Строим дом сами

Первобытные люди. Древнейший человек: рост, внешность, основные навыки и занятия

МОСКВА, 6 дек — РИА Новости. Авторы наскальных рисунков в пещерах лучше разбирались в анатомии четвероногих животных, чем большинство современных художников, и делали меньше ошибок на рисунках шагающих мамонтов и других млекопитающих, утверждается в статье, опубликованной в журнале PLoS One .

Считается, что художники имели весьма поверхностное представление о том, как животные используют свои конечности для движения, до 1887 года. В этом году известный американский фотограф Эдвард Мейбридж (Eadweard Muybridge) выпустил многотомный труд по движению животных, где систематизировал данные, полученные при изучении фотографий шагающих или бегущих четвероногих. Эта работа стала отправной точкой для множества учебных пособий по художественному искусству и биомеханике.

Группа ученых под руководством Габора Хорвата (Gabor Horvath) из университета имени Лоранда Этвеша в Будапеште (Венгрия) проверила, как хорошо доисторические живописцы разбирались в устройстве конечностей животных, которых они рисовали.

Для этого Хорват и его коллеги собрали свыше тысячи фотографий наскальной живописи и современных рисунков и проанализировали их с точки зрения механики движения четвероногих млекопитающих.

Как объясняют ученые, практически все млекопитающие, кроме приматов, выработали особую стратегию движения при ходьбе. Как правило, ноги животных касаются и отрываются от земли в строгой очередности — сначала шаг делает левая задняя нога, затем левая передняя, и только после этого — правая задняя и правая передняя. Подобная последовательность обеспечивает максимальную устойчивость тела в ходе движения и не дает четвероногому упасть.

Оказалось, что древние художники достаточно хорошо разбирались в анатомии и механике движения тех четвероногих, которых рисовали. По расчетам Хорвата и его коллег, пещерные живописцы корректно нарисовали мамонтов и других животных на 54% наскальных картин.

С другой стороны их "конкуренты" — художники Средневековья и Нового Времени — выступили намного хуже. Как утверждают ученые, ошибки присутствовали на 83,5% изображений. После выхода многотомника Мейбриджа количество ошибок сократилось до 58%. Тем не менее, этого было недостаточно — современные художники все же делают на 12% больше ошибок, чем авторы наскальных рисунков.

Как полагают ученые, подобную разницу в мастерстве современных и доисторических художников можно объяснить тем, что последним приходилось охотиться на животных, которых они рисовали.

По всей видимости, древним живописцам приходилось долго наблюдать за манерой движения и анатомией своих будущих жертв, знания о которой они переносили на свои рисунки. Большинство современных художников не обременены подобной необходимостью, что и объясняет большое число ошибок на их работах.

Мир Вам, Сергей!

Приведу цитату из книги Константина Пархоменко "Сотворение мира и человека":

"В 1856 году близ впадения реки Дюссель в Рейн, в долине Неандер были обнаружены странные человеческие кости. Многочисленные ученые объявили их останками доисторического человека, переходного звена от обезьяны к человеку. В 1861 году эти останки назвали Гомо неандерталенсис . Однако уже в 1872 году берлинский ученый, всемирный авторитет в патологоанатомии Рудольф Вирхов объявил, что речь идет о скелете обычного человека, лишь страдавшего с детства рахитом, а под старость мучившегося от подагры; наложившиеся друг на друга болезни деформировали скелет. Имя Вирхова на время угасило споры, но в 1887 году в пещере Лек-о-Рош (Бельгия) ученые Марсель де Пюид, Жан Фрепон и Макс Лоэст обнаружили останки двух людей безусловно «неандертальского» типа. Скелетам сопутствовали грубые каменные орудия и кости ныне вымерших в Европе животных: мамонтов, шерстистых носорогов, пещерных медведей. К началу XX века в ученом мире практически стало признанным положение о том, что много десятков тысяч лет назад в Европе жили люди, отличающиеся рядом черт от современных людей.

Другой ученый (Эжен Дюбуа) в 1891–1892 годах на острове Ява также находит останки ископаемого человека. Через два года он публикует научный труд под названием: «Питекантроп прямоходящий, человекоподобная переходная форма с острова Ява». Последующая за Дюбуа экспедиция датирует слой почвы, в котором были обнаружены кости питекантропа, в 500-600 тыс. лет.

Находки следуют одна за другой. В 1908 году швейцарец Отто Гаузер находит в долине реки Везеры (Южная Франция) первое неандертальское погребение. На сегодняшний день известно более сотни таких погребений. Погребения убедительно доказали, что неандертальцы тоже были людьми, так как они хоронили своих умерших в особых местах. Ныне совершенно ясно установлено, что неандерталец – действительно человек, отличавшийся от современного рядом признаков, но уже имевший систему религиозных представлений.

В конце 20-х годов XX века на Яве были обнаружены останки еще нескольких питекантропов, исследование которых подтвердило гипотезу о том, что питекантроп был не обезьяной, но человеком (во всяком случае, это явствует из его анатомических особенностей), хотя большинство антропологов относят питекантропов к подсемейству людей, но к иному, чем неандерталец или современный человек роду.

Тогда же, в 20-х годах XX века, в Китае молодой ученый Пэй Вэньчжун открыл ископаемые останки другого древнего человека. Найдены были и пещеры, где жили эти люди. Оказалось, что синантроп («китайский человек» – так назвали находку) знал огонь и активно им пользовался. В пещерах найден многометровый слой золы и следы приготовленного на пламени мяса животных. Однако он еще более отличался от современного человека и даже от неандертальца. Ныне его предпочитают называть не обезьяночеловеком, но человеком прямоходящим (Гомо эректус ). Считается, что он жил по всему миру,6–1,2 млн. лет назад.

