Строим дом сами

Миндовг - русская историческая библиотека. Миндовг - русская историческая библиотека Литва и Черная Русь

6 июля 1253 года князь Миндовг был коронован в Новогрудке, став первым и последним королем в истории Великого княжества Литовского. Но уже через семь лет король Миндовг отказался от королевского титула и вернулся в язычество...

Из старших князей

Впервые имя Миндовга в хрониках упоминается в 1219 г., когда более 20 князей балтских племён вели переговоры с Галицко-Волынским княжеством, пишет aif.by. Там он назван одним из «старших» князей в Литве. В 1238 г. Миндовг был союзником волынского князя в походе на князя Мазовии (современная Польша) Конрада вместе с новогрудским князем Изяславом.

Летописи 1248 г. упоминают имя Миндовга в связи с Новогрудком, важнейшим центром Верхнего Понеманья. Миндовга, балтского князя, пригласили занять престол в славянском Новогрудке. Примерно с этого момента, между 1238 и 1248 гг., начинается зарождение нового белорусско-литовского государства Великого княжества Литовского. У тех и других были взаимные интересы в объединении.

Так, в то время жители Новогрудка, Слонима, Волковыска и других городов Верхнего Понеманья были куда более развитыми по сравнению со своими балтскими соседями. У них уже было свое государство, горожане занимались ремёслами и торговлей, в том числе международной, ходили в церкви.

В то же время предки литовцев - балтские племена - не были объединены в одно государство, жили преимущественно в лесных поселениях и были язычниками. Зато они были хорошими воинами. Как раз военная сила соседей была необходима жителям Новогрудка. Именно поэтому они и пригласили к себе княжить балта Миндовга со своими воинами.

К вопросу выбора религии Миндовг, как и правившие после него князья, подходил исключительно прагматично. Исследователи склоняются к тому, что он не принимал православного крещения вообще. Заставили его принять крещение по римско-католическому обряду чрезвычайно сложные внешнеполитические обстоятельства.

Против молодого белорусско-литовского государства выступила мощная коалиция практически всех соседей: Тевтонский орден в Пруссии и Ливонии, Галицко-Волынское княжество, племена ятвягов, жмудь и половцы.

Прагматичная вера

Благодаря переходу в католичество Миндовг смог избавиться от натиска мощного Тевтонского ордена, миссией которого как раз было продвижение католичества на Востоке. Кроме того, крещение Миндовга по римско-католическому обряду вместе со своими придворными в 1251 г., несмотря на свой тактический характер, сблизило молодое белорусско-литовское государство с Западной Европой.

Хитрый дипломат Миндовг при крещении, чтобы задобрить тевтонцев, еще и якобы отдал им территорию Жмуди. Переход земель произошел, но наделы, которые подарил Миндовг, ему вообще не принадлежали: они лежали к северу от его княжества.

Коронация Миндовга и Марты. Коронация состоялась 6 июля 1253 в Новограде

Вместе с Миндовгом корону получила еще и его жена Марта. По приказу ландмейстера Ливонского ордена в Риге для новоиспеченных короля и королевы были изготовлены две короны, украшенные драгоценными камнями.

Церемонию провёл епископ Генрих. Алесь Кравцевич, самый авторитетный сегодня специалист по ранней истории белорусско-литовского государства, реконструировал процесс коронации. Вначале происходило помазание монарха освящённым елеем, затем он надевал церемониальный наряд из сандалий и белых одежд.

После этого следовало вручение королевской мантии, меча, фибулы (застёжки) для мантии и т. д. Коронация скорее всего имела место в церкви Бориса и Глеба в Новогрудке, поскольку католического храма тогда там ещё не было.

Вернулся к язычникам

Как показывают источники, до коронации Миндовга именовали «великим князем», а после - «королём Литовии». «Королём Литвы» называли его и в Риме, что видно из корреспонденции римской курии ещё до коронации Миндовга.

Но уже через семь лет история поворачивается на 360 градусов. В 1260 году Миндовг отказывается от королевского титула и возвращается к традиционному язычеству.

Несмотря на всю торжественность коронации, не стоит забывать, что это был тактический шаг, призванный ослабить агрессию со стороны Тевтонского ордена.

Миндовг (ок. 1195 — 12 сентября 1263) — первый великий князь литовский. Король Литвы с 1253 года

Когда в 1260 г. жмудины разбили немецких рыцарей на озере Дурбе, а в самой Пруссии началось восстание местных жителей против тевтонцев, Миндовгу много легче было отказаться от королевского титула, а вместе с ним - и от христианства. Более того, Миндовг изгнал епископа Христиана. И уже в 1262 г. он заключил союз с новгородским князем Александром против Ливонского ордена.

В тот краткий период существования королевства правитель заботился о том, чтобы его титул перешёл по наследству одному из сыновей. Миндовг вёл переписку с Папой Римским по поводу возможной коронации, вероятнее всего, Рукля, поскольку старший сын Войшелк принял монашество, что в эпоху средневековья исключало его активное участие в политической жизни. Но эти планы так и не были осуществлены.

Причиной, по которой после Миндовга в белорусско-литовском государстве больше не было королей, конечно же, можно считать пресечение династии Миндовга. Политика усиления власти князя вызвала недовольство племенной балтской аристократии, и в 1263 году Миндовга убили.

Погибли и практически все его прямые наследники по мужской линии. После этого последовали период политических пертурбаций, борьбы в том числе родственников Миндовга между собой и смена правящей династии. К тому же именно Миндовг заложил модель прагматичного крещения великих князей литовских в католичество, что также не благоприятствовало стремлению к королевскому титулу.

Памятник Миндовгу

И хотя Миндовг остался единственным в истории страны королем, он заложил новое государство на карте Европы - Великое княжество Литовское.

Кстати, шанс получить корону также был у великого князя Витовта, при котором ВКЛ достигло максимальных размеров. Священная Римская империя согласилась на коронацию Витовта, но папскую делегацию, которая везла корону, задержали польские магнаты, боявшиеся усиления Великого Княжества Литовского. Не дождавшись короны, 80-летний Витовт умер в своей резиденции Троки в 1430 году.


МИНДОВГ (?-1263) - великий князь Литовский (с 1230-х гг.). Основал Великое княжество Литовское, после того как объединил под своей властью литовские земли, захватил русские города Новгородок, Слоним, Волоковыск. Воевал с Ливонским орденом. В 1253 г. принял титул короля. Поддерживал союзнические отношения с галицко-волынским князем Даниилом Романовичем и владимиро-суздальским Александром Невским. Принял, но потом отрекся от католичества . Убит литовской знатью.

Орлов А.С., Георгиева Н.Г., Георгиев В.А. Исторический словарь. 2-е изд. М., 2012, с. 318.

Миндовг, Миндаугас (г. рожд. неизв.- 1263), великий князь литовский (с конца 1230-1263), один из сторонников объединения литов. земель в Литов. гос-во в условиях феод, раздробленности и борьбы с нем. крестоносцами. Для борьбы с внеш. врагом считал необходимым усиление централиз. власти. После неудачного похода в 1244 против Ливонского ордена в землю куршей и земгалов пошёл на компромиссное соглашение с орденом (1250) и католической церковью (принял католичество в 1251). Готовясь к новой войне с орденом, Миндовг ок. 1253 заключил договор с галицким кн. Даниил и выдал замуж дочь за его сына Шварна , возобновил и укрепил связи с владимиро-суздальским великим кн. Александром Невским. В 1260 литовское войско во главе с Миндовгом при оз. Дурбе разбило объединённое войско Ливонского и Тевтонского орденов и их союзников. Миндовг отрёкся от католической веры. Был убит в результате заговора феодальной знати.

