Строим дом сами

Голубь на святой софии. Кресты на куполах: уникальная коллекция Инвера Шейдаева

На территории Новгородского Кремля сохранились почти все храмы. И здесь находится самый древний, из сохранившихся в современной России - Софийский собор, тот самый, который строил князь Владимир Ярославович.

Стены собора белоснежные, сложены из известняка, собор венчают пять глав, шестая над входной башней.

В соборе покоятся останки шести святых: княгини Ирины, ее сына Владимира, князей Мстислава и Федора, архиепископов Никиты и Иоанна.

Софийский собор не поражает своими размерами и роскошью. София потрясает воображение своей историей - это самое древнее каменное сооружение в России, сохранившееся до наших дней, здание.Этот храм поставили тогда, когда не было на свете Москвы, не существовало собора Парижской Богоматери и лондонского Тауэра, никто не слышал о готических церквах.

В Софии хранилась казна города, ценные книги, здесь велась новгородская летопись, принимали иноземных послов, заключали военные и торговые союзы, оглашали указы. Хотя за тысячу лет собор не раз перестраивался, его первоначальный облик почти не изменился. Высота пятинефного крестово-купольного храма - 38 метров

Голубь, символ Святого Духа, установленный на кресте центрального купола, появился, по легенде, после учиненного Иваном Грозным разгрома: «Летел голубь над Новгородом и новгородцами. Увидел голубь зверства опричников и окаменел. А как слетит голубь с креста, так Новгороду конец…» .

Во время войны в собор попал немецкий снаряд. Крест с голубем упал. После войны когда велась реставрация собора крест с голубем не удалось найти. Поставили новый. Через много лет удалось выяснить судьбу голубя, оказалось, что В Новгороде во время оккупации располагался инженерный корпус испанской «Голубой дивизии», воевавшей на стороне фашистской Германии, и как один из трофеев, крест главного купола был вывезен в Испанию. Долгое время Софийскмй купольный крест находился в часовне музея Военно-инженерной академии Испании в Мадриде, а 16 ноября 2004 года в Храме Христа Спасителя он был возвращён Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II министром обороны Испании и сейчас размещён внутри Софийского собора.

Ещё одна легенда гласит:
В 1045 году собор Святой Софии начали расписывать греческие мастера. Они должны были изобразить на своде храма Спаса Вседержителя с простертой правой рукой. Иконописцы приступили к делу, изображая Христа по православным канонам: «написаша образ Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа со благословляющею рукою». Но наутро все увидели не благословляющую, а сжатую в кулак руку. Трижды переписывали образ мастера, изображая Иисуса с благословляющей правой рукой, и трижды наутро рука оказывалась сжатою. И когда на четвертый день иконописцы опять решили переписать руку, услышали они повелевающий с небес голос: «Писари, о, писари! Не пишите мя с благословляющею рукой, напишите мя со сжатою рукою, аз бо в сей руце моей Великий Новгород держу; а когда рука моя распространится, тогда будет граду сему скончание...»

Магдебургские (Корсунские, Плоцкие, Сигтунские) врата - парадные бронзовые ворота Софийского собора. Они расположены на его западном фасаде и открывают проход в храм через Корсунскую паперть. В настоящее время они открываются только во время праздников, когда службу ведет архиепископ Новгородский и Старорусский. Изготовлены в XII в. немецкими мастерами из г. Магдебурга.

Врата покрыты многофигурным рельефом со сценами библейской истории, бытовыми сценками. Над фигурами вырезаны поясняющие латинские надписи, а под ними - их перевод на русский язык. В нижней части левой створки дверей фигуры двух мастеров-литейщиков, Риквина и Вайсмута. В руках мастеров - молот и клещи. Латинская надпись «Риквин меня сделал», показывает, что это мастера, изготовившие врата. Среди изображений людей на створках находятся фигуры магдебургского епископа Вихмана (1152-1192) и плоцкого (Польша) епископа Александра (1129-1156). Судя по всему, ворота были изготовлены по их заказу, в 1152-1156 гг. По месту изготовления врата называются Магдебургскими, или Полоцкими.

А вот с другой стороны видно изменения которые внёс русский мастер который по видимому устанавливал эти ворота. На месте декоративного столбика, припаяна пластинка с изображением третьего мастера. Русская надпись над головой фигуры: «Мастер Авраам» - позволяет считать этого третьего мастера новгородским литейщиком, который смонтировал ворота после доставки в Новгород, и дополнил их декор новыми элементами (фигурами и древнерусскими надписями).

