Строим дом сами

Покровитель военных в православии. Святые покровители военных

С момента появления первого регулярного войска в нашей стране возникла и добрая традиция иметь православным воинам своих небесных покровителей. В дореволюционной России все, кто носил военную форму, конечно, считали своим покровителем архангела Михаила. Но воздушный флот, к примеру, еще особо чтил Илью Пророка. Покровителями конницы считались святые Флор и Лавр. А святой Георгий Победоносец покровительствовал казачеству. Во всех воинских частях строили храмы во имя любимых святых. В сегодняшней Российской армии об этой светлой традиции тоже не забыли. Почти у каждого рода или вида войск есть свой небесный защитник. Вот некоторые из них.

Главный покровитель Вооруженных сил Российской Федерации и Сухопутных войск - святой великомученик Георгий Победоносец

Он родился в середине 270-х годов в Каппадокии (область в Малой Азии), в очень богатой и знатной семье, исповедующей христианство. Его отца убили, когда Георгий был еще младенцем. Мать, владевшая имениями в Палестине, переселилась с сыном на родину, где и воспитала его. Когда мальчик подрос, он поступил на службу в римское войско. Юноша превосходил всех умом, мужеством, физической силой и быстро стал самым заметным воином в своей когорте (подразделение легиона, около 1000 человек). Уже в 24 года его назначили командиром элитной когорты инвикторов (в переводе с латыни - непобедимые). В войне с Персией 296–297 годов Георгий не раз проявлял отвагу и был включен в число комитов - приближенных императора. По нынешним временам это член военного совета рода войск, представитель верховной ставки.

В 303 году император Дилектиан начал гонения на христиан, и первый его удар был направлен на армию, где их было большое количество. Он думал, что будет легко сломить остальных, если одолеет сопротивление военных. Его план сработал не в полную силу. Многие воины решили уйти со службы и стать простыми гражданами, лишь бы не отрекаться от веры в Христа. Но были и такие, кто открыто возразил. Георгий раздал имущество бедным и во всеуслышание перед императором объявил себя христианином. Его арестовали и стали пытать.

В течение восьми дней Георгия подвергали самым изощренным пыткам. Но все было тщетно. Каждое утро от ран не оставалось и следа. В недоумении и ужасе охранники всматривались в него и убеждались в том, что действительно происходило чудо.

Георгий перенес все мучения и не отрекся от Христа. В ночь перед смертной казнью к нему во сне явился Спаситель и сказал, что его ожидает рай. Наутро спокойно и мужественно бывший воин преклонил свою голову под меч. Это было 23 апреля 303 года.

Святой Георгий мог стать талантливым полководцем и удивить мир воинскими подвигами. Он скончался, когда ему не было и 30 лет.

У многих может возникнуть вопрос, почему в иконографии святой Георгий изображен на коне, убивающим змея? Это одно из самых известных посмертных чудес, совершенных святым. Как гласит предание, в озере, на берегу которого стоял город, появилось чудовище - не то змий, не то дракон. Попытки победить его с оружием в руках ни к чему не привели. Тогда жители, будучи язычниками, решили принести в жертву зверю царскую дочь. В момент, когда девушка должна была быть съедена, с небес на землю явился Георгий на коне и пронзил змея копьем, избавив царевну от смерти. Явление святого способствовало обращению местных жителей в христианство.

Покровитель Воздушно-десантных войск - пророк Илия

2 августа отмечается день рождения российских Воздушно-десантных войск. Этот же день является днем пророка Илии, в его честь проводятся литургии и устраивается крестный ход.

Святой пророк Илия - один из величайших пророков Ветхого Завета - родился в Фесвии Галаадской в 900 году до нашей эры. Данное младенцу имя Илия (крепость Господня) определило всю его жизнь.

С малых лет он посвятил себя Богу. Жил в пустыне, соблюдая строгий пост и молитвы. В то время израильский народ поклонялся языческим идолам, что привело к полному нравственному разложению. Видя гибель своего народа, пророк Илия стал обличать царя Ахаву в нечестии, убеждая его покаяться и обратиться к вере в одного Бога. Царь не послушал его. Тогда пророк Илия объявил ему, что в наказание три года не будет ни дождя, ни росы на земле и засуха прекратится только по его молитве. И действительно, наступила засуха и голод по всей земле.

По прошествии трех лет пророк Илия велел собрать на гору Кармил всех жителей Израиля. Когда народ собрался, он предложил соорудить два жертвенника: один - от жрецов, другой - от пророка Илии для служения истинному Богу. «На который из них спадет огонь с неба, тот будет указанием, чей Бог истинен, - сказал пророк Илия, - и все должны будут поклониться Ему.

По молитве пророка с неба сошел огонь и попалил жертву, дрова, камни и даже воду, а затем небо отверзлось, и выпал обильный дождь, напоивший жаждущую землю. Увидев произошедшее, миллионы людей сделали для себя выводы.

Позже за свою пламенную ревность о славе Божией пророк Илия был взят на небо живым в огненной колеснице, так его изображает и иконописная традиция. По преданию, пророк Илия будет предтечею страшного второго пришествия Христа на землю и во время проповеди примет телесную смерть.

Святитель Николай Чудотворец - покровитель Военно-морского флота

Святой Николай Угодник родился в городе Патаре Ликийской области (ныне Турция). Совсем молодым он был возведен в сан священника. Служа Господу, юноша горел духом, а опытностью в вопросах веры был подобен старцу, чем вызывал удивление и глубокое уважение верующих. Постоянно трудясь и бодрствуя, пребывая в непрестанной молитве, священник Николай проявлял великое милосердие, приходя на помощь страждущим, и раздавал все свое имение нищим.

Чудотворный дар Николая открылся, когда он плыл на корабле паломником в Святую землю. Он предупредил команду о надвигающейся буре и оживил матроса, упавшего с мачты.

Отправляясь на поклонение святым местам в Иерусалим, по дороге Николай предсказал надвигавшуюся бурю, грозящую кораблю потоплением, ибо видел самого дьявола, вошедшего на корабль.

Много других чудес совершил он. По молитвам святителя город Миры был спасен от тяжкого голода. Не раз спасал святитель утопающих в море, выводил из плена и заточения в темницах.

Достигнув глубокой старости, святитель Николай в 345 году мирно умер.

Он особо почитается в России как скорый помощник в самых, казалось бы, безнадежных и неразрешимых проблемах - и духовных, и житейских. Трудно представить корабль под российским флагом, на котором не было бы иконы святого Николая Чудотворца.

Покровительница Ракетных войск стратегического назначения - святая великомученица Варвара

Память великомученицы Варвары - святой, которая приняла смерть за Христа в IV веке, - празднуется 17 декабря. В этот день в 1995 году Президент России подписал указ об установлении Дня ракетных войск стратегического назначения. В том же году, побывав в Главном штабе РВСН во Власихе, Святейший Патриарх передал ракетчикам икону св. великомученицы Варвары. Ее изображение теперь есть на каждом командном пункте всех ракетных дивизий России.