Современной палеонтологии известны находки и еще более архаичного человека, т.н. Гомо хабилис («человек умелый»), обитавшего в Африке 2,5–1,5 млн. лет назад. Этот человек уже изготавливал однотипные орудия из камня, костей животных, дерева, строил круглые хижины. Рост этих людей составлял 120–150 см., масса его была около 50 кг. Стопа этого древнего обитателя Земли свидетельствует о прямохождении, а кисть руки – о сильной и точной хватке.

Но наиболее древними представителями человеческого рода многие исследователи считают австралопитеков, так называемых южных обезьян. Они жили в Африке около 4 млн. лет назад.

Вот о том, обезьяны австралопитеки или люди, еще можно спорить. Точно известно, что австралопитеки изготавливали простые каменные орудия, активно пользовались орудиями из подправленной резцом кости и дерева, ходили на верхних??? конечностях, сохраняя вертикальное положение тела. Значит, это люди?

Другие же говорят, что это просто самая высокоразвитая обезьяна. Многие ученые считают, что от австралопитека произошли известные сегодня человекообразные обезьяны – гориллы и шимпанзе, которые носят на себе следы явного вырождения и деградации древнего австралопитека.

Как мы можем узнать, о чем думал, о чем мечтал, во что верил древний человек, если сегодня нам доступны лишь некоторые следы материальной культуры, оставшейся после него?.. Ни документов, ни надписей от того времени не сохранилось... Однако нам может помочь исследование сегодняшних примитивных племен, живущих в Австралии, Африке. Эти племена, не знающие ни гончарного искусства, ни выплавки металла, не знающие земледелия и скотоводства, являют нам уровень жителей верхнепалеолитического времени. Ряд ученых предполагает, что современные примитивные племена даже менее развиты, чем древние, ибо те шли наперекор природе, «приручали» огонь, учились обрабатывать землю и одомашнивали животных, а многие племена нынешних аборигенов не только не делают этого, но даже игнорируют пришельцев из цивилизации, приносящих им элементы более развитой культуры.

Палеонтология не знает, почему вдруг из животного мира выделился род человека. Обычно это связывают с резким похолоданием на Земле, случившимся около 3, 5 млн. лет назад. Тогда тропические леса сменились в Африке засухоустойчивой саванной и некоторые высшие обезьяны, приспосабливаясь к жизни в высокой густой траве, встали на задние конечности. Но эта гипотеза ничего не объясняет. Почему у других животных в результате смены климата утончалось обоняние, развивались способности к быстрому бегу, у жирафа вытягивалась шея – а человек пошел по иному пути, по пути увеличения мозга, отказываясь от быстроты, силы, острых клыков и зубов? В случае с человеком произошло нечто прямо противоположное тому, что произошло с животными. Не человек стал приспосабливаться к среде, но он стал среду приспосабливать к себе.

Можно даже сказать и другое. Когда мы говорим о развитии человека, мы забываем, что это «развитие» с нашей точки зрения, с точки же зрения природной – это деградация. Деградация потому, что, с точки зрения естественной, человек становится все менее приспособленным для жизни в дикой природе. Но вдруг оказывается, что эта деградация становится новым и уникальным направлением развития, ибо теперь человек начинает развиваться так, что он может все больше и больше пренебрегать природой, диктовать ей свои условия. Вдруг он начинает изменять среду своего обитания, делать ее для себя все более удобной и комфортной.

Чтобы просто жить в джунглях, интеллекта не нужно, но чтобы построить шалаш, возжечь огонь или обтесать зубило, безусловно, нужен творческий интеллект, и если это есть, мы смело можем сказать, что перед нами человек.

Ученые говорят, что первые каменные орудия изготавливал уже австралопитек и произошло это примерно 2,5 млн. лет назад. Напомним, что прямохождение насчитывает 4 млн. лет. И вот здесь важно сделать одно существенное утверждение.

Не следует думать, будто примитивность первых орудий человека свидетельствует о примитивности его разумности. На протяжении всей истории мы видим совершенствование технического уровня человека, скажем так, совершенствование «средств подчинения внешнего мира человеку» (А. Зубов). И здесь, конечно, некое поступательное движение заметно. Неандерталец примитивней земледельца неолита, тот примитивней афинянина эпохи Перикла, а афинянин примитивней европейца XX века. Однако эта линия поступательного совершенствования не параллельна духовному развитию человека. Верхнепалеолитическая живопись нисколько не примитивней современной живописи – и по духовному смыслу, вложенному в рисунок, и по символике, и проч. Так же и роспись керамики, которой 6 тысяч лет, не уступает современным образцам. Техника, мастерство рисунка – да, подчас уступает современным, но не смысл, не насыщенность информацией или эмоциями. Так же Псалмы Давида или «Песнь Песней», философия Платона и Аристотеля, статуи Фидия, умозрения Упанишад не только не уступают современным произведениям любовной поэзии, философии или скульптуры, но превосходят их... И это потому, что область культурного, то есть сфера проявлений человеческого духа, не развивается, а пребывает . И время от времени то здесь, то там достигает исчерпывающего самовыражения в красоте и гармонии. Отсюда можно заключить, что человеческий дух – не нечто эволюционирующее вместе со средой, но нечто постоянное, пребывающее в человеке одинаково во все времена его существования . «Именно поэтому разумность культуры можно выводить из уровня цивилизационного развития общества не в большей степени, чем духовную красоту человека из его способности собрать телевизор или построить прочный каменный дом» (А. Зубов).

Так же, как и современный человек, древний человек ставил перед собой вопросы: откуда он, зачем живет, как жить в единстве с вечностью ...

