей муж несправедливо был «забрит» в армию, купцов, нещадно обираемых городничим и другими чиновниками.

Подтверждение тому – и состояние городских улиц (сами видите, какая грязь и разруха здесь царит: здания давно не ремонтировались, в городе нет ни одной новой постройки и так далее). Я уж не рискую приглашать вас в гостиницу, где, поверьте мне, вам предложат такие номера и такое меню, что «хоть святых выноси».

Что ж, господа туристы, думаю наше мнение единогласно: жизнь в уездном городе 19 века похожа на ад – для простых жителей и на рай – для чиновников. Ведь они живут по принципу максимальной выгоды для своего личного кармана, нисколько не думая о выполнении своих истинных обязанностей – заботе о благоустройстве города и горожан. Особенно важно то, что подобных городов в России было великое множество, именно поэтому Гоголь не дал название «своему» уездному городу. А также важно и то, что законы существования гоголевских чиновников сохранились и в наше время, вы это и сами заметили, не правда ли?

Основные действия в комедии « » разворачиваются в одном из уездных городов России в первой половине 19 столетия. Этот город ни чем не отличался от сотен других российских городов. Нужно отметить, что Гоголь в своем произведении попытался показать нам некий собирательный образ городов российской глубинки того времени.

Географически город N расположен где-то между Петербургом и Саратовом, ведь именно по дороге в Саратов застрял в одной из городских гостиниц этого города. О том, что город N находится в самой глубинки России, свидетельствуют слова городничего: «Да, отсюда, хоть три года скачи, ни до какого государства не доедешь».

Нужно сказать, что жизнь в уездном городе не была сладкой. Повсюду царил хаос и беспорядок, процветало взяточничество. К примеру, врачи городской больницы совершенно не заботились о своих пациентах. Они работали по принципу: умрет - так умрет, выздоровеет - значит выздоровеет. Внешний вид докторов и больных также вызывал много вопросов. Все были одеты в какую-то грязную одежду и походили на кузнецов или машинистов. Больные могли позволить себе курить, как паровозы и никто ни чего не замечал.

В помещении городского суда вовсе разводили гусей и сушили белье. Председатель суда постоянно был пьян.

В школах преподаватели подавали дурной пример своим ученикам.

Улицы города были завалены мусором.

В общем, ни одна городская служба, ни один городской чиновник не хотели исполнять своих служебных обязанностей. А все это происходило по тому, что городничий поощрял и словно не замечал такого бардака в своем городе.

Нелегко было и простому человеку. Особенно страдали купцы, которых городские власти нещадно обирали, требовали взятки. Про взяточничество в городе N свидетельствует тот факт, что по распоряжению городничего вместо откупившегося сына портного в армию забрали женатого мужчину, хотя закон прямо запрещал это делать. Или, к примеру, наказание ни в чем не повинной унтер-офицерши, которая была высечена и обложена штрафом.

Именно таким изобразил свой уездный город. Становится понятно, что Николай Васильевич был не доволен таким положение дел. Он попытался показать нам, куда ведет путь взяточничества и панибратства. В «Ревизоре» Гоголь поднимает вечные темы, которые еще долго будут актуальны в нашем обществе.

Город N и его обитатели.

Один из самых выразительных, впечатляющих образов комедии Гоголя «Ревизор» - безусловно, образ города N.

Читатель знакомится с ним практически с первых страниц знаменитого произведения. Из диалога напуганных скорым приездом начальственного лица маленький провинциальный городок предстаёт во всей своей красе: Иван Кузьмич Шпекин, местный почтмейстер, без особых угрызений совести вскрывающий чужую переписку и с удовольствием читающий её, своим известием будто взрывает городское начальство.

Можно смело заявить, что в небольшом произведении Николаю Васильевичу Гоголю удаётся блестяще показать все слои общества: народ, купечество, чиновничество. В «Ревизоре» отражены основные сферы жизни: торговля, социальная, духовная.