Святая великомученица Варвара жила с отцом в городе Илиополе Финикийском, в царствование императора Максимилиана. Она рано лишилась матери. Овдовев, отец сосредоточил все свое внимание на воспитании единственной дочери. Всячески оберегая ее от общения с неугодными людьми, он поселил ее в башне. К ней имели доступ только учителя и служанки.

Однажды, когда отца не было дома, Варвара покинула башню и познакомилась с девушками-христианками, которые рассказали ей об Иисусе Христе и его учении. В сердце девушки загорелось желание быть христианкой. Она приняла крещение.

Вернувшись и узнав о поступке дочери, отец жестоко избил ее, а после предал в руки властей, гонителей христиан. Над ней долго издевались, заставляя отречься от веры, но она не поддалась. По преданию, ночью в темнице осиял несказанный свет, и сам господь явился к страждущей великомученице, исцелил ее раны и утешил надеждою блаженства в Небесном царстве.

На следующий день казнь над Варварой совершил ее отец. Это произошло около 306 года. В предсмертной молитве святая великомученица Варвара просила Господа, чтобы он избавлял всех, прибегающих к ее помощи; от нечаянных бед, от внезапной смерти без покаяния и изливал бы на них свою благодать. В ответ она услышала голос с неба, обещавший исполнить просимое. Сразу после погребения у ее мощей начались чудесные исцеления.

Покровитель внутренних войск МВД России - равноапостольный князь Владимир

Князь Владимир родился в 963 году. В 972 году он стал править Новгородом. В 980 году, победив в войне брата Ярополка, завоевал Киев. Позже покорил Галицию, смирил вятичей, воевал с печенегами, распространил пределы своей державы от Балтийского моря на севере до реки Буг на юге. У него было пять жен и многочисленные наложницы. На Киевских горах он установил идолов, которым стали приносить человеческие жертвы. Тогда погибли за Христа варяги Феодор и Иоанн. Обстоятельства их смерти заставили Владимира сомневаться в истинности языческой веры.

По приглашению князя в Киев приходили проповедники из разных стран: послы от болгар-мусульман, живших за Волгой, немцы-латиняне, иудеи и греки. Князь расспрашивал об их вере, и каждый предлагал ему свою. Но самое сильное впечатление произвел на него православный византийский проповедник, который в заключение своей беседы показал ему картину страшного суда.

Владимир крестился сам, а позже предложил это сделать своим двенадцати сыновьям. Они крестились в одном источнике, известном в Киеве под именем Крещатика. Вслед за ними последовали многие бояре, чуть позже и все жители.

После Киева и его окрестностей православная вера была насаждена в Новгороде, Суздале, Ростове и далее везде. Под ее влиянием славянские племена стали объединяться в единое государство.

Эпоха святого Владимира была ключевым периодом для государственного становления православной Руси. Объединение славянских земель и оформление государственных границ державы Рюриковичей происходили в напряженной духовной и политической борьбе с соседними племенами и государствами. Крещение Руси от православной Византии было важнейшим шагом ее государственного самоопределения.

Князь Владимир твердой рукой сдерживал на рубежах врагов, строил города, крепости. Им построена первая в русской истории «засечная черта» - линия оборонительных пунктов против кочевников.

Умер князь Владимир, которого народ назвал Красным Солнышком,15 июля 1015 года. Он правил Русским государством тридцать семь лет.

Покровитель пограничной службы ФСБ России - преподобный Илия Муромец

Достоверных сведений о житии преподобного Илии Муромца Печерского сохранилось до нашего времени крайне мало.

Предполагают, что родился он около 1143 года в селе Карачарово под Муромом во Владимирской области в семье крестьянина. Народное предание отождествило его со знаменитым богатырем Ильей Муромцем, о котором складывались многочисленные былины.

С детства и до 30 лет Илья был парализован, а потом чудесным образом получил исцеление от трех вещих старцев - нищих странников, которые предсказали, что «смерть ему на бою не писана». Взяв родительское благословение, Илья много лет состоял в дружине киевского князя Владимира Мономаха. Был «первый богатырь во Киеве», не знавший поражений.

Илья Муромец прославился многочисленными воинскими подвигами и невиданной силой, которую использовал только для борьбы с врагами Отечества, защиты русских людей и восстановления справедливости. А обиды тогда было от кого терпеть: в степях рыскало «идолище поганое» (так называли печенегов), леса облюбовали соловьи-разбойники, с хазарской стороны грозил «жидовин проклятый».

Все сказания свидетельствуют об истинно христианском смирении и кротости Ильи Муромца, величавом спокойствии и мире душевном: «Я простой русский богатырь, крестьянский сын. …Мое богатство - сила богатырская, мое дело - Руси служить, от врагов ее оборонять».

Получив в одном из боев с половцами неизлечимую рану в грудь и повинуясь зову сердца, Илья принял монашеский постриг в Киево-Печерском Успенском монастыре. В то время так поступали многие воины, заменяя меч железный мечом духовным.

Скончался Илия Муромец около 1188 года, примерно на 45-м году жизни.

Виктор БОЛТИКОВ

Святой великомученик Димитрий Солунский - один из самых почитаемых греческих и славянских святых - был сыном римского проконсула в греческом городе Фессалоники (современные Салоники, славянское название - Солунь). Родители будущего святого (есть мнение, что они были славянами) являлись тайными христианами и воспитали сына в вере. Когда умер отец и Димитрий достиг совершеннолетия, римский император Максимиан, вступивший на престол в 305 году, вызвал его к себе и, убедившись в образованности Димитрия, военно-административных способностях будущего святого, назначил его на место отца проконсулом Фессалоникийской области. Главная задача, возложенная на молодого правителя, состояла в обороне города и истреблении христианства. В отношении к христианам воля императора была выражена однозначно: "Предавай смерти каждого, кто призывает имя Распятого".

Приняв назначение, Димитрий возвратился в Фессалоники и пред всеми исповедовал и прославил Господа нашего Иисуса Христа. Вместо того, чтобы гнать и казнить христиан, он стал открыто учить жителей города христианской вере и искоренять языческие обычаи и идолопоклонство. При защите города Димитрий всегда шел первым, возглавляя войско, и был почитаем даже язычниками как сын богов. Составитель жития святого Метафраст говорит, что он стал для Фессалоник в своей учительной ревности "вторым апостолом Павлом", потому что именно тот основал когда-то в этом городе первую общину верующих. Святому Димитрию предназначено было Господом последовать за апостолом Павлом и в мученической кончине.

Когда император Максимиан узнал, что вновь назначенный им проконсул - христианин и многих римских подданных обратил в христианство, его гневу не было границ. Возвращаясь из похода в Причерноморье, император решил вести армию через Фессалоники, дабы расправиться с солунскими христианами.

Узнав об этом, святой Димитрий заблаговременно повелел своему верному служителю Луппу раздать имение нищим со словами: "Раздели богатство земное между ними - будем искать себе богатства небесного", а сам предался посту и молитве, готовясь к принятию мученического венца. На рассвете 26 октября 306 года в подземную темницу святого узника явились воины и пронзили его копьями. Тело великомученика Димитрия было выброшено на съедение диким зверям, но солунские христиане взяли его и тайно предали земле. При святом равноапостольном Константине (306-337) над могилой св. вмч. Димитрия была воздвигнута церковь. Сто лет спустя, при строительстве нового величественного храма на месте ветхого, обретены были нетленные мощи святого мученика и воздвигнуты для поклонения в храме. С VII века от святых мощей великомученика, помещенных в специальной раке, начинается чудесное истечение благовонного мира, от которого происходят исцеления болящих и страждущих. Миро истекало столь обильно, что пришлось выстроить для него мраморный бассейн, откуда оно собиралось в амфоры. С того времени св. Димитрия стали называть Мироточивым.