Использованы материалы Советской военной энциклопедии в 8-и томах, т. 5.

Миндовг (Мендовг) (ск. 1263), вел. князь Литовский (к. 1230-х - 1263). С именем Миндовга связано образование Литовско-Русского государства, которому он положил начало в Новогрудке Литовском, одном из городов т. н. Черной Руси, во 2-й пол. XIII в. В 1252-53 Миндовг владел Волковыском, Слонимом, Гродно и др. городами Черной Руси, кроме того, пинские князья признали его главенство. Еще ранее племянники Миндовга под его руководством утвердились в Полоцке, Витебске и в земле Смоленской. Ливонский орден объединился с враждебными Миндовгу литовскими феодалами и нанес ему поражение. С Ливонским орденом Миндовг пошел на компромиссное соглашение: в 1250 он заключает договор, принимает католичество в присутствии папского легата (1251) и коронуется его королевской короной, присланной папой Иннокентием IV . Кроме того, Миндовг выдал Ливонскому ордену в 1250-61 ряд грамот, которыми уступал много округов Литовской земли. В 1260 вспыхнули восстания в Литве, Жмуди, в Пруссии, Корси и Жемгале. Миндовг отрекся от католичества и, став во главе восстания, нанес объединенному войску Ливонского и Тевтонского орденов при оз. Дурбе решительное поражение, заставив их отречься от всех завоеваний. Миндовг пал жертвой заговора.

Использованы материалы сайта Большая энциклопедия русского народа - http://www.rusinst.ru

Миндовг (? -1263) - великий князь литовский (1240 - 1263), сын Рынгольта, основатель Литовского княжества на русской территории. Уже в 1235 имел значительные силы, и потому галицкий князь Даниил Романович искал с ним союза против мазовецкого князя Конрада. В 1233 разгромил в битве при Сауле немецких рыцарей. В 1243 - 1246 воевал с ливонскими рыцарями, помогая Конраду против Ордена и Польши . В 1249 разбил войско Даниила и союзных ему татар под Койдановом. В 1230 одержал блистательную победу над татарами у р. Окунёвки. Позже вёл изнурительную борьбу со своими племянниками, детьми умершего (1242) брата Эрдзевила -Даумантасом (Довмонтом) и Тройнатом. К тому времени под властью Миндовга соединились 2 начала - литовское и русское которые, однако, уже скоро стали сопротивляться объединительным устремлениям Миндовга. Это сопротивление поддержал , который боялся появления по соседству сильного государства. Могущества Миндовга недоставало для борьбы на 2 фронта, и он старался действовать путем дипломатических переговоров. В 1255 его сын Войшелк заключил договор с Даниилом Романовичем, по которому вся Чёрная0 Русь (гг. Новгородок Литовский, Волковыск, Слоним и др.) передавалась сыну Даниила, Роману, признававшему над собой власть Миндовга. Договор этот был скреплен браком Шварна Даниловича, др. сына Даниила, с дочерью Миндовга. Еще раньше (1251) Миндовг заключил договор с Ливонским орденом, крестился и был венчан на царство короной, присланной ему папой Иннокентием IV. В течение многих лет Миндовг хранил союз с Орденом и выдал ему 8 грамот, которыми отчуждал в пользу Ордена разные литовские земли. Хозяйничанье ливонских рыцарей в уступленных областях подготовило почву для восстания (1260). Когда Миндовг увидел, что ему выгодно опереться на восставших, он отрекся от христианства и стал во главе восставших, разгромив объединённые силы ливонских прусских и датских рыцарей в битве при оз. Дурбе. Около 1262 года вступил в переговоры с великим князем владимирским Александрам Невским о совместном походе против Ордена, но был убит в междоусобной борьбе.

Использованы материалы из кн.: Богуславский В.В., Бурминов В.В. Русь рюриковичей. Иллюстрированный исторический словарь.

Литература:

Пашуто В. Т. Образование Литовского государства. М., 1959.

МИНДОВГ - ли-товский князь, пер-вый пра-ви-тель Ли-товского гос-ва, пер-вый и един-ст-вен-ный ко-роль Лит-вы (с 1253 года).

Впер-вые упо-мя-нут в Га-лиц-ко-Во-лын-ской ле-то-пи-си в 1219 году, ко-гда вме-сте с 20 другими ли-товскими князь-я-ми за-клю-чил мир-ный до-го-вор с га-лиц-ко-во-лын-ски-ми князь-я-ми. В этом до-го-во-ре Миндовг вме-сте со стар-шим бра-том Довс-прун-ком на-зван в чис-ле 5 «стар-ших» кня-зей. Дос-то-вер-ные све-де-ния об от-це Миндовга от-сут-ст-ву-ют: имя Рын-гольт, при-пи-сан-ное ему в ле-то-пи-сях бе-ло-рус-ско-ли-тов-ских XVI века , пред-став-ля-ет со-бой ге-неа-ло-гическую фик-цию позд-ней-ших ав-то-ров. Ли-вон-ская риф-мо-ван-ная хро-ни-ка (смотрите в статье Ли-вон-ские хро-ни-ки) на-зы-ва-ет от-ца Миндовга «ве-ли-ким ко-ро-лём»; это по-зво-ля-ет пред-по-ло-жить, что он был од-ним из наи-бо-лее влия-тель-ных ли-товских кня-зей начала XIII века. Впо-след-ст-вии имя Миндовг по-яв-ля-ет-ся в ис-точ-ни-ках лишь в 1238 году, ко-гда упо-ми-на-ет-ся «Лит-ва Мин-до-га» (так на-зва-на дру-жи-на Миндовга, ко-то-рая уча-ст-во-ва-ла в по-хо-де га-лиц-ко-го князя Да-нии-ла Ро-ма-но-ви-ча про-тив ма-зо-вец-ко-го князя Кон-ра-да).

С середины - 2-й половины 1240-х годов Миндовг еди-но-лич-но пра-вил в Лит-ве, в осо-бен-но-сти по-сле то-го, как из-гнал из сво-их зе-мель пле-мян-ни-ков (ско-рее все-го, сы-но-вей Довс-прун-ка) Тов-ти-ви-ла и Еди-ви-да. Около 1246 года Ли-вон-ская риф-мо-ван-ная хро-ни-ка име-ну-ет Миндовга «выс-шим ко-ро-лём». Государство Миндовга не име-ло по-сто-ян-ной сто-ли-цы, пра-ви-тель со сво-ей дру-жи-ной пе-ре-ме-щал-ся по дво-рам и зам-кам, ут-вер-ждал свою власть и со-би-рал дань. Ис-то-ри-ки ги-по-те-ти-че-ски ре-кон-ст-руи-ро-ва-ли до-мен Миндовга, ко-то-рый рас-по-ла-гал-ся в Восточной Лит-ве. Миндовг ра-но ут-вер-дил-ся на зем-лях Чёр-ной Ру-си (центр - город Но-во-гру-док); в По-лоц-ке пра-вил пле-мян-ник Миндовга князь Тов-ти-вил, при-зна-вав-ший его власть, что по-ло-жи-ло на-ча-ло ли-товской экс-пан-сии на русские зем-ли.