Безусловно, изучение религии древних народов требует огромного труда. Если это трудно сделать даже на материале исчезнувших, но оставивших нам источники цивилизаций, то тем более это сложно сделать, когда о народе мы знаем мало, когда все, что нам осталось, – это пепел костра, кости, черепки... На основании этого некоторые ученые предположили, что древнейший человек был безрелигиозен. Но это поспешный и совершенно непрофессиональный вывод, простительный только тем, кто науку подчинял идеологии (например, атеистической). Современные ученые считают, что древний человек был религиозен!

Все время от появления первых каменных орудий и до выхода на сцену мироздания Homo sapiens , «человека разумного», принято называть нижним древним каменным веком, или нижним палеолитом.

Наиболее полные комплексы, связанные с человеком нижнего палеолита, обнаружены в Африке в Олдувайском ущелье. Стоянка эта датируется 1,9 млн. лет назад. Здесь обнаружены остатки круглой хижины (круг из камней и многочисленные останки съеденных животных внутри круга). Вероятно, хижина была похожа на шатер. На ветки наваливалась солома или хворост. Там же, на стоянке, обнаружены метательные каменные шары, орудия из камня. Места стоянок были выбраны очень удобно. Рядом было озеро со свежим притоком воды, водилось много животных. Поразительно, но оказалось, что найденные орудия, сделанные из вулканической лавы, изготавливались не в Олдувае, но в горах, километрах в 15 от поселения, и затем приносились в ущелье, что может свидетельствовать о навыке обмена товарами. Олдувайские жители, безусловно, были разумными существами, но прямых доказательств религиозности этих людей нет. Однако ученых, занимавшихся раскопками, привлек один факт. Из найденных костных останков более всего было найдено черепов или их фрагментов. Но где другие части скелетов?.. И почему черепа найдены на стоянке? Маловероятно, что древние люди бросали умерших сородичей в двух шагах от жилищ. Это вызвало бы болезни, посещение стоянок нежелательными хищными животными... Значит, скорее всего, черепа были принесены на стоянку. Они сохранялись как некие реликвии. Но если это так, то какие-то религиозные представления этим людям свойственны были.

Замечательные находки были сделаны в 1927–1937 годах, в пятидесяти километрах от Пекина, в известковых пещерах. Скорее всего, обитатели пещер жили в одну из межледниковых эпох – около 500 тыс. лет назад, но, может быть, и позже, около 360 тыс. лет назад. В пещерах были найдены остатки пиршественной трапезы, кости многих животных: слонов, носорогов, оленей, дикобразов. Недалеко от пещер были обнаружены и захоронения самих синантропов. Всего обнаружили останки 40 особей. Исследование черепов показало, что объем мозга синантропа достигал 1075 кубических сантиметров (у человека из Олдувая – 725 куб. см., у современного человека – 1400). Точные исследования последних лет показали, что в мозгу этих синантропов были развиты так называемые поля Рока и Вернике, центры, контролирующие речевую деятельность (над этими полями в черепе современного человека есть выпуклости. Такие же выпуклости есть и на обнаруженных черепах синантропов). Значит, эти древние люди уже не ограничивались рычанием и нечленораздельными звуками – они говорили. Кроме того, обитатели пещер (пещеры Чжоукоудянские) изготавливали орудия из прочнейшего кварца, делали чаши из черепов копытных."

Откуда есть-пошло слово «солдат»? Вопрос непростой. Если покопаемся, мы обнаружим, что произвели его на свет древние римляне, найдем даже связь между «солдатом» и «сольдо» — монетой, жалованьем, которое воины получали в обмен за готовность проливать кровь. Ну а «сольдо» откуда? Не в поваренной же соли искать истоки этого слова? Вот именно — в соли!

В Древнем Риме, как и во всем тогдашнем мире, торговле солью придавали огромное значение. Главная торговая дорога империи так и называлась — «Виа Салариа», Соляной путь. Римские солдаты конвоировали драгоценный груз, следуя вниз по Тибру из Остии, где соль добывалась. И тот из них, кто «заслужил свою соль», получал жалование, становился «soldare» — человеком, состоявшим на солевом довольствии, то бишь попросту наемником.

Точно такие же корни и у английского слова «salary», обозначающего, как теперь легко догадаться, опять-таки «жалование». Оно прямой потомок латинского «salarium», а это не что иное, как деньги, которые получали солдаты в Римской империи на покупку соли. Позднее термин приобрел более широкое значение: мол, деньги на бочку, и дело с концом. Как справедливо отмечал римский государственный деятель Кассиодор, соль необходима всем, в то время как без золота многие могут обойтись.

Вообще, в этимологии с солью происходили забавные превращения. Например, кто бы мог подумать, что «сладкий» — то же самое, что «соленый»?! А ведь так и было. Это мы, в наше время, если пища пересолена, морщим нос. В древности же, когда соль ценилась на вес золота, «соленый» означало прежде всего «вкусный». Соленый — солодкий — сладкий — вот такая метаморфоза...

Соперник золота

К употреблению в пищу поваренной соли люди пришли в неолите, когда научились возделывать землю. Новое занятие им нравилось: оно давало постоянный и надежный кусок хлеба — и в прямом, и в переносном смысле. Земледелие начало теснить охоту и собирательство, и углеводная диета не замедлила сказаться на самочувствии первобытного человека: в рационе сократилась доля мяса и рыбы, а ведь это основные поставщики солей для организма. По сей день не знают соли охотники-эскимосы — им вполне достаточно сырого мяса. Нет поныне соляной проблемы и у африканского племени масаев — следствие употребления в пищу крови домашнего скота. Так было до поры у всех народов, но человечество не стояло на месте, и ему все чего-то не хватало.