Удивительно ли, что освобождение Греции от четырехсотлетнего турецкого ига совершилось в день памяти этого святого?

Несколько раз почитатели солунского чудотворца делали попытки к перенесению его святых мощей или частицы их в Константинополь, но неизменно святой Димитрий таинственно проявлял свою волю остаться покровителем и защитником родных Фессалоник. Неоднократно подступавшие к городу славяне-язычники бывали отогнаны от стен Солуни грозным светлым юношей, обходившим стены и внушавшим ужас воинам. Может быть, потому имя святого Димитрия Солунского особенно почитаемо в славянских народах после просвещения их светом Евангельской истины. Так, сербы и болгары называют его отечестволюбцем славянских народов .

С именем великомученика Димитрия Солунского связаны первые же страницы русской летописи. Когда вещий Олег в 907 году разгромил греков под Константинополем, "убоялись греки и говорили: это не Олег, но святой Димитрий послан на нас от Бога". Русские воины всегда верили, что они находятся под особым покровительством великомученика Димитрия. В старинных русских былинах святой Димитрий изображается русским по происхождению - так сливался этот образ с душой русского народа.

Церковное почитание великомученика Димитрия в Русской Православной Церкви началось сразу после Крещения Руси. К началу 70-х годов ХI столетия относится основание Димитриевского монастыря в Киеве, известного впоследствии как Михайлов-Златоверхий монастырь. Мозаичная икона святого Димитрия Солунского из собора Димитриевского монастыря сохранилась до наших дней и находится в Государственной Третьяковской галерее.

В 1194-1197 годах великий князь Владимирский Всеволод III Большое Гнездо, в крещении Димитрий, возвел во Владимире Дмитриевский собор. Вот как пишет об этом древняя летопись: "Постави церковь на своем дворе св.Димитрия в свое имя и украси ю дивно иконами и писаньем, и принес доску гробную из Селуня святаго мученика Димитрия, мюро непрестанно точащю на здравие немощным, в той церкви постави, и сорочку того же мученика ту же положи" ...

Димитриевский собор и доныне является украшением древнего Владимира, увы, лишь в качестве музея...

Чудотворная икона святого Димитрия Солунского из иконостаса собора также ныне находится в Москве в Третьяковской галерее. Она написана на доске от гроба великомученика Димитрия, принесенной в 1197 году из Солуни во Владимир. Одно из ценнейших изображений святого - фреска на столпе Успенского собора г.Владимира, принадлежащая кисти преподобного инока-иконописца Андрея Рублева.

В старинных русских стихах святой великомученик Димитрий представлен помощником русских в борьбе с Мамаем. Почитание святого Димитрия продолжалось и в роду святого Александра Невского, назвавшего старшего сына в честь святого великомученика. А младший сын, святой благоверный князь Даниил Московский, воздвиг в Москве храм во имя святого великомученика Димитрия в 1280-х годах, который явился первым каменным храмом в Московском Кремле. Позже, в 1326 году, при князе Иоанне Калите, на его месте был воздвигнут Успенский собор.

Память святого Димитрия Солунского издревле связывалась на Руси с воинским подвигом и защитой Отечества, само его имя было символом патриотизма. Святой изображается на иконах в виде воина в доспехах, с копьем и мечом в руках. В духовном опыте Русской Церкви почитание святого великомученика Димитрия Солунского тесно связано с памятью защитника Родины и Церкви, великого князя Московского Димитрия Донского. Великий князь Димитрий "о церквах Божиих весьма печаловался, а страну земли Русской мужеством своим держал: многих врагов, встающих на нас, победил и славный град свой Москву стенами чудными оградил ". Молитвами своего небесного покровителя святого воина Димитрия Солунского великий князь Димитрий одержал ряд блестящих побед, предопределивших дальнейшее возвышение России: отразил натиск на Москву литовских войск Ольгерда (1368 и 1373 гг.), разгромил на реке Воже татарское войско Бегича (1378 г.), сокрушил военную мощь всей Золотой Орды в битве на Куликовом поле (1380 г.) что положило начало сплочению русских земель вокруг Москвы.

Князь Димитрий Донской был почитателем святого великомученика Димитрия. В 1380 году, накануне Куликовской битвы, он торжественно перенес из Владимира в Москву главную святыню Владимирского Димитриевского собора - икону великомученика Димитрия Солунского, написанную на доске гроба святого. В Московском Успенском соборе был устроен придел во имя великомученика Димитрия.

В память воинов, павших в Куликовской битве, установлена была для общецерковного поминовения Димитриевская родительская суббота. (В этом году отмечалась Русской Православной Церковью 28 октября по н.с.) В первый раз эта панихида была совершена в Троице-Сергиевом монастыре 20 октября 1380 года Преподобным Сергием, игуменом Радонежским, в присутствии великого князя Димитрия Донского. С тех пор она ежегодно совершается в обители с торжественным поминанием героев Куликовской битвы, в том числе схимонахов-воинов Александра (Пересвета) и Андрея (Осляби).

Как и по всей России, почитался великомученик Димитрий и в Санкт-Петербурге. Великолепный храм в византийском стиле во имя вмч.Димитрия Солунского был возведен в Санкт-Петербурге на Лиговском проспекте в 1865 году для греков, проживавших в столице. Здесь неукоснительно соблюдались древнегреческие церковные традиции. Церковь закрыли в 1938-м, но храм сохранился и в войну. Хотя фашистская авиабомба, пробив главный купол, врезалась в мраморный пол, она чудом не взорвалась. После окончания Великой Отечественной войны авиабомбу благополучно извлекли. Храм простоял до начала 1960-х годов, когда началось его окончательное уничтожение. Церковь несколько раз безуспешно пытались взрывать, и в конце концов разобрали как "малохудожественную" для строительства на ее месте Большого концертного зала "Октябрьский"...

Другой Дмитриевской церкви, расположившейся в Коломягах, повезло больше. Этот красивый деревянный храм на окраине города не закрывался в советское время и действовал даже во время блокады Ленинграда. Ее настоятелем во время Великой Отечественной войны и блокады был протоиерей Иоанн Горемыкин, подвижник недавнего прошлого. Отцу Иоанну было 72 года, когда началась война. Несмотря на возраст, блокадный голод, он каждый день пешком добирался с Петроградской стороны в храм и совершал богослужение.

Прихожане свидетельствовали, что отец Иоанн нередко отдавал свой паек голодающим. А когда батюшка совсем обессилел, его привозили в церковь на саночках, и он служил... Мы можем только догадываться, сколько слезных молитв было вознесено в те скорбные годы перед местночтимой иконой великомученика Димитрия о победе русского оружия...