В 1249 году про-тив Миндовга об-ра-зо-ва-на коа-ли-ция, в ко-то-рую вхо-ди-ли Тов-ти-вил и Еди-вид, князь Да-ни-ил Ро-ма-но-вич, же-май-тий-ский князь Ви-кинт и епископ Риж-ский Ни-ко-лай. Это су-ще-ст-вен-ным об-ра-зом из-ме-ни-ло по-ли-тическую си-туа-цию в ре-гио-не, где уси-ли-ва-лась роль Ли-во-нии. Миндовг ус-та-но-вил от-но-ше-ния с ма-ги-ст-ром Ли-вон-ско-го ор-де-на Ан-д-реа-сом фон Штир-лан-дом, бла-го-да-ря че-му при-об-рёл не толь-ко важ-но-го по-ли-тического со-юз-ни-ка, но и но-вые воз-мож-но-сти на ме-ж-ду-народной аре-не. При по-сред-ни-че-ст-ве ма-ги-ст-ра и в со-про-во-ж-де-нии его по-слов Пар-бус, по-сол Миндовга, при-был к па-пе Рим-ско-му Ин-но-кен-тию IV. Се-рия из 6 пап-ских булл, из-дан-ных в 1251 году и по-свя-щён-ных Миндовгу, сви-де-тель-ство-ва-ла о вни-ма-нии Римской ку-рии к но-во-му по-ли-тическому об-ра-зо-ва-нию (в кон-тек-сте борь-бы па-пы и им-пе-ра-то-ра за влия-ние в западно-хри-сти-ан-ском ми-ре, ин-те-ре-сов Свя-то-го пре-сто-ла в Восточной Ев-ро-пе, дис-кус-сий о сбли-же-нии ка-то-лической и пра-во-слав-ной церк-вей). Бул-лой от 17.07.1251 года па-па при-нял Миндовга и его го-су-дар-ст-во в лен святого Пет-ра, та-ким об-ра-зом пре-дос-та-вив ему ис-клю-чительный ста-тус феодальной опе-ки. Кон-крет-ным про-яв-ле-ни-ем этой опе-ки ста-ла под-держ-ка кре-ще-ния Лит-вы и ко-ро-на-ции Миндовга. Епи-ско-пам Эзель-ско-му и Кур-лянд-ско-му бы-ло по-ру-че-но при-ни-мать уча-стие в кре-ще-нии стра-ны, а епископу Кульм-ско-му (Хелм-ско-му) Ген-ри-ху - ко-ро-но-вать Миндовга. Ис-клю-че-ние из этой ак-ции главного ие-рар-ха ка-то-лической церк-ви в ре-гио-не, епископа Риж-ско-го, яви-лось важ-ным ша-гом на пу-ти к ук-ре-п-ле-нию по-ли-тического влия-ния Миндовга. В 1251 году вме-сте с бли-жай-шим ок-ру-же-ни-ем при-нял ка-то-лическое кре-ще-ние. В ию-ле 1253 года (ско-рее все-го, 6 ию-ля) Миндовг ко-ро-но-ван епископом Кульм-ским Ген-ри-хом. В 1254 году па-па Рим-ский на-зна-чил епископом Ли-тов-ским тес-но свя-зан-но-го с Миндовгом бывшего свя-щен-ни-ка Ли-вон-ско-го ор-де-на Хри-стиа-на, ко-то-рый под-чи-нял-ся не-по-сред-ст-вен-но па-пе Рим-ско-му. В 1255 году па-па Алек-сандр IV специальным до-ку-мен-том раз-ре-шил ко-ро-но-вать сы-на Миндовга (имя не ука-за-но), что ук-ре-п-ля-ло ста-тус Лит-вы как ко-ро-лев-ст-ва. Кре-ще-ние и ко-ро-на-ция позволили Миндовгу ут-вер-дить-ся в ка-че-ст-ве са-мо-сто-ятельного пра-ви-те-ля сре-ди хри-сти-ан-ских ко-ро-лей Ев-ро-пы, а так-же вы-де-лить-ся из чис-ла других кня-зей, пре-тен-до-вав-ших на власть внут-ри стра-ны. Миндовгу уда-лось кон-со-ли-ди-ро-вать по-ли-тическую эли-ту стра-ны, при-знав-шие его вер-хов-ную власть преж-ние кня-зья ста-ли его вель-мо-жа-ми.

За по-сред-ни-че-ст-во при при-ня-тии кре-ще-ния и по-лу-че-нии ко-ро-ны Миндовга воз-на-гра-дил Ли-вон-ский ор-ден, по-жа-ло-вав ему пра-ва (в ча-ст-но-сти, по-лу-чать лен-ные вла-де-ния от ли-товских вель-мож) и зем-ли, рас-по-ло-жен-ные ме-ж-ду Лит-вой и Ор-де-ном. Хо-тя часть до-ку-мен-тов Миндовга о по-жа-ло-ва-ни-ях Ор-де-ну в современной ис-то-рио-гра-фии счи-та-ет-ся фаль-си-фи-ка-том, ау-тен-тич-ность не-сколь-ких из них не вы-зы-ва-ет со-мне-ний (в ори-ги-на-ле со-хра-нил-ся до-ку-мент 1255 года о по-жа-ло-ва-нии Се-ло-нии, од-на-ко при-ве-шен-ная к не-му пе-чать яв-ля-ет-ся фаль-си-фи-ка-том XIV века). Зем-ли ят-вя-гов и Же-май-тии Миндовг по-жа-ло-вал Ор-де-ну с ус-ло-вием, что тот бу-дет под-дер-жи-вать его про-тив всех вра-гов ве-ры, что оз-на-ча-ло по-ли-тический со-юз Лит-вы и Ор-де-на, на-прав-лен-ный про-тив со-сед-них русских зе-мель и мон-го-ло-та-тар. В 1253 году Миндовг да-ро-вал тор-го-вую при-ви-ле-гию жи-те-лям Ри-ги и всем немецким куп-цам. Около 1255 года Миндовг при-ми-рил-ся с князем Да-нии-лом Ро-ма-но-ви-чем и пе-ре-дал в управ-ле-ние его сы-ну Ро-ма-ну Да-ни-ло-ви-чу, как сво-ему вас-са-лу, Но-во-гру-док, а за дру-го-го сы-на, Швар-на, вы-дал за-муж свою дочь. Зи-мой 1258-1259 годов Лит-ва под-вер-глась на-па-де-нию вой-ска монгольского вое-на-чаль-ни-ка Бу-рун-дая (в со-ста-ве ко-то-ро-го бы-ли так-же си-лы вла-ди-ми-ро-во-лын-ско-го князя Ва-силь-ко Ро-ма-но-ви-ча). Миндовгу уда-лось из-бе-жать не-по-средственного во-енного столк-но-ве-ния, од-на-ко это на-па-де-ние вре-мен-но при-ос-та-но-ви-ло ли-товскую экс-пан-сию на русские зем-ли.