С огнем — величайшим приобретением разума — тоже были шутки плохи (если иметь в виду гастрономический аспект): при жарении мясо сохраняет соль, но при варке теряет ее. А восполнить этот недостаток никакие злаки не могли. Нужен был заменитель естественных солей. Словом, если тысячелетний процесс выразить несколькими словами, то получается, что желудок обратился к разуму с настоятельным требованием: «Найди мне то, пока еще не знаю что». И мучительные поиски в конце концов дали результаты. Во всяком случае, именно тогда, в эпоху перехода к оседлости, начались разработки месторождений каменной соли.

Но почему все-таки соль — и вдруг на вес золота?! Ведь это один из самых распространенных минералов. Отложения хлористого натрия есть на каждом континенте — и в огромных количествах. Даже в Антарктиде ученые нашли миллионы тонн замерзшей соли. Увы, в древности люди имели весьма ограниченный доступ к богатствам земных недр. Добывая соль, они довольствовались соляными источниками и солончаками, выпаривали на солнце морскую воду. Но океан, наступая, затоплял береговые запруды, губил многолетний труд, поддерживая постоянную нехватку соли. Подземным залежам еще долго предстояло ждать своего часа. Даже тогда, когда орудия труда уже позволяли добывать соль бурением, этот способ не сразу получил признание из-за неприятных сюрпризов. Частенько вместо соляного раствора из-под земли вырывалась резко пахнущая густая черная жижа, которой изыскатели далеко не сразу могли найти практическое применение. То была нефть. Людям же нужна была соль, и они платили за нее золотом: унция за унцию.

Германские язычники, по словам древнеримского историка Тацита, обожествляли соляные источники. Два племени, которые никак не могли поделить такой источник, даже затеяли войну за право молиться в этом освященном богами месте: ведь чудесная соль, считалось, способствовала установлению лучшего взаимопонимания между землей и небом.

Во все времена соль привлекала власть имущих. Правители разных эпох ревниво оберегали свои права на нее, нередко за нарушение монополии в соляной торговле полагалась смертная казнь. В Китае соль облагалась налогом уже за две тысячи лет до нашей эры. А римский консул Ливии Солинатор сумел при помощи соляного налога покрыть все расходы на ведение Второй Пунической войны. Налог дал консулу не только деньги, но и имя, а соляные махинации обеспечили ему хоть и неблаговидное, но все же место в истории.

В средние века солью заинтересовались алхимики — с ее помощью они пытались решить неблагодарную задачу превращения свинца в золото, но тщетно. Драгоценные соляные грузы были сильным соблазном для пиратов — множество торговых судов так и не довезли товар до Европы.

Старинные хроники подробно описывают ритуал африканского соляного торга. Племена, жившие на территории нынешнего Судана, своей соли не имели, зато добывали золото.

А соляные месторождения были на западе, в Сахаре. Вот на пути из Мавритании в Судан и лежал Томбукту, древний торговый центр, легендарный «поставщик» средневековых золотых караванов в Средиземноморье. Впрочем, в Томбукту солью тоже не торговали. Тайный рынок находился еще дальше, в джунглях, за много дней пути от города.

Направляясь к соляному базару, мавританские купцы двигались по берегу реки с целой армией негров-носильщиков, — каждый тащил глыбу соли на голове, барабанным боем возвещая о своем приближении. Прибыв на место, купцы складывали соль в груды и удалялись. Потом появлялись их «партнеры»: рядом с каждой соляной кучей они насыпали золото и, в свою очередь, исчезали в лесу. Возвращались арабы. Если купца удовлетворяло количество золота, он забирал его. Если же плата была недостаточной, торговец отбавлял немного от своей кучи соли и опять-таки ретировался. Операция могла повторяться не раз и не два, но никаких эксцессов из-за лишней «копейки» или недостающего кристаллика, естественно, не возникало: покупатель и продавец даже не видели друг друга. Это был в буквальном смысле «негласный» рынок. Наконец купцы забирали все золото и под бой барабанов, который на сей раз означал окончание торга, отправлялись в обратную дорогу.

Много золота перешло таким образом в руки арабских купцов за долгие века существования этого рынка. Сейчас Томбукту утратил былое торговое значение, но караваны с солью все еще идут сюда своим неизменным древним путем: африканские добытчики до сих пор сохраняют верность традиционному промыслу. Например, племя афаров добывает соль в Данакильской впадине, в ложе исчезнувшего древнего моря. Соляной пласт там лежит у самой поверхности, местами выступая наружу. С помощью обыкновенных толстых палок афары выкорчевывают из земли глыбы и разбивают их на куски. Потом соль перейдет к купцам, и караваны повезут ее на юг. Когда соль достигнет Эфиопского нагорья, она уже поднимется в цене раз в тридцать.

В Центральной Африке соль все еще имеет огромный платежный вес: кое-где на базарах и сегодня можно расплачиваться брикетами сероватых кристаллов. А в прошлом веке за 120 таких «кирпичей» в Эфиопии, например, можно было купить невесту.

В племени боран жених платит родственникам невесты соляной выкуп. Но добыть желанный продукт нелегко, тем более что бораны соль... выращивают. Они используют соляное озеро, образовавшееся на дне кратера потухшего вулкана. В воду озера опускают ветки, затем их сушат на воздухе. Образовавшиеся крошечные кристаллы собирают и снова погружают в соляной раствор — в качестве затравки. Когда подходит время собирать урожай, добытчик сам лезет в озеро, чтобы достать выросшие друзы. Во время этой процедуры тело покрывается коркой соли, и впоследствии на коже нередко образуются язвы — своего рода профессиональное заболевание боранов-соледобытчиков.