Своему сыну Василию, работавшему главным инженером одного из военных заводов Ленинграда, протоиерей Иоанн сказал: "Как это так, все идут защищать Родину, а мой сын будет отсиживаться?" И В.Горемыкин пошел на фронт. Узнав об этом, командующий Ленинградским фронтом маршал Л.А.Говоров приехал в коломяжскую церковь благодарить настоятеля за сына. Божьей милостью отец Иоанн прожил после блокады еще четырнадцать лет и был погребен у стены храма, который не оставил в самые трудные годы.

Дмитриевская церковь в Коломягах открыта и сегодня, а несколько лет назад в дар этой церкви из греческого храма св.Димитрия Солунского города Салоники была передана частица святых мощей почитаемого нашими народами великомученика.

И в заключение еще один знак исторического преемства: вновь сооруженный на Малой Охте в Санкт-Петербурге Успенский храм, посвященный жертвам блокады Ленинграда и являющийся памятником воинской истории России, своим архитектурным обликом и белокаменными стенами напоминает древний Дмитриевский собор во Владимире...
Подготовила М.Михайлова

Православные святые покровительствующие и защищающие военных различных родов войск.

Военным покровительствуют и защищают следующие святые:

Второй сын князя Ярослава Всеволодовича (князя Переяславского, позже Киевского и Владимирского). Одержал блестящую победу над шведами в 1240 году, когда шведский флот вошёл в Неву, собираясь захватить Ладогу. Причём, он не попросил помощи и, не успев собрать всё ополчение, только со своей дружиной и отрядами новгородцев и ладожан, атаковал шведский лагерь в устье Ижоры.

Илья Муромец

Танковые войска.

Великий князь Дмитрий Донской

Князь Московский и Владимирский. Назван Донским за блестящую победу на Куликовском поле (верховья Дона) в 1380 году. Он возглавил борьбу русского народа против монголо - татарского ига. Под его руководством русские разгромили татар в битве на реке Вожа в 1378 году. Его выдающийся талант полководца способствовал победе в Куликовской битве с монголо - татарами.

Ракетные войска стратегического назначения.

Илья Муромец

Ракетчики и артиллеристы.

Единственная дочь знатных родителей. После смерти жены отец, оберегая её от посторонних глаз и от общения с христианами, построил замок, из которого без разрешения отца она не могла выходить. Наблюдая с высоты замка красоту мира, пришла к выводу, что такое не могли сотворить боги, сделанные руками человека. Она самостоятельно поняла, что мир создан нерукотворным единым Богом. Позже, встречаясь с подругами с разрешения отца, получила подтверждение своим доводам. Попросила, приехавшего из Александрии священника, совершить над ней Таинство Крещения. Отец, узнав о переходе дочери в христианство, отдал её на пытки городскому правителю. А когда, укрепляемая Спасителем, она выдержала все пытки и не отреклась от веры, собственноручно отсёк ей голову. Через несколько минут его поразила молния, что явилось основанием признать Варвару патронессой артиллерии, ракетной техники и противопожарной службы. По мнению католиков Варвара обладает даром спасать от насильственной смерти, от бурь на море.

Архистратиг Михаил – Небесный воин

Архангел Михаил в Писании именуется «князем», «вождем воинства Господня» и изображается как главный борец против диавола и всякого беззакония среди людей. Отсюда его церковное наименование «архистратиг», то есть старший воин, вождь. В книге Откровения Архангел Михаил выступает как главный вождь в войне против диавола и прочих взбунтовавшихся ангелов. И произошла на небе война: Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них, но не устояли, и не нашлось уже для них места на небе. И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним (Апок. 12, 7-9). Св. Архангел Михаил считается в Церкви покровителем во время вражеских нападений и духовной брани.

С древних времен прославлен своими чудесами Архангел Михаил на Руси. Предстательства за русские города Пресвятой Царицы Небесной всегда осуществлялись Ее явлениями с Воинством Небесным под предводительством Архистратига.

В 1126 г. половцы предприняли очередной набег на Русь, воспользовавшись смертью своего главного противника, Великого князя Владимира Мономаха. Навстречу врагу выступил его сын – князь Ярополк Владимирович, и, как пишется в летописи, «поганые были побеждены силою Честного Креста и святым Архангелом Михаилом».

Через сто лет, в 1225 г., Силы Небесные во главе с Архангелами Михаилом и Гавриилом вновь помогают потомкам Владимира Мономаха одержать победу над ратями иноплеменных – князь Ярослав (в крещении Феодор) отразил натиск литовцев.

В начале 1237 г. войско хана Батыя, беспощадно разрушая русские селения и города, продвигалось по направлению к Великому Новгороду. Желанная добыча находилась всего в 100 верстах, как вдруг татары повернули своих коней и устремились обратно, отбросив свое намерение взять богатый торговый город Столь неожиданное избавление от неминуемой смерти сами новгородцы восприняли как чудо, дарованное Богом через Архистратига Небесных Сил – святого Архангела Михаила. Об этом событии повествуется и в Волоколамском патерике, где преподобный Пафнутий Боровский передает ученикам рассказ, слышанный им от его деда Мартина, бывшего татарского баскака. Бог защитил Новгород явлением Архистратига Михаила, который возбранил Батыю идти на него. Придя к Киеву и увидев изображение Архангела на стене церкви, Батый сказал своим князьям: «Сей мне возбранил пойти на Великий Новгород».

8 сентября 1380 г. состоялась знаменитая Куликовская битва или, как ее назвал русский народ, «Мамаево побоище». В этот решающий для русской истории день само Воинство Небесное сражалось на стороне ратей Великого князя Димитрия Ивановича. «Видели верные,– повествует летопись, – Ангелов, помогающих христианам, и святых мучеников полки, и воина великого Христова Георгия, и славного Димитрия, и великих князей русских святых Бориса и Глеба, с ними же был и воевода полка Небесных Сил великий Архистратиг Михаил. Видели поганые тресолнечныя полки и пламенные их стрелы, летящие на них, и падали от страха Божия и от оружия христианского. Вознес Бог десницу Великого князя Димитрия Ивановича на победу».

Осенью 1608 г. во время осады Троице-Сергиевой обители польско-литовскими войсками святой Архистратиг Михаил явил свою помощь защитникам монастыря. Подробное описание посещения Архангелом Лавры дано в «Сказании Авраамия Палицы на об осаде Троице-Сергиева монастыря».

Так, когда в день его памяти (8 ноября) во время вечерни ядро попало в икону Троицкого собора, то на той же вечерне архимандриту явился Архангел Михаил, с лицом сияющим, со скипетром в руках и пригрозил врагам: «Вскоре Всесильный Бог воздаст вам отмщение».

Защитники обители разом воодушевились, когда с Божией помощью удалось уничтожить страшную пищаль противника, а затем во время боевой вылазки малого отряда захватить множество оружия, побив и взяв в плен изрядное число поляков. Эту победу отряд смельчаков сумел одержать только благодаря вмешательству и поддержке свыше, поскольку противник превосходил осажденных в монастыре по численности в несколько раз.

Многие люди видели с монастырских стен помогавшего троицким защитникам чудесного воина. Лицо его блистало как солнце, а конь под ним был как молния. Это возмездие Божие свершилось 9 ноября.