Ручки дверей изображают Ад пожирающий грешников.

Недалеко от кремля находится церковь Власия.

Покровский собор.

Преамбула.

Ирина Евгеньевна Ефремова , студентка 3 курса юридического направления подготовки негосударственного образовательного учреждения Современной Гуманитарной Академии (Москва) Новгородского филиала.

Доклад.

ИЗ ВОЕННОЙ ИСТОРИИ СОФИЙСКОГО КРЕСТА

Господин Великий Новгород - один из крупнейших торговых городов Северной Европы, возник на месте одного из древних центров Руси. В незапамятные времена на берегу озера Ильмень стоял город Словенск. Затем неподалеку построили новый город - Новгород. В XI веке здесь правил сын Великого князя Киевского Ярослава Мудрого, Владимир Ярославич. По примеру батюшки, он решил распространить "премудрость Божию" и возвел в 1045 - 1050 годах в стольном граде храм Святой Софии. Это здание, сложенное из каменных глыб и не оштукатуренное, со свинцовой крышей в виде боевого шлема, производило неизгладимое впечатление. Новгородцы сразу же признали собор своим духовным центром. Они говорили: "Где София, там и Новгород". С ее именем купцы отправлялись в торговые экспедиции. И в бой шли с ее же именем на устах. Софийский собор в Новгороде считается древнейшим в современной России православным храмом. После революции собор использовался как музейный комплекс, а в начале 90-х годов был возвращен Новгородской епархии. Патриарх Московский и всея Руси Алексий лично освятил храм 16 августа 1991 года. Главный купол древнейшего храма России новгородского Софийского Собора -- с давних времен имеет необычайное завершение: крест, увенчанный свинцовой фигурой голубя -- символа Святого Духа. Предание возводит его появление ко временам Иоанна Грозного, когда государь Всея Руси, заподозрив в вольном городе заговор против себя, учинил кровавую расправу над его жителями. Паривший над новгородской землей голубь, узрев жестокую картину гибели тысяч неповинных людей, спустился на ее главный крест, осенив золотым свечением купол и застыв там навеки. С тех пор новгородцы связывали с его присутствием Божественное покровительство древнему городу, говоря: "Как голубь слетит с креста, тут и Новгороду придет конец". Главный крест Софийского собора -- важная историческая реликвия, с которой связаны древние предания. Известно о его неоднократных чинках во время ремонтов храма. Купольный крест с Софийского кафедрального собора был реставрирован мастерами в конце 19 века. Высота его превышает два метра, ширина составляет около полутора метров. В годы Великой Отечественной войны случилось так, что во время одного из авианалетов или артобстрелов города 15 августа 1941 года крест с голубем был сбит и завис на металлических крепежных тросах. Комендант города Новгорода капитан Байоль распорядился его снять. Затем испанцев, потерявших здесь до 5 тысяч убитыми, перебросили под Ленинград, откуда отозвали домой. Великий Новгород был освобожден в январе 1944 года, после чего специальные комиссии стали выявлять, что было вывезено оккупантами. Как раз тогда впервые и было замечено, что на разбитом куполе Софийского собора нет древнего символа города - креста с голубем. Его так и не нашли, отлив после войны новый. Через полвека после этих событий в Испании была создана Ассоциация родственников пропавших бойцов "Голубой дивизии". Ее центр расположился в Толедо, а руководителем организации стал адвокат Фернандо Поллонио, написавший книгу "Красный снег" о судьбах земляков в военном Новгороде. Именно он первый из испанцев обнаружил здесь останки своего дяди, которые перевез на родину. Работая вплотную с поисковиками экспедиции "Долина", Фернандо и его брат Мигель узнали много новых исторических фактов - в том числе и о таинственной пропаже купольного креста с Софийского собора. Факт перемещения исторической ценности подкреплен официально, в "Ассоциации пропавших бойцов "Голубой дивизии" имеются фотодокументы, запечатлевшие испанских солдат в разрушенном Новгороде рядом с реликвией. Точное местонахождение исчезнувшего из страны креста оставалось неизвестным для россиян в течение нескольких послевоенных десятилетий. Представители испанской Ассоциации без вести пропавших в России выступили с предложением восстановить эту историческую справедливость. Руководитель ассоциации - Фернандо Поллонио - племянник первого испанского солдата, чьи останки были вывезены из России после войны - уверен, что древнерусский крест должен был вернуться в Великий Новгород. Связанная с поисками реликвии история говорит о том, что в ноябре 2002 г. губернатор Новгородской области М. М. Прусак обратился к посольству РФ в Испании с просьбой установить точное местонахождение святыни. Посольству удалось выяснить, что крест находится в часовне музея Военно-инженерной академии Испании под Мадридом близ города Бургоса. Настоятель кафедрального Софийского собора, архиепископ Новгородский и Старорусский Лев, получив сведения о местонахождении купольного креста, при встрече с президентом России В. В. Путиным, осведомился о возможности возвращения этой исторической реликвии в Новгород. В результате переговоров российского президента и короля Испании испанская сторона приняла решение передать крест Софийского собора России. Церемония передачи креста состоялась 16 ноября 2004 г. в Храме Христа Спасителя на открытии Первого международного фестиваля православных Средств массовой информации. Акт передачи новгородской святыни Патриарху Московскому и Всея Руси Алексию II проходил при участии министров обороны обеих сторон. Возвращение купольного креста собора Софии Премудрости Божией свидетельствует о восстановлении преемства исторической судьбы Великого Новгорода, о возвращении новгородцев под спасительную сень Креста Господня, под покров Его милости и заступления. Крест главного купола Собора Святой Софии был передан Архиепископу Великого Новгорода и Старорусскому Льву и 17 ноября 2004 года доставлен в Великий Новгород накануне праздника преподобного Варлаама Хутынского, 19 ноября. Поэтому софийская святыня первоначально пребывала в Спасо-Преображенском соборе Хутынского монастыря. В Софийский собор крест торжественно перенесли 10 декабря -- на празднование великой православной святыни, иконы "Богоматерь Знамение". Золоченый крест Софии с венчающим его голубем перед началом праздничной литургии, которую совершил владыка Лев, был установлен на солее у главного иконостаса, справа от иконы "Богоматерь Знамение". По заказу Новгородской администрации была изготовлена точная копия найденного в Испании креста. Она передана испанской стороне взамен оригинального. Крест же, ныне находящийся на центральном куполе, изготовлен в 2006 году и установлен 24 января 2007. Крест из меди изготовил известный новгородский мастер Виктор Корнилов. Кованый крест представляет собой почти точную копию того, который был установлен на Софийском соборе после Великой Отечественной войны. Снятый с купола предыдущий крест эксперты признали не подлежащим реставрации. Единственным значительным отличием нового креста стала традиционная для Православия перекладина посередине. Этой перекладины не было на кресте послевоенных времен. И в современных условиях для жителей Новгорода Софийский собор -- это, прежде всего, главный храм города, сыгравший важнейшую роль в его истории. Новгородцы очень почитают эту православную святыню и относятся к ней с большой любовью. Таким образом, сейчас известны три Софийских креста: - оригинальный крест стоит в Софийском соборе возле иконы Богоматери Знамения; - на куполе Софийского собора, который изготовлен в 2006 году; - в Испании в часовне музея Военно-инженерной академии Испании под Мадридом близ города Бургоса.