Не следует, впрочем, думать, что использование соли в качестве денежного эквивалента — удел лишь прошлых веков. До недавнего времени в Эфиопии соляные «слитки»-брикеты использовались в государственном масштабе. Когда в 1936 году итальянская армия заняла Аддис-Абебу, в Эфиопском банке были обнаружены целые залежи этих брикетов. Они числились в каталоге, имели специальное название и хранились в сейфах наряду с золотом.

Перенесемся теперь из Африки в Европу. Здесь тоже соль играла в истории народов любопытную роль. Например, во Франции был печально знаменит соляной налог «габель». Подданные монарха были обязаны покупать соль только на королевских складах, а сколько им нужно соли, решал его величество собственной персоной. Норма зависела от того, в какой мере опустела королевская казна. Благодаря такому простому и «остроумному» решению проблемы французский король мог не опасаться разорения. Ненавистный «габель» стал одним из поводов французской буржуазной революции и был уничтожен вместе с монархией.

Правда, уже через 15 лет налог возродился: император Наполеон тоже нуждался в деньгах. А во время бегства Бонапарта из Москвы зимой 1812 года в отступающей армии распространилось солевое голодание. Недостаток соли понизил жизнеспособность людей. Свирепствовали эпидемии, раны не заживали, умирал каждый десятый. Архаичный соляной налог, однако, продержался даже до 40-х годов нынешнего столетия.

Во Вьетнаме вплоть до объявления независимости страны французские колонизаторы сохраняли монополию на соль и опиум: поставить торговлю солью в один ряд с «золотым» опиумным промыслом — это говорит о многом.

Подземелье королевы Кинги

У соли много заслуг перед человеком. Например, именно она основала американский город Сиракузы. Во времена войны Севера и Юга он, родившийся чуть ли не на пустом месте, уже слыл столицей соледобывающей промышленности. Специально для обслуживания процветающего промысла был прорыт канал Эри, который носил еще одно название: «ров, который выкопала соль». Строительство обошлось недешево, но один лишь соляной налог вернул половину его стоимости. Кроме того, канал открыл американцам путь в Огайо, к новым землям. А началось все с того, что индейцы пожаловались миссионеру отцу Симону ла Моне, будто бы в их источник вселились злые духи. Патер был сообразительным человеком. Он прокипятил «одержимую» воду и выпарил из нее нечистую силу — обычную каменную соль. Его открытие дало начало прибыльному делу. Правда, в Сиракузах соляной бизнес давно угас, но зато канал Эри остался.

Даже там, где соляной промысел пришел в упадок, он оставил заметный след: это город или канал, торговый путь или просто шахта. Наследие богатое — ведь и пустым шахтам можно найти удачное применение. В штате Луизиана огромные подземные галереи бывших соляных разработок намереваются использовать как нефтехранилища.

На обширной территории бывших соляных копей в Хатчинсоне (штат Канзас) расположены поместительные склады — что-то вроде камер хранения для любых ценностей и на любой срок. Сельскохозяйственные фирмы хранят под землей запасы семян каждого нового сорта, чтобы им не угрожали никакие наземные бедствия. В отдельном помещении-сейфе хранятся важнейшие деловые бумаги различных корпораций, микрофильмы с документов, тайны технологии. Есть и огромная фильмотека, где среди более чем ста тысяч лент можно найти все лучшие произведения мирового киноискусства — от ранних немых «фильм» до современных масштабных постановок. Этим список сокровищ не заканчивается: есть еще произведения живописи, марки и монеты, меха.

Подземные склады в Хатчинсоне предлагают даже такой вид услуг, как хранение подвенечного наряда невесты. За определенную плату вы можете сдать его на 21 год с тем, чтобы ваша дочь, выходя замуж, не тратилась на платье. Если пожелаете, платье возьмут и на второй срок. Фирма гарантирует, что и на внучке оно будет выглядеть как новое, а если учесть, что мода имеет привычку возвращаться, то и фасон за полвека ничуть не устареет. Секрет долголетия вещей — в соли. Насыщенная ею атмосфера создает прекрасные условия — оптимальную влажность и температуру.

Воздух соляной шахты может лечить астму. И лечит — уже тринадцать лет в Польше существует такой санаторий. Его основал на соляной шахте в Величке, близ Кракова, доктор Мечислав Скулимовский. Он первый обратил внимание на целебные свойства воздуха в шахте и до сих пор возглавляет эту лечебницу. Сейчас соляные копи в Величке известны всему миру, но не только благодаря открытию доктора. Гордость шахты — скульптуры из каменной соли, высеченные руками простых шахтеров. Первые изваяния появились здесь в семнадцатом веке. Открыв для себя соль в новом качестве, мастера стали украшать каждый пройденный подземный участок скульптурными изображениями, чаще всего в память какой-нибудь легендарной личности. Простая и строгая палата посвящена Копернику. Есть роскошные залы, есть часовня. Соль в Величке серого цвета, из-за примеси песчаника, и это придает своеобразный колорит слабо освещенным подземным залам. В одном из них можно увидеть героя старинного шахтерского предания — «казначея». Это добрый дух Велички, оберегающий шахтеров в забое и стерегущий подземные богатства.

Излюбленная героиня польских народных сказаний — добрая королева Кинга. Такая королева действительно существовала — венгерка по присхождению, она приехала в XIII веке в Польшу, чтобы выйти замуж за здешнего короля. С копями в Величке ее тоже связывает легенда. Покидая родину, королева уронила в соляной источник золотое кольцо, и оно будто бы вернулось к ней уже в Польше: шахтеры добыли его из-под земли, когда королева проезжала Величку. Доброй Кинге посвящена великолепная часовня, где не только скульптуры — все предметы сделаны из соли: алтарь, перила, подсвечники, даже подвески на люстрах.