С первых же страниц пьесы мы узнаём о грязи, которая на протяжении многих лет не убирается с городских улиц. Особенное внимание уделяется огромной луже на центральной площади, через которую при плохой погоде невозможно пройти. Однако Городничий убеждён, что его вины в плачевном состоянии города нет, а виноваты всё те же горожане. « Что это за скверный город! только где-нибудь поставь какой-нибудь памятник или просто забор - черт их знает откудова и нанесут всякой дряни!»

Оказывается, чиновники и раньше выдели эти недостатки, но не считали нужным приводить в порядок всё перечисленное выше. О комфорте горожан они вдруг начинают заботиться только после известия о приезде ревизора.

А какие нравы царят в этом удивительном городке! Люди. которые представляют государство, превращают жизнь горожан скорее в выживание.

Читатель с ужасом узнает о порядках в местной больнице. Здесь ходят в страшных серых колпаках больные, об излечение которых на самом деле мало кто задумывается. По выражению Земляники, «…чем ближе к натуре, тем лучше, - лекарств дорогих мы не употребляем. Человек простой: если умрет, то и так умрет; если выздоровеет, то и так выздоровеет» .

Поражает «полётом воображения» и учительство. Один из педагогов «строит страшные рожи», другой с таким вдохновением рассказывает о делах «давно минувших дней» , что ученики его просто боятся: «Он учёная голова - это видно, и сведений нахватал тьму, но только объясняет с таким жаром, что не помнит себя. Я раз слушал его: ну покамест говорил об ассириянах и вавилонянах - еще ничего, а как добрался до Александра Македонского, то я не могу вам сказать, что с ним сделалось. Я думал, что пожар, ей-богу! Сбежал с кафедры и что есть силы хвать стулом об пол. Оно конечно, Александр Македонский герой, но зачем же стулья ломать? от этого убыток казне.».

А каково же правосудие? Вот тут наверняка царят закон и порядок! Однако из пожеланий, высказываемых Городничим, читатель может узнать, что и здесь складывается далеко не лучшая картина. Взятотничество, потворство противоправным действием – всё это никак не украшает город N.

Обитателей этого гордка мне даже жалко, но они, по-моему, настолько привыкли к такому укладу жизни, что не мыслят своё существование без таких чудных «мелочей», как подкуп, лесть, лень, глупость начальствующего чиновничества…

Гоголь писал это произведение в первой половине 19 века, а как узнаваемы некоторые его сцены сейчас! Россия, безусловно меняется к лучшему, но некоторые черты городской жизни, мне кажется, далеки от исправления…

Тема урока – «Образ уездного города в комедии Н.В.Гоголя «Ревизор»

Этот урок 2-й в системе уроков, предыдущая тема «Страницы жизни Гоголя». Следовательно, это урок изучения нового материала. Материал сложный, как вообще сложен весь Гоголь, и по опыту знаю, как часто неверно расставленные акценты на уроке формируют у ребят устойчивое представление о нём, как о сатирике-карикатуристе. Этого нельзя допускать, т.к. в 9-м классе «Мёртвые души» будут восприниматься в той же карикатурной форме. Именно с «Ревизора» необходимо начинать формировать представление о Гоголе как о писателе-философе, с религиозными взглядами. Осознавая всю важность этого урока, я постаралась построить его так, чтобы он направлял восприятие на следующих уроках и по «Ревизору», и вообще по творчеству этого писателя.

На уроке используется технология "Трежа хант" (работа с Интернетом), что позволяет развивать умение работать с информацией, правильно организовать её поиск и отбор.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок литературы в 8 классе.

Тема урока - «Образ уездного города в комедии Н.В.Гоголя «Ревизор»

Цель - сформировать представление об образе города как о выражении глубоких авторских обобщений, раздумий о страстях и пороках человеческих.