Около1260 года Миндовг во-зоб-но-вил вой-ну с Ли-вон-ским ор-де-ном , под-дер-жав же-май-тов (не ис-клю-че-но, что к та-ко-му ша-гу его под-толк-нул раз-гром ор-ден-ско-го вой-ска же-май-та-ми в бит-ве у озера Дур-бе 13.07.1260 года). Этот шаг Миндовга в ор-ден-ских хро-ни-ках счи-та-ет-ся ве-ро-от-ступ-ни-че-ст-вом, од-на-ко до-сто-вер-ные дан-ные о его ре-лигиозных убеж-дени-ях от-сут-ст-ву-ют (ут-вер-жде-ния русских ле-то-пи-сей о пе-ре-хо-де Миндовга в язы-че-ст-во так-же тен-ден-ци-оз-ны). В это вре-мя Миндовг за-клю-чил со-юз с великим князем вла-ди-мир-ским Алек-сан-дром Яро-сла-ви-чем Нев-ским. В 1263 году убит вме-сте с сы-новь-я-ми Рук-ли-сом и Ру-пей-ки-сом в ре-зуль-та-те за-го-во-ра сво-их род-ст-вен-ни-ков - кня-зей Трой-на-та (Тре-ня-ты; пле-мян-ник Миндовга) и Дов-мон-та (муж се-ст-ры 2-й же-ны Миндовга), -после че-го в Лит-ве рез-ко уси-ли-лись по-зи-ции язы-че-ст-ва и на-ча-лась меж-до-усо-би-ца. Не-смот-ря на по-ли-тические по-тря-се-ния, про-изо-шед-шие по-сле смер-ти Миндовга, со-здан-ная им по-ли-тическая сис-те-ма ста-ла ос-но-вой даль-ней-ше-го су-ще-ст-во-ва-ния Ли-товского го-су-дар-ст-ва.

Ис-точники:

Ма-ту-зо-ва В.И., На-за-ро-ва Е.Л. Кре-сто-нос-цы и Русь. Ко-нец XII в. - 1270 г.: Тек-сты. Пе-ре-вод. Ком-мен-та-рий. М., 2002;

Мiн-даў, ка-роль Лiтовii, у да-ку-мэн-тах i сьвед-чань-нях-Mindowe, rex Lithowiae, in litteris et testimoniis. Мiнск, 2005;

Mindaugo knyga: istorijos šaltiniai apie Lietuvos karalių. Vilni-us, 2005.

В каком году родился Миндовг, первый великий князь Литовский, точно не известно приблизительно,

это было между 12 -13 веком. Происходил он из богатого балтского рода, но про его отца очень мало сведений, он был очень богатый и влиятельный человек и иногда, что бы задобрить Миндовга, ему говорили, что его отец был могущественным властителем и не имел себе равных в Литве.

С самого детства его учили военному делу, и сам он не раз ходил в походы на соседей, которые сделали из него профессионального война и полководца. В тот час, когда сосед нападал на соседа, на севере появился Ливонский орден, а рядом по югу прошлась монголо-татарская орда, хороший полководец был на вес золота, так как только он мог защитить от врагов город или княжество.

Тесные связи Новогрудка с балтскими пленами, дали возможность пригласить самого сильного воеводу Миндовга, на княженье в город. Миндовг, потерпев поражения в междоусобной войне пришёл в Новогрудок где его сделали князем, а он, получив деньги и войска, завоевал и присоединил свои бывшие владения к Новогрудку, так зародилось Великое княжество Литовское с центром в Новогрудке.

Первые упоминания Миндовга, как князя Литовского в Новогрудке, можно найти в летописях от 1248 года, когда Миндовг выгнал своих племянников Тавтивила и Эрдивила, а земли их захватил. Так же, о том, что в тот час Миндовг, уже был в Новогрудке, свидетельствует зимний поход 1249 -1250 года, Волынского войска против Миндовга, целью которого был Новогрудок. С этого похода началась пятилетняя война с Галицко-Волынскими князьями, в период которой, в летописях, Новогрудок стал упоминаться как столица Литвы с князем Миндовгом.

Следующим важным мудрым и дипломатическим шагом Миндовка, стало принятие католической веры. Крещение Миндовга произошло в начале 1251 года. Обряд крещения проводил священник Ливонского ордена отец Христиан. Вместе с Миндовгом приняли обряд крещения его жена Марта и двое младших сыновей Рукль и Репекаль, старший сын Войшелак, уже был православным. После крещения, Миндовг отправил послов к Папе с письмами, в которых сообщал о своём крещении, и просил Папу Римского принять его вместе со всем княжеством под опеку католической церкви. Папа выразил своё согласия в специальной приготовленной буле.

После крещения, Ливонский орден стал союзником Миндовга, и ему уже не приходилось воевать на две стороны, в пятилетней войне, которая закончилась в 1254 году. Наладив переписку с Ватиканом, Мидовгу удалось договориться о предоставлении ему королевского сана. Коронация произошла в 1253 году.

Королевством Литва была до 1260 года, в этом году, жемойтский войска разбили крестоносцев возле озера Дурбе, тем самым поставив орден на грань уничтожения, и так как орден сильно ослаб, а Жемойты обещали признать его власть на своих землях, Миндовг, отказался он католической веры, и прекратил контакты с Римом.

Смерть жены Миндовга, стала причиной и его скрой гибели. Он пригласил сестру соей жены на похороны и не отпустил её обратно, объяснив её это тем, что умирая, его жена Марта, завещала жениться на не ней, так лучше неё детей ни кто не присмотрит. Муж сестры Довмонт Нальшанский промолчал, но обиду не забыл, и ждал момент, что бы отомстить. Этот момент настал в 1263 году, Миндовг отправил военный поход в Брянск, к нему должен был присоединиться и Довмонт, но он неожиданно повернул назад и напал на двор Миндовга, убив его вместе с сыновьями Руклем и Репеклем. После смерти Миндовга, начался кризис в ВКЛ, но княжество Литовское смогло устоять и продолжить своё развитие.