Русские люди возводили множество храмов во имя Архистратига Михаила, дающего победу над врагами, посягавшими на наши земли, которые нам приходилось непрестанно защищать следуя заветам предков, «чтобы не перестала память родителей наших и наша свеча бы не угасла».

Главный собор Архистратига Михаила в Кремле (изначально построен в 1333 г., в современном виде – в 1508 г.) с конца XVII в. стал великокняжеской усыпальницей. Здесь и поныне покоятся останки Великих князей, Царей династии Рюриковичей и Дома Романовых.

Георгий Победоносец – покровитель русской военной мощи

Святой Георгий († 303) – родом из Каппадокии (Малая Азия), поступил на службу в римское войско, во время гонений на христиан объявил себя христианином, обличал императора Диоклетиана в нечестии и после великих мучений был обезглавлен, не дожив до 30 лет. Воссоединившись с Воинством Небесным как Победоносец, он прославился чудесами заступничества.

Одно из них – убиение змея, пожиравшего жителей Бейрута.

Память великомученику празднуется 23 апреля/6 мая и 26 ноября/9 декабря в день освящения храма в честь св. вмч. Георгия в Киеве († 1051).

Святой великомученик Георгий Победоносец почитался на Святой Руси с самого начала христианства. Он стал небесным покровителем нескольких великих созидателей русского государства и русской военной мощи.

Сын св. равноапостольного кн. Владимира, Ярослав Мудрый, во святом Крещении Георгий († 1054), много способствовал почитанию святого в Русской Церкви. Он построил город Юрьев, основал Юрьевский монастырь в Новгороде, воздвиг церковь св. Георгия Победоносца в Киеве. Князь заповедал во всей Руси ежегодно отмечать день освящения этой церкви Киевским митрополитом Иларионом 26 ноября 1051 г. как праздник св. вмч. Георгия. И народ исполнял завет мудрого князя, любовно назвав праздник «Юрьев день» или «осенний Егорий».

Имя св. Георгия носил основатель Москвы Юрий Долгорукий († 1157), создатель многих Георгиевских церквей, строитель города Юрьева-Польского. В 1238 г. борьбу с монгольскими ордами возглавил Вел. князь Владимирский Юрий (Георгий) Всеволодович († 1238, память 4 февраля), сложивший голову в битве на реке Сити. Память о нем как о Егории Храбром, защитнике родной земли, отразилась в народных былинах. Первым Вел. князем Московским в период собирания земли Русской вокруг Москвы, был Юрий Данилович († 1325) – сын св. Даниила Московского, внук св. Александра Невского.

Образ св. Георгия Победоносца – всадника, поражающего змия, – стал гербом Москвы и включен в Российский герб.

В 1769 г. для русских офицеров и низших чинов был учрежден знаменитый Военный орден святого Георгия Победоносца, ставший самой почетной боевой наградой – он давался не за чин или родовитость, а только за конкретные подвиги в военное время. Статус определял исключительность этой награды: «Ни высокий род, ни прежние заслуги, ни полученные в сражениях раны не приемлются в уважение при удостоении к ордену Святого Георгия за воинские подвиги; удостаивается же оного единственно тот, кто не только обязанность свою исполнял во всем по присяге, чести и долгу, но сверх сего ознаменовал себя на пользу и славу российского оружия особенным отличием».

Кавалерами ордена могли стать только исключительно храбрые воины. Это единственный российский орден, который было положено носить не снимая: «Сей орден никогда не снимать, ибо заслугами оный приобретается».

Орден за почти 150-летнюю историю давался крайне редко. Так, знаками первой степени было награждено всего 25 человек, среди них А.В. Суворов (за Рымник, 1789 г.), Г.А. Потемкин-Таврический (за Очаков, 1788 г.), М.И. Кутузов-Смоленский (за победу в войне 1812 г.). Последнее награждение первой степенью было в 1878 году, их удостоились Великие князья – Михаил Николаевич (командующий Кавказской армией) и Николай Николаевич-старший (верховный главнокомандующий) за победу над Турцией.

Полными кавалерами ордена святого Георгия (четырех степеней) стали М.И. Кутузов-Смоленский, М.Б. Барклай-де-Толли, И.Ф. Паскевич-Эриванский и И.И. Дибич-Забалканский.

Единственной женщиной, награжденной орденом святого Георгия, стала сестра милосердия Раиса Михайловна Иванова, удостоенная знаком четвертой степени посмертно, в Первую мировую войну.

До первой мировой войны фамилии всех Георгиевских кавалеров заносились на мраморные доски на стенах Георгиевского зала Большого Кремлевского дворца в Москве.

Со временем был установлен праздник кавалеров ордена св. Георгия, и «Юрьев день осенний» – 26 ноября (9 декабря) – стал одним из самых почитаемых праздников у русских военных. В этот день в Зимнем Дворце устраивался торжественный прием. На молебен и к царскому завтраку приглашались все находившиеся в Петербурге кавалеры ордена. Во Дворце проходила процессия из ветеранов севастопольской кампании, турецких войн, кавказских и туркестанских походов – история России в лицах, свидетели боевой ее славы. В конце процессии шел Государь со свитой...

В современной России орден святого Георгия Победоносца возрожден в государственной наградной системе, однако награждение им не производилось ни разу.

В Москве частицы мощей св. вмч. Георгия находятся в храмах, посвященных св. Георгию – на Соловецком подворье (Садовническая ул., 6, м. «Новокузнецкая»), в Старых Лучниках (Лубянский пр., 9, м. «Лубянка», «Китай-город»), на Поклонной горе (площ. Победы, 36, м. «Кутузовская»), а также в храме сошествия Святаго Духа на Лазаревском кладбище (ул. Советской армии, 12а, м. «Рижская», далее авт. 84, трол. 18, 42 до ост. «Кинотеатр "Гавана"».

Святой Феодор Стратилат был воеводой (стратилатом) в г. Ираклее на побережье Черного моря. Своей благочестивой жизнью и кротким управлением он расположил к себе сердца горожан, и многие язычники принимали веру Христову. Ликиний, правящий в этой области, начал принуждать Феодора поклониться идолам, а когда святой категорически отказался это сделать, то его стали пытать, затем распяли на кресте и выкололи глаза. Ночью ангел явился мученику, снял его с креста и исцелил. Найдя св. Феодора здоровым, слуги Ликиния уверовали во Христа. Уверовали и многие язычники, так как в это время больные исцелялись, бесы из людей изгонялись; даже кто только прикасался к одежде святого, становился здоровым. Узнав об этом, правитель приказал обезглавить мученика. Это свершилось 8 (21) февраля 319 г. А 8 (21) июня тело великомученика было с ве ликим торжеством перенесено в Евхаиды, где совершались бесчисленные чудеса и исцеления болящих, во славу Христа.

Святой Феодор Тирон, то есть воин-новобранец, во время гонений на христиан при нечестивом царе Максимиане принял Христову веру и сжег один языческий храм, за что после «великих» мучений был сожжен на костре около 306 г. Память его празднуется 17 февраля (2 марта).