Задачи:

Формировать понимание необходимости рефлексии как условия саморазвития каждого человека;

Формировать читательскую культуру, развивая представление о специфике драматического произведения и выражении в нём авторской позиции;

Развивать аналитические умения на основе работы с текстом драматического произведения;

Формировать умение извлекать информацию из различных источников: учебника, интернета;

Воспитывать ценностное отношение к окружающему миру (родному городу).

Оборудование:

Мультимедийный проектор

Презентация к уроку (Power Point)

Демонстрационная таблица

Раздаточный материал: распечатанные таблицы для заполнения, листы с вопросами,

фрагменты статьи Н.В.Гоголя «Развязка «Ревизора»»

Формы работы: индивидуальная работа с источниками: учебник, текст произведения, коллективное решение проблемных вопросов, аналитическая коллективная и индивидуальная работа, индивидуальная творческая работа с последующей устной защитой.

Ход урока.

1. Организационный момент.

Николай Васильевич Гоголь…

Это имя вошло в сокровищницу не только русской, но и мировой литературы.

Один из самых загадочных писателей России. Я приглашаю вас сегодня к диалогу с этим великим писателем. Нет, не к спиритическому сеансу, а к истинному диалогу, который возможен, когда мы открываем книгу и попадаем в художественный мир произведения, в котором великий писатель делился с нами своими самыми сокровенными мыслями и переживаниями и надеется, что мы его поймём.

Итак, комедия «Ревизор». Место действия - уездный город. Какое впечатление произвёл на вас этот город, когда вы читали комедию?

(Ответы детей).

Трудно выразить и объяснить, почему изображение города производит такое тягостное впечатление. Сегодня на уроке мы постараемся разобраться в этом.

Тема урока: Образ уездного города в комедии Н.В.Гоголя «Ревизор»

Как вы думаете, с какой целью Н.В.Гоголь изобразил этот город, какие чувства хотел вызвать у читателей?

Что же так неприятно поражает нас в этом образе города? Что мы подразумеваем под словом «город»?

(Улицы, строения, различные заведения, жители города: простые горожане и те, кто занимает важные посты, управляет жизнью города, т.е. чиновники, глава города).

Что мы видим в гоголевском уездном городе? Я предлагаю каждой группе провести работу с текстом произведения, рассмотреть разные стороны этого города и сделать выводы. У вас есть таблицы, которые помогут вам в работе.

Предлагаю вам в группах выбрать руководителя, который будет координировать работу и по окончании работы ознакомит нас с выводами.

1 гр. Рассматривает образ улиц, строений, заведений и выписывают цитаты из текста, делают вывод о состоянии города.

2 гр. Анализирует образы простых жителей этого города и отвечают на вопрос: «Как живётся здесь горожанам?»

3 и 4 гр. Рассматривает образы чиновников, также записывает свои наблюдения в таблицу и отвечают на вопрос: «Как относятся к своим обязанностям чиновники?».

(Работа детей в группах). Выступление руководителей групп.

Итак, мы увидели очень неприглядную картину и теперь можем ответить на вопрос:

«Почему в городе царит беспорядок, почему так неуютно живётся в нём простым горожанам?»

(Ответы детей).

Как чувствовали бы вы себя, если бы оказались в таком городе?

А что можете сказать вы о своём родном городе? Какой он? Если бы вам пришлось изображать его, то какой образ создали бы вы?

(Ответы детей)

Что может сделать каждый из вас, чтобы ваш город стал ещё лучше, чтобы всем в нём было спокойно и уютно жить? Чтобы никто не сказал словами Хлестакова «Какой скверный городишко!»

Обсудите в группах и дайте ответ.

Вернёмся из нашего прекрасного города в уездный город Гоголя. Попытаемся понять авторскую мысль: с какой целью изобразил Гоголь этот неприглядный городишко?