Соляная шахта в Величке с немалым стажем: ей уже десять веков, и о всей тысячелетней истории можно узнать в музее, который расположен здесь же, под землей. Образовалась шахта естественным путем — из соляного источника. По мере опустошения источник превратился в колодец, а когда и его вычерпали, остался широкий тоннель, по которому спустились под землю к соляным залежам первые шахтеры. Правда, от этого времени в музее шахты сохранились только деревянные орудия труда: железу соляная атмосфера вредна.

Не только польские соляные копи имеют древнюю историю. Шахта в австрийском городе Хальштадте давала соль еще на заре железного века. Она расположена высоко в Альпах, в 50 километрах от Зальцбурга — Соляного города. Ее продукцию — большие куски каменной соли в форме сердца — две с половиной тысячи лет назад можно было встретить на европейских торговых путях. Здешнее месторождение образовалось 180 миллионов лет назад на дне неглубокого древнего моря. В процессе горообразования море исчезло, а соляные отложения поднялись к поверхности через жерло вулкана. Пласт оказался настолько мощным, что не истощился до сих пор.

Еще одна шахта, заслуживающая упоминания, находится во Франции, в лесах у подножия гор Юра. Эти бывшие копи в городе Арк-Э-Сенан — уникальный памятник архитектуры. Они были созданы в XVIII веке по проекту архитектора-утописта Клода-Никола Леду. Архитектор задался целью построить для шахтеров идеальный город, но осуществить свою мечту, увы, не смог. Утопические идеалы стоили очень дорого, а на такую «абсурдную» идею, как улучшение рабочим условий труда, достать средства было и вовсе невозможно. Поэтому от «города мечты» на практике осталось немного. Посетители попадают на территорию шахты через символический грот. Все ее постройки сгруппированы в виде овала вокруг величественного здания, где помещалось правление. По бокам — два фабричных корпуса, и на заднем плане — большие общежития для рабочих. Между домами разбиты зеленые газоны. Это все, что Леду удалось претворить в жизнь; остальное сохранилось лишь в эскизах. Он мечтал окружить шахту зеленым городом, воздвигнуть храм Женской Славы, Дворец Мира, Дома Радости и многое другое. Даже кладбище он задумал необыкновенное — в виде огромной вогнутой сферы, символизирующей бесконечность. Во время Великой французской революции Леду, пользовавшийся ранее покровительством Людовика XVI, попал в тюрьму, правда, гильотины избежал. До конца жизни он продолжал отстаивать свои проекты, но так ничего и не добился.

14 тысяч профессий

Океаны содержат миллиарды и миллиарды тонн NaCl — точнее, 4,5 миллиона кубических миль. По подсчетам американских ученых, этого количества вполне достаточно, чтобы засыпать США слоем толщиной более чем в милю. Зачем же шахты? Для чего зарываться в землю, когда можно выпаривать соль из морской воды, причем без всяких затрат, за счет энергии солнца? Действительно, это древний способ. Он применяется и сейчас, но имеет существенный недостаток — каждая тонна соли проходит до готовности пятилетний цикл «выдержки», переходя из одного отстойника в другой. Окрашенные во все цвета радуги соляные запруды — следствие различных примесей и цветущих водорослей — особенно красиво смотрятся с воздуха. А в одном из районов на побережье Франции «цветущая» соль даже слегка пахнет фиалками. Но как бы ни благоухала морская соль, приходится признать, что пять лет — слишком большой срок, особенно для нашего быстротекущего времени.

Теперь пора все-таки вспомнить и о пищевой функции соли — наиболее нам знакомой. Мы добавляем ее в пищу — самая рядовая практика нашей жизни, но соль еще и прекрасный консервант, а консервирование продуктов всегда требовало огромных количеств соли. Заметим, что знаменитая Ганза достигла расцвета благодаря балтийской сельди. Обыкновенная соленая селедка с успехом конкурировала на европейских рынках с такими престижными товарами, как вина Бургундии, английская шерсть, фламандское полотно и русские меха.

Так продолжалось до XVI века, когда соленость Балтики сильно понизилась. Косяки сельди покинули море и унесли с собой процветание Ганзы. А пальму первенства в европейском рыболовстве перехватила Голландия, занявшаяся промыслом «сбежавшей» сельди в Северном море. Нередко европейцы уходили за рыбой далеко от родных берегов. Португалия получила исключительное право на промысел трески возле Ньюфаундленда еще в шестнадцатом веке. Она пользуется своими правами уже четвертое столетие: в сезон ловли у островных пристаней много португальских шхун. Их трюмы набиты солью для сохранности улова, так что они вполне оправдывают свое прозвище — «соленые».

Активно солили и мясо: солонина — классическая пища моряков — была непременным спутником всех великих первооткрывателей; без нее ни Колумб, ни Магеллан не смогли бы совершать длительные экспедиции.

Теперь в обеденные солонки и домашние кладовки попадает лишь пять процентов годовой добычи соли во всем мире. Остальное поедает промышленность — химическая, текстильная, кожевенная, фармацевтическая. Хлористый натрий или продукты его переработки входят в состав мыла, красок, косметики, клея, ракетного горючего, взрывчатых веществ. Соль необходима при производстве удобрений, ядохимикатов, каучука и бумажной массы. Она охлаждает ядерные реакторы, отбеливает бумагу, смягчает воду. Среди пяти важнейших видов химического сырья соль занимает первое место: у нее 14 тысяч самых разных профессий.

Не будет большим преувеличением, если сказать, что соль — жизненно важна. Но она может и убивать — например, растительность вдоль дорог, если сбрасывать на нее счищенный с дорог снег, перед тем обильно посыпанный солью. Мнение о соли как о яде существовало уже в глубокой древности. Римляне, победив Карфаген и сровняв его с землей, засыпали руины солью. Видимо, они были чрезвычайно злы на своих противников, если пошли на такой расход. Но соль на этот раз не помогла: век спустя город был восстановлен Юлием Цезарем.