Великое княжество Литовское при Гедимине

С 1316 по 1341 год на престоле Великого княжества Литовского находился Гедимин. Он оказался выдающимся государственным и политическим деятелем, прекрасным военачальником. За время своего правления он постоянно стремился расширить и укрепить границы Великого княжества Литовского. В 1320 году Гедимин предпринял поход на Владимир Волынский и захватил его. Потом ему сдался Луцк. Бояре, собравшиеся по всей Волыни, признали его своим князем, сохранив прежние права, обычаи и веру. Через год Гедимин двинулся на Киев. Для него было очень важным присоединить к Великому княжеству Литовскому эту древнерусскую духовную и политическую столицу. Он разбил объединенные силы южно-русских князей и татар и после месячной осады вынудил Киев сдаться. После взятия Киева Гедимину сдались Переяславль, Путивль, Черкасы и другие города. Такой же активной была политика Гедимина и на западном направлении. В 1320 году королем польским стал В. Лакетка. С его приходом на трон связи между Польшей и Великим княжеством Литовским усилились, что вызвало появление враждебной каолиции мазовецких князей и крестоносцев. Вскоре к этой каолиции присоединились галицко-волынские князья. Однако особым согласием участников эта каолиция не отличалась. В 1323 году между мазовецкими князьями начались споры. Этим воспользовался Гедимин. Он направил в Мазовию дружину своего зятя Давида Городенского, который без труда прошел всю мазовецкую землю, взял богатый порт Добжинь и крепость. Чтобы окончательно заставить польского короля отказаться от планов захвата Галицко-Волынской Руси, а мазовецкого князя – от союза с орденом, Гедимин повторно направил на юго-запад сильную дружину Давида Городенского, который занял земли Брестского и Дрогичинского княжеств и вернулся в Мазовию. В результате похода было захвачены в плен около четырех тысяч человек, разрушено множество сел и костелов. Король Польши предложил Гедимину заключить соглашение, представляющее союз двух государств против совместных врагов, главным среди которых были крестоносцы. Земли Брестского и Дрогичинского княжеств были признаны окончательно воссоединенными с Великим княжество Литовским, а польский король женился на дочери Гедимина Альдоне. Весной 1325 года в Краков вместе с Альдоной было направлено огромное приданое и более двадцати тысяч освобожденных поляков, плененных за время военных столкновений. В следующем году Гедимин помог польскому королю в его попытке освободить захваченные немцами польские земли в Бранденбургии. Гедимин был не только искусным военачальником, но и прекрасным дипломатом. В 1331 году он захватил Владимир Волынский, но понимая, что не сможет удержать завоеванное, а еще и наживет врага в лице галицко-волынского князя Болеслава-Юрия, он возвратил ему добычу и выдал за него свою дочь Ефимию. Такое умение выигрывать, даже уступая, было одной из характерных черт дипломатии великого князя. Занимаясь военными и дипломатическими делами, Гедимин широко развернул административно-хозяйственную работу. В начале 1323 года он обратился в европейские страны и прибалтийские города с призывом к рыцарям, купцам, ремесленникам и крестьянам переселяться в Великое княжество Литовское, обещая им охрану и заботу. Тех, кто переселился, он щедро наделял землей и освобождал от налогов. Такая политика Гедимина принесла свои плоды. В княжество начали приезжать люди из западноевропейских стран, а также из русских земель, которые в то время были захвачены монголо-татарами. В политической жизни Великого княжества важное место занимали проблемы религии, так как в нем было распространено несколько вероисповеданий. Огромное пространство населяли православные, в северо-западной части проживали литовцы и жемайты, которые были язычниками; здесь жили спасавшиеся от крестоносцев пруссы и ятвяги, сохранявшие свою веру. Переселившиеся из западноевропейских стран католики, также постепенно укрепляли свою веру. Однако главенствующую роль в общественной жизни играла православная церковь. Православные храмы были почти во всех крупных населенных пунктах. В монастырях обучались грамоте дети феодалов, аристократов и зажиточных горожан. Уровень подготовленности служителей православной церкви в Великом княжестве Литовском был очень высок. Об этом свидетельствует перевод в конце XIII века из Полоцка в Тверское княжество в качестве епископов богословов Андрея и Симеона. Великие князья хорошо понимали роль и ценили деятельность православной церкви в укреплении общества, единства государства и развитии его культуры. Предшественник Гедимина Витень уже предпринимал меры по созданию в княжестве отдельной зависимой от константинопольского патриарха митрополии. В 1317 году в результате определенных усилий Гедимина, продолжившего это дело, митрополия была создана. Первым митрополитом в Великом княжестве Литовском был Феофил. Резиденцией его был Новогрудок, а собор Бориса и Глеба стал кафедральным. В 1330 году после смерти Феофила московскому митрополиту удалось опять подчинить себе все епархии Великого княжества и Галицко-Волынской Руси. Тогда Гедимин и Болеслав упросили патриарха назначить в их княжества независимого от Москвы митрополита. В 30-е годы XIV века, когда отношения между Великим княжеством Литовским и Польшим, стали более прохладными, Гедимин начал укреплять границы свего княжества с Польшей. На это ответственное дело он назначил своего сына Кейстута, наделив его самым большим наделом, равным почти всей Польше, в который входили Жемайтская, Трокская, Гродненская, Дрогичинская и Брестские земли. Десять лет отец и сын совместно укрепляли границы, строя замки, крепости и укрепления, в которых во время нашествия неприятеля могли бы укрываться люди. Совершенствовалась организация обороны, делались засеки и завалы. Создавалось народное ополчение, обязательным стал выход на войну всех взрослых мужчин. Теперь каждую крепость охраняла специальная сторожевая служба, воинов которой хорошо вооружали и обучали военному делу. В случае нападения врага каждый знал, что и где он должен делать. Укрепляя границы с Польшей, Гедимин укреплял старые крепости и на границах с орденом строил новые. На левом берегу Вилии он построил замок и основал Вильно, куда в 1323 году перенес столицу Великого княжества из Новогрудка. По его мнению на новом месте столица будет менее уязвима для внешних нападений по сравнению с Новогрудком. Об основании города легенда рассказывает, что Гедимин приехал на охоту со своей свитой в густые леса на берегу Нярис. Он устроился на ночлег на высоком холме, где в Нярис впадает Вильня. Ночью ему приснилось, что на горе появился железный волк, его вой разносился далеко по всей округе. Верховный жрец Лиздейка так истолковал сон: боги велят Гедимину основать здесь город, который будет непобедим, и слава о нем разнесется по свету. Своих сыновей Гедимин наделял землями и помогал им выполнять сложные княжеские обязанности. Так, старший его сын, Мовид получил два княжества – Слонимское и Керновское; среднему сыну Кориату, было отдано Новогрудское княжество с Волковыском и Мстибовом. Младшему, Явнуту, отец отдал Кривоградское с новым замком – крепостью Вильно, а также Ошмянщину, Велкомирщину и Браславщину. Княжившего в Полоцке сына Ольгерда, Гедимин женил на витебской княжне Марии, которая в качестве приданого получила от отца, последнего из княживших Рогволодовичей, Ярослава Васильевича Витебское княжество. От отца Ольгерд получил Кревское княжество. Люборт Гедиминович женился на дочери луцкого князя Андрея Юрьевича и в получил в приданое Луцкое княжество. Еще один сын Гедимина, Наримунт, стал наследником и утвердился в обширном Пинском княжестве. Таким образом Гедимин успешно завершил усилия предшественников и подчинил разрозненные и ослабленные западнорусские княжества. Его власть в первой половине XIV века была распространена почти на все белорусские земли. В 1341 году Гедимин предпринял попытку освободить захваченную крестоносцами крепость Вилюену. К этому времени крестоносцы уже располагали огнестрельным оружием и встретили наступавших сильным огнем. Одна из пуль попала в Гедимина. Весть о его гибели потрясла всю страну. Князя Ольгерда она застала под Москвой, где он осаждал Можайск; Люборта и Кейстута – в походе против короля польского Казимира. Все сыновья, оставив дела, прибыли на похороны отца. Похоронен был Гедимин согласно языческому обычаю.

XVI. ДАНИИЛ, МИНДОВГ И РУСЬ ЮГО-ЗАПАДНАЯ

(продолжение)

Литва и Черная Русь. – Объединительная деятельность Миндовга. – Его крещение и ловкая политика. – Возвращение к язычеству и гибель Миндовга. – Смуты в Литовско-Русском княжении. – Войшелк.