(Ответы детей)

Да, верно, именно такое мнение складывается, когда, прочитав пьесу, мы задумываемся над ней. Но не так всё просто. Особенно у такого загадочного писателя, как Гоголь.

Вспомните, как в художественном произведении мы можем определить авторскую позицию (название, эпиграф, ремарки).

Обратимся к тексту.

Название «Ревизор». Кто такой ревизор? (Ответы детей)

Какой эпиграф открывает комедию? (Ответы детей)

«Неча на зеркало пенять, коли рожа крива»

История появления эпиграфа и некоторых других изменений в тексте может помочь нам приблизиться к пониманию скрытого смысла комедии.

Для дальнейшего исследования нам необходимо было дома найти информацию и ответить на некоторые вопросы.

Когда была поставлена пьеса впервые?

Как отнеслись к ней зрители и царь?

В течение какого времени автор работал над комедией, что изменил в окончательной редакции?

Ответы детей

Николай 1 заявил после первого представления «Ревизора»: «Ну и пьеса! Всем досталось, а мне более всех!» В Перми полиция потребовала прекратить спектакль, а городничий в Ростове-на-Дону грозил упрятать актёров в тюрьму. Гоголь писал о постановке комедии: «Действие, произведённое ею, было большое и шумное. Все против меня. Чиновники пожилые и почтенные кричат, что для меня нет ничего святого, когда я дерзнул так говорить о служащих людях. Полицейские против меня, купцы против меня…»

Эпиграф появился не сразу, а через шесть лет после выхода комедии в свет. Он стал ответом Гоголя многочисленным критикам, которые буквально обрушились и на саму пьесу, и на ее автора. Вероятно, они узнали в героях комедии себя. Ведь Гоголь вывел на сцену практически все русские характеры. Были вскрыты общественные пороки, порожденные крепостническим строем, — взяточничество, казнокрадство, лень, угодничество, и многие другие. Гоголь показал их так ярко и убедительно, что комедия приобрела силу документа, обличающего существующий строй.

Немую сцену Гоголь дополнил.

Появилась знаменитое: «Над кем смеётесь? Над собой смеётесь!»

Как вы понимаете значение эпиграфа?

Перечитаем немую сцену. Почему Гоголь придавал такое большое значение финалу?

После чего происходит оцепенение чиновников?

Чего же они испугались? Ведь городничий перевидал многих ревизоров на своём веку.

Кто сообщает о приезде ревизора?

Посмотрите на афишу: есть ли он среди действующих лиц?

Почему после такого неприятия его комедии, после обид, ругани, критики, обрушившейся на него, Гоголь внёс эти изменения?

(Ответы детей).

А теперь у меня для вас послание из прошлого, от Н.В.Гоголя. Это письмо - отрывок статьи «Развязка ревизора», где писатель раскрывает тайну своей комедии.

(Читаем письмо)

Так о какой же город изобразил Н.В.Гоголь? (Это наш «душевный» город, в котором живут страсти и пороки и мешают этому «городу» нашей души быть красивым, уютным, счастливым). К чему призывает нас Гоголь? (проводить «ревизию» нашей души, т.е. работать над своими недостатками, избавляться от тех качеств, которые мешают нам быть лучше).

Итак, подведём итог.

Ревизор - это наша совесть

Бессовестные чиновники - наши страсти, пороки.

Город - душа, внутренний мир человека.

О чём писатель призывает нас задуматься?

Напишите 5-минутное эссе «Каким я хочу видеть мой душевный город?»

(Песня группы «Аквариум» «Под небом голубым…»)

Д/з:

  1. Сравнить «Ревизор» со стихотворениями Державина «Властителям и судьям» и Н.Заболоцкого «Не позволяй душе лениться…». Что общего у «Ревизора» с этими произведениями?
  2. Прочитать статью Ю.Манна и составит тезисный план.
  3. Выписать реплики, характеризующие Хлестакова.

Материал для учителя.