В первую субботу Великого поста совершается память св. вмч. Феодора в связи с чудом, которое произошло в царствование Юлиана Отступника. Однажды этот нечестивый правитель замыслил тайно осквернить христиан. Он знал, что в первую седмицу Великого поста христиане соблюдают особенную чистоту и каются в своих согрешениях. Он повелел константинопольскому градоначальнику ежедневно в течение первой седмицы осквернять припасы, продаваемые на рынках, кровью идольских жертв, от которых христиане всегда обязаны воздерживаться. Господь послал святого мученика Феодора к архиепископу Евдоксию, чтобы сообщить ему о коварстве царя и посоветовать тем, кто не имеет запасов продуктов, приготовить коливо – кушанье из зерен пшеницы, чечевицы и ячменя, смоченных водой и медом, – и тем избавиться от затруднений. С тех пор Церковь постановила в первую субботу Великого поста освящать коливо в память чуда и прославляет святого Феодора Тирона.

Святой Иоанн Воин († IV в.) служил в войске императора Юлиана Отступника и был послан преследовать христиан. Однако вместо этого он предупреждал верующих о грозящем аресте и освобождал заключенных, оказывал помощь не только гонимым христианам, но всем нуждающимся, упражнялся в посте и молитве, посещал больных и утешал скорбящих. Претерпев немалые страдания, скончался в старости и благочестии. Память ему празднуется 30 июля (12 августа).

Молитва св. мученику Иоанну Воину

О, мучениче Христов Иоанне Воине! Храбрый во бранех, и скорый заступник православных христиан в бедах и напастях их, по данной благодати от Бога! Буди нам поборник крепок на вся видимыя и невидимыя враги наша. Воинству нашему на враги победу даруй, да смирятся противящийся нам и вразумятся, и Бога ис тиннаго познают и святую Его Церковь Православную. Мы же, грешнии, да сподобимся прославляти Господа Спаса нашего во Царствии Его вкупе с тобою во веки. Аминь.

Святой Андрей Стратилат, тайно исповедовавший христианство, прославился в царствование Максимиана своей храбростью, одержал чудесную победу над персами и тем обратил ко Христу 2593 своих воинов, приняв с ними Святое Крещение в Кили кийском Тарсе. Когда правитель узнал о вере воина Андрея, его схватили и привели на суд, где святой дерзновенно исповедал Христа, за что и был подвергнут тяжким страданиям. Страх перед народом, любящим св. Андрея, заставил мучителя освободить его и дружину, с которой св. Андрей отправился в Армению. В одном из ущелий Таврских гор они были застигнуты преследователями и умерщвлены (284–305). На месте мученической кончины святых страдальцев появился источник, вода которого имела целебную силу. Память святых мучеников – 19 августа/1 сентября.

Святой великомученик Димитрий Солунский был правителем Фессалонийской области. Еще в отроческие годы став добрым христианином, Димитрий посвятил себя проповеди Слова Божия среди язычников и искоренению идолопоклонства. Около 306 г., приняв «великие» мучения за Христа, он был умерщвлен. Обретенные мощи святого стали источать миро, помазание которым исцеляло множество людей. Память его – 26 октября (8 ноября).

Адмирал Феодор Ушаков

4-5 августа 2001 года в Санаксарском Рождества Богородицы монастыре Саранской епархии состоялись торжества, посвященные канонизации святого праведного воина Феодора (Ушакова), адмирала Российского флота. Впервые в истории христианства в лике святых прославлен флотоводец, мощи которого будут покоиться в соборе Рождества Богородицы в раке, имеющей форму корабля.

Федор Федорович Ушаков (1745–1817) – выдающийся русский военачальник, доблестный флотоводец, покрывшим себя неувядаемой славой, был человеком высокой духовной жизни, исполненным необыкновенной чистоты, подлинным подвижником благочестия. С Божией помощью, благодаря покровительству Небесных Сил адмирал Ушаков провел 40 кампаний,– в их числе сражение у о-ва Тендры, у мыса Калиакрия, взятие крепости Корфу, – в которых не только не потерпел ни одного поражения и не потерял ни одного корабля, но и построил множество новых, утвердив славу России как великой морской державы. Ни один из его матросов не попал в плен к неприятелю. Он был сторонником суворовской школы воспитания защитников Отечества. Русский народ знал: где Ушаков – там победа. Как и генералиссимус Суворов, Ушаков стал символом непобедимой мощи русского воинства.

«Жизнь – Родине, душа – Богу» – эти слова как нельзя более полно характеризуют житие и деяния адмирала Российского флота Ф.Ф. Ушакова.

В 1810 году знаменитый флотоводец переезжает в деревню Алексеевка неподалеку от Санаксарского монастыря, где ведет углубленную духовную жизнь, сопровождающуюся широкой благотворительной деятельностью и помощью обездоленным. Будучи племянником знаменитого санаксарского старца Феодора, адмирал Ушаков был частым богомольцем в Санаксарском монастыре, подолгу оставался в нем, неукоснительно посещая все монастырские богослужения.

С началом Отечественной войны 1812 года Ф.Ф. Ушаков совместно с темниковским протоиереем Асинкритом Ивановым устраивает госпиталь, жертвует средства на содержание 1-го Тамбовского пехотного полка.

Адмирал Ф. Ушаков скончался 2 (15 октября) 1817 года. По его желанию погребение состоялось в Санаксарском монастыре «подле сродника его из дворян, первоначальника обители сия иеромонаха Феодора». Память о великом русском флотоводце, истинном христианине всегда сохранялась в обители.

Александр Невский - самый популярный и любимый российский святой. Еще со школы мы знаем, что он прославился победами над шведами и рыцарями Тевтонского ордена (битва на Чудском озере). Во все времена, даже в годы советской власти, Александра Невского почитали как защитника земли русской. А для москвичей имя святого благоверного князя имеет особый смысл. Когда Александр Невский расширил границы российских земель, он завещал Москву любимому младшему сыну Даниилу. И впервые в истории нашего государства Москва стала столицей при святом благоверном князе Данииле (Александровиче) Московском.

Перед Александром Невским преклонялись все российские цари. Особенно почитал святого Иоанн Васильевич Грозный, а Михаил Романов даже венчался на царствие с посохом Александра Невского. Петр I и вовсе объявил Невского своим личным небесным покровителем и приказал перевезти его мощи в Петербург*.

Но именно в Московском Кремле был освящен первый храм во имя Александра Невского, стоявший возле колокольни Ивана Великого. К сожалению, от храма остался только иконостас - его перенесли в собор Покрова Богородицы на рву (Красная площадь, дом 2). Это, пожалуй, лучшее сейчас место в столице, где можно обращаться к святому покровителю воинов. А в начале ХХ века у нас было около двадцати церквей и часовен, посвященных Александру Невскому**.

моряк ов:

- Святитель Николай архиепископ Мирликийский Чудотворец . Святитель во время своей жизни оказывал помощь людям, даже совсем его не знавшим. Однажды корабль, плывший из Египта в Ликию, был застигнут сильнейшей бурей. На нем сорвало паруса, сломало мачты, волны готовы были поглотить корабль, обреченный на неминуемую гибель. Никакие силы человеческие не могли ее предотвратить. Одна надежда - просить помощи у святителя Николая, которого, правда, ни один из этих моряков никогда не видел, но все знали о его чудесном заступничестве. Погибающие корабельщики стали горячо молиться, - и святитель Николай появился на корме у руля, стал управлять кораблем и благополучно привел его в гавань.