Собор святой Софии – древнейший храм Великого Новгорода. Он был построен почти тысячу лет назад по велению князя Владимира сына Ярослава Мудрого. Это главный собор Новгородской земли. В нём хранили городскую казну, принимали послов, заключали военные союзы. На площади перед храмом собиралось новгородское вече. Жители выбирали своих старейшин, справедливых и мудрых правителей Великого Новгорода. Шесть куполов собора напоминают очертания древнерусских шлемов. На центральном золочёном куполе возвышается крест с фигуркой голубя. Голубь сидит на соборе уже более четырёх веков.

В 1570 г. к Ивану Грозному пришёл из Новгорода монах и заявил, что новгородцы хотят перейти под власть польского короля. И даже написана грамота королю, и лежит она в соборе Святой Софии за иконой Божьей Матери. Поверил царь лживому доносу, разгневался на новгородцев и пошёл с войском в Новгород. Жестоко расправился грозный царь с новгородцами. Пять недель опричники грабили и жгли город и его окрестности, истребляли скот и убивали людей.

По преданию в Новгород залетел голубь и сел отдохнуть на крест собора Святой Софии. Увидел голубь зверства опричников и окаменел от ужаса. Разорив город, царь с войском ушёл. Позже одному из новгородцев было видение Пресвятой Богородицы. Она сказала, что голубь будет охранять город, но когда слетит с креста – Новгороду беда.
Во время Великой Отечественной войны в 1941 г. крест с голубем был сбит артиллерийским снарядом. Фашисты почти полностью разорили город. Испанские солдаты вывезли этот крест из России и поместили его в музей военно-инженерной академии Испании. В 2004 г. по просьбе настоятеля собора Святой Софии крест был возвращён в Великий Новгород. Сейчас настоящий крест с голубем находится внутри собора, а на центральном куполе установлена точная его копия.

Сотни паломников приходят в собор Святой Софии поклониться святыни. В соборе три иконостаса 14 – 16 вв. Здесь находится чудотворная икона 12 века – Знамение Божьей Матери, покоятся мощи князя Владимира – основателя храма и его святителя. Величественный храм – древний хранитель русской истории в Великом Новгороде – собор Святой Софии.

На кресте центрального купола находится свинцовая фигура голубя - символа Святого Духа. По легенде, когда в 1570 году Иван Грозный жестоко расправился с жителями Новгорода, на крест Софии присел отдохнуть голубь. Увидав оттуда страшное побоище, голубь окаменел от ужаса. После Богородица открыла одному из монахов, что этот голубь послан в утешение городу - и пока он не слетит с креста, город будет им храним.

Фрагмент барабана центрального купола с утраченными фресками

5 июля 1942 года, во время артобстрела советскими войсками немецкой комендатуры, которая располагалась в Кремле (по сведениям разведки, в этот день должно было съехаться высшее фронтовое командование немецких войск), погибло изображение Спаса Вседержителя (роспись 1109 года) в центральном куполе собора, повреждены фрески в барабане, местами были пробиты своды и стена.

Во время обстрела было выпущено 80 снарядов, 5 из которых легли на собор. По приказу немецкого командования, по давно уже разработанному плану, из Новгорода во Псков, Ригу и Германию были вывезено множество произведений искусства, среди которых были также ценности из Софийского собора: иконостасы, мозаичные плиты и пр.

Повисший на цепях главный крест собора по приказу коменданта города был снят. Золотая обшивка повреждённого купола пущена солдатами на сувениры, которые отправлялись на родину (табакерки, посуда и т. д.). В Новгороде в то время располагался инженерный корпус испанской «Голубой дивизии», воевавшей на стороне фашистской Германии. Крест, как трофей, ими был вывезен в Испанию. По запросу губернатора Новгородской области к посольству Испании в России в 2002 году было выяснено, что крест находится в часовне музея Военно-инженерной академии Испании в Мадриде. Настоятель кафедрального Софийского собора, архиепископ Новгородский и Старорусский Лев, получив сведения о местонахождении купольного Софийского креста, при встрече с президентом России В. В. Путиным осведомился о возможности возвращения креста в Новгород. В результате переговоров российского президента и короля Испании испанская сторона приняла решение передать крест Софийского собора России.


В еличественный Софийский собор, главный храм Великого Новгорода, завораживает своей мощью. Словно каменное воплощение русского богатыря, стережет он покой города. Со дня своего основания собор, иначе еще называемый Софией Новгородской или Святой Софией, является городским символом. Выстроенная в середине 11-го века князем Владимиром Ярославичем София Новгородская – единственный храм тех времен, сохранившийся в России.

Стены собора, достигающие в толщину 1, 2 метра, были выложены из известняка разных оттенков, что придавало Святой Софии особую красоту. Позже храм был оштукатурен и выкрашен в белый цвет. Изначально все шесть куполов Софийского собора были покрыты свинцовыми листами. В 15-ом веке главный купол обили позолоченной медью, благодаря чему собор приобрел еще более торжественный вид.

Выполненный в византийском ключе собор, тем не менее, обладал собственным неповторимым обликом. Суровая сдержанность в деталях, благородство выверенных пропорций, монолитность тесно поставленных куполов – все это создавало впечатление мощной энергетики, заключенной в образе храма.

В целом, стиль собора органично сочетался с северной природой. Немудрено, что именно он стал предтечей каменного зодчества Северо-западной Руси, именно этот архитектурный стиль еще много столетий царил в этих краях.