Внушение читателю и зрителю мысли об этом суде было одной из главных творческих задач писателя. Поэтому “немая сцена” обретает широкий символический смысл, почему и не поддается какой-либо однозначной трактовке. Именно поэтому столь разнообразны толкования “немой сцены”. Ее трактуют как художественно воплощенный образ Страшного суда, перед которым человек не сможет оправдаться ссылками на то, что за всяким умным человеком “водятся грешки”; проводят аналогии между «немой сценой» и картиной Карла Брюллова «Последний день Помпеи», смысл которой сам Гоголь видел в том, что художник обращается на историческом материале к ситуации сильного “кризиса, чувствуемого целою массою”. Схожий кризис переживают в минуту потрясения и персонажи “Ревизора”, подобно героям картины Брюллова, когда “вся группа, остановившаяся в минуту удара и выразившая тысячи разных чувств”, запечатлена художником в последний момент земного бытия. Уже позже, в 1846 г., в драматических отрывках “Развязка “Ревизора” Гоголь предложил совсем иное толкование “немой” сцены”. “Всмотритесь-ка пристально в этот город, который выведен в пьесе! — говорит Первый комический актер. — Все до единого согласны, что этакого города нет во всей России... Ну, а что, если это наш же душевный город и сидит он у всякого из нас?.. Что ни говори, но страшен тот ревизор, который ждет нас у дверей гроба. Будто не знаете, кто этот ревизор? Что прикидываться? Ревизор этот — наша проснувшаяся совесть, которая заставит нас вдруг и разом взглянуть во все глаза на самих себя. Перед этим ревизором ничто не укроется, потому что по Именному Высшему повеленью он послан и возвестится о нем тогда, когда уже и шагу нельзя будет сделать назад. Вдруг откроется перед тобою, в тебе же, такое страшилище, что от ужаса подымется волос. Лучше ж сделать ревизовку всему, что ни есть в нас, в начале жизни, а не в конце ее”.

Так или иначе, но появление жандарма, извещающего о прибытии из Петербурга “по именному повелению” ревизора уже настоящего, “поражает как громом всех, — говорится в авторской ремарке. — Звук изумления единодушно излетает из дамских уст; вся группа, вдруг переменивши положение, остается в окаменении”.

“Немая сцена” имеет и очень важную композиционную роль. В момент чтения письма уходит то, что связывало героев на протяжении всего сценического действия, — страх, и единство людей распадается на наших глазах. Страшное потрясение, которое произвело на всех известие о прибытии истинного ревизора, вновь объединяет людей ужасом, но это уже нё единство живых людей, а единство бездыханных окаменелостей. Их немота и застывшие позы показывают исчерпанность героев в их бесплодной погоне за миражом. Именно поэтому нельзя сказать, что чиновники и нового ревизора примут так же, как Хлестакова: слишком глубока и окончательна их исчерпанность в миражной жизни. Это позволяет говорить об окончательном переходе комического в трагическое в “немой сцене”.