Соль вполне оправдывает свою дурную славу в сегодняшней Голландии, точнее — в северной, низменной части страны. Голландцы отгородились от моря дамбами, но опасность пришла с другой стороны. Соленые подземные воды, поднимаясь к поверхности, отравляют каналы, губят посевы, и пока еще не найдены практические пути борьбы с этим бедствием.

В народном фольклоре соль по праву занимает видное место. В разное время у разных народов она, считалось, даровала людям мужество, святость, мудрость.

Древние греки, римляне, принося богам жертвы, солили их. Обычай бедуинов не разрешал нападать на человека, если вы когда-нибудь отведали его соли. У славянских народов «хлеб-соль» — знак гостеприимства. Символ этот когда-то был принадлежностью только свадебных обрядов; «хлеб-соль» подносили жениху с невестой: хлеб — на здоровье, соль — к богатству.

Нет народа, который бы не создал пословиц и поговорок, оборотов со словом «соль». «Съесть пуд соли», «сыпать соль на раны», «насолить» кому-либо — все это общеизвестные примеры, не требующие разъяснений. Встречается соль и в профессиональной фразеологии. Например, в лексиконе американских золотодобытчиков было выражение «посолить участок» — то есть перед продажей посыпать его золотым песком, чтобы ввести в заблуждение покупателя. Выражение осталось по сей день и означает махинацию во время купли-продажи.

Всем известно, что соль «приносит несчастье»: мол, просыплешь ее — к ссоре. Если знать историю соли, то в этом поверье ничего загадочного не останется. В прежние времена, когда соль стоила очень дорого, растранжиривание ее действительно могло привести — и приводило — к ссорам.

Вариации на тему просыпанной соли встречаются у многих народов, и всем этим приметам можно дать объяснение. Если поверье утверждает, что, просыпая соль, вы навлекаете на себя в ближайшее время большие несчастья, то это значит скорее всего следующее: в данной стране во время оно соль считалась священным продуктом, и люди боялись гнева богов за пренебрежительное отношение к ней. Даже великий Леонардо да Винчи отдал дань этой примете, создавая «Тайную вечерю»: на столе перед Иудой он поместил опрокинутую солонку, как бы предупреждая о предательстве.

Итак, соль — к беде. Но все же было средство эту беду и отвести. И это средство — опять-таки соль. Щепотку ее бросали через левое плечо, и, можно было считать, положение спасено. Откуда взялось это суеверие? Все оттуда же — из великой ценности соли. Каждому ясно, что несчастья приносит нечистая сила и что сидит она за левым плечом. Если бросить туда щепотку соли, можно злодейку-нечисть умилостивить, дать ей своего рода взятку.

Сколько про соль ни говори, а все равно в запасе останется рассказов еще с три короба. Можно было бы вспомнить про соляные бунты в Москве, про историю северного города Сольвычегодска, уральских Соль-Илецка и Соликамска, прибайкальского Усолья-Сибирского и многих других, прямо связанных с героиней нашего повествования. Но это уже тема другого рассказа. Ведь «недосол на столе, а пересол — на спине» — здесь это следует помнить, как и в любом ином деле.

Древние люди имели весьма примитивное представление о нашей планете. Первым и самым главным их знанием об окружающем мире была уверенность в том, что Земля плоская. Подобное заблуждение существовало тысячелетия. Оно было опровергнуто только в эпоху Великих географических открытий.

Почему древние люди так считали

Чтобы разобраться, почему древние люди считали, что Земля плоская, следует разобраться в особенностях их мышления. Необходимо привести несколько аргументов в пользу того, что Земля имеет плоскую форму:

  • человек может видеть до линии горизонта. Когда он идет вперед, то линия горизонта отодвигается, открывая новые просторы. Но все время человек видел именно плоскость. Просто край этой плоскости постепенно отодвигается;
  • представления о том, что Земля имеет круглую форму, не вызывали доверия. Ведь люди же не падают на небо и не передвигаются вверх ногами. Значит, что Земля не может быть плоской;
  • любая суша заканчивается водными просторами – морями и океанами. Люди полагали, что за границей суши лежит бескрайний океан, на котором заканчивается мир. Поэтому, люди боялись долгих морских плаваний в открытом море, считая, что попадут в мир мертвых.

Подобные убеждения были связаны с недостатком знаний об окружающем мире. Люди не имели точных инструментов для измерения земной поверхности, они не понимали принципов движения небесных тел, смены дня и ночи. Отсутствие знаний обуславливало наличие заблуждений.

Когда люди поняли, что Земля круглая

Подобные мысли высказывались античными философами и астрологами. Люди наблюдали за движением планет, звезд и понимали, что Земля должна иметь круглую форму. Они не могли доказать своих мыслей, но были уверены в их правильности.

Однако античный мир был уничтожен во время эпохи Великого переселения народов. Существовавшие знания оказались утраченными или ненужными. Кроме того, католическая церковь запрещала даже обсуждать догматы об устройстве Земли. Суждения о том, что она круглая считались еретическими. Наказанием за них являлось сожжение на костре.

Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Древние люди имели весьма поверхностное представление о законах мироздания (1) и (2) когда в природе происходило нечто необъяснимое (3) были склонны считать (4) что это результат воздействия на мир сверхъестественных сил.

Пояснение (см. также Правило ниже).

Приведем верное написание.

Древние люди имели весьма поверхностное представление о законах мироздания и, когда в природе происходило нечто необъяснимое , были склонны считать , что это результат воздействия на мир сверхъестественных сил.