На Руси храмы святителю Николаю чаще всего ставились на торговых площадях русскими купцами, мореходами и землепроходцами, почитавшими чудотворца Николая покровителем всех странствующих на суше и на море.

Вооруженных сил, военных :

- святой Великомученик Георгий Победоносец , которого называют так за мужество и за духовную победу над мучителями, которые не смогли заставить его отказаться от христианства, а также за чудодейственную помощь людям в опасности.

- преподобный Илия Муромец Печерский – был уроженцем города Мурома, подвизался в Киево-Печерской обители и скончался около 1188 г. Народное предание отождествляет его со знаменитым богатырем Ильей Муромцем, о котором пелись русские былины. Также считает и ряд историков.

Ракетчиков и артиллерист ов:

- святая великомученица Варвара Илиопольская - Святую Варвару казнил ее же отец - Диоскор. Возмездие Божие не замедлило постичь обоих мучителей. Мартиана (правитель города Илиополь Финикийский) и Диоскора: они были сожжены молнией. Официальный день ракетных войск стратегического назначения отмечается в день празднования памяти великомученицы Варвары – 17 декабря.

Начиная с четвертого века, в христианской традиции появляется святой покровитель. Надеясь на благосклонность и защиту последнего, родители называли схожим именем ребенка. Впоследствии многие сферы жизни обзавелись таким святым покровительством.

Кто такой покровитель

Проще всего определяются личные святые покровители по дате рождения. Как это сделать, мы разберемся в конце статьи.

Интересно знать также то, что в процессе становления христианства изучались жития святых и профессии, схожие с их занятиями или способностями, получали их в покровители.

Так Левий Матвей, будучи при жизни сборщиком налогов, стал защитником работников финансовых ведомств. У Клары Асизской был дар видеть и слышать рождественскую мессу в храме, даже лежа больной в кровати. Поэтому ей отведена роль покровителя телевидения.

При случае взгляните на иконы, картинки. Ангел-хранитель, святой угодник, мученики обычно держат в руках атрибуты, показывающие их принадлежность к какому-то виду деятельности.

Покровители профессий

Вы будете поражены, когда узнаете, сколько святых покровительствует тем или иным видам деятельности. Основная масса из этих имен относится к католицизму, но есть немало и православных. Давайте разберемся подробнее.

Всем профессиям, которые связаны с передвижением на сухопутном транспорте, будь то велосипед, автомобиль или автобус, покровительствует пророк Илья. Он в Святом Писании изображается на огненной колеснице после того, как его взяли живым на небо.

Врачам покровительствуют и Гавриил, а также евангелист Лука. Все они так или иначе были связаны с лечением.

Даже домохозяйки имеют своих патронов. Ими считаются Марфа, ученица Иисуса Христа, и Анна, мать Марии, Богородицы.

Евангелист Марк покровительствует всем видам деятельности, связанным с животными. Зоологи, биологи, ветеринары и прочие специалисты могут просить у него помощи.

Будучи в христианской традиции посланником, помогает дипломатам, курьерам, послам, почтальонам и прочим деятелям, связанным с доставкой чего-либо или налаживанием отношений. В православии сюда относятся также работники СМИ.

Святой покровитель журналистов в католицизме - Франциск Сальский, а издателей, книготорговцев, писателей и композиторов - Иоанн Богослов.

Патроном моряков и певцов называют Андрея Первозванного. Недаром же его крест изображен на флаге Военно-морского флота Российской Федерации.

Архангел Михаил связывается с профессиями, которые касаются военного дела, закона, управления. Сюда относятся, собственно, солдаты, милиционеры и прочие работники силовых ведомств.

Вы будете смеяться, но Ватикан определил даже патрона пользователей интернета. Святой покровитель этого вида деятельности - Исидор из Севильи. При жизни он был энциклопедистом и после веры превыше всего ставил знания.

Покровители стран и городов

Святые покровители по имени населенного пункта не определяются. Но, исходя из разных христианских направлений, у каждого города и страны есть патрон. У некоторых даже несколько. Приставка к имени святого означает место его рождения, а не пункт, которому он благоволит.

Давайте разберемся подробнее. Поскольку миссионеры постарались определить защитников большинства населенных пунктов, то мы остановимся на самых известных и значимых городах и государствах.

Святой покровитель Беларуси - Ефросиния Полоцкая.

Россия имеет несколько патронов, если говорить о разных конфессиях. Православные считают покровителями Георгия Победоносца и Андрея Первозванного, католики - князя Владимира, Василия Великого и Иосифа Обручника.

Украине в православии покровительствует апостол Андрей, а в католицизме - Иосиф Полоцкий.

Соединенные Штаты Америки своей защитницей считают Богоматерь Непорочного Зачатия.

Франция полагается на помощь двух покровительниц. Это Анна, мать Марии Богородицы, и Жанна д’Арк.

Великобритания, по словам находится под покровительством архангела Михаила.

Мы перечислили лишь несколько стран из Америки, Западной Европы и ближнего зарубежья. Далее будут представлены патроны некоторых российских городов и регионов.

Иконы святых покровителей иногда отображают место, которому они благоволят. Но не всегда это можно определить по образам. Давайте посмотрим, кто защищает какой город в православной традиции.

Москве благоволит Георгий Победоносец, он даже изображен на гербе.

Санкт-Петербург защищают апостолы Петр и Павел, а также Александр Невский.

Последний также является покровителем Забайкалья, а апостолы Петр и Павел еще и всего Камчатского региона.

Данная тема очень обширна, объем же статьи позволяет коснуться ее лишь вкратце. Далее мы поговорим о святых помощниках в разных жизненных невзгодах.

Покровители больных и помощники в лечении

В христианстве присутствует не только покровитель умерших, но и защитники от разных недугов, а также святые, помогающие врачам в исцелении.

Давайте познакомимся с помощниками лекарей.

Итак, с алкоголизмом, как верят православные, помогают справиться мученик Бонифаций из Тарса и Иоанн Кронштадский. Католики по этому поводу обращаются к Урбану из Лангра.

Беременные женщины молятся великомученице Анастасии или Сильвие Римской, в зависимости от конфессии.

С болезнями ног поможет справиться Симеон Верхотурский, а при любых недугах, связанных с руками, верующие обращаются к иконе «Троеручица», на которой изображена Богородица.

В принципе, покровителем всех больных в католицизме считается Мавр Гланфейский.
С глазами, говорят, помогает архангел Гавриил, а покровителем проблем, связанных со слухом, считается Франциск Салезский.

Иов Многострадальный в католицизме «ответственный» за излечение депрессии.

Как оказывается, покровитель умерших не один. Они делятся по возрастам. Патроны детской смертности - Ядвига Силезская или Матильда Саксонская, а безвременной кончины - архангел Михаил.

Если человеку сложно разобраться с характером боли или происхождением недуга, есть святые, которые помогают, как считается, с исцелением в общем. Это великомученик Пантелеймон в православии и Юлиана Никомидийская в католицизме.