Господа туристы! Сегодня вас ожидает интереснейшая экскурсия, в ходе которой мы узнаем, как жил типичный уездный город 19 века в России. Для этого мы перенесемся в комедию Н.В. Гоголя «Ревизор».
Напоминаю вам, что уездный город - это маленький провинциальный городок, находящийся «в самой глуши». Недаром гоголевский городничий говорит про него: «Да отсюда, хоть три года скачи, ни до какого государства не доедешь».
Однако и здесь живут люди, существуют учреждения, которые «обеспечивают» эту жизнь. В городе есть суд, богоугодные и учебные заведения, почта, полицейский участок, гостиницы и так далее. Давайте осмотрим все эти заведения по порядку.
Для начала заглянем в уездный суд. Осторожнее, пожалуйста, не споткнитесь – в передней сторожа «завели гусей с маленькими гусенками, которые так и шныряют под ногами». Проходите сразу в присутствие, да не обращайте внимания на арапник и всякий хлам, разложенный здесь. Сейчас мы побеседуем с заседателем, который расскажет нам о работе суда. Хотя…нет, кажется, сегодня он это сделать не в состоянии – «от него такой запах, как будто бы он сейчас вышел из винокуренного завода». Нда… что ж, работа суда в полной мере иллюстрирует фамилию судьи Ляпкина-Тяпкина - все здесь делается «тяп-ляп».
А давайте-ка лучше обратимся к богоугодным заведениям. Сейчас мы входим в больницу этого славного города и на пороге встречаем уездного лекаря Христиана Ивановича Гибнера под руку с господином Земляникой – попечителем богоугодных заведений города. Неужели и здесь фамилия врача символизирует работу больницы: пациенты нещадно «гибнут», а «сладкий» и «наивный» Земляника ничего не хочет замечать?
Давайте расспросим кого-нибудь из простых больных. Что-что? Почти не лечат – «пациенты мрут, как мухи»?! Естественные способы врачевания - «человек простой: если умрет, то и так умрет; если выздоровеет, то и так выздоровеет»?! Лекарь «по-русски ни слова не знает»?!
Хм… давайте посетим учебные заведения – незаметно проберемся на одно из занятий. О, нам повезло, мы попали на урок истории! Но что это – боже, неужели пожар? А, нет, не волнуйтесь, пожалуйста, – это учитель так разошелся, рассказывая про подвиги Александра Македонского. Ой, а что это у него такое лицо – «он скроил такую рожу, какой я никогда еще не видывал»! Недаром смотритель учебных заведений Хлопов (чья фамилия образована от слова «хлоп» - «холоп», раб) боится, что здесь «вольнодумные мысли внушаются юношеству».
Фу-х, столько потрясений за один день! А пойдемте-ка в почтовую контору – уж здесь должны быть «тишь-гладь, божья благодать». Вон за столом сидит и почтмейстер Иван Кузьмич Шпекин. Но…что же он делает? Вскрывает письма и читает их?! А вот одно и вовсе положил к себе в стол! Что же он - не собирается его отправлять по назначению? Нда…недаром фамилия этого чиновника происходит от слова ««шпень» - «строптивый человек, всем поперек, впомеху, злой насмешник». А если вспомнить, какую роль этот герой сыграл в финале «Ревизора», то его говорящая фамилия зазвучит еще более громко.
Что ж, не менее говорящими являются фамилии и «служителей порядка» - полицейских Держиморды, Увертова, Свистунова, не гнушающихся несправедливо задерживать, избивать жителей города, давать ложные показания и прочее. Работа полицейского участка в этом городе еще раз указывает на «стиль» работы всех чиновников и учреждений – незаконный, несправедливый, основанный на воровстве, мошенничестве, коррупции, несправедливости.
Подтверждение тому – судьбы простых жителей города: несчастной унтер-офицерши, публично высеченной не за что, слесарши, чей муж несправедливо был «забрит» в армию, купцов, нещадно обираемых городничим и другими чиновниками.
Подтверждение тому – и состояние городских улиц (сами видите, какая грязь и разруха здесь царит: здания давно не ремонтировались, в городе нет ни одной новой постройки и так далее). Я уж не рискую приглашать вас в гостиницу, где, поверьте мне, вам предложат такие номера и такое меню, что «хоть святых выноси».
Что ж, господа туристы, думаю наше мнение единогласно: жизнь в уездном городе 19 века похожа на ад – для простых жителей и на рай – для чиновников. Ведь они живут по принципу максимальной выгоды для своего личного кармана, нисколько не думая о выполнении своих истинных обязанностей – заботе о благоустройстве города и горожан. Особенно важно то, что подобных городов в России было великое множество, именно поэтому Гоголь не дал название «своему» уездному городу. А также важно и то, что законы существования гоголевских чиновников сохранились и в наше время, вы это и сами заметили, не правда ли?


Загрузка...