Возвышение Литвы

Между тем как с одной стороны пруссаки и латыши все более и более порабощались оружием двух немецких орденов, Тевтонов и Меченосцев, а с другой ятвяги падали под ударами польских и волынских дружин, два остальных литовских племени, Жмудь и собственно Литва, начали выходить из своего раздробления на мелкие княжения и общины и собираться в один народ, живущий государственною жизнью. Первые шаги к политическому объединению и развитию самостоятельного государственного быта совершились, однако, не в глубине литовских лесов, а на русско-литовской украйне, в стране, где были русские города и смешанное население из кривичей, дреговичей и литвы, в области верхнего Немана с его левым притоком Шарою. Эта область, известная также под именем Черной Руси, составляла уделы отчасти полоцких, отчасти пинских и волынских князей, каковы Новгородок (прозванный потом Литовским), Слоним, Волковыйск, Городно. Усилению Литвы на этой украйне, как известно, более всего способствовала слабость Полоцко-Кривской земли. Князья полоцкие, искавшие союзников во время борьбы за уделы и в войнах с другими русскими князьями, сами призывали литовских вождей, роднились с ними и вступали в тесные связи; чем проложили пути к последующему возвышению Литвы за счет Кривской Руси. То силою оружия, то родственными связями с русскими князьями и принятием православия соседние литовские вожди водворялись в русских областях и, подчиняясь русской гражданственности, начинали новое смешанное поколение литовско-русских князей. Но более всего помог возвышению Литвы на счет соседних с нею русских областей постигший последних татарский погром. Тогда усилились литовские набеги; не ограничиваясь добычею и пленными, многочисленные литовские вожди устремились в разоренные земли и начали захватывать их в свои руки. Остатки жителей, вероятно, тем менее оказывали сопротивления, что им приходилось выбирать между литовским владычеством и более варварским татарским игом. Источники не объясняют нам в точности, каким образом совершился переход почти всей полоцкой земли под литовское владычество. Известно только, что после Батыева нашествия не одна помянутая Принеманская, или Черная, Русь встречается в составе Литовских владений; вскоре мы видим литовских князей в самом Полоцке. Последний известный нам полоцко-русский князь был Брячислав. Летописи упоминают о нем по поводу брака его дочери с Александром Невским (1239).

Князь Миндовг

В это время на литовско-русской украйне является замечательный человек, положивший начало политическому объединению Литвы и соседней с нею Руси. То был Миндовг, в значительной степени обладавший теми политическими качествами, которыми обыкновенно отличаются основатели государственной силы.

Легенды и генеалогические измышления позднейших книжников затемнили историю о первоначальном возвышении Миндовга и его семьи над всеми другими владельческими литовскими родами. Мы находим его уже во главе сильного литовско-русского княжества, обнимавшего Литовскую область на р. Вилии с стольным градом Керновым и Черную Русь с ее средоточием – Новгородком. Он ловко пользуется силами своих русских областей, чтобы расширить свое владычество в собственной Литве, т.е. приводит в зависимость мелких литовских князьков; в свою очередь силы литовские употреблялись им на то, чтобы подчинять соседние русские волости, особенно Кривскую землю. В стольном Полоцке является князем его племянник и подручник Товтивил. Смутное время, наступившее после Батыева нашествия, конечно, немало способствовало его успехам; тем не менее требовалось много находчивости и уменья пользоваться обстоятельствами, чтобы создать новое государство посреди многочисленных литовских владетелей, бесспорно, не желавших потерять свою самостоятельность, и посреди сильных враждебных соседей, каковы два немецких ордена, князья Мазовецкие и особенно Галицко-Волынские. Миндовг понимал главную опасность, грозившую ему со стороны такого соседа, как Даниил Романович, и потому старался жить в дружбе с последним и даже посылал ему иногда на помощь свое войско. Даниил и Василько, как только оправились после татарского погрома, деятельно обратили свое оружие против некоторых соседних литовских племен, которые набегами своими беспокоили их владения. Одновременно с победоносною борьбою против ятвягов, они, в особенности Василько, не раз наносили поражение разным литовским шайкам. Братья, как видно, зорко следили за положением дел на своих северных пределах и до некоторой степени понимали возникавшую с этой стороны опасность для Волынской Руси. Даниил не преминул воспользоваться первым удобным случаем вмешаться в дела литовские и полоцкие, чтобы отнять у Миндовга Принеманскую, или Черную, Русь и вообще разрушить созданную им государственную силу.

Не только многие княжеские роды в Литве из личных видов пытались мешать объединительным стремлениям Миндовга, но и в собственном своем роде он находил князей, не желавших безусловно подчиняться его воле; а потому со свойственною ему жестокостью и неразборчивостью принялся истреблять их всеми возможными средствами. Однажды Миндовг послал воевать Смоленскую землю брата своего Выкинта и двух племянников, Едивида и Товтивила. Последний княжил в Полоцке, а первые двое, по-видимому, были князьями на Жмуди. "Пусть кто что завоюет, тот и возьмет себе", – сказал Миндовг; а в то же время послал с ними двоих воинов с приказанием при удобном случае убить этих родственников. Но родственники проведали об умысле и бежали во Владимир под защиту Даниила и Василька; Даниил был женат (во втором браке) на сестре Товтивила и Едивида. Он не только оказал им Покровительство, но и поспешил воспользоваться ими, чтобы нанести решительный удар могуществу Миндовга. Братья Романовичи попытались составить против него большой союз, в который должны были войти не только почти все его соседи, но и часть Литвы. Они в изобилии снабдили Выкинта серебром и отправили его поднимать на Миндовга ятвягов и Жмудь. В то же время Даниилово посольство отправилось в Ригу склонять к союзу с Выкинтом ливонских немцев, с которыми Галицкий король находился в дружеских сношениях. Немцы, имевшие прежде войну с Жмудским князем, велели сказать Даниилу: "Многих наших братьев погубил Выкинт, но ради тебя заключаем с ним союз". Они понимали, конечно, что Миндовг, успевший уже показать свою силу в войне с орденом, гораздо опаснее Выкинта, и обещали свою помощь. Еще прежде Даниил и Василько послали звать своих союзников, польских князей, и велели им сказать: "Время вооружиться христианам на поганых; благо они сами воюют между собою". Ляхи также обещали приступить к союзу. Даниил и Василько начали военные действия и побрали некоторые города Черной Руси. Товтивил явился в Риге и там принял католическую веру, дабы войти в тесный союз с немцами. Немцы также начали военные действия против Миндовга. Между тем Выкинт поднял часть ятвягов и жмуди.

Крещение Миндовга

Положение Миндовга сделалось критическим. Но в этих трудных обстоятельствах он обнаружил свою находчивость. Как ловкий политик, он постарался разъединить своих врагов. Прежде всего отстали от союза ляхи и вопреки обещанию не приняли никакого участия в войне. Далее, зная соперничество между Рижским архиепископом и Ливонским орденом, Миндовг вошел в тайные сношения с наместником Тевтонского гроссмейстера, или магистром Ливонского ордена, Андреем фон Стирландом, задарил его золотом, серебром, конями и пр.; обещал прислать еще более, если тот убьет или прогонит Товтивила. Магистр велел сказать, что для Миндовга существует одно средство избавиться от беды: это принять католическую религию. Литовский князь изъявил к тому готовность и пригласил Андрея к себе на свидание. Последний приехал в сопровождении многих орденских братьев. Князь принял гостей с большим почетом и угощал их весьма усердно. Тут был заключен мир с орденом, причем Миндовг не только дал обещание креститься, но и уступить ордену некоторые земли; а магистр посулил выхлопотать у папы для него королевскую корону. Посол от Ливонского ордена отправился в Рим вместе с литовским послом и привез ответные грамоты, в которых папа выражал свое удовольствие. Иннокентий IV принял Миндовга под покровительство св. Петра и поручил епископу Кульмскому исполнить обряд крещения и коронования. Магистр вновь отправился к Миндовгу, сопровождаемый блестящею рыцарскою свитою, а также и епископ Кульмский со священниками. В стольном городе Черной Руси, Новгородке, Миндовг и его жена Марта были торжественно окрещены; часть литовской дружины по примеру своего князя также приняла крещение. Затем епископ Кульмский венчал Литовского князя королевскою короною. Это происходило в 1251 году.