Помощники в сложных ситуациях

Как говорит пословица, от сумы и тюрьмы не стоит зарекаться. Давайте посмотрим, какие же святые помогают людям, которым встретились беды на жизненном пути.
В таких ситуациях не определяется покровитель по дате рождения, а ставится свечка тому, кто помогает в подобном несчастье.

Итак, считается, что помогает католикам найти новую работу Казтан Тиенский, а православным - Ксения из Петербурга.

Агнелл в католицизме, в православии - Борис и Невский, Нил Сорский и Богородица поддерживают и помогают оправиться пострадавшим в войне.

Попавшим в плен покровительствуют Петр из Афон и Симеон Богоприимец.
Если в душу закралась ностальгия и на сердце легла тоска по семье и близким, молятся Иоанну Кущнику.

От погибели на воде защищают Богородица (икона «Спасительница утопающих») и Иакинф из Кракова. Спасению в кораблекрушении покровительствует Юдок.

Святой покровитель детей - Сергий Радонежский. Ему молятся, если отпрыски отличаются неуспеваемостью в учебе.

Если чувствуете отчаяние, говорят, поможет поставленная свеча
Конечно, это вопрос веры, особенно в наш просвещенный век, но случаются такие ситуации, когда это остается единственным выходом. Как говорится, «нет атеистов в окопах».

Защита от стихийных бедствий

Природные катастрофы приходят внезапно, а мощь стихий пугает и восхищает.

Христианство считает, что некоторые святые помогают людям, защищают их от гнева природы и отводят разрушения в сторону.

Давайте узнаем, кому молятся в разных конфессиях в подобных ситуациях.

Во время землетрясения вряд ли будет время определить, кто ваши святые покровители по дате рождения. Поэтому святые отцы рекомендуют обращаться в этом случае к Григорию Чудотворцу.

Когда рядом извергается вулкан, следует побыстрее уехать подальше. Но впоследствии не помешает поставить свечку Агафии Сицилийской, чтобы такого не повторилось впредь.

В средние века при сильной буре молились Юдоку, Вальбургу, Урбану Лангрскому или Эразму Формийскому.

Чтобы избежать удара молнии, обращались к Вирту Римскому и Магнусу Фюссенскому.

Эрменгильд считается защитником при грозах, засухе и наводнениях.

Примечательно, что в основном покровители-спасители от разных бедствий есть в католицизме. Православные обращались к защитникам только в двух случаях. При сильных морозах - к юродивому Прокопию из Устюга, а во время пожара - к затворнику Никите Новгородскому или к иконе «Неопалимая купина». Видимо, остальные катаклизмы наш народ мало беспокоили.

Покровители учебных заведений

Часто название крупного учебного заведения, особенно в средневековье, венчало имя святого покровителя. По имени патрона судили о статусе школы или университета.
Отдельно всем школам в католицизме покровительствует Фома Аквинский, а вузам - Контардо Феррини.

И здесь больше отметились сторонники католической конфессии. Православные признают главным образом только то, что апостол Андрей является покровителем университета Патра в Греции.

В Западной же Европе многие вузы обзавелись святыми защитниками.

В Болонской академии искусств - Екатерина Болонская.

Покровительницей Кембриджа считают Эдельтруду, а в Оксфорде - Фредесвинду.

Для большего успеха считает своими покровителями четырех святых. Это Екатерина из Александрии, Николай из Мирликия, Урсула из Кельна и Карл Великий.

Таким образом, некоторые старейшие учебные заведения имеют патронов. Проблема в том, что, согласно канонам, они защищают сами университеты, а не помогают студентам в учебе. Так что на экзаменах все равно придется полагаться только на свой интеллект или дружественную шпаргалку.

Защитники правящих династий

Как обычно, здесь речь пойдет в основном о католической конфессии.

Видимо стремление стать всеобщей церковью и любовь к богатству и роскоши повлияли на то, что практически у каждого социального, природного и прочих явлений, а также различных сфер жизни, появились свои святые покровители. Ведь только в этом случае можно повлиять на десятину, подношения и дары храмам.
Итак, кто же из святых стал монаршим защитником?

Фердинанд Кастильский считается покровителем всех глав государств, независимо от региона или материка.

Далее идет некая специфическая особенность. Патроны есть у каждого правящего дома, в частности, французского, английского и немецкого. А также отдельно у людей, имеющих разные титулы, такие, как король, принцесса и прочие.

Итак, монархам покровительствуют Людовик, Эдуард Исповедник и Генрих Баварский соответственно.

Королям помогают выдержать возложенное на них бремя Эдгар Мирный и Дагоберт.

Королевам - Ядвига Польская, и Матильда Саксонская.

Императриц защищает Равноапостольная Елена.

Аделаида Бургундская благоволит принцессам, а графам покровительствует Карл Добрый.

Святые покровители семьи правящих монархов Великобритании - Эдуард Исповедник и архангел Михаил, как защитник Англии.

Немецкой благоволил Максимилиан, а дофинам Франции - Петронилла.

Таким образом, многие правящие семьи имели не только своих духовников и советчиков из духовенства, но и святых покровителей.

Покровители животных

Скотоводство издавна было одним из важнейших занятий человека. Именно эта деятельность помогла перейти от случайного везения на охоте к запланированному пропитанию. Поэтому люди постоянно заботились о здоровье и производительности своих питомцев.

Здесь мы упомянем православных и католических покровителей животных.

Итак, начнем с птиц. Домашние утки, гуси и прочая летающая живность имеют защитника в лице великомученика Никиты у православных и Мартина из Тура в католицизме.

Голубям покровительствует Дэвид из Уэльса, а лебедям - Гуго Линкольский.

Всем рогатым животным покровительствует Гвидо из Андерлехта.

В православии патроном коз и овец считается Мамант из Кесарии, католики же не считают, что у коз может быть покровитель. Поэтому Георгий Победоносец по их традиции защищает только овец.

Как узнать своего святого покровителя

Сегодня большинство людей вновь начинает искать веру. Некоторые возвращаются к христианству. В этой религии принято праздновать День Ангела, то есть ту дату, когда чтят того или иного святого.

Самый простой способ определить имя святого покровителя - по имени ребенка. Во-первых, при крещении дается новое имя (если данное при рождении не относится к христианской традиции, или родители захотели дать второе), но может сохраниться и старое.

Как поступать? В основном определяются Даже если вы не помните имени, которым вас крестили (не сохранилось), найдите наиболее близкое из христианских. Если их несколько - выберите то, которое вам приятнее.

Итак, теперь открываем календарь и ищем, какой вам подходит покровитель по дате рождения. Это не точное число, когда вы родились, а наиболее близкий день, в который почитают святого с таким именем.

Например, День рождения вы празднуете 2 сентября, а ближайшая дата, когда упоминается покровитель с таким же именем, 11 декабря. Выходит, что у вас два торжества. В сентябре - День рождения, в декабре - День Ангела.

В такие дни традиционно принято дарить детям образки и картинки. Ангел-хранитель не обязательно должен быть там изображен, но лишним не будет.

Итак, мы с вами научились определять своего покровителя, а также узнали святых защитников в разных сферах жизни.

Загрузка...