С Софийским собором, древнейшим архитектурным и историческим памятником России, связано несколько интересных легенд. Вот они:

1. Голубь на кресте

Софийский собор, голубь

Крест основного купола Софии Новгородской украшает голубь. Согласно преданию, появилась фигурка птицы там неслучайно. В 1570 году царь Иван Грозный безжалостно подавил бунт жителей Новгорода. В самом разгаре ужасной расправы на крест храма сел голубь и окаменел от страха. Примерно в это же время один из местных монахов увидел сон, в котором Богородица просветила его насчет голубя. По ее словам, птица была послана Новгороду в знак защиты. «Пока голубь будет на кресте Святой Софии, быть и городу в безопасности.»


Голубь на кресте Софийского собора

П римечательно, что крест вывезли во время Великой Отечественной войны в Испанию. В войне на стороне Третьего Рейха принимали участие также добровольцы из Испании — так называемая «Голубая дивизия». (Дивизия обрела своё название по синим рубашкам - форме ультраправой партии — Испанская Фаланга). Во время одного из советских артобстрелов несколько снарядов попали в центральный купол Святой Софии, и крест сильно наклонился вниз. Религиозные испанцы решили святыню увезти, потому что им казалось, что в большевистской России святыни оскверняют. Долгие годы он стоял в Инженерной академии. Под ним была надпись, что этот крест находится на хранении в Испании и вернётся в Россию, когда исчезнет безбожный большевистский режим.

Вернулся он в родной город относительно недавно, в 2004 году, будучи обмененным на точную копию.

2. Чудеса иконы

Вторая легенда связана со святыней города «Знамение Пресвятой Богородицы», хранящейся в Софийском соборе. На иконе изображена Дева Мария, с поднятыми к небесам руками и с младенцем Иисусом на груди.

Во время столкновения 1169 года новогородцев с суздальцами, преимущество было на стороне последних. Горожане могли лишь уповать на чудо. И оно произошло!

Настоятель Софийского собора Иоанн несколько дней молился, взывая к Господу о помощи. Наконец настоятель услышал голос, который повелел ему перенести икону Богородицы из храма на крепостную стену Новгорода. Иоанн немедленно пошел за ней и тут, управляемые невидимой рукою, зазвонили соборные колокола. Икона была установлена на стену, и сразу стрелы противника воткнулись в изображение Девы Марии. После чего икона сама обратилась лицевой стороной к Новгороду и с нее потекли слезы… Одновременно, на суздальцев нашел морок, они стали избивать своих же товарищей. В ужасе и смятении враг бежал. Неизвестно, насколько верна легенда, но и сейчас на иконе видны следы от стрел.

Икона Знамение Пресвятой Богородицы

3. Правая рука Иисуса

Согласно летописям, в 1045 году греческие иконописцы начали расписывать свод Софийского собора. Необходимо было создать изображение Иисуса Христа с благословляющею рукою, согласно православному канону. Мастера начали свою работу, но утром изображенная ими правая рука Иисуса оказалась сжатой в кулак. Три раза заново переписывали иконописцы Христа, и все три раза утром рука Спасителя была сжатой. На четвертый раз попыток мастера услышали с небес:

«Писари, о, писари! Не пишите мя с благословляющею рукой, напишите мя со сжатою рукою, аз бо в сей руце моей Великий Новгород держу; а когда рука моя распространится, тогда будет граду сему скончание…»

Гораздо позже, в 1941 году изображение Иисуса Христа под главным куполом храма было уничтожено немецким снарядом. Рука Спаса Вседержителя, образно говоря, оказалась разжатой, и город превратился в руины…

4. «Безухий» колокол Святой Софии


Царевич Иван на прогулке с опричниками. Худ. М. Авилов

Следующая легенда была связана с колоколом Святой Софии. Как-то раз царь Иван Грозный направлялся в храм на обедню. Только его конь зашел на мост над Волховом, как звонарь, желая угодить царю, чересчур усердно ударил в колокол. Испугавшись громкого звона, жеребец чуть было не опрокинул всадника в реку. Рассвирепев, царь повелел отсечь «дерзкому» колоколу уши так, что осталась одна лишь средняя петля. Несмотря на это, колокол, получивший прозвище «безухий», еще долго служил храму.

Загрузка...