Таким образом, объединитель Литвы не только избавился от опасности со стороны немцев, но благодаря покровительству папы получил от них помощь против своих остальных врагов. Он щедро вознаградил своих союзников грамотами, в силу которых уступил ордену разные округи Литвы и Жмуди; но, кажется, он дарил немцам те земли, которые в сущности не только ему не принадлежали, а, напротив, были с ним во вражде.

Политика Миндовга

Товтивил вследствие союза Миндовга с орденом должен был бежать из Риги к дяде своему Выкинту на Жмудь. Он собрал войско из ятвягов и жмудинов; получил помощь от Даниила Романовича и продолжал войну с Миндовгом. Когда перевес оказался на стороне последнего, Даниил и Василько, по просьбе Товтивила, вновь лично напали на соседние Чернорусские области Миндовга с своими дружинами, наемными Половцами и подручными пинскими князьями и начали теснить Литовского короля. Миндовг опять нашел средство выпутаться из трудных обстоятельств. Во-первых, дарами и обещаниями он отклонил ятвяжских и жмудских старшин от Товтивила, так что последний должен был спасаться от них бегством к Даниилу. Во-вторых, он умел поладить с пинскими князьями, которые были недовольны своею зависимостью от Волынского князя, и они плохо стали помогать Романовичам в этой войне. В-третьих, Миндовг обратился к самому Даниилу с просьбою не только о мире, но и родственном союзе, на весьма выгодных для Галицкого короля условиях. После личных переговоров союз этот действительно состоялся при посредстве Миндовгова сына Войшелка. Этому Войшелку отец предоставил в удел часть области Новгородской с городами Слоним и Волковыйск. Сын во время своего княжения здесь отличился необыкновенною жестокостию; русский летописец говорил, будто Войшелк был печален в тот день, когда никого не убил. Но вдруг этот свирепый язычник обратился в христианство, крестился по православному обряду и совершенно изменил свое поведение. Он-то и явился ревностным посредником при заключении мира и родственного союза между своим отцом и Галицко-Владимирскими князьями на следующих условиях: младший из сыновей Даниила, Шварн, женился на дочери Миндовга; старшему сыну его Роману (претенденту на Австрийское герцогство) Миндовг отдал Новгородок, а Войшелк уступил свои города Слоним и Волковыйск. Таким образом, большая часть Черной Руси переходила в род Галицкого князя. Мало того, по требованию последнего Товтивилу возвращен Полоцкий стол. Сам Войшелк после того удалился в один русский монастырь (Полонинский) и там принял пострижение от игумена Григория, который пользовался славою святого мужа. Движимый ревностию к новой вере, Войшелк с благословения Григория отправился паломником на Афон; но смуты и войны, происходившие тогда на Балканском полуострове, помешали ему исполнить свое желание. Он воротился и основал собственный монастырь на реке Немане недалеко от Новгородка.

Даниил тем охотнее помирился с Миндовгом, что их сближала общая опасность от татар. Галицкий князь, конечно, надеялся привлечь Литву к участию в задуманной им борьбе с варварами. И действительно, пока Даниил имел дело с Куремсою, Миндовг оказывал Галицкому королю некоторую помощь. Но преемник Куремсы Бурундай сумел разъединить союзников, заставив Волынского князя помогать себе во время нашествия на владения Миндовга. Кажется, еще прежде того коварный Миндовг уже лишил Романа Даниловича Новгородского удела. После нашествия Бурундая Литва возобновила свои набеги на Волынскую землю; тогда-то Василько одержал упомянутую выше победу при Невеле над воеводою Миндовга.

Около того же времени Миндовг разорвал связи с другими своими союзниками, немцами. Пока они были ему опасны или нужны, он ловко прикидывался их другом и усердным католиком; но, сознавая стремление Тевтонского и Ливонского ордена к постепенному порабощению всего литовского народа, хитрый литвин ждал только случая нанести удар и воротить Литовские и Жмудские области. Прежде жители этих областей, возбуждаемые своими мелкими державцами, сами боролись против единовластия Миндовга; но когда они испытали насильственное обращение в христианство, отнятие земель у туземных державцев и раздачу их духовенству и немецким рыцарям, вместе с десятиной и другими поборами, то скоро возненавидели владычество ордена и стали обращать свои взоры и надежды на великого князя Литовского. Начались народные волнения, которыми Миндовг не преминул воспользоваться. Под его тайным руководством произошли движения в прусских и литовских краях, зависимых от ордена. Однажды толпа литовцев вторглась в Курляндию и начала разорять орденские владения. Отряд рыцарей напал на нее при реке Дурбе, но потерпел совершенное поражение вследствие измены куронов, которые ударили в тыл немцам. По словам орденского летописца (Дюисбурга), рыцари в этот день мужеством своим уподоблялись Маккавеям, но не могли устоять против напиравших со всех сторон врагов. Не менее полутораста орденских братьев и сам магистр Ливонского ордена Бургард фон Хорнхузен легли на месте (1260 г.). Это событие послужило сигналом к восстаниям жмуди, куронов, жемгалы и особенно пруссов. Они принялись разрушать немецкие замки, истреблять латинских священников и изгонять немцев из своей земли и звали на помощь своих братьев литовцев.

Возврат Миндовга к язычеству

Тогда Миндовг решился выступить открыто. И прежде он был христианином только по имени, втайне же продолжал приносить жертвы старым богам и соблюдать все прежние суеверия, а теперь отрекся от христианства и явно воротился к язычеству, вопреки просьбам своей жены. И в этом случае он действовал как политик, ибо видел упорство, с которым литовцы держались старой религии, а также их нелюбовь к нему за принятие христианства. Миндовг сам пошел на помощь восставшим пруссам; а другое войско послал на польских князей, которые находились тогда в союзе с немцами против литовских и прусских язычников. Это войско сильно опустошило Мазовию и вывело оттуда множество пленных; в числе их находился и Конрад, сын мазовецкого князя Семовита, который погиб в этой войне. Между тем и немецкий орден потерпел еще несколько поражений от Миндовга. После одной большой победы литвины и пруссы в благодарность за нее решили принести человеческую жертву своим богам; бросили жребий между пленными, и он упал на одного рыцаря, который и был сожжен живым на коне в полном вооружении. Таким образом Литва, собравшаяся вокруг Миндовга как своего великого князя, не только освободила от немецкой зависимости Жмудь, некоторые части Куронии и Пруссии, но и потрясла самое владычество соединенного Прусско-Ливонского ордена. Только неудачный поход Миндовга в Ливонию, когда новгородцы, вопреки условию, не пришли к нему вовремя на помощь, и внезапная его смерть избавили немцев от дальнейшей опасности; а наступившие затем неустройства в литовско-русских землях дали им время оправиться и упрочить свое владычество.