В данном предложении есть так называемый стык союзов (И КОГДА), поэтому прежде чем поставить запятые нужно:

1) посмотреть, что соединяет союз И: части сложного предложения, и тогда поставить запятую; или однородные члены и тогда запятую ставить не надо. В нашем случае - однородные члены, следовательно, запятую не ставим.

2) убедиться, что второй части союза ТО нет на месте цифры 3. Так как ТО нет, запятую ставим.

[ 1 Древние люди имели весьма поверхностное представление о законах мироздания и, (2 когда в природе происходило нечто необъяснимое), были склонны считать ], (3 что это результат воздействия на мир сверхъестественных сил.)

Запятые должны стоять на местах 2, 3 и 4.

Ответ: 234

Правило: Задание 20. Знаки препинания в предложении с разными видами связи

ЗАДАНИЕ 20 ЕГЭ. ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В ПРЕДЛОЖЕНИИ С РАЗНЫМИ ВИДАМИ СВЯЗИ

В задании 20 учащиеся должны уметь расставлять знаки препинания в сложном предложении, состоящем из 3-5 простых.

Это сложнейшее задание проверяет умение выпускника применять на практике следующие знания:

1) на уровне простого предложения:

Понимание, того, что предложения без основы не бывает;

Знание особенностей основы односоставных предложений (безличных и др.)

Понимание того, что в простом предложении могут быть однородные сказуемые и подлежащие, знаки препинания между которыми ставятся по правилам однородных членов.

2) на уровне сложноподчинённого предложения:

Умение определять главное и придаточное в составе СПП по вопросу;

Умение видеть союзы (союзные слова) в придаточном предложении;

Умение видеть указательные слова в главном

Умение видеть однородные придаточные, при которых знаки препинания ставятся так, как и однородных членах.

3) на уровне сложносочинённого предложения:

Умение видеть части ССП и разделять их запятой. Общего второстепенного члена в этом задании не бывает.

4) на уровне всего предложения в целом:

Умение видеть те места в предложении, в которых встретились два союза: может быть рядом два подчинительных или сочинительный и подчинительный.

Соберём все базовые пунктуационные правила, важные при выполнения задания и пронумеруем их для удобства.

БП 6

Если в сложном предложении рядом оказались сочинительный и подчинительный союзы (И и ХОТЯ, И и КАК, И и ЕСЛИ, НО и КОГДА, И и ЧТОБЫ и др.), то нужно выяснить, нет ли после придаточной части соотносительных слов ТО, ТАК или еще одного сочинительного союза (А, НО, ОДНАКО и др.). Запятая ставится только тогда, когда эти слова после придаточной части отсутствуют. Например:

[Занавес поднялся], и, (как только публика увидела своего любимца), [театр задрожал от рукоплесканий и восторженных криков]

Сравните:

[Занавес поднялся], и (как только публика увидела своего любимца), так театр задрожал от рукоплесканий и восторженных криков].

и, (хотя слова ее были привычными для Сабурова), [от них вдруг защемило сердце].

[Женщина все говорила и говорила о своих несчастьях], и (хотя слова ее были привычными для Сабурова), но [от них вдруг защемило сердце].

Как видно, правила 5 и 6 очень похожи: выбираем-либо писать ТО (НО...), либо ставить запятую.

Рассмотрим предложения из базы РЕШУЕГЭ и алгоритм работы над предложением.

[Утвер­жда­ют](1) что? (что бра­зиль­ские кар­на­ва­лы вос­хи­ща­ют и за­во­ра­жи­ва­ют)(2) и (3) (когда (4) когда? то сами убе­ди­лись (5) в чём? (на­сколь­ко правы были оче­вид­цы).

1. Выделяем основы.

1- Утвер­жда­ют (односоставное, сказуемое)

2- кар­на­ва­лы вос­хи­ща­ют и за­во­ра­жи­ва­ют

3- мы увидели

4- сами убедились

5- правы очевидцы

2. Выделяем союзы и соотносительные слова. Обращаем внимание, что рядом стоят И и КОГДА и на то, что есть ТО.

3. Помечаем придаточные предложения: все предложения, в которых есть подчинительные союзы, берём в круглые скобки.

(что бра­зиль­ские кар­на­ва­лы вос­хи­ща­ют и за­во­ра­жи­ва­ют)

(когда мы впер­вые уви­де­ли его не­по­вто­ри­мую яркую кра­со­ту)

(на­сколь­ко правы были оче­вид­цы).

4. Устанавливаем, к каким главным относятся придаточные. Для этого ставим вопросы от главных к предполагаемым придаточным.

[Утвер­жда­ют] что? (что бра­зиль­ские кар­на­ва­лы вос­хи­ща­ют и за­во­ра­жи­ва­ют). 1 компонент найден. Запятая 1 ставится по правилу 4 [ = ], (что- = и =).

Остались два придаточные и одно без подчинительного союза. Проверяем, можно ли от него поставить вопросы.

[то сами убе­ди­лись] когда? (когда мы впер­вые уви­де­ли его не­по­вто­ри­мую яркую кра­со­ту)

[сами убе­ди­лись] в чём? (на­сколь­ко правы были оче­вид­цы). Второй компонент найден. Запятые 4 и 5 ставятся по правилу 4.

(когда - =), [то- = ], (насколько - =) Два разных придаточных к одному главному, придаточное времени очень часто стоит ПЕРЕД главным.

1 и 2 компоненты связаны сочинительным союзом И в одно сложносочинённое предложение. Это запятая 2.

Схема: |[ = ], (что- = и =)|, и |(когда - =), [то- = ], (насколько - =)|

Осталось выяснить, нужна ли запятая 3. Между И и КОГДА по правилу 6 запятая не нужна, так как после придаточного находится идёт ТО.

Загрузка...