Убийство Миндовга

Истреблением и изгнанием удельных литовских князей Миндовг уже явно стремился к единовластию и самодержавию; даже близкие его родственники постоянно дрожали за свою безопасность и с нетерпением желали от него избавиться. Миндовг сам накликал на себя гибель следующим неосторожным поступком. У него умерла жена, и он послал звать на похоронные обряды ее сестру, бывшую за Довмонтом, удельным князем Нальщанским. Когда та приехала, великий князь насильно удержал ее, объявив, будто покойная завещала ему взять ее сестру себе в жены, так как она будет ласковее до ее детей, чем какая-нибудь другая женщина. Довмонт горячо вознегодовал на такое оскорбление, но до времени затаил свою жажду мести. Тайно он вступил в заговор с племянником Миндовга Тройнатом, или Тренятою, как его называет Волынская летопись; последний княжил на Жмуди. К этому заговору, по-видимому, приступил и другой племянник, Товтивил Полоцкий. В следующем 1263 году Миндовг послал свое войско за Днепр на Романа Брянского, с которым у него были споры за некоторые Полоцкие и Смоленские земли. В походе должен был участвовать и Довмонт Нальщанский. Но он вдруг объявил другим вождям, что гадатели не велят ему идти; воротился с похода; с дружиной своей и другими заговорщиками внезапно напал на жилище Миндовга и убил его вместе с двумя его младшими сыновьями. Старший сын убитого инок Войшелк, получив известие о сем и опасаясь той же участи, убежал из своего монастыря в Пинск. Поход литовского войска за Днепр оказался неудачен. Роман Брянский в то время праздновал свадьбу самой любимой из своих дочерей, Ольги, с племянником Даниила Романовича, сыном Василька Владимиром. Услыхав о вторжении неприятеля, храбрый Роман выступил навстречу врагам, победил их и, воротясь со славою, докончил брачное празднество.

Литовское княжество после Миндовга – Войшелк

Великим княжеством Литовским завладел глава всего заговора Тренята. Очевидно, дело Миндовга не погибло с его смертию; объединение Литвы и части Руси под верховною властию великого князя пустило глубокие корни. Мы видим; что различные князья ведут борьбу не только за уделы, но и, главным образом, за великое княжение. Союзник Треняты Товтивил Полоцкий также имел притязание заступить место убитого Миндовга. Тренята послал звать Товтивила, чтобы полюбовным соглашением разделить между собою землю Литовскую; а сам умышлял как бы убить его. Товтивил приехал, но с тем же умыслом против Треняты; какой-то полоцкий боярин Прокопий донес о том Треняте, и последний предупредил своего соперника, поспешив отделаться от него убийством. Но он не долго пользовался властию. Четверо конюших Миндовга отомстили смерть своего господина убийством Треняты, на которого они нечаянно напали, когда он мылся в бане. Тогда на историческую сцену снова выступил Войшелк. Он снял с себя монашеское платье и с пинскою дружиною явился в своем прежнем Новгородском уделе; эта область приняла его сторону; он получил также помощь от князей Галицко-Волынских, особенно от Шварна Даниловича, которому приходился шурином (Даниил около того времени скончался). Шварн лично привел ему войско на помощь. Войшелк вокняжился в Литве на месте своего отца. К нему воротилась его прежняя свирепость, и он предался необузданной мести против всех, замешанных в заговоре и убийстве Миндовга. Частью они были захвачены и преданы смерти; а частью спаслись бегством из литовской земли. В числе последних находился и Довмонт, который, как известно, бежал с своею дружиною в Псков, там принял православную веру и потом отличился ратными подвигами при обороне Псковской земли от немцев и своих соотечественников литвинов.

Несмотря на помощь Волынско-Галицких князей, Войшелку, однако, не удалось восстановить власть великого князя Литовского в том объеме, который она получила при Миндовге. Многие удельные владетели Литвы, Жмуди и Кривской Руси снова приобретают самостоятельность; является несколько старших князей, которым подчиняются остальные меньшие. Так, во главе удельных князей Полоцкой и Витебской области после Товтивила находим литовского князя Герденя, независимого от великого князя новгородского Войшелка. В собственной Литве и Жмуди также встречаем некоторых независимых князей. Тем не менее мысль о едином верховном государе не заглохла, и мы видим со стороны наиболее сильных, энергичных князей постоянные попытки осуществить ее, пока она наконец не исполнилась.

В то же время в среде Литовско-Русского мира обнаруживается явная борьба за преобладание между двумя составными его частями: литовскою и русскою: русская религия, язык и вообще русская гражданственность продолжали неотразимо распространяться среди литвинов, особенно между высшим классом. Но со своей стороны и литовское племя выставляло иногда ревностных и энергичных поборников своей народности и старой религии.

В борьбе с соперниками Войшелк преимущественно опирался на русскую помощь и на русское население своих областей. Отличаясь усердием к православию и связанный родством с семьей Даниила, он, достигнув великокняжеского стола, естественно, старался давать перевес всему русскому и самое Новгородско-Литовское княжение ввести в состав, соседней Руси. Так, он по русскому обычаю признал своим отцом, т.е. старшим над собою, Василька Романовича, который по смерти Даниила оставался главою всего рода Галицко-Волынских князей. Мало того, не имея собственного потомства, он усыновил любимого зятя своего Шварна Даниловича; призвал его в свой стольный Новгородок, дабы разделить с ним власть и бремя правления, и объявил его своим наследником. Спустя немного лет Войшелк, несмотря на просьбы Шварна, опять покинул княжий стол, чтобы в монастырском уединении найти успокоение от своих кровавых дел. Он удалился в угровский монастырь св. Даниила, где снова облекся в одежду чернеца; еще жив был его престарелый наставник Григорий, игумен Полонинский; по просьбе Войшелка он приехал к нему и вновь преподал ему правила монашеского жития .


Ипат. летопись, Густын. летопись. Kronika Богуфала и Годомысла Паска (у Белевского, т. II). Hisloria Polonica Длугоша. Kronika Стрыйковского. Kronika Litewska (так наз. Летопись Быховца). Chronicon Livoniae Германа Варнеберга (Scriptores rerum Prussicarum, т. II). Livlandische Reimchronik Дитлиба фон Альнпеке (Scriptores rerum Livonicarum, т. I). Chronicon Prussiae Дюисбурга. Historica Russiae monumenta, т. I (папские грамоты, относящиеся к обращению и коронованию Миндовга №№ LXXXI – ХСШ). Scarbiec diplomatow, poslugujacych krytycznego Vyjasnienia dzieyow Litwy, Rusi Litewskij i osciennych im Krajow Даниловича, т. I. Wilno. 1860. "Русско-Ливонские акты" (См. грамоты, касающиеся Миндовга и Герденя).

Относительно событий Литовской истории в данную эпоху из всех летописных известий, русских, польских, ливонских и прусских, самые достоверные и обстоятельные принадлежат Волынской летописи, которой мы преимущественно и держимся в своей передаче. Ограничиваюсь при этом самым кратким обзором этих событий, потому что темный период Литовско-Кривской истории до появления Гедимина остается пока недостаточно разъясненным; в особенности неясно возвышение Миндовга и его рода, по совершенному недостатку о том источников. Тем не менее фантастическая хронология и генеалогия литовских князей и многие баснословные о них рассказы, встречающиеся особенно у Стрыйковского и Быховца и проникшие отсюда в позднейшую польско-литовскую историографию, в настоящее время уже отвергнуты и отчасти исправлены. Укажу на труды: Боннеля (Russisch-Liwlandische Chronographie. S-Ptrsb. 1829). Беляева ("Очерки истории Северо-Западного края". Вильно 1867). Дашкевича ("Княжение Даниила Галицкого". Киев. 1873) и особенно Антоновича ("Очерк истории Великого княжества Литовского". Киев 1878).

Загрузка...